Первоначально, Государственная
налоговая служба РФ, была создана 21 ноября
1991 г., на основании Указа Президента РФ.
№ 218. В дальнейшем, 23 декабря 1998 г. - Указом
Президента РФ № 1635 «О Министерстве Российской
Федерации по налогам и сборам» Госналогслужба
России была преобразована в Министерство
Российской Федерации по налогам и сборам.
А 9 марта 2004 года в результате реорганизации
Министерства Российской Федерации по
налогам и сборам образована Федеральная
налоговая служба (Указ Президента РФ
от 09 марта 2004 года № 314).
В России существует налоговое
законодательство. Концепция, лежащая
в основе формирования налогового законодательства
России, - создание системы законов о налогах
прямого действия, исключающей издание
конкретизирующих и развивающих их подзаконных
актов. Именно законодательная основа
налогов, исключающая возможность неоднозначного
толкования тех или иных положений, создает
необходимые условия для подлинной защиты
прав налогоплательщиков.
Налоговые отношения
регулируются не только законами, но и
подзаконными актами. Но необходимо учитывать,
что только закон налагает на налогоплательщика
соответствующие обязанности. Поэтому
федеральные органы исполнительной власти,
органы исполнительной власти субъектов
Федерации, исполнительные органы местного
самоуправления, а также органы государственных
внебюджетных фондов издают нормативные
правовые акты по вопросам, связанным
с налогообложением и сборами, только
в случаях, предусмотренных законодательством
о налогах и сборах. Эти акты не могут изменять
или дополнять законодательство о налогах
и сборах (ст. 4 части первой НК РФ).
Вопрос о налоговом законодательстве
- это не только вопрос о видах нормативных
правовых актов, но и об отношениях, подлежащих
урегулированию именно актами конкретного
вида. По форме налоговое законодательство
является совокупностью актов законодательных
(представительных) органов. По содержанию
налоговое законодательство является
совокупностью норм, регулирующих вопросы
налогообложения и сборов, отнесенные
Конституцией РФ к ведению законодательных
(представительных) органов власти.
Из выше сказанного следует
определение. Налоговое законодательство
- совокупность норм, содержащихся в законах
РФ и принятых на их основе законах субъектов
РФ, актов представительных органов местного
самоуправления, устанавливающих систему
налогов и сборов, общие принципы налогообложения
и сборов, основания возникновения, изменения
и прекращения отношений собственников
и государства по уплате налогов и сборов,
формы и методы налогового контроля, ответственность
за нарушения налоговых обязательств.
В течение становления
современной налоговой системы России,
налоговое законодательство, неоднократно
изменялось. Так, только в 1992 г. в налоговое
законодательство семь раз вносились
изменения и дополнения. Это процесс продолжается
и сегодня. Стабильной является та налоговая
система, в которой налоговое законодательство
не изменяется хотя бы в течение 4-х лет.
Главным элементом налоговой
системы являются - налоги. Формирование
доходов федерального бюджета Российской
Федерации, бюджетов субъектов РФ, а также
местных бюджетов осуществляется за счет
трех основных видов источников - налогов,
неналоговых доходов и прочих доходов.
При этом определяющим и главным доходным
источником, являются налоговые поступления.
За счет налогов формируется почти 90% федерального
бюджета. О значении налогов для государства
и каждого человека очень кратко и точно
сказал Бенджамин Франклин: "В жизни
несомненны две вещи: смерть и налоги".
Налоги представляют
собой обязательные платежи, взимаемые
органами государственной власти с физических
и юридических лиц и поступающие в федеральный
и местные бюджеты. Законодательное определение
налога дано в ст. 8 части первой НК РФ.
Этап становления. С
принятием в конце 1991г. и вступлением в
действие с 1 января 1992г. Закона "Об основах
налоговой системы в РФ" и соответствующих
законов по конкретным видам налогов,
в России впервые за многие десятилетия
была создана налоговая система. Необходимость
сведения действующих налогов в единую
систему была вызвана тем, что проводившиеся
экономические преобразования потребовали
выработки принципиально иной современной
финансовой политики, которая должна была
стать одним из важнейших действенных
инструментов регулирования развивающихся
рыночных отношений. Налоговая система
была призвана ограничить стихийность
рыночных отношений, активно воздействовать
на формирование производственной и социальной
инфраструктуры, снизить инфляцию.
Вступившая в действие
с 1 января 1992г. российская налоговая система
была построена на отдельных, не увязанных
в единое целое принципах, важнейшими
из которых являлись следующие:
1) равенство всех налогоплательщиков,
включая предоставление налоговых льгот
и защиту экономических интересов;
2) разграничение прав по введению
и взиманию налогов между различными уровнями
власти;
3) однократность налогообложения
(один и тот же объект может быть обложен
налогом одного вида только один раз за
установленный период);
4) приоритет норм, установленных
налоговым законодательством, над иными
законодательными и нормативными актами,
не относящимися к нормам налогового права,
однако в той или иной мере затрагивающими
вопросы налогообложения;
5) установление конкретных прав
и обязанностей налогоплательщиков и
государства, но с чрезмерным преобладанием
прав налоговых органов.
В условиях высокой инфляции
и глубоких структурных изменений в экономике
в первые годы реформ российская налоговая
система в определенной степени выполняла
свою роль, обеспечивая минимальные потребности
государства по поступлению в бюджеты
всех уровней финансовых ресурсов. Вместе
с тем по мере дальнейшего углубления
рыночных преобразований недостатки действующей
налоговой системы становились все более
и более заметными, а ее несоответствие
происходящим в экономике изменениям
все более и более очевидным.
В целом, первый этап
становления налоговой системы, характеризуется
значительной нестабильностью и неурегулированностью
налоговой системы, большим объемом подзаконных
актов, регулирующих налоговые отношения.
Дальнейшее развитие
налоговой системы представляло собой
этап подготовки налоговой реформы. Начиная
с 1996г. последовательно сокращалось число
многочисленных налоговых льгот исключительного
и индивидуального характера, отменялись
отдельные налоги, которые искажали суть
налоговой системы. Был восстановлен нарушенный
принцип единства налоговой системы, ликвидировано
право региональных и местных органов
по установлению новых налогов. Одновременно
осуществлялась разработка и подготовка
к принятию Налогового кодекса.
Преодолев финансовый
кризис конца 1998г. в России наметился рост
объемов ВВП, замедлились темпы инфляции,
впервые были перевыполнены бюджетные
назначения. Но самые кардинальные изменения
в отечественной налоговой системе, произошли
с постепенной кодификацией (систематизация
законов государства) налогового законодательства.
С 1 января 1999г. вступила в действие первая,
общая часть НК РФ, которая регламентирует
важнейшие положения налоговой системы
России, в частности перечень действующих
в России налогов и сборов, порядок их
введения и отмены, а также весь комплекс
взаимоотношений государства с налогоплательщиками
и их агентами. Первой частью НК РФ было
установлено в целом 26 налогов и сборов,
в том числе 14 федеральных,7 региональных
и 5 местных налогов. С 1 января 2001г. вступила
в действие специальная часть Кодекса,
регламентирующая вопросы конкретного
применения основополагающих налогов.
Полнота правового регулирования
налоговых отношений обеспечивалась по
мере введения в действие, начиная с 1 января
2001 года, в полном объеме глав части второй
НК РФ. Все последующие изменения:
1) отмена налогов, уплачиваемых
с выручки от реализации товаров;
2) снижение налогообложения
фонда оплаты труда
3) установление единой ставки
налога на доходы физических лиц
4) введение регрессивной шкалы
обложения ЕСН
5) снижение ставки по налогу
на прибыль организаций
Всё это направлено,
прежде всего, на то, чтобы отечественная
налоговая система стала более справедливой
и нейтральной по отношению к различным
категориям налогоплательщиков. И конечно
же эти изменения должны были способствовать
снижению уклонения от налогообложения,
и соответственно пополнению государственной
казны.
В 2005 году Правительство
страны объявило о завершении налоговой
реформы. Последним серьезным изменением
стало снижение ставки налога на добавленную
стоимость до 16% с одновременной ликвидацией
льготной ставки налога в размере 10%.
С 2005 года признается
утратившим силу Закон РФ от 27. 12. 91 № 2118-1
"Об основах налоговой системы в Российской
Федерации". С 2005 года перечень налогов
и сборов, взимание которых в Российской
Федерации допускается, будет содержаться
непосредственно в НК РФ. Согласно Федеральному
закону от 29. 07. 2004 № 95-ФЗ, система налогов
и сборов Российской Федерации с 2005 года
будет состоять из пятнадцати налогов
и сборов и четырех специальных налоговых
режимов (статьи 13-15,18 Кодекса). С 2005 года
не взимаются налоги и сборы, не установленные
НК РФ.
