Налоговая система России и её влияние на национальное хозяйство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2014 в 16:24, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой состоит в исследовании системы налоговых отношений в части их воздействия на национальное производство, особенно применительно к современным российским условиям.
Для реализации поставленной цели в настоящей работе решались следующие задачи:
- изучить экономическое содержание налоговой системы;
- раскрыть экономическое содержание и основные формы воздействия налоговой системы на производство

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………………………………….
3
Теоретические аспекты формирования налоговой системы и её влияние на макроэкономическое равновесие………………………….
5
Налог: понятие, виды и функции……………………………….……………………...
5
Налоговая система: сущность, структура, функции в экономике ......
7
Налоговая система РФ: проблемы и пути оптимизации…………………….
12
Формирование налоговой системы Российской Федерации.…………..
12
2.2 Пути реформирования налоговой системы России………………………….
23
Заключение ……………………………………………………………………………………………………
30
Список использованных источников и литературы ……………………………………..
35

Файлы: 1 файл

Налоговая система россии и её влияние на национальное хозяйство.docx

— 78.68 Кб (Скачать файл)

Данный вопрос сводится к тому, как найти или рассчитать оптимальный уровень налогообложения субъекта налога. Иными словами, необходимо найти зависимость между величиной налоговой ставки (ставок) всех видов налогов, в том числе и отдельно по каждому виду налога, и объемом поступлений денежных сумм налогов (сборов) в бюджеты государственных образований. Решение данной задачи не только актуально, но и проблематично как с теоретической, так и практической точки зрения.

Отметим, что при решении данной задачи налоговая ставка установлена законодательным актом государства или иным территориальным законодательным органом.

    Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. Главные принципы налогообложения - это справедливость и определенность. Справедливость - это единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности, единства правил, а так же равной степени убытка, который понесет налогоплательщик. Сущность определенности состоит в том, что порядок налогообложения устанавливается заранее законом, так что размер и срок уплаты налога известен заблаговременно. Государство так же определяет меры взыскания за невыполнение данного закона.

   Денежные средства, вносимые в виде налогов, не  имеют целевого назначения. Они  поступают в бюджет и используются  на нужды государства. Государство  не предоставляет налогоплательщику  какой-либо эквивалент за вносимые  в бюджет средства. Безвозмездность  налоговых платежей является  одной из черт составляющих  их юридическую характеристику.

 

 

2. Налоговая система  РФ: проблемы и пути оптимизации.

2.1. Формирование налоговой  Российской Федерации.

      Проводимая в России с 1998 года налоговая реформа, закончилась. С принятием в 2001 последних глав второй части Налогового кодекса РФ, закончилась кодификация налогового законодательства, и новая налоговая система в полном объеме начала действовать с 2006 года.

      Однако, оценивая прошедшие годы, следует помнить, что налоговая система России возникла и с первых же дней своего существования развивается в условиях экономического кризиса. Но, тем не менее, она обеспечивает функционирование всего хозяйственного аппарата страны, позволяет, хотя и не без перебоев, финансировать неотложные государственные потребности, в основном отвечает текущим задачам перехода к рыночной экономике.

      Для современной России актуальной остается задача обеспечить формирование такой системы налогообложения, которая способствовала бы развитию экономики, формированию полноценных субъектов рынка, с одновременным решением проблемы полноценного наполнения государственного бюджета, эффективного расходования бюджетных средств, достижения финансовой стабилизации с последующим переходом к экономическому росту.

    Налоговая  система  -   наиболее   активный   рычаг   государственного

регулирования социально-экономического развития,  инвестиционной  стратегии, внешнеэкономической  деятельности,  структурных  изменений  в  производстве, ускоренного развития приоритетных отраслей.

      С  самого  начала  построения  налоговой  системы  России   был   взят

фискальный ориентир. Налоговая  система  стала  приобретать  конфискационный характер. Через различные налоги у  предприятий  изымается  85-90%  прибыли. Современная  российская  налоговая  система  лишена  стимулирующего  начала, которое  в  современных  условиях   развития   должно   осуществляться   при реализации всех функций налогообложения -  фискальной,  распределительной  и регулирующей.

      Основной  целью российской налоговой системы  была  определена,  прежде всего,   ликвидация   дефицита   бюджета.   Это   определялось   не   только преобладанием монетаристского подхода к ее построению  в  его  одностороннем понимании  без  учета  конкретных  российских  условий,  но  и  требованиями международных финансово-кредитных организаций,  которые  для  предоставления кредитов поставили условия -  стабилизация  рубля  и  сокращение  бюджетного дефицита.

