Налоговая система России и её влияние на национальное хозяйство
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2014 в 16:24, курсовая работа
Описание работы
Цель курсовой состоит в исследовании системы налоговых отношений в части их воздействия на национальное производство, особенно применительно к современным российским условиям. Для реализации поставленной цели в настоящей работе решались следующие задачи: - изучить экономическое содержание налоговой системы; - раскрыть экономическое содержание и основные формы воздействия налоговой системы на производство
Содержание работы
Введение ………………………………………………………………………………………………………. 3 Теоретические аспекты формирования налоговой системы и её влияние на макроэкономическое равновесие…………………………. 5 Налог: понятие, виды и функции……………………………….……………………... 5 Налоговая система: сущность, структура, функции в экономике ...... 7 Налоговая система РФ: проблемы и пути оптимизации……………………. 12 Формирование налоговой системы Российской Федерации.………….. 12 2.2 Пути реформирования налоговой системы России…………………………. 23 Заключение …………………………………………………………………………………………………… 30 Список использованных источников и литературы …………………………………….. 35
Данный вопрос сводится к тому,
как найти или рассчитать оптимальный
уровень налогообложения субъекта налога.
Иными словами, необходимо найти зависимость
между величиной налоговой ставки (ставок)
всех видов налогов, в том числе и отдельно
по каждому виду налога, и объемом поступлений
денежных сумм налогов (сборов) в бюджеты
государственных образований. Решение
данной задачи не только актуально, но
и проблематично как с теоретической,
так и практической точки зрения.
Отметим, что при решении данной
задачи налоговая ставка установлена
законодательным актом государства или
иным территориальным законодательным
органом.
Налоги выражают обязанности
юридических и физических лиц, получающих
доходы, участвовать в формировании финансовых
ресурсов государства. Являясь инструментом
перераспределения, налоги призваны гасить
возникающие сбои в системе распределения
и стимулировать (или сдерживать) людей
в развитии той или иной формы деятельности.
Поэтому налоги выступают важнейшим звеном
финансовой политики государства в современных
условиях. Главные принципы налогообложения
- это справедливость и определенность.
Справедливость - это единый подход государства
к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности,
единства правил, а так же равной степени
убытка, который понесет налогоплательщик.
Сущность определенности состоит в том,
что порядок налогообложения устанавливается
заранее законом, так что размер и срок
уплаты налога известен заблаговременно.
Государство так же определяет меры взыскания
за невыполнение данного закона.
Денежные средства,
вносимые в виде налогов, не
имеют целевого назначения. Они
поступают в бюджет и используются
на нужды государства. Государство
не предоставляет налогоплательщику
какой-либо эквивалент за вносимые
в бюджет средства. Безвозмездность
налоговых платежей является
одной из черт составляющих
их юридическую характеристику.
2. Налоговая система
РФ: проблемы и пути оптимизации.
2.1. Формирование налоговой
Российской Федерации.
Проводимая в России с 1998 года
налоговая реформа, закончилась. С принятием
в 2001 последних глав второй части Налогового
кодекса РФ, закончилась кодификация налогового
законодательства, и новая налоговая система
в полном объеме начала действовать с
2006 года.
Однако, оценивая
прошедшие годы, следует помнить, что налоговая
система России возникла и с первых же
дней своего существования развивается
в условиях экономического кризиса. Но,
тем не менее, она обеспечивает функционирование
всего хозяйственного аппарата страны,
позволяет, хотя и не без перебоев, финансировать
неотложные государственные потребности,
в основном отвечает текущим задачам перехода
к рыночной экономике.
Для современной
России актуальной остается задача обеспечить
формирование такой системы налогообложения,
которая способствовала бы развитию экономики,
формированию полноценных субъектов рынка,
с одновременным решением проблемы полноценного
наполнения государственного бюджета,
эффективного расходования бюджетных
средств, достижения финансовой стабилизации
с последующим переходом к экономическому
росту.
Налоговая система
- наиболее активный
рычаг государственного
регулирования социально-экономического
развития, инвестиционной стратегии,
внешнеэкономической деятельности,
структурных изменений в производстве,
ускоренного развития приоритетных отраслей.
С
самого начала построения налоговой
системы России был взят
фискальный ориентир.
Налоговая система стала приобретать
конфискационный характер. Через различные
налоги у предприятий изымается
85-90% прибыли. Современная российская
налоговая система лишена стимулирующего
начала, которое в современных
условиях развития должно
осуществляться при реализации
всех функций налогообложения - фискальной,
распределительной и регулирующей.
Основной
целью российской налоговой системы
была определена, прежде всего,
ликвидация дефицита бюджета.
