Налоговая система Украины и ее организационные принципы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2012 в 23:05, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы является раскрытие сущности налоговой системы, раскрыть основные принципы и структуру налоговой системы, а так же сделать анализ структуры налоговой системы в соотношении прямых и непрямых налогов и рассмотреть основные задачи налоговой политики. Так как, основным инструментом государственного регулирования является налоговая политика. Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………...3
Раздел 1. Понятие и сущность налоговой системы Украины………………………….5
1.1.Понятие и организационные принципы налоговой системы Украины………….5
1.2. Структура налоговой системы……………………………………………….……...9
1.3.Понятие и основные задачи налоговой политики…………………………………15
Раздел 2. Анализ структуры налоговой системы Украины с точки зрения соотношения прямых и непрямых налогов…………………………………………….19
2.1.Анализ прямого налогообложения в Украине……………………………………..19
2.2.Анализ косвенного налогообложения в Украине………………………………….22
2.3.Соотношение прямого и косвенного налогообложения…………………………..24
Раздел 3.Пути реформирования налоговой системы Украины………………………28
Заключение……………………………………………………………………………….32
Список использованной литературы…………………………………………………...34
Приложение

Файлы: 1 файл

Глава 1.doc

— 212.00 Кб (Скачать файл)

             1.2.Структура налоговой системы

Структура налогообложения - это совокупность налогов, уплачиваемых в бюджет и государственные целевые фонды в установленном законами Украины порядке, а также права, обязанности и ответственность плательщиков. Каждое государство устанавливает собственную систему налогообложения, то есть определяет налогоплательщиков, объекты налогообложения, виды налогов и порядок их уплаты. Тип системы налогообложения определяется соотношением четырех секторов формирования налогов и сборов (обязательных платежей): государственного; коммерческого; финансового сектора; населения.

Эти вопросы регулируются Законом Украины « О системе налогообложения « от 18 февраля 1997 г. В соответствии с этим Законом, установление и отмена налогов в бюджеты и в государственные целевые фонды осуществляется Верховной Радой Украины в пределах, установленных этим Законом, другими законами Украины о налогообложении, Верховной Радой Автономной Республики Крым, сельскими, поселковыми, городскими советами. Верховная Рада Автономной Республики Крым, сельские, поселковые, городские советы имеют право устанавливать дополнительные льготы по налогообложению в пределах сумм, поступающих в их бюджеты. Ставки, механизм взимания налогов и льготы по налогообложению определяются только законодательными актами о налогообложении.

Под налогом следует понимать обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или в государственный целевой фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами о налогообложении. Налоги уплачиваются в определенном размере и в четко определенные сроки. Государственные целевые фонды - это фонды, созданные в соответствии с законом Украины и формируемые за счет определенных законодательными актами налогов. Все государственные целевые фонды, кроме Пенсионного фонда Украины, включаются в Государственный бюджет Украины.

На сегодняшний день налоги весьма разнообразны по видам и образуют довольно разветвленную совокупность. Налоги делятся на разнообразные группы по многим признакам. Они классифицируются:

 

- по характеру налогового изъятия  (прямые и косвенные);

К прямым, или прибыльно-имущественным, относятся налоги, уплачиваемые в процессе приобретения и накопления материальных ресурсов. Они определяются размером объекта налогообложения, включаются в цену товара и уплачиваются производителем или собственником. Прямые налоги в свою очередь делятся на: личные налоги, уплачиваемые плательщиком за счет и в зависимости от полученного им дохода (прибыли) и с учетом его платежеспособности, и реальные, уплачиваемые с отдельных видов имущества (земли, строения) из расчета, в основе которого лежит не действительная, а предполагаемая прибыль. Исходя из этих аспектов, прямые  налоги  в  экономической  литературе подразделяют на две подгруппы: реальные и личные[8.c.56].

  Разница между ними состоит в  приоритетности  плательщика  и  объекта

налогообложения. При личном налогообложении первичным выступает  плательщик, а  вторичным  —  объект  налогообложения.  При   реальном   налогообложении, наоборот,  первичным  является  объект  налогообложения,   а   вторичным   — плательщик.

    Личные налоги — это налоги, которые устанавливаются  персонально  для конкретного плательщика и зависят от его  доходов.  В  современных  условиях наибольшее  распространение  получили  такие  личные  налоги  как  налог  на прибыль, подоходный налог, налог на промысел.

      Реальные налоги — это налоги, которые предусматривают налогообложение

имущества, исходя из внешних признаков;  плательщиками  выступают  владельцы этого имущества независимо от их  доходов.  К  этим  налогам  можно  отнести налог на землю, рентные платежи,  налог с владельцев транспортных  средств, имущественные налоги.

    Основные  преимущества прямого налогообложения состоят в следующем:

     1.  Экономические — прямые налоги дают возможность установить  прямую

зависимость между доходами плательщика и его платежами в бюджет.

2.  Регулирующие — в странах с развитой  рыночной  экономикой  прямое

налогообложение   является   важным   финансовым    рычагом    регулирования

экономических  процессов  (инвестиций,  накопления   капитала,   совокупного потребления, деловой активности и т. д.).

       3.  Социальные — прямые налоги способствуют распределению  налогового

бремени  таким  образом,  что  большие  налоговые  расходы  имеют  те  члены

общества, у которых более  высокие  доходы.  Такой  принцип  налогообложения

большинством экономистов мира считается наиболее справедливым.

Косвенные налоги (налоги на потребление) взимаются в процессе реализации товаров или услуг, включаются в виде надбавок к их цене и уплачиваются потребителем. Это - акцизный сбор, налог на добавленную стоимость, таможенная пошлина.     Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичного спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов. [c.5.35]. В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения – к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.     

Преимущества непрямых налогов связаны в первую очередь с их ролью в формировании доходов бюджета. Однако, это нисколько не означает, что они не выполняют регулирующей функции. При умелом использовании, косвенные налоги могут быть эффективными финансовыми инструментами регулирования экономики.  

- по уровням управления  (региональные, местные, муниципальные);

- по субъектам налогообложения (налоги с юридических и физических лиц);

- по объектам налогообложения (налоги на товары и услуги, налоги на доходы, прибыль, прирост рыночной стоимости капиталов, налоги на недвижимость и имущество и т.д.);

Согласно Закону Украины «О системе налогообложения» все налоги в

зависимости от органов государственной власти и местного самоуправления, который их устанавливает, делятся на общегосударственные и местные.

К общегосударственным налогам и сборам (обязательным платежам) относятся:

- налог на добавленную стоимость;

- акцизный сбор;

- налог на доходы физических лиц;

- таможенная пошлина;

- государственная пошлина;

- налог на недвижимое имущество (недвижимость);

- плата (налог) на землю;

- рентные платежи;

- налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов;

- налог на промысел;

- сбор за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета;

- сбор за специальное использование природных ресурсов;

- сбор за загрязнение окружающей среды;

- сбор в Фонд для осуществления мероприятий по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защите населения;

- сбор на обязательное социальное страхование;

- сбор на обязательное государственное пенсионное страхование;

- сбор в Государственный инновационный фонд;

- плата за торговый патент на некоторые виды предпринимательской деятельности;

- сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства;

- единый сбор, взимаемый в пунктах пропуска через государственную границу Украины;

- сбор за использование радиочастотного ресурса Украины.

Общегосударственные налоги устанавливаются Верховной Радой Украины и

взимаются на всей территории Украины. Налог на недвижимое имущество (недвижимость), плата (налог) за землю, налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов, налог на промысел, сбор за специальное использование природных ресурсов, сбор за загрязнение окружающей природной среды на территории автономной Республики Крым устанавливаются Верховной Радой республики в границах предельных размеров ставок, установленных законами Украины.

К местным налогам отнесены:

1) налог с рекламы;

2) коммунальный налог.

К местным сборам (обязательным платежам) отнесены:

- гостиничный сбор;

- сбор за парковку автотранспорта;

- рыночный сбор;

- сбор за выдачу ордера на квартиру;

- курортный сбор;

- сбор за участие в бегах на ипподроме;

- сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме;

- сбор за право проведения кино- и телесъемок;

- сбор за проведение местного аукциона, конкурсной распродажи и лотерей;

- сбор за проезд по территории пограничных областей автотранспорта, направляющегося за границу;

- сбор за выдачу разрешения на размещение объектов торговли и сферы услуг;

- сбор с владельцев собак.

Местные налоги, механизм взимания и порядок их уплаты устанавливается сельскими, поселковыми, городскими советами в соответствии с приведенным перечнем и в границах предельных размеров ставок, установленных законами Украины. Исключение составляет сбор за проезд по территории пограничных областей автотранспорта, следующего за границу, устанавливаемый областными советами. Суммы местных налогов (сборов) зачисляются в бюджеты советов народных депутатов.

