Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2012 в 23:05, курсовая работа
Цель данной курсовой работы является раскрытие сущности налоговой системы, раскрыть основные принципы и структуру налоговой системы, а так же сделать анализ структуры налоговой системы в соотношении прямых и непрямых налогов и рассмотреть основные задачи налоговой политики. Так как, основным инструментом государственного регулирования является налоговая политика. Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
Введение…………………………………………………………………………………...3
Раздел 1. Понятие и сущность налоговой системы Украины………………………….5
1.1.Понятие и организационные принципы налоговой системы Украины………….5
1.2. Структура налоговой системы……………………………………………….……...9
1.3.Понятие и основные задачи налоговой политики…………………………………15
Раздел 2. Анализ структуры налоговой системы Украины с точки зрения соотношения прямых и непрямых налогов…………………………………………….19
2.1.Анализ прямого налогообложения в Украине……………………………………..19
2.2.Анализ косвенного налогообложения в Украине………………………………….22
2.3.Соотношение прямого и косвенного налогообложения…………………………..24
Раздел 3.Пути реформирования налоговой системы Украины………………………28
Заключение……………………………………………………………………………….32
Список использованной литературы…………………………………………………...34
Приложение
Углубление реформирования налоговой системы с учетом достигнутого социально-экономического уровня развития государства предусматривает третий этап (2013 – 2015 годы). Тогда состоится реформирование системы администраторов налогов и сборов (обязательных платежей), налоговая система Украины будет приведена в соответствие со стандартами ЕС. Совсем невозможно представить, как первый вице-премьер (он же министр финансов) будет приводить в соответствие налоговую систему нашей страны с европейскими стандартами. Ведь если это будет сделано, то невозможным станет авансовое получение налога на прибыль. Что, в свою очередь приведет к срыву выплат зарплат государственным служащим и пенсий пенсионерам.
Одним из важнейших условий реформирования налоговой службы является комплексное информационное обеспечение и развитие интегрированной информационно-аналитической базы данных. Создание лаборатории и использование серверных платформ на базе Intel Itanium служат цели построения высоконадежного эффективного решения, которое позволит реализовать функции.
Украинское налоговое законодательство должно стать более ясным и для налогоплательщиков, и для органов, ответственных за сбор налогов. Надо бы осуществить снижение ставок налога на прибыль.
Нужно поэтапно снизить налоговую нагрузку на реальных товаропроизводителей, стимулируя тем самым производство и одновременно делая невыгодным уклонение от налогов. Отменить малоэффективные налоги и снизить ставки налогов на бизнес, которые угнетают реальный сектор экономики. Ведь, А.Смит считал именно налоги одним из факторов, способных повлиять на развитие экономики. Считаем, что первоочередное решение очерченных выше задач определяет направление реформирования налоговой системы Украины в ближайшей перспективе. Конечно, только этими мерами ограничиваться нельзя. Реформы должны носить системный и последовательный характер. Предложенные меры позволяют подчинить налоговую политику цели создания конкурентоспособной экономики Украины уже на начальном этапе.
Основными целями внедрения проекта являются:
1.Обеспечение условий для добровольного исполнения требований налогового законодательства плательщиками налогов и обеспечение полного, своевременного сбора всех законодательно установленных в Украине налогов и сборов (обязательных платежей);
2.Завоевание доверия общественности путем повышения прозрачности, компетентности и непредвзятой деятельности государственной налоговой службы Украины;
3. Создание высокопрофессиональной налоговой службы Украины путем внедрения программы полной ее компьютеризации и максимальной автоматизации всех процессов администрирования налогов и сборов для минимизации человеческого фактора.
Но, несмотря на положительные моменты реформирования, есть также и недостатки. Их можно условно разделить на: общие и конкретные.
К общим можно отнести:
1.Отсутствие целостности, простой логичной концепции построения системы налогообложения;
2. Фискальный уклон;
3.Несоответствие, порядка начисления налогов сути объектов налогообложения;
4.Непоследовательность и несогласованность различных инструментов налоговой политики; жестокое ограничение прав и интересов плательщиков налогов, в частности невозможность контроля со стороны плательщиков налога за использованием налоговых поступлений;
5.Отсутствие действенной амортизационной политики как стимула поддержки производства.
