Налоговая система России и её влияние на национальное хозяйство
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2014 в 16:24, курсовая работа
Описание работы
Цель курсовой состоит в исследовании системы налоговых отношений в части их воздействия на национальное производство, особенно применительно к современным российским условиям. Для реализации поставленной цели в настоящей работе решались следующие задачи: - изучить экономическое содержание налоговой системы; - раскрыть экономическое содержание и основные формы воздействия налоговой системы на производство
Содержание работы
Введение ………………………………………………………………………………………………………. 3 Теоретические аспекты формирования налоговой системы и её влияние на макроэкономическое равновесие…………………………. 5 Налог: понятие, виды и функции……………………………….……………………... 5 Налоговая система: сущность, структура, функции в экономике ...... 7 Налоговая система РФ: проблемы и пути оптимизации……………………. 12 Формирование налоговой системы Российской Федерации.………….. 12 2.2 Пути реформирования налоговой системы России…………………………. 23 Заключение …………………………………………………………………………………………………… 30 Список использованных источников и литературы …………………………………….. 35
1) пошлины, взимаемые в связи
с предоставлением административных услуг
(например, за рассмотрение ходатайства
о получении или прекращении гражданства);
2) пошлины, взимаемые за предоставление
какого-либо права (например, за выдачу
разрешений на право охоты);
3) пошлины, взимаемые как компенсация
за определенные расходы общества в интересах
конкретных лиц (например, пошлины с владельцев
крупнотоннажных транспортных средств,
оказывающих повышенное разрушающее действие
на автодороги).
В российском законодательстве
существуют три вида пошлин: государственная,
регистрационная и таможенная. Государственная
пошлина взимается за ряд услуг в пользу
плательщика - принятие исковых заявлений
и других документов судом, регистрация
актов гражданского состояния, выдача
документов и др., а также за предоставление
особого права (например, право на охоту).
Регистрационные пошлины взимаются при
обращении лица с заявкой о выдаче патентов
на изобретение, промышленный образец,
полезную модель и др. Таможенные пошлины
взимаются при совершении экспортно-импортных
операций.
Понятие сбора – в 1.1 В соответствии с НК РФ "под
сбором понимается обязательный взнос,
взимаемый с организаций и физических
лиц, уплата которого является одним из
условий совершения в отношении плательщиков
сборов государственными органами, органами
местного самоуправления, иными уполномоченными
органами и должностными лицами юридически
значимых действий, включая предоставление
определенных прав или выдачу разрешений
(лицензий)" (п. 2 ст. 8 НК РФ). К категории
"сборы" можно отнести предусмотренные
НК РФ (ст. 13-15) государственную пошлину,
сбор за право пользования объектами животного
мира и водными биологическими ресурсами,
а также федеральные, региональные и местные
лицензионные сборы.
К понятию "другие платежи"
относят обязательные отчисления в государственные
внебюджетные фонды, такие, как Пенсионный
фонд, Фонд медицинского страхования,
Фонд социального страхования, дорожные
федеральный и территориальные фонды.
По своей социально-экономической сущности
отчисления во внебюджетные фонды носят
сугубо налоговый характер.
1.2.
Налоговая система: сущность, структура,
функции в экономике.
Все, что касается
содержания налогов, понятия, категории
– нужно в 1.1
Налоги используются
для регулирования поведения экономических
агентов побуждая (снижение налогов) или припятствуя (повышение
налогов) в осуществлении определенной
деятельности.
Обладая законным
правом принуждения, государство имеет
возможность получать в свое распоряжение
значительные денежные средства, собираемые
в виде налогов.
Налоги
можно определить как доходы государства,
собираемые на регулярной основе с помощью
принадлежащего ему права принуждения.
Также, налоги можно определить как обязательные,
безвозмездные, невозвратные платежи,
взыскиваемые государственными учреждениями
с целью удовлетворения потребностей
государства в финансовых ресурсах.
Как следует из определения, под налогами
следует понимать не только те платежи,
в названии которых присутствует слово
«налог», например, налог на добавленную
стоимость, подоходный налог и т.д. Налоговый
характер носят также таможенные пошлины,
обязательные отчисления в государственные
внебюджетные фонды, например, в пенсионный
фонд, и т.д. Все эти платежи в совокупности
образуют налоговую систему.
Налоги — одно из важных понятий
экономической науки, являющейся экономической
категорией, одним из звеньев экономических
отношений, и в силу этого в экономической
теории их следует рассматривать как проблему
налогообложения в целях определения
их места в экономической системе. Вместе
с тем проблема понимания природы налогов
обусловлена тем, что налог — понятие
не только экономическое, хозяйственное,
правовое, социальное, философское и историческое,
но прежде всего понятие финансовой науки,
жестко связанное с категориями «государство»,
«бюджет государства».
