Налоговая система Украины и ее организационные принципы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2012 в 23:05, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы является раскрытие сущности налоговой системы, раскрыть основные принципы и структуру налоговой системы, а так же сделать анализ структуры налоговой системы в соотношении прямых и непрямых налогов и рассмотреть основные задачи налоговой политики. Так как, основным инструментом государственного регулирования является налоговая политика. Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………...3
Раздел 1. Понятие и сущность налоговой системы Украины………………………….5
1.1.Понятие и организационные принципы налоговой системы Украины………….5
1.2. Структура налоговой системы……………………………………………….……...9
1.3.Понятие и основные задачи налоговой политики…………………………………15
Раздел 2. Анализ структуры налоговой системы Украины с точки зрения соотношения прямых и непрямых налогов…………………………………………….19
2.1.Анализ прямого налогообложения в Украине……………………………………..19
2.2.Анализ косвенного налогообложения в Украине………………………………….22
2.3.Соотношение прямого и косвенного налогообложения…………………………..24
Раздел 3.Пути реформирования налоговой системы Украины………………………28
Заключение……………………………………………………………………………….32
Список использованной литературы…………………………………………………...34
Приложение

Файлы: 1 файл

Глава 1.doc

— 212.00 Кб (Скачать файл)

     Не  дискреционная  бюджетно-налоговая  политика  или  политика  «вмонтированных  стабилизаторов», базируется  на   теоретическом  предположении,  что  налоговая  система  сама  по  себе  должна  способность  автоматически  влиять  на  экономический  цикл,  потому  что  даже  без  ее  изменения  налоговые  исключения  увеличиваются  при  росте ВВП  и  уменьшаются   при  его  спаде,  то  есть   имеет  место стабилизирующий   эффект. Наиболее высок  этот  эффект  при  прогрессивной  налоговой  системе,  которая  предусматривает  увеличение   налоговых  исключений  с  увеличением  доходов.  Понятие «налоги- вмонтированные  стабилизаторы»  ввел  Дж.М. Кейнс. 

        Конечно,  государство не может  придерживаться  только  одного  типа  налоговой  политики.  Необходимо  совмещать  все  три  ее типа   в  зависимости   от  социально-экономической  ситуации   и  задач,  которые  стоят  перед  обществом.

        Определение  оптимального  распределения  налоговой  нагрузки  между разными  группами  налогоплательщиков  связанно  с  большими  трудностями  обоснования  допустимой  налоговой   дискриминации   отдельных  классов  и  налоговых  групп.

    Известны  разные    системы  налогообложения: регрессивная,  пропорциональная  и  прогрессивная.

      Система  налогообложения  является   регрессивной, эффективные  (экономические)   налоговые  ставки  для  плательщиков  с  высокой  платежеспособностью   ниже, чем  для  тех,  у  кого  эта   способность   низкая.  Система  налогообложения  является   прогрессивной,  если  эффективные  налоговые   ставки  для  плательщиков   с  высокой  платежеспособностью  выше,  чем  для  тех  у  кого   такая  способность   низкая. И, наконец,  система  налогообложения  является  пропорциональной,  если  эффективные  налоговые  ставки  для  всех  групп  плательщиков  одинаковых.

  Таким  образом,  поведение  эффективных  налоговых  ставок  определяет  характер  структуры  налогообложения.[c.2,24]

    Важной характеристикой  налоговой  политики  государства  является   уровень  налоговой  нагрузки  на  налогоплательщика. Налоговая  нагрузка- это  часть  дохода физических и  юридических  лиц,  которые  перераспределяются  через  государственный  бюджет.    Налоговая  нагрузка  определяется  на  макро и микро  уровне.    

    На  микроуровне  её  определяет  частица  налоговых поступлений  в бюджет  ВВП (формула 1): П=ПБ / ВВП ×100%  

Где   ПБ- налоговые  поступления в бюджет; ВВП - валовым  внутренний  продукт.                                                                                                                                               

За  последними  исследованиями и  сравнениями  с  другими  европейскими  странами  средний   уровень  налогов  в Украине  в  последние  годы  не  является  чрезвычайно  высоким  и  составляет   приблизительно  30-35%  ВВП, тогда как  в европейских  странах  этот  показатель  достигает  приблизительно  40%.  Но  необходимо  принять  во  внимание,  что  теневой  ВВП в Украине, за выводами  экспертов, превышает  средне европейский  показатель  и  составляет  60% официального   ВВП.