      Основной  недостаток налоговой системы  России состоит в  том,  что  она

ориентирована  на   устранение   дефицитности   бюджета   изъятием   доходов предприятий. Нет достаточной увязки налоговой системы с развитием  экономики и деятельностью непосредственных ее субъектов -  предприятий.  Потеря  такой взаимосвязи привела к тому, что налоговая система развивается сама по  себе, а предприятия, испытывая ее чрезмерное давление,  -  сами  по  себе.  Многие поставлены  на  грань  убыточности  и  банкротства.  При  этом   предприятия заинтересованы в получении  минимальной  прибыли,  чтобы  избежать  высокого налогообложения.  Экономика  как   никогда   становится   затратной.   Этому способствует   почти   полное   отсутствие   конкуренции    при    свободном ценообразовании. Налоговая система должна  быть  повернута  к  производству, стимулируя его рост и тем самым, увеличивая базу налогообложения.

      Налоговая  политика России строится пока  исходя  из  принципа  -  “чем

больше ставка, тем лучше для государства и построения  рыночной  экономики”. В итоге - недобор налогов (как минимум 20-30%  налоговых  сумм),  сокращение производства товаров, падение инвестиционной активности и отсутствие  какой-либо заинтересованности предприятия в развитии производства.

      Налоговая  система  должна  базироваться  на   оптимальном   сочетании

интересов всех социальных слоев  общества  -  предпринимателей,  работников, государственных служащих, учащихся,  пенсионеров  и  других,  которые  имеют большие различия в получаемых  доходах.  Такая  социальная  функция  налогов имеет большое значение для обеспечения социального равновесия в обществе.  В ведущих  промышленно  развитых  странах   мира   соотношение   доходов   10% населения, имеющего наибольшие доходы, и такой же численности с  наименьшими доходами колеблется в пределах 1:5-10 раз. В настоящее время в России  такое соотношение  составляет  не  менее   1:2-25.   Это   значительно   усиливает

социальное  расслоение  общества  по  доходам.  Налоговая  система  призвана

смягчать такие  различия  путем  прогрессивного   налогообложения   доходов

физических лиц,  что  четко  прослеживается  в  налоговых  системах  Запада.

Российская  же  налоговая  система  не  выполняет  в  достаточной  мере  эту

функцию, что является существенным ее недостатком.

      Налоговая  система России не учитывает  и то, что  она  функционирует  в

условиях монопольного ценообразования.  Это  обусловливает  ее  инфляционный характер, так как она стимулирует “вздувание” цен. И  такое  явление  вполне закономерно - ведь производители  товаров  стремятся  переложить  все  бремя налогового давления на непосредственных и конечных  потребителей  товаров  - население.  Поэтому  подавляющая   часть   налогов   приобретает   косвенный характер,  когда  плательщик  налога   фактически   перекладывает   его   на потребителя, включая в цену. Это становится возможным  благодаря  тому,  что производитель  товара  имеет  возможность  диктовать  цену   потребителю   и увеличивать ее, стараясь получить большую  массу  прибыли  для  собственного использования.  В  России   доля   косвенных   налогов   в   налогообложении

возрастает. Это указывает на неблагополучие  в  налогообложении,  стремление увеличивать налоговые поступления  “любой  ценой”.  А  цена  такой  политики высока - экономическая стагнация,  инфляция,  многократный  (в  тысячи  раз) рост цен на потребительские товары.

      Налоговая  система  должна  соответствовать  элементарным  требованиям теории налогообложения. В России же базой налога  на  добавленную  стоимость является не только прибыль  и  заработная  плата  (реальные  элементы  вновь созданной стоимости), но и амортизационные отчисления. Кроме  того,  в  базу этого налога включаются акциз, а также таможенные пошлины, которые  никакого отношения к добавленной стоимости не имеют. Необоснованно и  то,  что  одним налогом (НДС) облагается другой налоговый платеж - акциз.  Вследствие  этого налог на добавленную  стоимость  теряет  свое  действительное  содержание  и

практически превращается в налог с продаж (своеобразный  многократный  налог с оборота), выступающий в условиях монопольного рынка  в  качестве  элемента цены на товар и косвенного налога, значительно увеличивающего цену.