Налоги, являясь экономической
категорией, имеют глубоко исторический
характер. Они менялись вместе с развитием
государства.
В современном понимании налог
— это обязательный, принудительный, безвозмездный
платеж, взимаемый с организаций и граждан
в форме отчуждения принадлежащих им на
правах собственности, хозяйственного
ведения или оперативного управления
денежных средств в бюджет и внебюджетные
фонды в определенных законом размерах
и в установленные сроки в целях финансового
обеспечения государства и его территориальных
образований.
Признаками налога являются:
• императивность (безусловность,
категоричность), которая означает, что
субъект налога не вправе отказаться от
возложенной на него обязанности безвозмездно
отдать часть своего дохода (согласно
закону) государству, а в случае невыполнения
обязанности последуют определенные законом
санкции по ее принудительному изъятию;
смена формы собственности
дохода, которая означает, что часть
дохода субъекта безвозмездно переходит
в собственность государства (субъекта
Федерации, местного самоуправления),
обезличивается и используется государством
по своему усмотрению;
безвозвратность и безвозмездность
передаваемой части дохода, которые означают,
что отданная часть дохода не возвратится
субъекту налога и он не получит никаких
прав, в том числе права на участие в распределении
отданной части своего дохода;
легитимность, которая означает
не только признание налогов на основе
законодательного права, но и их взимание
только с законных операций.
Налоги как экономическую категорию
следует рассматривать с точки зрения
их места в экономической системе, их сущности,
назначения, построения системы налогообложения,
определения структуры налогов и их взимания
с субъектов налога (налогоплательщиков).
Теоретически экономическая природа налога
заключается в определении источника
обложения (дохода, капитала) и иного влияния,
которое налог оказывает на гражданина,
юридическое лицо и в целом на народное
хозяйство как единое целое. Поэтому экономическая
природа налога лежит в сфере производства
и распределения, в том числе в системе
государства. Она раскрывается в том, что
налоги выступают косвенным регулятором
развития экономики, являются инструментом
структурного, антиинфляционного регулирования,
одним из способов регулирования дефицита
бюджета, распределения и перераспределения
доходов различных слоев населения и инструментом
воздействия на инвестиционную активность
хозяйствующих субъектов.
Налоги исторически являются
одним из основных источников формирования
бюджета любого государства и одним из
методов мобилизации денежных средств
на переустройство государства и общества.
По своей сути налоги являются одним из
самых доходных источников пополнения
казны, которые, во-первых, безвозмездно
изымаются государством у налогоплательщиков
и, во-вторых, поступая в бюджет, являются
той его частью, на которую государство
не затрачивает средств.
Социально-экономическая природа
налогов, их назначение и влияние на экономическую
и политическую жизнь государства определяются
государственным строем и политикой, проводимой
властью. Налоги с социальной точки зрения
являются средством эксплуатации общества
и по своей сути выступают одним из элементов
грабежа (безвозмездно изымается часть
дохода). Особенно это характерно в условиях
возрастания налогового бремени (увеличение
числа налогов, расширение круга налогоплательщиков,
расширение налоговой базы, повышение
налоговых ставок и т. д.).
С точки зрения формирования
бюджетов (федерального, субъектов Федерации
и местных) налоги есть необходимая экономическая
составляющая, обеспечивающая решение
задач (функций), возлагаемых на государство,
а именно:
удовлетворение общественных
потребностей на содержание аппарата
управления, органов безопасности, обороны,
правопорядка, решение социальных проблем
и т. д.;
регулирование экономической
деятельности субъектов хозяйствования
и развитие инфраструктуры;
решение вопросов освоения
новых технологий, программ и производств;
обеспечение международных
договорных обязательств и т. д.
Про функции – в 1.1
И материал переработайте, чтобы он был
единым.
Функции налогов заложены в
их сущности, проявляющейся в способе
действий или непосредственно через их
свойства. Функция показывает, каким образом
реализуется общественное назначение
данной экономической категории как инструмента
самостоятельного распределения доходов.
Налогам свойственны две основные функции:
фискальная (фискальный — государственная
казна; чиновник, собирающий налоги в казну);
экономическая, или регулирующая.
В рамках экономической функции
можно выделить подфункции: перераспределительную,
стимулирующую, учетную и контрольную.
Фискальная функция предполагает,
что налоги являются доходом государства
и формируют основную доходную часть бюджетов
различных уровней государственной власти.
Фискальная функция налогов является
главной, основополагающей, так как именно
она формирует основную часть бюджетов
всех уровней.
Фискальная функция фактически
доминировала до начала 1930-х гг. Однако
по мере развития системы налогообложения
и изменения социально-экономических
процессов роль фискальной функции уменьшилась
и на определенном этапе развития экономики
стала проявляться регулирующая функция.
Экономическая, или регулирующая,
функция налогов заключается в воздействии
налогов на общественно-экономические
отношения в государстве. Именно налоги
оказывают влияние на платежеспособный
спрос, предложение и ресурсоснабжение.
Они создают или разрушают экономические
условия, т. е. регулируют рыночные отношения
в государстве.
Экономическая функция выражает
существенную сторону налога, являясь
объективным свойством функции бытия,
раскрываясь более подробно в своих подфункциях.
Перераспределительная подфункция
проявляет себя через перераспределение
доходов между бюджетами различных уровней.
Стимулирующая — преследует цель смягчать
цикличность развития производства и
обеспечивает равномерность и поступательность
движения общества. Она проявляется через
налоговую политику, размеры и ставки
налогов, систему льгот и скидок. Учетная
— вытекает из того, что налоги — это часть
национального дохода и что государство
заинтересовано в строгом учете налоговых
доходов и облагаемой базы. Контрольная
— тесно связана с учетной и дополняет
ее. Она характеризует количественное
отражение налоговых поступлений и их
сопоставление с потребностями государства
в денежных средствах.
Вместе с тем налоги — одно
из основных противоречий между налогоплательщиком
как субъектом налога или обществом в
целом, с одной стороны, и государственной
властью, с другой стороны, в основе которого
лежит принцип принудительного изъятия
части дохода субъекта налога, приводящего
к ухудшению его материального положения
и порождению социального неравенства
между различными группами налогоплательщиков
(граждан в целом).
Иначе изъятие части дохода
у субъекта налога приводит к возникновению
противоречия между потребностями государства
в увеличении налоговых доходов в целях
формирования бюджета и выполнения им
своих функций и нежеланием налогоплательщиков
безвозмездно отдавать часть своих доходов,
ухудшающих их материальное положение.
Данное противоречие является основным
при формировании налоговой системы и
принятии законодательной налоговой базы
любым государством. Это противоречие
внешнее по отношению к самой налоговой
системе. Существуют и внутренние противоречия,
заложенные в самой структуре налоговой
системы.
Во-первых, многочисленность
видов налогов и высокий уровень налогообложения
не способствуют развитию экономики или
производительных сил, побуждают хозяйствующие
субъекты изыскивать возможные способы
и изобретать различные механизмы уклонения
от налогового бремени, в результате чего
бюджет недополучает огромные суммы денежных
средств, снижается уровень собираемости
налогов, растет недоимка и преступность,
т. е. усиливается противоречие между налогоплательщиком
и развитием собственных производств
самим налогоплательщиком.
Во-вторых, несправедливое распределение
налогового бремени между различными
группами налогоплательщиков ведет к
возникновению противоречий между ними.
В частности, неодинаковый уровень доходов
может сопровождаться одинаковым уровнем
(ставкой) обложения, или предоставление
отдельным группам и налогоплательщикам
различных льгот ставит в неравные условия
налогоплательщиков на едином экономическом
пространстве и в конечном счете усиливает
противоречие между самими налогоплательщиками.
В-третьих, многоуровневая налоговая
система перераспределения налоговых
ставок между федеральным бюджетом, региональными
и местными бюджетами, с одной стороны,
и между бюджетами регионов и бюджетами
местного самоуправления, с другой стороны,
усиливает противоречие в сфере разделения
налогов и налоговых ставок по уровням
бюджетных систем.
В-четвертых, анализ видов налогов
и их структуры (элементов налогов) свидетельствует,
что введение новых налогов (при неизменном
количестве ранее принятых) ведет к росту
цен на товары (продукты), особенно облагаемых
данным видом налога, а бремя налогов распределяется
в конечном счете между продавцом и покупателем
с учетом соотношения спроса и предложения;
повышение налоговых ставок ведет к сокращению
поступлений налогов в бюджет ввиду усиления
тенденций ухода налогоплательщиков от
уплаты налога и т. д., что в последующем
приводит к усилению противоречия между
налогоплательщиком и системой власти.
Разрешение приведенных противоречий
имеет особую актуальность не столько
в теоретическом, сколько в практическом
плане. Вопрос состоит в том, каким должен
быть уровень налоговых изъятий, чтобы
воздействие на экономические процессы
в обществе осуществлялось с максимально
возможным положительным эффектом, т.
е. чтобы противоречия были минимальны
или сведены до оптимального уровня.