Налоговая система и пути ее совершенствования в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 11:14, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучить действующую налоговую систему в Российской Федерации, ее структуру, принципы, механизмы, реформирование и пути совершенствования.

Задачами данной курсовой работы является, рассмотрение основ налоговой системы РФ, принципы и сущность налогов, их классификация, а также структура, принципы, механизмы и правовое регулирование налогообложения в стране. Наиболее важной задачей данной работы является анализ реформирования и совершенствования налоговой системы РФ. налоговый система регулирование

Файлы: 1 файл

Налоговая система РФ и пути ее совершенствования.docx

— 60.27 Кб (Скачать файл)

 

Внесены также предложения  по изменению налогового законодательства говоря о части первой Налогового кодекса РФ, о состоянии налогового администрирования, следует отметить, что с 1 января 2007 года введены в  действие поправки в НК РФ, внесенные Федеральным законом № 137-ФЗ от 27 июля 2006 года. Основной идей закона, предусмотренной законодателем, является обеспечение баланса прав и интересов налогоплательщиков и контролирующих органов. Чтобы, с одной стороны, избавить налогоплательщика от излишнего административного воздействия, с другой стороны, предоставить налоговым органам достаточные полномочия по контролю за соблюдением законодательства.

 

Говоря о совершенствовании  мер по повышению собираемости налогов, нельзя не упомянуть о необходимости  усиления налоговой дисциплины и  упорядочении системы ответственности  за налоговые правонарушения. Санкции  за совершение налоговых правонарушений должны быть достаточно жесткими, чтобы  побудить налогоплательщика исполнять  налоговое законодательство, но в  то же время эти санкции должны быть соизмеримыми с допущенным правонарушением, чтобы привлечение к ответственности  за то или иное правонарушение не приводило  бы к прекращению хозяйственной  деятельности налогоплательщика. Особое значение имеет внедрение в практику работы налоговых органов паспортов  регионов, как действенного инструмента  для объективного определения налоговой  базы - расчеты налоговой базы будут  являться дополнительным источником информации о положении дел в регионах. Настало время ввести в практику работы налоговых органов работу не только с крупнейшими налогоплательщиками - монополистами, но и с налогоплательщиками, обеспечивающими основную часть  поступлений налогов и сборов в субъектах Российской Федерации. Эта работа позволит устанавливать  обоснованные задания по мобилизации  доходов в федеральный бюджет по субъектам Российской Федерации  и прогнозировать поступления доходов  в бюджет в течение года. Кроме  того, необходимо активнее использовать предусмотренную Налоговым кодексом возможность привлекать к ответственности  головные организации за неуплату налогов  в бюджет их филиалами и иными  обособленными подразделениями.

 

3.3 Пути совершенствования  налоговой системы РФ

 

В экономической литературе сложились две точки зрения на процесс совершенствования налоговой  системы в России. Одни экономисты предлагают коренную ломку старой налоговой системы и создание новой: другие считают, что сложившаяся в стране трехуровневая налоговая система должна быть усовершенствована путем устранения недостатков.

 

Налоговая система России плохо увязана с развитием  экономики и деятельностью непосредственных субъектов - предприятий. Она развивается  сама по себе, а предприятия, испытывая  ее чрезмерное давление, сами по себе. Многие поставлены на грань банкротства. При этом предприятия заинтересованы в получении минимальной прибыли, чтобы избежать высокого налогообложения. Экономика как никогда становится затратной. Этому способствует и  почти полное отсутствие конкуренции  при свободном ценообразовании. В данной ситуации одной из важнейших  составляющих оптимизации налоговой  системы России выступает резкое усиление ее стимулирующего воздействия  на экономику.

 

Налоговая система должна быть повернута к производству, стимулируя его рост и тем самым, увеличивая базу налогообложения. Она же всецело  зависит от массы произведенной  продукции. Весь мировой опыт свидетельствует  о том, что, достигнув определенной точки роста, налоги должны затем  снижаться, иначе у плательщиков налогов уменьшается стимул к  производственной и иной деятельности, появляется соблазн укрывать свои доходы. Такая сегодняшняя близость к  критической точке налоговых  изъятий заставляет всесторонне  анализировать ситуацию и искать оптимальный уровень ставок налога.