      Часть  налоговых платежей из прибыли  предприятий также  перекладывается на  потребителя,  имея  возможность  компенсировать  уплату  налогов  ростом свободных цен. Это можно отнести и к другим налоговым платежам, а также  тем начислениям на фонд заработной платы,  которые  включаются  в  себестоимость продукции (платежи в пенсионный фонд, в  фонды  социального  и  медицинского страхования и другие фонды).

      Наша  налоговая система построена  так, что налоговые платежи возрастают по мере роста цен. Это очень удобно с точки  зрения  фискального  содержания системы,   но    совершенно    неприемлемо    с    позиций    обоснованности налогообложения. Создается иллюзия роста доходности бюджета,  тогда  как  на самом  деле  все  это  обусловлено  инфляционным  фактором  -  идет  процесс “накачивания” налоговой массы, но в то же время  увеличивается  дефицитность бюджета, так как инфляционный фактор еще в большей  степени  влияет  на  его расходы.

      Одним  из  наиболее  существенных  недостатков  действующей  налоговой системы является то, что она почти не стимулирует формирования  в  экономике наиболее важных пропорций развития. Ядром такой пропорциональности  является соотношение темпов роста производительности труда и фонда  потребления,  как на макро- , так и на микроуровне.

      Пока  же  налоговая  система  России  не  ориентирована  на  косвенное

поддержание указанного соотношения налоговыми методами, хотя и была  сделана попытка  через  налогообложения  прибыли   предприятий   воздействовать   на сокращение темпов роста фонда потребления на предприятиях через  минимальный необлагаемый  его  размер.  Но  такой  порядок  налогообложения  не   решает главнейшей  проблемы  -  стимулирования  роста   производительности   труда, вызывая у предприятий желание  найти  всевозможные  ухищрения  для  сокрытия фонда заработной  платы,  и,  прежде  всего  его  распределения  на  большую численность работников, то есть  фактически  стимулирует  непроизводительный труд с минимальной оплатой, падение его производительности.

      Налоговая  система России неадекватна экономическим  условиям и  задачам ее развития, не отражает специфики периода  построения  рыночной  экономики, не учитывает тенденций  развития  налоговой  системы  экономически  развитых стран и мирового опыта в целом. В связи с этим  актуальной  остается  задача обеспечить   формирования    такой    системы    налогообложения,    которая способствовала бы развитию  экономики,  формированию  полноценных  субъектов рынка с одновременным постепенным решением проблемы сокращения  дефицитности бюджета и достижения  финансовой  стабилизации  с  последующим  переходом  к

экономическому   росту.   Понятно,   что   взвешенной   налоговой   политике

принадлежит особая роль. Наряду  с  фискальной  ролью  налоговая  система  в условиях становления рынка должна выполнять активную стимулирующую  функцию. Чтобы соответствовать этим требованиям налоговая система России должна  быть принципиально  реформирована.  Требует   изменения   механизма   и   целевая направленность налогов.

 

   В более узком значении, подразумевающем ее внутреннее содержание, налоговая система представляет собой совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.

   Налоговая система включает в себя шесть взаимосвязанных элементов: 1) Налоговые органы;

2) Налоговое законодательство;

3) Налоги;

4) Пошлины;

5) Сборы;

6) Другие платежи.

   Под налоговыми органами понимаются органы, участвующие в налоговых правоотношениях и обеспечивающие взимание налогов с налогоплательщиков. В соответствии с Конституцией РФ «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы» (Статья 57). Однако налогоплательщики не всегда добросовестно выполняют свои обязанности перед государством, допускают различные нарушения налогового законодательства - от несвоевременного внесения в соответствующий бюджет налогов до умышленного уклонения от их уплаты. Поэтому в любом государстве любой общественно-экономической формации создается определенная система учета налогоплательщиков и контроля за полнотой и своевременностью уплаты ими начисленных налогов и обязательных платежей. В Российской Федерации эту функцию выполняют налоговые органы РФ. Их правовое положение определено Законом РФ «О налоговых органах Российской Федерации».

  Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.

  Согласно ст. 30 НК РФ - налоговыми органами в РФ являются Министерство РФ по налогам и сборам и его подразделения в РФ. В случаях, предусмотренных законодательством РФ, полномочиями налоговых органов обладают таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов.

Информация о работе Налоговая система России и её влияние на национальное хозяйство