Экономический
факультет
Кафедра экономической
теории
Курсовая работа
по макроэкономике
на тему:
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА
РОССИИ И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА НАЦИОНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО
Содержание
Введение ………………………………………………………………………………………………………. |
3 |
- Теоретические аспекты формирования
налоговой системы и её влияние на макроэкономическое
равновесие………………………….
|
5 |
- Налог: понятие, виды и функции……………………………….……………………...
|
5 |
- Налоговая система: сущность,
структура, функции в экономике ......
|
7 |
- Налоговая система РФ: проблемы и пути
оптимизации…………………….
|
12 |
- Формирование налоговой системы
Российской Федерации.…………..
|
12 |
2.2 Пути реформирования налоговой системы
России…………………………. |
23 |
Заключение …………………………………………………………………………………………………… |
30 |
Список использованных источников и
литературы …………………………………….. |
35 |
|
|
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования, осознание
тенденций и перемен в хозяйственной жизни,
введение их в русло, обеспечивающее поступательное
развитие экономики и общества, является
одной из наиболее приоритетных задач
государства. Эту задачу государство реализует
стандартным набором инструментов регулирования
экономики, одним из которых является
налоговая система.
Для России проблема влияния налоговой
системы на производство на макроэкономическом
уровне особо актуальна. Посткризисное
восстановление экономики в последние
три года, выразившееся в росте производства,
поддерживалось благоприятной ситуацией
на внешнеэкономических рынках, расширением
экспорта. В текущий период, в период исчерпания
действия этих факторов (о чем свидетельствует
неравномерность экономической динамики
на протяжении последних полутора лет),
экономика наиболее чувствительна к воздействию
налоговых мер. Именно экономически эффективное
налоговое воздействие способно качественно
и достаточно быстро трансформировать
тенденцию роста экономики, роста производства
в устойчивую траекторию.
Степень разработанности проблемы. Заявленная
проблема налоговой системы как регулятора
процессов воспроизводства имеет низкую
степень разработанности, ограниченную
указанием на наличие такой роли в воспроизводстве.
О воздействии налогов на народное хозяйство
писали представители классической школы
политической экономии -У. Петти, Ф. Кенэ,
А. Смит, Д. Рикардо. Обоснование налогов
как одного из воспроизводственных факторов
содержится в работах таких экономистов
как Э. Сакс, Ж.Б. Сэй, С. Сисмонди, Дж. С.
Милль, в дальнейшем на это также указывали
Э. Селигман, Г.П. Солюс.- Экономическое
влияние налогов исследовали Дж. Кейнс,
Ф. Хайек, А. Пигу, А. Лаффер, М. Фридмен,
Э. Хансен, Дж. Стиглиц. Среди современных
российских авторов этой проблеме уделяют
внимание С. Глазьев, Т. Юткина, В. Пансков,
Е. Ясин, Ю. Петров, Д. Аширов, С. Пепеляев,
Н. Решетников и другие. Следует отметить
прогрессивный подход к исследуемой проблеме,
обозначенный Г. Грефом в проекте его программы
российских экономических реформ.
В то же время, в силу преобладания конкретноэкономических
подходов и правовых аспектов, практически
не уделено достаточного внимания общетеоретическому
экономическому анализу влияния налоговой
системы на национальное производство.
Необходимо также и «приложение» результатов
этого анализа к российским экономическим
условиям.
Цель курсовой состоит в исследовании
системы налоговых отношений в части их
воздействия на национальное производство,
особенно применительно к современным
российским условиям.
Для реализации поставленной цели в настоящей
работе решались следующие задачи:
- изучить экономическое содержание
налоговой системы;
- раскрыть экономическое содержание
и основные формы воздействия
налоговой системы на производство;
- выявить главные проблемы и
особенности реализации налогового
влияния на российское национальное
производство;
- на этой основе определить
основные, приоритетные направления
совершенствования налогового воздействия
на национальное производство
в современных российских условиях.
Объектом исследования является налоговая
система и ее экономическая роль.
Предметом работы служит экономическое
содержание и формы налогового влияния
на производство, социально-экономические
условия реализации налоговых отношений,
характеризующие такое влияние применительно
к современной России.
Важнейшая задача
экономики страны на современном этапе
– превращение ее в конкурентоспособное
хозяйство, активно участвующее в мирохозяйственных
связях. Налоговая система - наиболее активный
рычаг государственного регулирования
социально-экономического развития, инвестиционной
стратегии, внешнеэкономической деятельности,
структурных изменений в производстве,
ускоренного развития приоритетных отраслей.
Однако, оценивая
прошедшие годы, следует помнить,
что налоговая система России
возникла и с первых же дней
своего существования развивается
в условиях экономического кризиса.
В тяжелейшей ситуации она
сдерживает нарастание бюджетного
дефицита, обеспечивает функционирование
всего хозяйственного аппарата
страны, позволяет, хотя и не без
перебоев, финансировать неотложные
государственные потребности, в
основном отвечает текущим задачам
перехода к рыночной экономике.
Таким образом,
актуальность темы обуславливается
важностью и необходимостью реформирования
налоговой системы, выработки принципов
и методов работы налоговых
органов, которые бы отвечали
современным условиям развития
отечественной экономики и обеспечили
реализацию социально- экономической
политики и условия для экономического
роста России.
1. Теоретические
аспекты формирования налоговой
системы и её влияние на
макроэкономическое равновесие.
1.1. Налог: понятие,
виды и функции.
Под налогом понимается
обязательный, индивидуально безвозмездный
платеж, взимаемый с организаций и физических
лиц в форме отчуждения принадлежащих
им на праве собственности, хозяйственного
ведения или оперативного управления
денежных средств в целях финансового
обеспечения деятельности государства
и (или) муниципальных образований (ч.1
ст. 8 Налогового кодекса РФ).