Это определялось не
только преобладанием монетаристского
подхода к ее построению в его
одностороннем понимании без учета
конкретных российских условий,
но и требованиями международных
финансово-кредитных организаций,
которые для предоставления кредитов
поставили условия - стабилизация
рубля и сокращение бюджетного
дефицита.
Основной
недостаток налоговой системы
России состоит в том, что
она
ориентирована
на устранение дефицитности
бюджета изъятием доходов
предприятий. Нет достаточной увязки налоговой
системы с развитием экономики и деятельностью
непосредственных ее субъектов - предприятий.
Потеря такой взаимосвязи привела
к тому, что налоговая система развивается
сама по себе, а предприятия, испытывая
ее чрезмерное давление, - сами
по себе. Многие поставлены на
грань убыточности и банкротства.
При этом предприятия заинтересованы
в получении минимальной прибыли,
чтобы избежать высокого налогообложения.
Экономика как никогда
становится затратной. Этому
способствует почти полное
отсутствие конкуренции
при свободном ценообразовании.
Налоговая система должна быть
повернута к производству, стимулируя
его рост и тем самым, увеличивая базу
налогообложения.
Налоговая
политика России строится пока
исходя из принципа - “чем
больше ставка, тем
лучше для государства и построения
рыночной экономики”. В итоге - недобор
налогов (как минимум 20-30% налоговых
сумм), сокращение производства товаров,
падение инвестиционной активности и
отсутствие какой-либо заинтересованности
предприятия в развитии производства.
Налоговая
система должна базироваться
на оптимальном сочетании
интересов всех социальных
слоев общества - предпринимателей,
работников, государственных служащих,
учащихся, пенсионеров и других,
которые имеют большие различия в получаемых
доходах. Такая социальная функция
налогов имеет большое значение для обеспечения
социального равновесия в обществе.
В ведущих промышленно развитых
странах мира соотношение
доходов 10% населения, имеющего
наибольшие доходы, и такой же численности
с наименьшими доходами колеблется
в пределах 1:5-10 раз. В настоящее время
в России такое соотношение составляет
не менее 1:2-25. Это
значительно усиливает
социальное расслоение
общества по доходам. Налоговая
система призвана
смягчать такие
различия путем прогрессивного
налогообложения доходов
физических лиц,
что четко прослеживается в
налоговых системах Запада.
Российская же
налоговая система не выполняет
в достаточной мере эту
функцию, что является
существенным ее недостатком.
Налоговая
система России не учитывает
и то, что она функционирует
в
условиях монопольного
ценообразования. Это обусловливает
ее инфляционный характер, так как
она стимулирует “вздувание” цен. И
такое явление вполне закономерно
- ведь производители товаров стремятся
переложить все бремя налогового
давления на непосредственных и конечных
потребителей товаров - население.
Поэтому подавляющая часть
налогов приобретает косвенный
характер, когда плательщик
налога фактически перекладывает
его на потребителя, включая в цену.
Это становится возможным благодаря
тому, что производитель товара
имеет возможность диктовать
цену потребителю и увеличивать
ее, стараясь получить большую массу
прибыли для собственного использования.
В России доля косвенных
налогов в налогообложении
возрастает. Это указывает
на неблагополучие в налогообложении,
стремление увеличивать налоговые поступления
“любой ценой”. А цена такой
политики высока - экономическая стагнация,
инфляция, многократный (в тысячи
раз) рост цен на потребительские товары.
Налоговая
система должна соответствовать
элементарным требованиям теории налогообложения.
В России же базой налога на добавленную
стоимость является не только прибыль
и заработная плата (реальные
элементы вновь созданной стоимости),
но и амортизационные отчисления. Кроме
того, в базу этого налога включаются
акциз, а также таможенные пошлины, которые
никакого отношения к добавленной стоимости
не имеют. Необоснованно и то, что
одним налогом (НДС) облагается другой
налоговый платеж - акциз. Вследствие
этого налог на добавленную стоимость
теряет свое действительное
содержание и
практически превращается
в налог с продаж (своеобразный многократный
налог с оборота), выступающий в условиях
монопольного рынка в качестве
элемента цены на товар и косвенного налога,
значительно увеличивающего цену.
Часть
налоговых платежей из прибыли
предприятий также перекладывается
на потребителя, имея возможность
компенсировать уплату налогов
ростом свободных цен. Это можно отнести
и к другим налоговым платежам, а также
тем начислениям на фонд заработной платы,
которые включаются в себестоимость
продукции (платежи в пенсионный фонд,
в фонды социального и медицинского
страхования и другие фонды).
