Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 19:29, курсовая работа
Цель работы: ознакомиться с основами планирования и прогнозирования налоговых поступлений в бюджет РФ.
Задачи работы:
изучить методологические основы планирования налоговых поступлений в бюджетную систему страны;
рассмотреть особенности по расчету поступлений налогов и сборов в федеральный бюджет;
выделить и определить пути совершенствования осуществления налогового планирования и прогнозирования в действующих условиях;
изучить проблему администрирования крупнейших налогоплательщиков на примере Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и предложить пути ее решения.
Введение. 3
1. Основы планирования налоговых поступлений в бюджетную систему страны 5
1.1. Налоговое прогнозирование, виды и методы налогового планирования на макроуровне 5
1.2. Методы оценки налогового потенциала регионов. 15
2. Практические аспекты по расчету поступлений налогов и сборов в 2012г. (прогноз)……………………………………………………………………………………...22
2.1. Группировка и анализ факторов, влияющих на организацию прогнозирования и планирования налоговых поступлений 22
2.2. Прогноз поступлений налогов в бюджет в 2012 г. 25
3. Совершенствование налогового прогнозирования и планирования в действующих условиях 30
3.1. Группировка и анализ факторов, влияющих на организацию планирования и прогнозирования налоговых поступлений 30
3.2. Проблема администрирования крупнейших налогоплательщиков и пути ее решения. 34
Список использованной литературы 40
С помощью
динамических моделей учитывается
не только прямой эффект воздействия
налогооблагаемой базы на объем поступлений,
но и косвенные эффекты, такие
как реакция базы налогообложения
на изменение структуры налоговой
системы и др. Динамические модели
рассматривают ожидаемую
Метод «налогового калькулятора» как один из методов детерминистического подхода построения прогнозов налоговых поступлений используется тогда, когда доступна база данных с индивидуальными налоговыми отчетами налогоплательщиков. Он особенно распространен при моделировании подоходного налога и налога на прибыль. При построении налоговых калькуляторов обычно используются модель типичного налогоплательщика и модель агрегирования. Применение модели типичного налогоплательщика предполагает, во-первых, поиск типичного представителя для каждой группировочной категории; во-вторых, на основе индивидуальной налоговой декларации расчет текущих налоговых обязательств. Эта модель позволяет рассматривать влияние изменений налогового законодательства на разные категории налогоплательщиков.
С помощью модели агрегирования можно при наличии базы индивидуальных налоговых отчетов за несколько лет, значений темпов экономического роста и дефлятора прогнозировать суммарные налоговые поступления. Применение этой модели предполагает, во-первых, разбивку налогоплательщиков на несколько групп, каждой из которых присваиваются определенные веса; во-вторых, расчет налоговых обязательств для каждого отдельного налогоплательщика; в-третьих, построение прогноза налоговых поступлений на следующий период на основании значений темпов экономического роста и расчета индивидуальных налоговых обязательств по группам налогоплательщиков. Модель агрегирования используется для прогнозирования налоговых поступлений казначейством США. На основании модели агрегирования казначейство США рассчитывает также средние значения предельных налоговых ставок для определения выравнивающего действия налоговой системы.
Прогнозы
временных рядов налоговых
Суть прогнозирования переменной по прошлой ее динамике заключается в выявлении корреляции будущих значений этой переменной с ее прошлыми. Если такую корреляцию можно определить и разложить ее на составляющие, придав ей структуру, то получатся достаточно точные прогнозы. Наиболее простым методом прогнозирования считается метод ВСС. Метод двойного экспоненциального сглаживания, в соответствии со своим названием, предполагает применение экспоненциального сглаживания к изначальному ряду дважды и продление временного ряда вдоль линейного тренда. Более сложным методом прогнозирования на основе экспоненциального сглаживания считается метод Хольта-Винтерса.
Наиболее часто используемой моделью с одной переменной, в частности, считается модель авторегрессии и скользящего среднего (ARMA)* .
Обычно для случая
нормально распределенных
Следует отметить, что очень часто используют чисто авторегрессионые модели. Это правомерно постольку, поскольку модель ARMA может быть представлена в виде модели чистой авторегрессии (в общем случае с бесконечным числом переменных). Параметры для таких моделей предлагается оценивать методом наименьших квадратов, а максимальный порядок лагов с помощью критерия Шварца. В условиях макроэкономической стабильности, как правило, авторегрессионые процессы и процессы скользящего среднего помогают достаточно хорошо описать динамику многих макроэкономических рядов, в том числе и рядов налоговых поступлений. Конечной целью моделирования динамики налоговых поступлений является построение прогнозов, поэтому использование модели ARMA наряду с другими моделями экстраполяции позволяет также по отдельному виду налога оценить уровень точности прогнозирования поступлений.
Прогнозы
налоговых поступлений с
Структурные эконометрические модели представляют собой как крупные системы одновременных уравнений, так и небольшие эконометрические модели (типа соотношений для кривой Филипса для отражения зависимости изменения инфляции от изменения уровня занятости и др.). Определяющим в этих моделях является использование предположений экономической теории для задания априорных ограничений.
Типичным примером замкнутых линейных уравнений, используемых для прогнозирования, может служить векторная авторегрессия. Модель векторной авторегрессии имеет три часто встречающихся представления: векторная авторегрессия в приведенной форме, в рекурсивной и структурной формах.
Векторная авторегрессия в приведенной форме обобщает модель авторегрессии на случай многомерной случайной величины.
