Налоговая система Украины и ее организационные принципы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2012 в 23:05, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы является раскрытие сущности налоговой системы, раскрыть основные принципы и структуру налоговой системы, а так же сделать анализ структуры налоговой системы в соотношении прямых и непрямых налогов и рассмотреть основные задачи налоговой политики. Так как, основным инструментом государственного регулирования является налоговая политика. Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………...3
Раздел 1. Понятие и сущность налоговой системы Украины………………………….5
1.1.Понятие и организационные принципы налоговой системы Украины………….5
1.2. Структура налоговой системы……………………………………………….……...9
1.3.Понятие и основные задачи налоговой политики…………………………………15
Раздел 2. Анализ структуры налоговой системы Украины с точки зрения соотношения прямых и непрямых налогов…………………………………………….19
2.1.Анализ прямого налогообложения в Украине……………………………………..19
2.2.Анализ косвенного налогообложения в Украине………………………………….22
2.3.Соотношение прямого и косвенного налогообложения…………………………..24
Раздел 3.Пути реформирования налоговой системы Украины………………………28
Заключение……………………………………………………………………………….32
Список использованной литературы…………………………………………………...34
Приложение

Файлы: 1 файл

Глава 1.doc

— 212.00 Кб (Скачать файл)

 

 

                                        Y2          Y1                                        Выпуск(Y)

 

     Равновесие в точке Е1 устанавливается до введения акцизного сбора. Ей соответствует объем производства Y1 и уровень цен Р1. После введения акциза цена увеличивается, а линия предложения перемещается вверх, принимая значение AS2. Равновесие устанавливается в точке Е2 при более высокой цене Р2 и меньших объемах производства Y2. Отрезок Е2N отражает величину акцизного налога, а площадь четырехугольника Р2Е2NP1 – поступления в бюджет. Рассмотрим эту ситуацию более детально. Пусть до введения акцизного сбора товар стоил 9 единиц. При акцизном сборе 3 денежных единицы с единицы товара цена должна подняться до 12 (такой гипотетической цене отвечает точка D на графике). Только при условии, что цена будет на уровне 12 единиц, объемы продаж должны были остаться неизменными. Однако покупатели в случае такого увеличения цены не остаются нейтральными – их природной реакцией является уменьшение спроса. Компромисс между интересами покупателей и продавцов будет достигнут в точке Е2. Пусть ей отвечают не в 12, а скажем, в 10,5 единицы, то есть на 1,5 единицы выше чем начальная цена. В цене 10,5 содержится 3 единицы акцизного сбора. Потери покупателей от введения акциза составляют 10,5 - 9 = 1,5 ( так как раньше они платили 9, а сейчас 10,5 единицы). Потери продавцов составляют 9-(10,5-3)=1,5 единицы ( так как раньше они получали с единицы продажи выручку 9 единиц, а после введения акциза – 7,5 единицы). Таким образом потери от акцизного сбора (на графике они изображены площадью треугольника E2E1N) распределяются между покупателями(потребителями) и продавцами (производителями).

Таким образом, косвенные налоги характеризуются быстрым поступлением в бюджет, широким охватом облагаемых товаров, равномерным распределением налоговых доходов от их взимания по территории страны, влиянием на процесс потребления. Косвенные налоги в частности НДС играют очень важную роль в формировании местных бюджетов. Сложившиеся налоговые системы свидетельствуют,  что  непрямые налоги играют значительную роль в  формировании  доходов  государства  и  налоговом регулировании.

 

 

2.3. Соотношения прямого и косвенного налогообложения.

На основе анализа ситуации с соотношением прямых и непрямых налогов  на Украине образовывается следующая ситуация: что непрямые налоги преобладают над прямыми, это обусловлено низким  жизненным  уровнем населения, а соответственно низким уровнем доходов физических и юридических лиц, несовершенством фискального законодательства, низким уровнем налоговой культуры и работы налоговых служб. Основной проблемой соотношения прямых и косвенных налогов является приоритетная доля вторых в объеме налоговых поступлений в бюджет, а также несовершенство взимания подоходного налога, отягощающая ставка налога на прибыль.

Для анализа соотношения прямого и косвенного налогообложения воспользуемся  данными,  изложенными  на сайте государственного комитета статистики Украины.  На  основании данных  проанализируем   динамику  объема   и   структуры налоговых доходов за 2005-2008 год.

По данным официальной статистики в 2005 г.  в  бюджеты  всех  уровней мобилизовано налогов, сборов и обязательных платежей 37,4% ВВП. В  структуре доходов бюджета 80%  занимали  налог  на  добавленную  стоимость,  налог  на прибыль, подоходный налог, плата за землю, поступления в Пенсионный  фонд  и взносы предприятий и  хозяйствующих  организаций  в  Фонд  по  осуществлению

мероприятий по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и  социальной

защите населения, что составляло 30% ВВП. С развитием налоговых  отношений  в  Украине  все  большее значение в формировании доходной части государственного бюджета  приобретают налоговые  доходы.  Так,  в  2007 г.  удельный  вес  налоговых  доходов   в государственном бюджете составлял 76,95%, в 2008г.—80,2%. Как сообщает Управление по связям со СМИ Секретариата Кабмина, чиновник отметил, что в январе-августе 2008 года в сводный бюджет страны собрано 117 млрд. грн. платежей, которые контролируются государственными налоговыми органами. По его информации, это почти на 32 млрд. грн. (37,2%) больше поступлений соответствующего периода прошлого года.