Наша
налоговая система построена
так, что налоговые платежи возрастают
по мере роста цен. Это очень удобно с точки
зрения фискального содержания
системы, но совершенно
неприемлемо с позиций
обоснованности налогообложения. Создается
иллюзия роста доходности бюджета,
тогда как на самом деле все
это обусловлено инфляционным
фактором - идет процесс “накачивания”
налоговой массы, но в то же время увеличивается
дефицитность бюджета, так как инфляционный
фактор еще в большей степени влияет
на его расходы.
Одним
из наиболее существенных недостатков
действующей налоговой системы является
то, что она почти не стимулирует формирования
в экономике наиболее важных пропорций
развития. Ядром такой пропорциональности
является соотношение темпов роста производительности
труда и фонда потребления, как
на макро- , так и на микроуровне.
Пока
же налоговая система России
не ориентирована на косвенное
поддержание указанного
соотношения налоговыми методами, хотя
и была сделана попытка через
налогообложения прибыли предприятий
воздействовать на сокращение темпов
роста фонда потребления на предприятиях
через минимальный необлагаемый
его размер. Но такой порядок
налогообложения не решает главнейшей
проблемы - стимулирования роста
производительности труда, вызывая
у предприятий желание найти всевозможные
ухищрения для сокрытия фонда заработной
платы, и, прежде всего его
распределения на большую численность
работников, то есть фактически
стимулирует непроизводительный труд
с минимальной оплатой, падение его производительности.
Налоговая
система России неадекватна экономическим
условиям и задачам ее развития,
не отражает специфики периода построения
рыночной экономики, не учитывает тенденций
развития налоговой системы
экономически развитых стран и мирового
опыта в целом. В связи с этим актуальной
остается задача обеспечить
формирования такой
системы налогообложения,
которая способствовала бы развитию
экономики, формированию полноценных
субъектов рынка с одновременным постепенным
решением проблемы сокращения дефицитности
бюджета и достижения финансовой
стабилизации с последующим
переходом к
экономическому
росту. Понятно, что
взвешенной налоговой политике
принадлежит особая
роль. Наряду с фискальной ролью
налоговая система в условиях становления
рынка должна выполнять активную стимулирующую
функцию. Чтобы соответствовать этим требованиям
налоговая система России должна быть
принципиально реформирована. Требует
изменения механизма и
целевая направленность налогов.
В более узком значении,
подразумевающем ее внутреннее содержание,
налоговая система представляет собой
совокупность предусмотренных налогов,
принципов, форм и методов их установления,
изменения или отмены, уплаты и применения
мер по обеспечению их уплаты, осуществления
налогового контроля, а также привлечения
к ответственности и мер ответственности
за нарушение налогового законодательства.
Налоговая система включает
в себя шесть взаимосвязанных элементов:
1) Налоговые органы;
2) Налоговое законодательство;
3) Налоги;
4) Пошлины;
5) Сборы;
6) Другие платежи.
Под налоговыми органами
понимаются органы, участвующие в налоговых
правоотношениях и обеспечивающие взимание
налогов с налогоплательщиков. В соответствии
с Конституцией РФ «Каждый обязан платить
законно установленные налоги и сборы»
(Статья 57). Однако налогоплательщики не
всегда добросовестно выполняют свои
обязанности перед государством, допускают
различные нарушения налогового законодательства
- от несвоевременного внесения в соответствующий
бюджет налогов до умышленного уклонения
от их уплаты. Поэтому в любом государстве
любой общественно-экономической формации
создается определенная система учета
налогоплательщиков и контроля за полнотой
и своевременностью уплаты ими начисленных
налогов и обязательных платежей. В Российской
Федерации эту функцию выполняют налоговые
органы РФ. Их правовое положение определено
Законом РФ «О налоговых органах Российской
Федерации».
Налоговые органы составляют
единую централизованную систему контроля
за соблюдением законодательства о налогах
и сборах, за правильностью исчисления,
полнотой и своевременностью уплаты (перечисления)
в бюджетную систему Российской Федерации
налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных
законодательством Российской Федерации,
за правильностью исчисления, полнотой
и своевременностью уплаты (перечисления)
в бюджетную систему Российской Федерации
иных обязательных платежей. В указанную
систему входят федеральный орган исполнительной
власти, уполномоченный по контролю и
надзору в области налогов и сборов, и
его территориальные органы.
Согласно ст. 30 НК РФ - налоговыми
органами в РФ являются Министерство РФ
по налогам и сборам и его подразделения
в РФ. В случаях, предусмотренных законодательством
РФ, полномочиями налоговых органов обладают
таможенные органы и органы
государственных внебюджетных фондов.