    При  характеристики  налоговой  нагрузки  на  микроуровне  можно  использовать  такие  показатели:

- Часть  налоговых  платежей   предприятия    в  общей  сумме   прибыли  (формула 2): П=НП / БП × 100%

    Где   НП- налоговые  платежи  предприятия;

             БП- балансовая  прибыль  предприятия.

- Часть  налоговых  платежей  предприятия  в  объеме  продаж (формула 3):

  П= НП / Пр × 100%

       Где  НП- налоговые  платежи  предприятия; Пр- объем  продаж  предприятия. 

     То есть  налоговая  политика  государства  отражает  тип,  степень, и  цель  государственного  вмешательства  в экономику, и  изменяется  в  зависимости  от  ситуации  и  целей  государства.                      

   В настоящее  время  в  Украине  проводится  жесткая  налоговая  политика  со  смещением  правовых  полномочий  в  пользу  государственных  органов,  права  налогоплательщиков  негарантированны  даже  формально. Принцип  конституционного  равенства  всех  заинтересованных  лиц  перед   законом  налоговой  политики  в   Украине   не соблюдается.              

    Изучив первый раздел, можно сделать вывод, что  совокупность налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет и взносов в государственные целевые фонды, а также совокупность государственных налоговых органов и их компетенция составляют налоговою систему. Таким образом, налоговая система состоит из системы налогообложения и системы налоговых органов.    В Украине налоговая система имеет много общего с налоговыми системами развитых стран мира, особенно если рассматривать такую составляющую налоговой системы, как система налогообложения. Основу последней представляют прямые налоги — налог на прибыль предприятий и налог с доходов физических лиц и косвенные — налог на добавленную стоимость, акцизный сбор, таможенная пошлина, отчисления на социальное страхование и т.п..

В Украине налоговая политика пока ещё формируется. При её становлении необходимо учитывать опыт других государств, но только тот, что даёт позитивный результат и для производителя, и для бюджета. Современную налоговую систему необходимо реформировать в направлении сокращения количества законодательных актов, которыми регулируются налоги, существенного уменьшения числа как общегосударственных, так и местных налогов и сборов. В зависимости от состояния экономики  её целей, которые на данном этапе развития государство считает приоритетным, бюджет должен быть сбалансированным, очевидно должны меняться и принципы построения налоговой системы.

 

 

   Раздел 2. Анализ структуры налоговой системы Украины с точки

             зрения соотношения прямых и непрямых налогов.

          2.1.Анализ прямого налогообложения в Украине.

Переход к рыночным  отношениям  объективно  потребовал использования экономических  методов  управления  общественным  производством,   изменения системы формирования  доходных  поступлений  в  бюджет.  Эта  система  стала строиться на  базе  налоговых  платежей,  а  взаимоотношения  предприятий  и коммерческих  организаций  с  бюджетом  переведены   на   правовую   основу, регулируемую законом. Доходная часть Государственного бюджета Украины формируется  за  счет налогов и  неналоговых  поступлений.  В  настоящее  время  основными  видами государственных доходов являются налоги. Налоговая  система  Украины  на  современном  этапе   характеризуется достаточно высоким уровнем налогообложения.

Высокий уровень  налогообложения  вызван    усилением государственного   регулирования   экономики,   в   частности    проведением инвестиционной,  структурной  политики  с  целью  выведения  из   кризисного состояния  экономики  Украины,  что  имело  место  в  развитых  странах   на отдельных  этапах  их  развития.  Но  такая  политика  в  нашем  государстве проводится недостаточными темпами. Поэтому можно сказать, что основные причины, обуславливающие  высокий уровень налогообложения в Украине, лежат в  области  субъективного  фактора.

Признаком государства с развитой экономикой является преобладание прямых налогов над непрямыми в общем количестве налоговых поступлений, поэтому важно рассмотреть, возможен ли на Украине переход к предпочтению налога на производство налогом на потребление.      

Рассмотрим эффект  потери от использования определенных видов налогов с макроэкономической точки зрения. Для этого определим влияние прямых налогов на доходы и непрямых на потребление.

Прямые налоги существенно влияют на рынок труда. Так как желание предлагать

труд непосредственно зависит от величины дохода, который остается после

налогообложения. Допустим, что пропорциональным налогом облагается заработная плата. Покажем влияние налога на графике (рис.1)

Рисунок 1.Влияние прямых налогов на объем труда в экономике.