    На основе данных,  приведенных  в  таблице 1, проанализируем  структуру  прямых,  непрямых   налогов   в доход  государственного бюджета.

  Таблица1. Структура пополнения бюджета Украины (косвенные и прямые налоги).

                Показатель

2005

2006

2007

2008

Косвенное налогообложение(%)

61,64

47,38

56,03

82,27

Прямое налогообложение(%)

13,53

15

16,02

14,39

На основании данных, приведенных в  таблице, приведена динамика объема и структуры налогов в Украине.  Как  видим,  удельный  вес  непрямых  налогов  в   составе налоговых доходов наибольший. Так, в 2005 г. он составлял 61,64%, в  2006 — 47,38, в 2007—56,03, в 2008 г.—82,27%. Постоянно, начиная  с 1993 г., в структуре  налогов  в  Украине  преобладали  непрямые  налоги.  В 2004-2006 гг. их удельный вес падал и в 2006 г.  составил  47,38%  налоговых доходов. Кардинальные изменения произошли в 2008 г.  Удельный  вес  непрямых налогов  в  налоговых  доходах  государственного  бюджета  составил  82,27%.

Уровень же прямых налогов на протяжении  последних  лет  неуклонно  падал  и составил в 2006 г. 15% налоговых поступлений государственного бюджета,  а  в 2007 г. показатель составил 16.02%. Непрямые налоги и в частности налог на добавленную стоимость играют очень важную роль в формировании доходов местных бюджетов. Поступление в общий фонд от НДС за 2008 год составили 90,034 млрд. грн, или 95,1% от плана на год: план поступления НДС с произведенных в Украине товаров выполнен на 95,9% (недовыполнение - 1,903 млрд. грн), а поступления НДС с ввезенных товаров на 98,8% (недовыполнение на 933,3 млн. грн). В сообщении подчеркивается, что невыполнение задач по сбору НДС связано с установлением не реальных планов.  Согласно сообщению, в целом поступления НДС в госбюджет в 2008 году выросли по сравнению с 2007 годом на 51,7%: с произведенных товаров на 23,2% (на 8,467 млрд), с ввезенных товаров - в 1,9 раза (на 37,74 млрд. грн). При этом в сообщении отмечается, что в 2008 году средняя таможенная стоимость импортированных товаров выросла на 50,0% в сравнении с 2007 годом. По данным Минфина, в 2008 году объем бюджетного возмещения НДС денежными средствами составил 34,409 млрд грн, что в 1,8 раза (или на 15,54 млрд грн) больше, чем в 2007 году. Объем поступлений акцизного сбора в общий фонд в 2008 год составил 8,556 млрд грн, или 97,9% годового плана. В то же время, поступления от акцизного сбора в 2008 году по сравнению с 2007 годом выросли на 26,3%.

   Теперь  проанализируем поступления в общий фонд государственного бюджета Украины, за первую декаду января 2009 составили 1 млрд., что на 400 млн. гривен меньше, чем за соответствующий период прошлого года. "Это серьезные симптомы. Если такие тенденции будут продолжаться в последующие две недели, мы будем иметь чрезвычайно тяжелую, невиданную ситуацию по выполнению бюджета 2009 г. При этом Президент Украины отметил, что необходимо внести изменения в действующий бюджет на 2009 г, поскольку "работать долго с таким бюджетом Украина не может". Закон "О Государственном бюджете Украины на 2009 г" был принят Верховной Радой 26 декабря 2008 г, 29 декабря его подписал президент Украины Виктор Ющенко. На 2009 г доходы госбюджета Украины установлены на уровне 238,931 млрд. гривен , в том числе общего фонда – 183,698 млрд. гривен, расходы – 267,32 млрд. гриве, в том числе общего фонда – 193,285 млрд. гривен. Предельный размер дефицита госбюджета установлен на уровне 31,105 млрд. гривен, в том числе дефицит общего фонда – 9,170 млрд. гривен. Предельный размер государственного долга Украины на 31 декабря 2009 г установлен на уровне 192,924 млрд. гривен. Бюджет рассчитан исходя из таких прогнозных макроэкономических показателей на 2009 г: рост ВВП – 0,4 проц., номинальный ВВП – 1,062 трлн. гривен, инфляция – 9,5 проц., индекс цен производителей – 12 %.