В начале 2010 года, а именно 1
января в Налоговый кодекс РФ были
внесены некоторые изменения. Все изменения
касаются первой части НК РФ, и главы об
НДС, акцизах, НДФЛ, спецрежимах, транспортном
и земельном налогах, налоге на имущество
организаций. Множество изменений относится
именно, к расчету налога на прибыль. Но
особенным изменением стало замена
ЕСН страховыми взносами.
Премьер Министр РФ,
Владимир Владимирович Путин, внес
и утвердил изменения связанные с Налоговым
кодексом РФ. Изменения затронули ту
часть в которой говорится об налоге на
наследование или дарение, теперь этот
налог будет отменен. Так же этот закон
вносит множество изменений в главу «Государственная
пошлина», находится эта глава во второй
части Налогового кодекса РФ, и гласит
о детализации порядка оценки стоимости
имущества, которое берется при оформлении
имущества, или уплате государственной
пошлине при получении гражданства.
Дополнительно проработаны моменты, связанные
с порядком возврата уплаченной государственной
пошлины, которая берется в связи с получением
гражданства или выходом из него. Изменения
в Налоговом кодексе РФ, вступили в законную
силу.
2.2. Пути оптимизации
налоговой системы России.
Чтобы оптимизировать
налоговую систему России её нужно
совершенствовать. Нужно существенно
повысить качество планирования
и финансирования государственных расходов,
укрепить доходную базу бюджетной
системы, создать необходимые
механизмы контроля над
эффективностью использования государственных
финансовых ресурсов. Основная
задача этого этапа - обеспечение налоговыми
доходами минимизации дефицита
федерального бюджета с тем, чтобы за счет
внутренних и внешних источников
и приемлемой степенью надежности
финансировать экономическое развитие
страны.
Основные
направления налоговой реформы
в России в этом общем контексте
видятся следующими:
1) ослабление
налогового бремени и упрощение
налоговой системы путем отмены
низкоэффективных налогов;
2) расширение
налоговой базы благодаря отмене
ряда налоговых льгот,
расширению круга плательщиков
налогов и облагаемых доходов
в
соответствии с принципом “налоговой
справедливости”;
3)
постепенное перемещение налогового
бремени с предприятий на
физических лиц;
4) решение
комплекса проблем, связанных со
сбором налогов и контролем
за соблюдением налогового законодательства.
На
данный момент целесообразно:
-
резко увеличить налогооблагаемую
базу и ставки ресурсных платежей
как основной составляющей
дифференциальной ренты, которая должна
поступать в доход государства;
-
расширить права местных органов
при установлении ставок налогов
на
имущество юридических
лиц (но исключить налогообложение
оборотных средств) и граждан;
-
расширить меры по налоговому
стимулированию инвестиционного
процесса и преимущественного направления
предприятиями средств на
развитие, совершенствование и
расширение производства, развитие
малого бизнеса, поддержку аграрного
сектора;
-
усилить социальную направленность
налогов. Для этого нужно постоянно
увеличивать, с одной стороны, необлагаемый
минимум доходов граждан, а
с другой - ставку подоходного налога для
лиц с очень высокими доходами,
а также расширить круг подакцизных
предметов роскоши и повысить
ставки акцизов на них.
В
перспективе, когда будет обеспечена
финансовая стабилизация и в
полную силу задействованы
рычаги рыночной саморегуляции
экономики, можно ставить вопрос о
формировании сбалансированной
системы взимания налогов, выполняющей
не только фискальную
(для обеспечения потребностей
государства), но и в должной мере стимулирующую
и регулирующую функции.
Стратегические цели в области
планирования налогообложения
нашего государства
на ближайший период.
1) ужесточение налоговой дисциплины,
формирование цивилизованного
института налогоплательщиков;
2) упрощение налоговой системы;
3) налоговое стимулирование
производства и реализации
конкурентоспособных отечественных
товаров;
4) совершенствование принципов
федерализма, развитие в стране
муниципальных налоговых систем.