Налоговая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 19:53, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение налоговой системы и системы налогов и сборов Российской Федерации. Для достижения этой цели, в работе поставлены следующие задачи:
- дать полное, раскрывающее все стороны определение понятию налоговая система;
- определить принципы налоговой системы РФ;

Файлы: 1 файл

Налоговая система и система налогов и сборов РФ.docx

— 83.35 Кб (Скачать файл)

С помощью налогов и сборов государство  решает экономические, политические, социальные и другие общественные проблемы. Реализация практического назначения налогов осуществляется посредством функций налогообложения.

Функция налога - это способ выражения  сущностных свойств налога. Функция  показывает, как реализуется общественное назначение данной экономической категории  как инструмента стоимостного распределения  и перераспределения доходов.

В экономической литературе до сих  пор не существует единого мнения о числе, содержании и реализации налоговых функций. Во-первых, разные авторы приводят различные комбинации налоговых функций, в числе которых  указываются фискальная, экономическая, перераспределительная, контрольная, регулирующая, социальная, политико-экономическая, стимулирующая и другие, часть  из которых не имеет под собой  научного и теоретического основания, чтобы отнести их к объективным функциям налогов.

Во-вторых, часто подменяются понятия  «функции налогов» и «цели и задачи налоговой системы».

Между тем функции налоговой  системы являются выражением ее внутренней сущности и не сводятся к «целям и задачам», которые носят конкретный, ограниченный во времени характер и  формулируются государством. Задачи налоговой системы и налоговой  политики, в которой она проявляется, определяются на конкретный период развития соответствующими органами власти.

В этой связи функции, с одной  стороны, и цели, и задачи - с другой, можно различать как объективное  и субъективное, как результат  экономических отношений и экономической  политики. Отказ от признания объективности  функций налога лишает процесс их реализации объективной основы, что  создает иллюзию возможности  решения проблем налогообложения  субъективными актами введения одних  налогов или отмены других. В то время анализ налоговых отношений, проявляющихся в их функциях, придает налоговой политике объективную обусловленность и содержательность.

Важнейшие функции налогов - фискальная (распределительная) и регулирующая. Наряду с основными в качестве самостоятельных функций налогов  можно выдвинуть социальную и контрольную функции.

1) Фискальная (распределительная)  функция налогов. Посредством  этой функции реализуется основное  общественное назначение налогов  - формирование финансовых ресурсов  государства, необходимых для  осуществления им возложенных  на него обществом функций.

В рамках фискальной функции реализуются  экономические отношения между  налогоплательщиками и органами власти, обеспечивающие движение потока финансовых ресурсов от экономических  агентов к государству.

2) Регулирующая функция налогов.  Данная функция призвана решать  посредством налоговых механизмов  те или иные задачи налоговой  политики государства, а также  предполагает влияние системы  налогообложения на экономические процессы и тенденции, происходящие в обществе. Посредством налогового механизма (налоговых ставок, системы льгот, отсрочек уплаты налогов и форм предоставления налогового кредита и т.п.) государство может регулировать инвестиционную деятельность хозяйствующих субъектов, предпринимательскую активность физических лиц и т.д.

В случае нарушения соотношения  между денежной массой, находящейся  в обращении, и ценовой товарной массой, а также появления в  сфере обращения средств, не подкрепленных  товаром, государство может усилить  роль косвенного налогообложения для  изъятия этих денег. Это позволит государству осуществлять контроль за движением денег в экономике и направлять их в народное хозяйство для поднятия уровня производства, что в свою очередь способствует восстановлению необходимого соотношения между этими важнейшими народно-хозяйственными показателями.

С распределительной и регулирующей функциями налога тесно связаны  его социальная и контрольная функции.

3) Социальная функция затрагивает проблемы справедливого налогообложения и реализуется посредством:

- использования прогрессивной  шкалы налогообложения;

- применения налоговых скидок (например, с доходов граждан, направляемых  на приобретение или строительство  нового жилья);

- введения акцизов на предметы  роскоши (например, акциз на ювелирные  изделия);

- введения в структуру налоговой  системы ряда отчислений, направляемых  во внебюджетные государственные  социальные фонды и т.п.

Поэтому граждане, получающие большие  доходы, должны платить в бюджет большие суммы налогов и наоборот. По своей сути социальная функция  регулирует размер налогового бремени  исходя из величины доходов физического  лица.

Социальная функция обеспечивает решение социальных задач, находящихся  за пределами рыночного саморегулирования, посредством перераспределения  национального дохода с целью  поддержания социального баланса  в обществе. Она базируется на сложной  системе экономических отношений, включающих как вертикальные (власть - плательщик, федерация - регион - муниципалитет), так и горизонтальные связи между  экономическими агентами, субъектами Федерации.

4) Контрольная функция. Сущность  ее состоит в количественном  отражении и соответствии налоговых  платежей и налоговых поступлений.  Данная функция налогообложения  позволяет государству контролировать  своевременность и полноту поступления  в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их размер с потребностями  в финансовых ресурсах. Поэтому  полнота и глубина реализации  контрольной функции налогов  зависят от налоговой дисциплины.

Полная реализация всех функций  налогообложения обеспечивает эффективность  финансово-бюджетных отношений и  налоговой политики государства.

 

2.3. Классификации налогов и сборов РФ

 

 

 Для получения общего представления  о налогах и сборах необходимо рассмотреть систему налогов  и сборов в Российской Федерации. В настоящий момент в соответствии с законодательством она включает:

- федеральные,

- региональные,

- местные налоги и сборы.

Кроме того в экономической  и юридической науке классифицируют налоги по экономическим категориям:

- на доход,

- на капитал,

- на расходы.