    Таким образом, на Украине ситуация сложилась так, что непрямые налоги преобладают над прямыми, что обусловлено низким  жизненным  уровнем населения, а соответственно низким уровнем доходов физических и юридических лиц, несовершенством фискального законодательства, низким уровнем налоговой культуры и работы налоговых служб. Конкретнее к вышеперечисленному можно отнести преобладание налога на прибыль над подоходным налогом в прямом налогообложении, что обуславливается взиманием его у источников выплаты заработной платы, а не по декларации и создает условия для скрытия от уплаты налога остальной части дохода.

Исследовав данные,  можно сказать, что проблемы налогообложения в Украине существуют не так из-за величины налоговых ставок, как в бессистемности, злоупотреблении, отсутствии положительного влиянии на экономику. Стараясь разрешить проблему налогового бремени и чрезмерного контроля, отечественные предприятия должны скрывать часть оборота в «тени», тем самым спасаясь не просто от высоких налогов, а от административного насилия. Существующая налоговая система угнетает предпринимательство.

Таким образом, структура налоговой системы  Украины  подтверждает  ту закономерность,  согласно  которой  в  условиях   низкого   уровня   доходов юридических  и  физических   лиц,   низкого   уровня   налоговой   культуры, несовершенства  фискального  законодательства  и  работы   налоговых   служб невозможно обеспечить преобладание  в  структуре  налоговой  системы  прямых налогов. В Украине  факторами,  усиливающими  эту  закономерность,  являются падение реальных доходов предприятий, рост  числа  убыточных  предприятий  в условиях  глубокого  экономического  кризиса.   При   этих   обстоятельствах сохранение сравнительно большой роли прямых налогов  может  быть  обеспечено

лишь путем чрезмерного налогообложения как  юридических,  так  и  физических лиц, что разрушает стимулы к экономической деятельности.

    В ближайшее время в  налоговой политике Украины будет отдаваться  предпочтение косвенным налогам и только в процессе реформирования прямых налогов может быть достигнуто преобладание прямых налогов в налоговых доходах бюджета. Изменения в сбалансированной налоговой системе должны быть тщательно взвешенными и производиться с учетом их краткосрочных и долгосрочных последствий не только для государственного бюджета, но также и для самих налогоплательщиков.

     Составные части хорошей налоговой системы должны обеспечивать экономический рост, способствовать приросту благосостояния физических лиц и содействовать экономическому процветанию хозяйствующих субъектов.

Раздел 3. Пути реформирования  налоговой системы Украины.

Создать эффективную налоговую систему очень сложно. Налоги находятся на стыке экономических интересов разных групп плательщиков и потребителей государственных ресурсов. Удовлетворить требования всех невозможно. Разработана специалистами Министерства финансов Украины следующая Концепция реформирования налоговой системы Украины. Концепция предусматривает отмену неэффективных налогов и сборов, введение налога на недвижимое имущество, распространение рентных платежей на добычу нефти, газа и других полезных ископаемых, направление налоговой нагрузки с прямых на непрямые налоги и ресурсные платежи, постепенное снижение доли налога на прибыль предприятий и увеличение доли налога на доходы физических лиц в структуре налоговых поступлений, увеличение доли местных налогов и сборов в структуре доходов местных бюджетов.

Разработанный Кабмином документ также содержит поэтапное снижение налога на прибыль предприятий с 25 до 20% и на добавленную стоимость, сокращение и постепенную ликвидацию действующей системы таможенно-тарифных льгот и преференций по отраслевому или субъектному принципу. Плюс — постепенный отказ от применения экспортной пошлины.

Цель реформирования налоговой системы - это способствование стабильному экономическому росту на основании взвешенной инвестиционно-инновационной политики, обеспечение достаточного притока средств в бюджет. Стратегическими целями налоговой реформы являются обеспечение условий для добровольного выполнения требований налогового законодательства налогоплательщиками. Кроме того, она призвана ввести информационно-аналитическую систему государственной налоговой службы в национальном масштабе. Реформа предусматривает автоматизацию процессов налогообложения с использованием современных технологий. Реформирование налоговой системы будет осуществляться тремя этапами [12].

На протяжении 2007 предусматривалось применение мер по преодолению основных недостатков налоговой системы. В частности, усовершенствование механизмов налогового стимулирования развития специальных экономических зон (СЭЗ), территорий приоритетного развития (ТПР) и технопарков. Были изменены налоговые правила признания расходов и результатов и приведены налоговые правила расчета финансовых результатов в соответствие с принципами бухгалтерского учета.

    На втором этапе (2008 – 2012 годы) реализация положений Налогового кодекса должна создать благоприятную среду постоянного экономического роста на инвестиционно-инновационной основе. В этот период должна быть упрощена система администрирования налогов и сборов (обязательных платежей), а отечественное налоговое законодательство адаптировано к требованиям ЕС, таможенно-тарифное законодательства реформировано в соответствии с нормами международных договоров.

Информация о работе Налоговая система Украины и ее организационные принципы