 

В настоящее время налоговая  система РФ характеризуется нестабильностью, противоречивостью законов и  подзаконных актов, создающей возможность, а порой просто необходимость  их толкования. Это отпугивает иностранных  инвесторов, создает серьезные препятствия  в работе отечественных производителей. Не способствует притоку инвестиций и крайне суровая система финансовых санкций, не делающая различий между  умышленными и случайными налоговыми нарушениями. Практически простая  бухгалтерская ошибка и злостное укрытие доходов с целью избежать налогообложения караются одинаково.

 

Налоговый кодекс должен внести ясность во многие вопросы. Прежде всего  он призван стабилизировать систему  налогов по крайней мере в пределах финансового года, а впоследствии данный интервал должен увеличиваться. Предстоит полностью искоренить порочную практику принятия законов  о налогах с обратным ходом  действия. Все изменения должны производиться  только вместе с формированием бюджета  на будущий год и заранее становится известными налогоплательщику. Готовящиеся  проекты следует широко обсуждать  с привлечением специалистов, включая  и стороны налогоплательщиков, как  это делается во многих развитых странах.

 

Налоговому кодексу предстоит  создать единую комплексную систему  в стране, устранить противоречия, четко определить функции полномочия и ответственность всех уровней  власти в проведении налоговой политики. Следует найти наиболее оптимальные  соотношения прямых и косвенных  налогов, налогов на доходы и налогов  на капитал, налогов на юридических  и на физических лиц. Необходимо дифференцировать финансовые санкции в зависимости  от характера налогового правонарушения, установить их классификацию и признаки.

 

Налоговая политика всегда была оперативным инструментом государства  для регулирования экономики  и проведения социальной политики. Прошлый год не был исключением  в части налогового законотворчества -- было продолжено совершенствование  и развитие налоговой системы  России. В нашей стране продолжается реализация приоритетных национальных проектов. Граждане самостоятельно, за счет своих доходов строят жилье, оплачивают лечение, образование детей. Для реализации названных приоритетных проектов государством осуществляется материальная поддержка, в том числе  и через налоговые льготы.

 

Налоговая система России в настоящее время находится  на завершающем этапе своего реформирования. Основные меры по совершенствованию  налоговой системы, направленные на ее упрощение, повышение справедливости и экономической обоснованности взимаемых налогов и сборов, а  также на снижение налоговой нагрузки, были осуществлены в 2001-2005 гг. Реформирование налоговой системы осуществлялось в тесной увязке с проведением  бюджетной реформы и существенными  изменениями в системе межбюджетных отношений. Создание для налогоплательщиков максимально комфортных условий для уплаты налогов и сборов. С учетом изложенного выше в ближайшие годы будут реализованы следующие основные меры, направленные на совершенствование законодательства о налогах и сборах:

 

Основные меры, предлагаемые к реализации в 2008-2009 гг.:

 

· введение специальной регистрации  налогоплательщиков НДС с выдачей "свидетельства участника НДС-оборота";

 

· дифференциация, начиная  с 2008 года ставок акцизов на бензин в зависимости от его качества, имея в виду установление более низкой ставки на высококачественный бензин и более высокой налоговой  ставки на бензин низкого качества;

 

· индексация, начиная с 2008 года специфических ставок акцизов  в соответствии с прогнозируемым на 2007 год уровнем инфляции (кроме  акцизов на бензин и дизельное  топливо по которым индексация не производится, а также акцизов  на сигареты), а начиная с 2009 года - индексация всех специфических ставок акцизов (кроме акцизов на сигареты) в соответствии с уровнем инфляции, прогнозируемым на 2008 год;

 

· ежегодное увеличение в 2008-2009 гг. ставок акциза на сигареты на 20 % по сравнению с уровнем 2007- 2008 годов;

 

· введение, начиная с 2008 г. специфических ставок НДПИ в отношении  некоторых иных кроме нефти видов  полезных ископаемых;

 

· совершенствование применения сбора за пользование объектами  животного мира и водными биологическими ресурсами.

 

В настоящее время проходит налоговая реформа, которая не направлена на кардинальные изменения действующей  системы налогов и сборов, а  она в основном сводит множество  законодательных документов в единое русло. Ее целью является, прежде всего, упорядочивание существующих норм, а  так же введение новых изменений, которые сделают налоговую систему  России более эффективной и менее  запутанной, иначе она будет все  более и более вызывать массовое недовольство и справедливые нарекания  со стороны отечественных товаропроизводителей, иностранных инвесторов, граждан.

 

 Заключение

 

Рассмотрев все выше сказанное, можно сделать следующие выводы.

 

Налоговая реформа для  гражданина должна обеспечить:

 

· установление налогового бремени соразмерного платежными способностями  населения;

 

· невозможность необоснованного  и неравного повышения налоговой  нагрузки;

 

· прозрачность налоговой  системы, в том числе в части  контроля за расходованием средств, поступающих в бюджет в виде обязательных платежей;

 

· создание партнерских отношений  с государством, основанных на принципе взаимности прав и обязанностей;

 

· возможность влияния  на налоговую политику государства.

 

Налоговая реформа для  государства должна обеспечить:

 

· формирование налоговой  системы, реально способствующей повышению  экономической активности всех участников экономического процесса;

 

· обеспечение бюджетов всех уровней надежными источниками  доходов;

 

· установление единой системы  налогового администрирования в  рамках единой вертикали власти;

 

· получение надежного  инструмента государственной политики для разрешения региональных противоречий, в том числе проблем дотационных  регионов.

 

Успех проведения налоговой  политики в России во многом зависит  от того, насколько согласовано будут  предприниматься усилия в этом направлении  различных государственных структур, чья деятельность так или иначе  связана с реформированием налоговой  системы Российской Федерации. России нужна всеобъемлющая концепция  налоговой политики государства, которая  бы, определив цель политики, закрепила  определенные приоритеты в этом направлении  и наметила пути реформирования налоговой  системы Российской Федерации. Концепция  налоговой реформы должна стать  ориентиром, призванным сопровождать разработку налоговых законопроектов в ближайшие несколько лет, должна стать объединяющим началом в  деятельности различных ветвей власти по реформе налоговой системы.

 

Реформирование налоговой  системы должно проходить таким  образом, чтобы система налогообложения  не только не мешала развитию российской промышленности, но и стимулировала  повышению конкурентоспособности  российской экономики. В этой связи  следует отменить налоги, лежащие  непомерном грузом на производственных предприятиях. Отмене подлежат, прежде всего, налоги, у которых в качестве объекта налогообложения выступает выручка от реализации товаров (работ, услуг). Руководствуясь принятыми на себя международными обязательствами. Российская Федерация не должна вводить каких-либо дискриминационных налоговых мер в отношении зарубежных товаров. В целом система - налогообложения операций с отечественными и импортными товарами должна быть единой, эта мера направлена на усиление конкуренции на внутреннем рынке, что должно привести к улучшению качества предлагаемых российских товаров. При этом государство оставляет за собой право на использование протекционистских мер, однако осуществляться они должны путем изменения ввозных пошлин.

 

Россия переживает сейчас жесточайший экономический кризис. Как это ни парадоксально звучит, но именно сейчас наступает время  перемен. Необходимы комплексные преобразования во всей структуре российской экономики. Эффективная налоговая система  является одной из важнейших составляющих экономического процветания страны. Об этом можно судить по зарубежным странам, где обсуждение налогов  давно уже занимает почетное место  среди экономического планирования.

 

Система налогов и сборов служит инструментом экономического воздействия  на общественное производство, его  структуру и динамику, размещение, ускорение научно-технического прогресса. Налогами можно стимулировать или, наоборот, ограничивать деловую активность, а, следовательно, развитие тех или  иных отраслей предпринимательской  деятельности. Можно создать предпосылки  для снижения издержек производства и обращения частных предприятий, для повышения конкурентоспособности  национальных предприятий на мировом  рынке. С помощью налогов можно  проводить протекционистскую экономическую  политику или обеспечить свободу  товарному рынку. Налоги создают  основную часть доходов государственного и местных бюджетов, давая возможность  финансового воздействия на экономику  через расходную часть. Недостаток нашей налоговой системы - это  ее нестабильность. Налоги вводятся и  тут же отменяются, не проработав и  года.

 

Не стабильное положение  в налоговой системе усугубляет экономический кризис, для выхода из которого необходимо, как можно  скорее, наладить налоговую систему, что позволит предприятиям работать в нормальных условиях.

Информация о работе Налоговая система и пути ее совершенствования в РФ