Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 19:53, курсовая работа
Целью работы является изучение налоговой системы и системы налогов и сборов Российской Федерации. Для достижения этой цели, в работе поставлены следующие задачи:
- дать полное, раскрывающее все стороны определение понятию налоговая система;
- определить принципы налоговой системы РФ;
С помощью налогов и сборов государство решает экономические, политические, социальные и другие общественные проблемы. Реализация практического назначения налогов осуществляется посредством функций налогообложения.
Функция налога - это способ выражения сущностных свойств налога. Функция показывает, как реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.
В экономической литературе до сих пор не существует единого мнения о числе, содержании и реализации налоговых функций. Во-первых, разные авторы приводят различные комбинации налоговых функций, в числе которых указываются фискальная, экономическая, перераспределительная, контрольная, регулирующая, социальная, политико-экономическая, стимулирующая и другие, часть из которых не имеет под собой научного и теоретического основания, чтобы отнести их к объективным функциям налогов.
Во-вторых, часто подменяются понятия «функции налогов» и «цели и задачи налоговой системы».
Между тем функции налоговой системы являются выражением ее внутренней сущности и не сводятся к «целям и задачам», которые носят конкретный, ограниченный во времени характер и формулируются государством. Задачи налоговой системы и налоговой политики, в которой она проявляется, определяются на конкретный период развития соответствующими органами власти.
В этой связи функции, с одной
стороны, и цели, и задачи - с другой,
можно различать как
Важнейшие функции налогов - фискальная
(распределительная) и регулирующая.
Наряду с основными в качестве
самостоятельных функций
1) Фискальная (распределительная)
функция налогов. Посредством
этой функции реализуется
В рамках фискальной функции реализуются экономические отношения между налогоплательщиками и органами власти, обеспечивающие движение потока финансовых ресурсов от экономических агентов к государству.
2) Регулирующая функция налогов.
Данная функция призвана
В случае нарушения соотношения между денежной массой, находящейся в обращении, и ценовой товарной массой, а также появления в сфере обращения средств, не подкрепленных товаром, государство может усилить роль косвенного налогообложения для изъятия этих денег. Это позволит государству осуществлять контроль за движением денег в экономике и направлять их в народное хозяйство для поднятия уровня производства, что в свою очередь способствует восстановлению необходимого соотношения между этими важнейшими народно-хозяйственными показателями.
С распределительной и
3) Социальная функция затрагивает проблемы справедливого налогообложения и реализуется посредством:
- использования прогрессивной шкалы налогообложения;
- применения налоговых скидок (например,
с доходов граждан,
- введения акцизов на предметы роскоши (например, акциз на ювелирные изделия);
- введения в структуру
Поэтому граждане, получающие большие
доходы, должны платить в бюджет
большие суммы налогов и
Социальная функция
4) Контрольная функция. Сущность
ее состоит в количественном
отражении и соответствии
Полная реализация всех функций
налогообложения обеспечивает эффективность
финансово-бюджетных отношений
2.3. Классификации налогов и сборов РФ
Для получения общего представления
о налогах и сборах необходимо
рассмотреть систему налогов
и сборов в Российской Федерации.
В настоящий момент в соответствии
с законодательством она
- федеральные,
- региональные,
- местные налоги и сборы.
Кроме того в экономической
и юридической науке
- на доход,
- на капитал,
- на расходы.
По субъектам (плательщикам) выделяют налоги:
- с организаций (НДС, налог на прибыль организаций, акцизы и др.),
- с физических лиц (налог
на доходы физических лиц,
- общие (земельный налог, транспортный налог и др.).
В зависимости от формы возложения налогового бремени налоги делятся:
- на прямые, которые непосредственно
обращены к налогоплательщику
– его доходам, имуществу,
- на косвенные, которые
устанавливаются в виде
По характеру использования налоги в литературе налоги могут быть:
1) общего значения,
2) целевые,
Налоги общего значения - налоги, которые зачисляются в бюджет определенного уровня как общий денежный фонд соответствующей территории и используются при исполнении бюджета без привязки к конкретным мероприятиям. Они составляются основную массу налогов в Российской Федерации.
Целевой налог – это налог, установление, введение и взимание которого обусловлено конкретной социальной программой, предусмотренной федеральными законами, поступления от которой направляются исключительно на мероприятия по ее финансированию.
Характерные признаки такого налога легко выделяются из его определения:
а) взимание обусловлено конкретной социальной программой, предусмотренной федеральными законами,
б) он приобретает частичную возмездность, его уплата может быть связана с какими-то встречными предоставлениями (например, система накопительного страхования, которая базируется на привлечении средств в Пенсионный фонд РФ единым социальным налогом, предусматривает конкретные выгоды плательщику в зависимости от размера уплаченного налога).
В зависимости от характера ставок различают следующие налоги:
- прогрессивный налог
– это налог, который
- регрессивный налог характеризуется взиманием более высокого процента с низких доходов и меньшего процента с высоких доходов. Это такой налог, который возрастает медленнее, чем доход. Косвенные налоги чаще всего регрессивные.
- пропорциональный налог – это, когда применяется единая ставка для доходов любой величины. Пропорциональный налог может оказаться регрессивным: если из реально получаемых доходов вычесть обязательные затраты, останется дискреционный доход, который может вырасти или уменьшиться после введения новых налогов. К федеральным налогам и сборам относятся:
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы;
3) налог на доходы физических лиц;
4) налог на прибыль организаций;
5) налог на добычу полезных ископаемых;
6) водный налог;
7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
8) государственная пошлина5.
Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены Налоговым Кодексом Российской Федерации и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.
Рассмотрим наиболее интересные положения, касающиеся некоторых из вышеуказанных налогов.
Налог на добавленную стоимость занимает одно из центральных мест в налоговой системе РФ. НДС является федеральным, многоступенчатым, косвенным, регулярным, количественным и универсальным налогом.
НДС - это форма изъятия
в бюджет части добавленной
стоимости создаваемой на всех
стадиях производства и
Он взимается при
Акцизы - это косвенные налоги, которые устанавливаются государством в процентах от отпускной цены товаров, реализуемых предприятиями - изготовителями. Они устанавливаются, как правило, на высокорентабельные товары для изъятия в доход государственного бюджета получаемой производителями сверхприбыли.
Налог на прибыль организаций
является одним из важнейших в
системе налогов и сборов страны.
Он является федеральным, личным, нецелевым,
регулярным, количественным налогом. Его
применение вызвано тем, что в
условиях рыночного хозяйствования
роль прибыли существенно
Основное место в системе
налогообложения физических лиц
занимает подоходный налог. Переход
к рыночной экономике создает
предпосылки для роста личных
доходов граждан. В этих условиях
применяется прогрессивное
Федеральные налоги и сборы, кроме зачисления их в федеральный бюджет, в одинаковой степени используются для формирования доходов бюджетов всех уровней следующим образом: