Налоговая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 19:53, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение налоговой системы и системы налогов и сборов Российской Федерации. Для достижения этой цели, в работе поставлены следующие задачи:
- дать полное, раскрывающее все стороны определение понятию налоговая система;
- определить принципы налоговой системы РФ;

Файлы: 1 файл

Налоговая система и система налогов и сборов РФ.docx

— 83.35 Кб (Скачать файл)

Принципы построения налоговой  системы в Российской Федерации  сформулированы в части I Налогового кодекса, третья статья которого устанавливает основные начала законодательства о налогах и сборах:

  • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
  • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
  • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
  • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
  • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.
  • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Кодексом признаками налогов и сборов, не предусмотренные им либо установленные в ином порядке, чем это определено Кодексом.
  • При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах  должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
  • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Налоги, согласно новым принципам  налоговой системы РФ должны отвечать следующим требованиям:

- иметь прочную законодательную базу;

- функционировать как целостная система;

- приносить реальный доход. Необходимо, чтобы поступления от налогов  превышали издержки по их сбору.  Слишком много мелких налогов  усложняет организацию их сбора;

- принципы налоговой системы РФ предполагают, что налог должен быть понятными и удобными плательщику. Налогоплательщик должен хорошо ориентироваться в налоговой системе и не иметь возможностей уклониться от их уплаты;

- быть удобными для сбора;

- налоговое бремя должно быть равномерно распределено между всеми плательщиками;

- поддаваться корректировке, чтобы соответствовать целям экономической политики государства;

- выступать одним из способов стабилизации экономики;

- не должны парализовать усилия  и инициативу населения и предприятий;

- учитывать интересы территорий.

Принципы налоговой системы  РФ учитывают интересы субъектов  налоговой системы и соответствуют  принципам налоговой системы, принятой в современном демократическом  обществе.

На основе принципов построения налоговой системы к настоящему времени сложились основные концепции  налогообложения.

Первая - физические и юридические  лица должны уплачивать налоги пропорционально  тем выгодам, которые они получили от государства.

Вторая - концепция предполагает зависимость налога от размера полученного  дохода, то есть физические и юридические  лица, имеющие более высокие доходы, выплачивают большие налоги и  наоборот.

Современные налоговые системы  используют оба подхода в зависимости  от социально-экономической базы государства, потребности правительства в  доходах, взглядов политических правящих партий.

Принципы налоговой системы  РФ учитывают интересы субъектов  налоговой системы и соответствуют  принципам налоговой системы, принятой в современном демократическом  обществе.

При подготовке и принятии Федеральных законов и иных нормативных  актов о налогах и сборах учет данных принципов обязателен. Нормативные  акты любого уровня, в том числе  и местные законы, принятые в противоречии с принципами, изложенными в ст. 3 НК, являются изначально незаконными.

 

 

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. СИСТЕМА НАЛОГОВ  И СБОРОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

2.1. Понятие и сущность налогов и сборов.

Существование налогов обусловлено  необходимостью покрывать общественно  необходимые затраты государства  на оборону, безопасность, здравоохранение, социальные и другие нужды. По мнению большинства авторов сущность налога заключаются в изъятии государством в пользу общества определенной части  стоимости валового внутреннего  продукта ,в виде обязательного взноса в целях формирования централизованных финансовых ресурсов (бюджета и внебюджетных фондов). Иными словами, финансово-экономическая сущность налогов проявляется в виде перераспределения части валового внутреннего продукта в пользу государства.

Налог представляет собой обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц для финансирования деятельности государства или муниципальных образований3.

Сбор есть обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого сопровождается предоставлением его плательщику юридически значимых действий (получение прав, выдача разрешений, лицензий) со стороны государственных (муниципальных) и уполномоченных органов.

До принятия части  первой Налогового кодекса Российской Федерации понятия налога и сбора в российском налоговом законодательстве использовались как синонимы.

Исходя из определения налога его основными признаками являются:

1) обязательность платежа;

2) индивидуальная безвозмездность налога;

3) отчуждение принадлежащего налогоплательщику  имущества в денежной форме;

4) источник финансового обеспечения  деятельности государства или  муниципальных образований4.

Обязательность платежа. Признак обязательности налога закреплен в Конституции Российской Федерации. В соответствии со статьей 57 каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Рассматривая правовую природу обязанности уплачивать налоги, Конституционный Суд указал, что такая конституционная обязанность имеет публично-правовой, а не частноправовой (гражданско-правовой) характер, т.е. в исполнении обязанности налогоплательщиков воплощен публичный интерес всех членов общества.

Как правило, налогоплательщик вступает в налоговые отношения, приобретает  обязанность по уплате налога не по своей воле, а в силу юридически значимых фактов его деятельности.

Индивидуальная безвозмездность (безэквивалентность) налога. Задача любого государства заключается в удовлетворении коллективных потребностей общества путем предоставления общественных благ. Общество в целом получает общественные блага за уплаченные налоги. Уплата налога отдельным плательщиком (т.е. индивидуально) не порождает у государства встречной обязанности предоставлять ему какую-либо услугу.

Именно то, что налогоплательщик уплачивает налог, не ожидая взамен какой-либо компенсации от государства, составляет один из важнейших признаков налога – признак индивидуальной безвозмездности. Такая позиция до введения Налогового кодекса Российской Федерации была выражена в постановлении Конституционного Суда России.

Взимание налогов происходит в  денежной форме в соответствии со строгой трактовкой налога как финансовой категории.

Тем не менее на ранних стадиях развития налоговых систем государственные финансовые ресурсы в значительной степени формировались на основе натуральных налогов.

Так, в 1990-е годы в Российской Федерации  были распространены неденежные формы  уплаты налогов из-за неразвитых товарно-денежных отношений. Достаточно часто уплата налога осуществлялась с использованием государственных ценных бумаг (казначейских обязательств) либо путем проведения зачетов взаимных требований и др.

Налог взимается путем отчуждения денежных средств, принадлежащих налогоплательщику.

В момент уплаты налога происходит смена  собственника денежных средств. Факт перехода права собственности от налогоплательщика  к государству имеет большое  значение, поскольку позволяет разграничить по данному признаку налоговые и  бюджетные отношения. Бюджетные  отношения возникают по поводу формирования и распределения государственных  финансовых ресурсов, находящихся в  собственности государства, и перехода права собственности в бюджетных  отношениях не происходит, в то время  как налоговые отношения связаны  с переходом права собственности  от налогоплательщика (частного субъекта) к государственным или муниципальным  органам (публичному субъекту).

Существование значительного по размерам государственного сектора в национальной экономике (государственные и муниципальные  предприятия) предполагает уточнение  формулировки статуса финансовых ресурсов в налоговых отношениях. В Налоговом  кодексе Российской Федерации данная проблема была решена путем применения более широкой, чем «переход права  собственности» на финансовые ресурсы, формулировки – «переход вещного  права» на них, что подразумевает  переход финансовых ресурсов (имущества), принадлежащих налогоплательщику  как на праве собственности, так  и на праве хозяйственного ведения  и оперативного управления.

Источник финансового обеспечения  деятельности государства или муниципальных  образований. Цель взимания налога – финансовое обеспечение деятельности государства и муниципальных образований. Этот признак налога является основным и напрямую связан с его фискальной функцией.

Налоговые доходы являются основными  в доходах государственных и  местных бюджетов как в Российской Федерации, так и в развитых и развивающихся странах.

В экономически развитых странах их доля в доходах государственного бюджета достигает 80—90%, а в доходах  местных бюджетов – более 50%.

Финансирование государственных  нужд – один из главнейших признаков  налога, который предопределяет фискальную функцию налога в качестве основной. Причем речь идет о финансировании не самих органов государственной  власти (или местного самоуправления) – они ответственны за надлежащую организацию процесса налогообложения, а о финансовом обеспечении всего  государства (муниципальных образований). Последнее является еще одним  характерным отличием налогов от других фискальных платежей.

В Налоговом кодексе Российской Федерации определены различия между  налогом и сбором.

В числе характерных признаков  сбора выделяют:

• обязательность платежа;

• возмездность.

1. Обязательность платежа.

Означенный признак сбора аналогичен соответствующему признаку налога. Однако сбор уплачивается по свободному волеизъявлению плательщика. В отличие от налога при взимании сбора воля плательщика  значительно в большей степени  направлена на возникновение соответствующих  объектов обложения (стоимость получаемых прав и разрешений).

Это позволяет выделить определенное отличие сбора от налога.

2. Возмездность сбора.

Возмездность сбора характеризует  основное отличие сбора от налога. Признак возмездности сбора предполагает, что его взимание является одним  из условий совершения в отношении  плательщиков сборов юридически значимых действий со стороны государственных, муниципальных и других уполномоченных органов. Возмездность сбора проявляется  в том, что уполномоченный орган  должен оказать плательщику встречную  услугу. Именно встречность требований означает наличие какой-либо возмездности, что позволяет рассматривать  сбор как «индивидуально-возмездный платеж». В отличие от налога, целью взимания которого является финансирование деятельности публичного субъекта, цель уплаты сбора законодательством не определена.

Конституционный Суд Российской Федерации  в своих актах указывает, что  сборы предназначены для возмещения соответствующих расходов и дополнительных затрат публичной власти.

Функция налога — это проявление его социально-экономической сущности в действии. Функции свидетельствуют, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории.

 

2.2 Функции налогов и сборов РФ

 

Являясь основной формой финансового  обеспечения деятельности государства  в условиях рыночного хозяйствования, налоги становятся одним из мощнейших  рычагов в руках государства, посредством которого оно может  осуществлять регулирование процессов  и тенденций, происходящих в межбюджетных отношениях, и через систему льгот  и санкций оказывать опосредованное воздействие на производителей товаров, работ и услуг.

Информация о работе Налоговая система