Конкретные недостатки:
- отсутствие ограничения предельного уровня налоговых изъятий у субъектов налогообложения.
- неопределенность источников финансирования расходов на меры по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, защиту безработных и инновационную деятельность;
- установление трехступенчатой шкалы налогообложения доходов физических лиц с30%-й предельной ставкой, что является неоправданным в социальном плане, так как освобождает от вполне посильного налогового бремени богатых граждан, чего нельзя сказать о низкооплачиваемых категориях населения;
- предоставления органам исполнительной власти права устанавливать ставки по отдельным налогам, сборам и платежам (например, за использование природных ресурсов), что нарушает конституционный принцип разделения властей;
- почти треть налогов имеет своим источником на объект налогообложения, а направление использования средств (например, сбор в Государственный фонд);
- ужесточение финансовых санкций;
- сохранение авансового порядка уплаты налогов (по методу начисления);
- повышение ставок акцизного сбора;
- расширение сферы взимания госпошлины;
- увеличение размеров платы за пользование подземными водами и недрами; Таким образом, неэффективность налоговой политики приводит постоянно к падению объемов производства, его рентабельности и соответственно увеличению количества убыточных предприятий; формирования негативного отношения общества к самому понятию «налоги». Поэтому назрела необходимость реформирования налоговой системы.
В данной курсовой работе исследована тема: «Налоговая система и ее организационные принципы». Были раскрыты и освещены следующие вопросы: сущность налогов и налоговой системы; определены принципы налоговой системы; раскрыта структура налоговой системы Украины; определены пути реформирования налоговой системы Украины.
Налоговая система является одним из главных элементов экономической системы государства в рыночной экономике. Она представляет собой главный инструмент воздействия государства на развитие народного хозяйства, определения приоритетов социального и экономического развития. Поэтому необходимо, чтобы налоговая система Украины была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту. Сущность, структура и роль системы налогообложения определяются налоговой политикой, являющейся исключительным правом государства, которое проводит ее в стране самостоятельно, исходя из задач социально-экономического развития. Через налоги, льготы и финансовые санкции, а также обязанности и ответственность, выступающие неотъемлемой частью системы налогообложения, государство предъявляет единые требования к эффективному ведению хозяйства в стране.
Система налогообложения Украины строится на сочетании прямых и непрямых
(косвенных) налогов. Прямые налоги направлены непосредственно на плательщика и их размер прямо зависит от объекта налогообложения Косвенные налоги выражаются в ценах произведенных товаров, выполненных работ, предоставленных услуг. Косвенные налоги характеризуются быстрым поступлением в бюджет, широким охватом облагаемых товаров, равномерным распределением налоговых доходов от их взимания по территории страны, влиянием на процесс потребления. С точки зрения выполнения фискальных функций они более эффективны, чем прямые, поскольку их база налогообложения менее чувствительна к изменениям тенденций экономического развития страны.
Основываясь на приведенной в работе информации, можно сказать, что налоговая
система Украины несовершенна и требует серьёзного совершенствования. Реформирование налоговой системы - долгий и тяжёлый процесс для украинской современности. Как предлагается Государственной налоговой администрацией, реформирование должно проходить в полном соответствии с государственной Концепцией реформирования налоговой системы Украины, а конечной его целью должно быть формирование всеобъемлющего и эффективного налогового законодательства, отображённого в новом Налоговом кодексе Украины. Прежде всего для Украины важно восстановить стимулирующую функцию налогов. В таком случае, установится баланс на уровне всех основных концепций развития нашего государства, большинством из которых в частности утверждён инновационно-инвестиционный путь развития экономики. В данном случае достижение цели просто невозможно без налогового стимулирования хозяйственной деятельности: только эффективная ставка налога может спровоцировать действия экономического субъекта в этом направлении, сохраняя для этого необходимое количество средств на его счету. Направления модернизации государственной налоговой службы полностью совпадают со стратегией реформы налоговой системы, определенной Концепцией реформирования налоговой системы Украины. После утверждения Концепции реформации налоговой, системы можно будет определиться с последующими направлениями законодательной деятельности, поскольку предложения относительно совершенствования действующих нормативно-правовых актов по вопросам налогообложения имеют основываться на ее положениях. Концепция реформации налоговой системы будет долгосрочным планом работы государства из реформации налоговой системы.