- по целевому назначению налога (общие, специальные).

Налоги общего назначения используются на общегосударственные нужды без конкретизации мероприятий или расходов. Специальные налоги зачисляются в государственные целевые фонды и используются исключительно на финансирование конкретных расходов.

По периодичности взыскания налоги бывают единовременными, т.е. такими, которые платятся один раз в течение определенного отрезка времени за осуществление определенных действий и систематические, то есть такие, которые платятся периодически.

Таким образом, налоговая система включает достаточно широкий круг нало­гов разного направления, ибо за счет одного налога практически невоз­можно создать финансовую базу государства, которая бы обеспечивала его функционирование. Система налогообложения Украины представляет собой совокупность налогов, сборов, других обязательных платежей в бюджет и взносов в государственные целевые фонды, взимаемые в установленном порядке. Это налог на добавленную стоимость, акцизный сбор, налог на прибыль предприятий и организаций, таможенный сбор, государственный сбор, налог на доходы граждан, плата за землю, налог с собственников транспортных средств, налог на промысел, отчисления на геологоразведочные работы, плата за специальное использование природных ресурсов, плата за загрязнение окружающей природной среды, отчисления и сборы на строительство, ремонт и содержание автомобильных дорог, в Фонд осуществления мероприятий по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, в Фонд содействия занятости населения, в Фонд социального страхования, в Пенсионный фонд. Их перечень определен Законом Украины " О системе налогообложения".

  Ее сегодняшнее состояние можно охарактеризовать как создание основ. Структура налоговой системы Украины отвечает общим закономерностям, присущим развитию налоговых систем. Эти закономерности составляют объективную границу усовершенствования налоговой системы Украины на современном этапе.

        1.3.Понятие налоговой политики и её  основные направления.

     Налоговая политика – это система направленных действий и определенных экономических, правовых и  организационно контрольных правительственных  мероприятий для достижения определенных  заданий, которые стоят перед обществом, с помощью налоговой  системы государства.    Содержание  и цели налоговой политики  могут изменяться  в  зависимости  от объективных факторов  и обусловленные  социально-политическим строем общества.

      Среди целей проведения налоговой политики  выделяют  принципы:                         

     - Принцип фискальной и экономической эффективности  предусматривает такие элементы: достаточность доходов, минимизацию расходов на сбор доходов и предотвращение уклонения от уплаты платежей в бюджет, эластичность налоговой  системы, равномерное распределение налогов между   административно-территориальными   единицами.

    - Принцип  социальной  справедливости  значит,  что  налогоплательщиками  должны  выступать   все  члены  общества,  которые  получают  доходы.  Прямые и  непрямые  налоги  в  решении этой  проблемы  имеют  разное  значение.  Традиционным  является  отношение  к  непрямым  налогам,  как к регрессивным  в  социальном  плане.  Преимущества  прямых налогов  в решении проблем  социальной справедливости  заключается  в  том,  что  уровень  налогообложения  прямо  связан  с  доходами,  которые  получают  физические  и  юридические  лица.[c.3,32]

    Дискреционная  политика  называется  тогда,  когда  правительство  сознательно   вносит  изменения  в  налоговую  систему  и расходы  бюджета  с  целью   влияния  на  реальный  валовой  внутренний  продукт  (ВВП),  занятость, инфляцию. Таким  образом,  при   проведении  дискреционной  политики  изменения  в  налоговой  системе  зависят  от   решений  правительства.  Дискреционная  политика  может   стимулировать  и  быть  сдерживающей.  Считается,  что  стимулирующую  политику  целесообразно  проводить  при  экономическом  спаде.

     В  области  налогов  она  предусматривает  уменьшение  налоговых   исключений  из  доходов  граждан  с  целью   увеличения  совокупного  спроса.

      Сдерживающая  бюджетно-налоговая  политика  целесообразна  тогда, когда  экономика  находится  в  состоянии  избыточного  подъема  и спрос  превышает  предложение.  В таком  случае  возникает  инфляция  спросу  и  появляется   необходимость   ограничения  потребительских  расходов  населения.  Это  можно  сделать  или  уменьшая  расходы   бюджета,  или  увеличивая налоговые  исключения  путем  повышения  ставок   налогообложения  или  рационализации  налоговых  льгот.

Информация о работе Налоговая система Украины и ее организационные принципы