Особенности налогов:
имеют обязательный характер (ст. 57 Налогового кодекса РФ);
имеют индивидуальность и безвозмездность,
означающие, что при уплате налога у публичного
субъекта не возникает обязанности оказывать
конкретному налогоплательщику услуг
на внесенные суммы. Налог возвращается обществу
в целом в виде выполнения государством
возложенных на него функций и реализации
стоящих перед ним задач;
уплачиваются в денежной форме;
уплачиваются физическими лицами и организациями,
на которые при наличии определенных обстоятельств
возлагается налоговая обязанность;
они носят постоянный (регулярный) характер
и являются финансовой основой деятельности
государства и муниципальных
Виды налогов
нужно рассматривать в 1.2
Согласно ст. 12 Налогового кодекса
РФ, существуют следующие виды налогов:
федеральные;
региональные;
местные.
Федеральными
налогами признаются налоги, которые
установлены Налоговым кодексом РФ и обязательны
к уплате на всей территории РФ, если иное
не предусмотрено п. 7 ст. 12 Налогового кодекса
РФ (п. 2 ст. 12 Налогового кодекса
РФ).
Региональными
налогами признаются налоги, которые
установлены Налоговым кодексом РФ и законами
субъектов РФ о налогах и обязательных
к уплате на территориях соответствующих
субъектов РФ, если иное не предусмотрено
п. 7 ст. 12 Налогового кодекса
РФ.
Региональные
налоги вводятся в действие и прекращают
действовать на территориях субъектов
РФ в соответствии с Налоговым кодексом
РФ и законами субъектов РФ о налогах (п. 3 ст. 12 Налогового кодекса
РФ).
Местными
налогами признаются налоги, которые
установлены Налоговым кодексом РФ и нормативными
правовыми актами представительных органов
муниципальных образований о налогах
и обязательны к уплате на территориях
соответствующих муниципальных образований,
если иное не предусмотрено п. 4 и п. 7 ст. 12 Налогового кодекса РФ (п. 4 ст. 12 Налогового кодекса
РФ).
Земельный налог
и налог на имущество физических лиц устанавливаются
НК РФ и нормативными правовыми актами
представительных органов поселений (муниципальных
районов), городских округов о налогах
и обязательны к уплате на территориях
соответствующих поселений (межселенных
территориях) и городских округов, если
иное не предусмотрено п. 7 ст. 12 Налогового кодекса РФ. Земельный налог и налог на
имущество физических лиц вводятся в действие
и прекращают действовать на территориях
поселений (межселенных территориях) и
городских округов в соответствии с Налоговым
кодексом РФ и нормативными правовыми
актами представительных органов поселений
(муниципальных райо нов) и городских округов
о налогах (п. 4 ст. 12 Налогового кодекса
РФ).
Согласно п. 5 ст. 12 Налогового кодекса РФ федеральные, региональные и местные
налоги и сборы отменяются НК РФ.
Пункт 6 ст. 12 Налогового кодекса РФ закрепляет правило о том, что федеральные,
региональные или местные налоги и сборы,
не предусмотренные НК РФ, устанавливаться
не могут.
Функции
налога – это направленные правовые
воздействия норм налогового законодательства
на налоговые отношения, являющиеся постоянными,
определяющие понятие налога и проводящие
социальную политику государства.
Роль налога выражается
в его функциях, которые при всем многообразии
могут быть объединены в три группы по
следующим функциям:
фискальной;
регулятивной;
контрольной.
Приоритет действующее
российское законодательство отдает фискальной
функции, согласно которой налоги являются
основным источником пополнения доходов
любого бюджета (примерно 70–80 %).
Регулятивная функция
выражается в том, что с помощью налогов
можно влиять на процессы производства,
потребления, демографическую и молодежную
политику, иные социальные явления.
Контрольная функция
выражается в том, что налоговый контроль
осуществляется за финансово-хозяйственной
деятельностью налогоплательщика, за
своевременным внесением налогов в бюджетную
систему, за соблюдением налогового законодательства
и т. д.
Третий
раз про функции. Все про функции – в 1.1.
Только объедините текст по содержанию. Внутреннее содержание налогов
проявляется через их функции. Налоги
выполняют четыре важнейшие функции:
1) Обеспечение финансирования
государственных расходов (фискальная
функция);
2) Государственное регулирование
экономики (регулирующая функция);
3) Государство
следит за налоговыми поступлениями,
сопоставляет их величину с
потребностями и осуществляет
реформирование налоговой системы
(контрольная функция);
4) Поддержание социального
равновесия путем изменения соотношения
между доходами отдельных социальных
групп с целью сглаживания
неравенства между ними (социальная
функция).
Пошлины и сборы. В отличие
от налогов, при уплате пошлины или сбора
всегда присутствуют специальная цель
(за что конкретно уплачивается пошлина)
и специальные интересы (плательщик в
той или иной мере непосредственно ощущает
возмездность платежа). Налоги тоже могут
иметь специальную цель (целевые налоги),
однако они никогда не бывают индивидуально
(непосредственно) возмездными. Цель взыскания
пошлины или сбора состоит лишь в покрытии
без убытка, но и без чистого дохода, издержек
учреждения, в связи с деятельностью которого
взимается пошлина. Размер пошлины или
сбора определяют исходя из характера
и размера услуги (принцип эквивалентности)
и устанавливают, как правило, в конкретной
сумме. При этом, как отметил Председатель
Правительства России В.В.Путин: "Размер
и порядок уплаты государственной пошлины
должны быть экономически обоснованными
и необременительными для граждан и юридических
лиц". Все цитаты
должны быть обоснованы ссылками на источник.