Основываясь
на теории одновременных уравнений,
на компоненты каждой матрицы при
их оценке необходимо наложить определенные
связи. В ресурсном представлении
векторной авторегрессии эти
связи накладываются
Прогнозирование на основе опережающих экономических индикаторов предполагает создание агрегатной величины, ход тренда которой опережает во времени ход исследуемого показателя. Как известно из экономической теории, изменения одних переменных объективно должны предшествовать изменениям других. Выбирается несколько переменных, опережающих исследуемую величину. Далее из выбранных переменных строится некоторый индекс, по значению которого строится прогноз исследуемого показателя.
Типичным примером прогнозных моделей с несколькими переменными являются макроэкономические модели налоговых поступлений.
При построении прогнозных значений налоговых поступлений, как правило, приходится предварительно прогнозировать объясняющие переменные с использованием различных методик, включая экономические методы, и только потом прогнозировать сами налоговые поступления. При этом можно использовать прогнозы объясняющих переменных, построенные определенными организациями, или же существующие экспертные оценки.
Эконометрические модели, основанные на авторегрессионных процессах, следует, на наш взгляд, рассматривать наряду с моделями для процессов со стохастическим трендом (TS-модели) и моделями для процессов с детерминистическим трендом (DS-модели).
Модель оценки поступлений (Revenue Estimating Model, REM) представляет собой модель-калькулятор, для прогнозирования налоговых поступлений исходя из информации о налоговых поступлениях за предыдущие месяцы. В REM-модели расчет прогнозных значений проводится в постоянных ценах и основывается на значениях поступлений за соответствующий период базового года с учетом возможных изменений ставок и базы налогов. Имевшие место изменения учитываются простой корректировкой на соответствующий множитель. Кроме того, в REM-модели осуществляется дополнительная корректировка прогнозных значений на относительное изменение поступлений текущего года по сравнению с предыдущим годом. Чем ближе прогноз поступлений к концу текущего года, тем в большей степени он опирается на информацию о поступлениях текущего года.
Замечено, что TS-модели по сравнению с DS-моделями дают более качественный одношаговый прогноз для поступлений по подоходному налогу. Прогнозы подоходного налога, полученные с помощью этих эконометрических моделей (TS- и DS-моделей), лучше прогнозов, построенных по модели оценки поступлений (REM). Для прогноза поступлений налога на прибыль эконометрические модели (в данном случае TS- и DS-модели считаются равнозначными) уступают REM-модели. Для прогноза поступления налога на добавленную стоимость, как и в случае прогноза подоходного налога, качество прогнозов с применением TS-моделей также считается несколько выше прогнозов с применением DS- и REM-моделей. Для расчета прогнозных значений суммарных налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации REM-модель дает существенно более качественный прогноз, чем эконометрические модели. Наконец, для суммарных налоговых поступлений в федеральный бюджет Российской Федерации наилучшие характеристики дает прогноз на основе эконометрических моделей, а не REM-модели.
Качество
одношаговых прогнозов
Среди рассмотренных методов построения одношаговых прогнозов налоговых обязательств наиболее точные результаты дает метод, в котором на каждом шаге производится переоценка коэффициентов уравнения.
Наиболее точными считаются результаты прогнозов налоговых обязательств для налога на прибыль и подоходного налога. Они не хуже прогнозов соответствующих налоговых поступлений, полученных на основании ARMA и REM-моделей.
Точный прогноз
налоговых поступлений в
Оценка и прогнозирование налогового потенциала позволяют совершенствовать процессы планирования налоговых поступлений на различных уровнях бюджетной системы, выявлять и сравнивать налоговые возможности и уровень налоговой активности регионов и тем самым могут стать одним из факторов, характеризующих социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации.
Под налоговым потенциалом понимают максимально возможную сумму начисленных налогов и сборов в условиях действующего налогового законодательства. Согласно такой же трактовке налогового потенциала определяются его аддитивные свойства, т. е. «слагаемость»: общий налоговый потенциал складывается из потенциалов отдельных налогов.
В целях структурного анализа возможно выделить потенциал косвенных, прямых, имущественных и прочих групп налогов.
Налоговый потенциал региона рассматривают в двух различных аспектах. С точки зрения налоговой компетенции разных уровней власти, когда ставится вопрос о региональном потенциале налогов, устанавливаемом федеральными (региональными, местными) органами власти. С точки зрения фактического поступления налоговых платежей в разные уровни бюджетов, когда речь идет о потенциале налогов (или их распределяемых долей) в качестве источника дохода конкретных бюджетных звеньев на территории данного региона: например, «налоговый потенциал федерального бюджета на территории Московской области».
Налоговый потенциал региона (НПР) страны представляет собой сумму налогового потенциала федерального бюджета по каждому региону, налогового потенциала каждого регионального бюджета и налоговых потенциалов муниципальных образований, входящих регион.
Эти аспекты взаимосвязаны и в совокупности обеспечивают универсальный подход к налоговому потенциалу региона на федеральном, региональном и местном уровнях.
В практических
целях под налоговым
Налоговый потенциал
региона рассматривается за календарный
год как суммарный налоговый
потенциал по всем налогам, собираемым
в регионе, безотносительно к
налоговой компетенции или
При оценках
налогового потенциала региона (НПР) и
налогового потенциала консолидированного
регионального бюджета (НПРа + НПМа)
не рекомендуется учитывать
Информация о работе Налоговое планирование и прогнозирование