Таким образом, можно говорить о том, что налоговая система Украины ещё не до конца сформирована и требует кропотливой работы для того, чтобы она не только была эффективна сама по себе, но и успешно взаимодействовала с другими сферами экономики.
Список использованной литературы
1. Конституция Украины 28 червня 1996 р.с изменениями и дополнениями.
2. Закон України «Про державну податкову службу в Україні» від 04.12.1990 р. №509-ХП с изменениями и дополнениями.
3. Закон України «Про систему оподаткування» от 25.06.1991 р. с изменениями и дополнениями.
4. Амоша А. И., Вишневский В. П., Коновалюк В. И. Об уровне налогов в Украине// Економіка промисловості. — 2005. — №4. — С 20-31.
5. Брызгалин А..А., Берник В..Р., Головкин А..Н., Брызга-лин В. В., Баженов О. И. Методы налоговой оптимизации. Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Аналитика — Пресс, 2000. — 144 с.
6. Буряковский В.В. и др. Налоги: Учебное пособие.-Днепропетровск: Пороги, 2006. — 642 с.
7. . Гридчина М.В. и др. Налоговая система Украины. –К.:МАУП, 2007г.
8. Дубовик О.Е., Оксаненко О.Т. Налоговая система Украины.– Одесса, 2002г
9. Завгородний В.П. «Налоги и налоговый контроль в Украине». Киев, «А.С.К»., 2001г
10. Карлин М.И. Финансовая система Украины: Науч. учеб.– К: Знания, 2007.
11. Олейник О.В., Філон И.В. Налоговая система: Науч. учеб. – Киев: Центр учебной литературы, 2006. – 456с.
12. . www.sta.gov.ua – сайт Государственной налоговой администрации Украины
НАЛОГИ И СБОРЫ (ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ) | ||||
Общегосударственные налоги и сборы (обязательные платежи) | Местные налоги и сборы (обязательные платежи) | |||
Непрямые (косвенные) налоги | Прямые налоги | сборы | налоги | Сборы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Налог на добавленную стоимость; Акцизный сбор; Пошлина. | Налог на доходы граждан (подоходный налог); Налог на прибыль предприятия; Плата (налог) на землю; Налог на имущество (недвижимость); Налог с владельцев транспортных средств. | За геологоразведовательные работы, выполненные за счет государственного бюджета; Сбор за специальное использование природных ресурсов; Сбор за загрязнение окружающей среды; Взносы в фонд ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защиты населения; Сбор на обязательное государственное пенсионное страхование; Сбор на обязательное социальное страхование; Взносы в государственный инновационный фонд; Рентные сборы; Плата за торговый патент на некоторые виды предпринимательской деятельности; Отчисления на финансирование авто мобильных дорог. | Налог с рекламы; Коммунальный налог. | Гостиничный сбор; Рыночный сбор; Сбор за выдачу ордера на квартиру; Курортный сбор; Сбор за участие в бегах на ипподроме; Сбор за выигрыш на бегах на ипподроме; Сбор с лиц, принимающих участие в игре на тотализаторе на ипподроме; Сбор за проведение местных аукционов, конкурсных продаж и лотерей; Сбор с владельцев собак; Сборы за парковку автотранспорта; Сбор за проезд территорий приграничных областей автотранспорта направляющегося за границу; Сбор за право использовать местную символику; Сбор за выдачу разрешения на размещение объектов торговли и сферы услуг. |
Особенность косвенных и прямых налогов
Показатель | Косвенные налоги | Прямые налоги |
Сложность определения
налоговых обязательств | Относительно простые расчеты | Относительно сложные расчеты |
Реакция налогоплательщиков
| Устойчивые поступления в бюджет вне прямой зависимости от динамики доходов | Относительно неустойчивые поступления в бюджет, обусловленные динамикой доходов предприятий и граждан |
Характер налогообложения
| Относительно регрессивное
| Относительно прогрессивное |
Возможность переложения налогов
| Большая
| Меньшая |
Информация о работе Налоговая система Украины и ее организационные принципы