Зарплата                                         S2

       w1                             E2                       S1

       w                          N                       E1

      w2                         K                                         D

 

                             

                                  L1                L2                                                          L  Ресурсы труда

На графике изображено равновесие (точка Е1) спроса и предложения на рынке труда до того, как доход работника начал облагаться налогом. Этому состоянию равновесия отвечает численность занятых L1 и заработная плата W. Линия S2 отражает предложение после введения налога. Равновесие спроса и предложения достигается в точке Е2.

Е2К – отрезок, который отображает величину налога на заработную плату, W1 – заработная плата до налогообложения W2 – после налогообложения. Площадь фигуры W1E2KW2 составляет величину налоговых поступлений в государственный бюджет при условии, что плательщиками налога являются L2 работников и каждый работник уплачивает E2K налога. С ростом зарплаты, как известно, предприятия привлекают меньше работников. Равновесие (это показано на рис.) установится в точке, которая определяется более высокой зарплатой для предпринимателей (W1<W2), но более низкой зарплатой после налогообложения для работников (W2<W1) и меньшей занятостью. От налогообложения заработной платы работников общество имеет как выгоду, так и потери. Выгоды выражаются в величине неналоговых поступлений, которые будут использованы в интересах налогоплательщиков (превышение общего благосостояния, общественной безопасности, развитие культуры, охрана здоровья и др.). На графике выгоды отражены площадью прямоугольника W1E2KW2. Общие потери измеряются треугольником Е2Е1К. Он соответствует чистым потерям от распределения ресурсов под действием налога. Эти потери возникают из- за различия между тем, что предприниматели выплачивают работникам, и тем, что последние получают. В результате уменьшения реально получаемой заработной платы сокращается предложение труда, соответственно сокращается объем создаваемого продукта.

Треугольник Е2Е1К – общая величина потерь, которая распределяется между работниками и предпринимателями.

Треугольник NE1K – потери работников от снижения доходов ниже уровня, который существовал до налогообложения.

Треугольник E2E1N – потери предпринимателей от сокращения прибыли из-за увеличения расходов.

Таким образом, в настоящее время прямые налоги составляют основу налоговых систем государств с развитой рыночной экономикой, так как они имеют ряд преимуществ по сравнению с косвенными налогами. Основные преимущества прямого налогообложения состоят в следующем:

1. Экономические — прямые налоги дают возможность установить прямую зависимость между доходами плательщика и его платежами в бюджет.

2. Регулирующие —прямое налогообложение является важным финансовым рычагом регулирования экономических процессов.

3. Социальные — прямые налоги способствуют распределению налогового бремени таким образом, что большие налоговые расходы имеют те члены общества, у которых более высокие доходы.

Однако следует отметить и недостатки прямых налогов:

1. Организационные — прямая форма налогообложения требует сложного механизма взимания налогов, так как связана с достаточно сложной методикой ведения бухгалтерского учета и отчетности.

2. Контрольные — контроль поступления прямых налогов требует существенного расширения налогового аппарата и разработки современных методов учета и контроля плательщиков. Поэтому прямые налоги не могут являться стабильным источником доходов бюджета.

              2.2.Анализ косвенного налогообложения в Украине.   

      Косвенные налоги – являются  по существу налогами на потребление, затрагивают как интересы населения и бюджета, так и интересы предприятий. Сбалансированность этих интересов особенно важна в сфере производства и реализации продукции в соответствии с отраслевыми особенностями, так как регрессивный характер косвенных налогов наиболее сильно проявляется при низком уровне благосостояния населения.

    Рассмотрим теперь природу влияния непрямых налогов ( акциза, налога на добавленную стоимость). Если прямые налоги, как мы проиллюстрировали предыдущим графиком, влияют на желание работать, то есть на предложение труда, то непрямые налоги определяют объемы производства и уровень цен. Используем для иллюстрации график AD-AS (рис.2).

Рис. 2. Влияние непрямых налогов на объем производства                                                                              и уровень цен.

 

 

   Цены (Р)                                                                             AS2

 

                                                                                                     AS1

P2                                                         D

P2

                                                 E2    T

P1                                                               E1

P1                                         N                                     AD

Информация о работе Налоговая система Украины и ее организационные принципы