По субъектам (плательщикам) выделяют налоги:

- с организаций (НДС,  налог на прибыль организаций,  акцизы и др.),

- с физических лиц (налог  на доходы физических лиц, налог  на имущество физических лиц),

- общие (земельный налог, транспортный налог и др.).

В зависимости от формы  возложения налогового бремени налоги делятся:

- на прямые, которые непосредственно  обращены к налогоплательщику  – его доходам, имуществу, другим  объектам налогообложения (налог  на прибыль, налог на доходы  физических лиц и т.д.),

- на косвенные, которые  устанавливаются в виде надбавки  к цене реализуемых товаров  и в результате этого не  связаны непосредственно с доходом  или имуществом фактического  плательщика (НДС, акцизы и  т.д.).

 По характеру использования налоги в литературе налоги могут быть:

1)  общего значения,

2)  целевые,

Налоги общего значения - налоги, которые зачисляются в  бюджет определенного уровня как  общий денежный фонд соответствующей территории и используются при исполнении бюджета без привязки к конкретным мероприятиям. Они составляются основную массу налогов в Российской Федерации.

Целевой налог – это  налог, установление, введение и взимание которого обусловлено конкретной социальной программой, предусмотренной федеральными законами, поступления от которой  направляются исключительно на мероприятия  по ее финансированию.

Характерные признаки такого налога легко выделяются из его определения:

а) взимание обусловлено  конкретной социальной программой, предусмотренной  федеральными законами,

б) он приобретает частичную  возмездность, его уплата может быть связана с какими-то встречными предоставлениями (например, система накопительного страхования, которая базируется на привлечении средств в Пенсионный фонд РФ единым социальным налогом, предусматривает конкретные выгоды плательщику в зависимости от размера уплаченного налога).

В зависимости от характера  ставок различают следующие налоги:

- прогрессивный налог  – это налог, который возрастает  быстрее, чем прирастает доход.  Для разных по величине доходов  устанавливается несколько шкал  налоговых ставок.

- регрессивный налог характеризуется взиманием более высокого процента с низких доходов и меньшего процента с высоких доходов. Это такой налог, который возрастает медленнее, чем доход. Косвенные налоги чаще всего регрессивные.

- пропорциональный налог – это, когда применяется единая ставка для доходов любой величины. Пропорциональный налог может оказаться регрессивным: если из реально получаемых доходов вычесть обязательные затраты, останется дискреционный доход, который может вырасти или уменьшиться после введения новых налогов. К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) налог на прибыль организаций;

5) налог на добычу полезных ископаемых;

6) водный налог;

7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

8) государственная пошлина5.

Федеральными налогами и  сборами признаются налоги и сборы, которые установлены Налоговым  Кодексом Российской Федерации и  обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.

Рассмотрим наиболее интересные положения, касающиеся некоторых из вышеуказанных налогов.

Налог на добавленную стоимость  занимает одно из центральных мест в налоговой системе РФ. НДС  является федеральным, многоступенчатым, косвенным, регулярным, количественным и универсальным налогом.

 НДС - это форма изъятия  в бюджет части добавленной  стоимости создаваемой на всех  стадиях производства и обращения  и определяемой как разница  между стоимостью реализованной  продукции, работ и услуг и  стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

Он взимается при осуществлении  налогоплательщиками (организациями, индивидуальными предприятиями) на территории Российской Федерации хозяйственных  операций по передаче права собственности  на товары, результаты работ и по оказанию услуг. Данный налог связан с ценообразованием стоимости товара (работы, услуги), включаясь в цену при реализации продукции (работ, услуг). НДС очень удобен для реализации фискальной функции налогов, но с  другой стороны он усиливает инфляционные процессы.

Акцизы - это косвенные  налоги, которые устанавливаются  государством в процентах от отпускной  цены товаров, реализуемых предприятиями - изготовителями. Они устанавливаются, как правило, на высокорентабельные товары для изъятия в доход  государственного бюджета получаемой производителями сверхприбыли.

Налог на прибыль организаций  является одним из важнейших в  системе налогов и сборов страны. Он является федеральным, личным, нецелевым, регулярным, количественным налогом. Его  применение вызвано тем, что в  условиях рыночного хозяйствования роль прибыли существенно возрастает; она становится важнейшим объектом воздействия государства. Наличие  разных форм собственности, экономическое  соперничество вызывает необходимость  взимания налога не только с получаемых доходов, но и со стоимости имущества, которое прямым или косвенным  образом способствует росту дохода предприятия. Поэтому налог на имущество  предприятий - неотъемлемая часть налоговой  системы страны при рыночных отношениях. Он введен для субъектов хозяйствования, являющихся собственниками имущества  на территории государства. При его  взимании реализуются и фискальная, и экономическая функции налога. Первая - благодаря тому, что налог  на имущество обеспечивает стабильные поступления в доходы территориальных  бюджетов, так как вносится в первоочередном порядке с отнесением расходов по его уплате на себестоимость продукции. Вторая - через заинтересованность предприятия в уплате меньших сумм, чем стимулируется стремление плательщика быстрее освобождаться от излишнего, неиспользуемого имущества.

Основное место в системе  налогообложения физических лиц  занимает подоходный налог. Переход  к рыночной экономике создает  предпосылки для роста личных доходов граждан. В этих условиях применяется прогрессивное налогообложение, позволяющее по мере увеличения заработков граждан изымать у них в  увеличенных размерах денежные средства, необходимые для проведения социальных программ.

Федеральные налоги и сборы, кроме зачисления их в федеральный  бюджет, в одинаковой степени используются для формирования доходов бюджетов всех уровней следующим образом:

Информация о работе Налоговая система