Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 19:29, курсовая работа
Цель работы: ознакомиться с основами планирования и прогнозирования налоговых поступлений в бюджет РФ.
Задачи работы:
изучить методологические основы планирования налоговых поступлений в бюджетную систему страны;
рассмотреть особенности по расчету поступлений налогов и сборов в федеральный бюджет;
выделить и определить пути совершенствования осуществления налогового планирования и прогнозирования в действующих условиях;
изучить проблему администрирования крупнейших налогоплательщиков на примере Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и предложить пути ее решения.
Введение. 3
1. Основы планирования налоговых поступлений в бюджетную систему страны 5
1.1. Налоговое прогнозирование, виды и методы налогового планирования на макроуровне 5
1.2. Методы оценки налогового потенциала регионов. 15
2. Практические аспекты по расчету поступлений налогов и сборов в 2012г. (прогноз)……………………………………………………………………………………...22
2.1. Группировка и анализ факторов, влияющих на организацию прогнозирования и планирования налоговых поступлений 22
2.2. Прогноз поступлений налогов в бюджет в 2012 г. 25
3. Совершенствование налогового прогнозирования и планирования в действующих условиях 30
3.1. Группировка и анализ факторов, влияющих на организацию планирования и прогнозирования налоговых поступлений 30
3.2. Проблема администрирования крупнейших налогоплательщиков и пути ее решения. 34
Список использованной литературы 40
Для построения достоверного прогноза изучаются и учитываются макроэкономические показатели:
индекс потребительских цен учитывается на уровне 107,5% - 108%, средняя цена на нефть марки «Юралс» (101,34 долл. за баррель в 2012г. против 82,74 долл. за баррель в 2011 г., курс доллара - 30,9 рублей за 1 доллар США.
При расчете доходов федерального бюджета на 2012 год необходимо учесть следующие изменения налогового законодательства:
1) индексация специфических
ставок акцизов на подакцизную
продукцию, в том числе
на табачную продукцию с 1 июля 2012 г. в размере 390 руб. за 1 тыс. штук, (увеличение против 2011 г. на 110 руб.). с 1 января 2013 г. - 550 руб.. с 1 января 2014 г. - 800 руб.:
на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов с 1 июля 2012 г. в размере 300 руб. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизной продукции (увеличение против 2011 г. на 69 руб.). с 1 января 2013 г. – 400 руб., с 1 января 2014 г. - 500 руб.:
на спирт этиловый из всех видов сырья с 1 июля 2012 г. в размере 44 руб. за 1 литр безводного этилового спирта (увеличение против 2011 г. на 10 руб.), с 1 января 2013 г – 59 руб.. с 1 января 2014 г. - 74 руб.:
на автомобили легковые: с мощностью двигателя свыше 67,5 КВт (90 л.с.) и до 112.5 КВт (150 л.с.) с 1 января 2014 г. в размере 34 руб. за 1 л.с, с мощностью двигателя свыше 112.5 КВт (150 л.с.) - 332 руб. с увеличением против 2013 г. на 3 руб. и 30 руб.соответственно; :
на автомобильный бензин: не соответствующий классу 3. или классу 4 или классу 5 с 1 января 2014 г. в размере 10 462 руб. за 1 тонну, класса 3-10 066 руб., класса 4 и класса 5 - 9 416 руб. с увеличением против 2013 г. на 951 руб., 915 руб. и 856 руб. соответственно:
на дизельное топливо: не соответствующее классу 3, или классу 4 или классу 5 с 1 января 2014 г. в размере 6 050 руб за 1 тонну, класса 3-5 719 руб., класса 4 и класса 5-5 427 руб. с увеличением против 2013 г. на 550 руб., 520 руб. и 493 руб. соответственно:
на масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей с 1 января 2014 г.в размере 8 260 руб. за 1 тонну с увеличением против 2013 г. на 751 руб.;
на прямогонный бензин с 1 января 2014 г. в размере 10 579 руб. за 1 тонну с увеличением против 2013 г. на 962 руб.;
2) установление ставок налога на добычу полезных ископаемых на газ горючий природный для
налогоплательщиков, являющихся собственниками объектов Единой системы газоснабжения, с 1 января 2012 г в размере 509 руб за 1 тыс. куб. м (увеличение против 2011 г на 272 руб.), с 1 января 2013 г. -582 руб., с 1 января 2014 г.-622 руб.:
3) установление норматива
зачисления в доходы
4) зачисление в доходы
федерального бюджета
5) снижение предельного
коэффициента при расчете
6) установление ставок вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти, в размере 66% от ставок пошлин на нефть;
7) отмена льгот по вывозной таможенной пошлине для Талаканского нефтегазоконденсатного месторождения Восточной Сибири:
8) введение нового порядка
получения доходов от
В совокупности вышеназванные изменения приведут к увеличению доходов федерального бюджета в 2012 году относительно действующего законодательства на 188,9 млрд.
В последних программных выступлениях политического руководства Российской Федерации, в провозглашенных ориентирах стратегии развития России до 2020 года определены главные направления развития: построение общества, которое задает высокие жизненные стандарты, создание экономики инновационного типа и радикальное повышение ее эффективности. Достижение этих целей требует построения мощной финансовой системы, способной обеспечить формирование необходимых финансовых ресурсов, сбалансированность бюджетных доходов и обязательств.
Большое значение для увеличения объемов государственных финансовых ресурсов имеют меры по совершенствованию законодательства о налогах и сборах, повышению эффективности налогового планирования и прогнозирования.
Планирование на макроуровне охватывает сферу налогового планирования в масштабе федерального, регионального и местного бюджетов. Территориальные бюджеты (бюджет субъектов РФ) формируются также за счет налоговых поступлений, доля которых составляет более 50 %, а неналоговые доходы формируют его на 8 – 12 %.
На практике
налоговые поступления
Основными налогами, определяющими особенности структуры доходов бюджета субъекта РФ, являются: налог на прибыль (доход) предприятий, налог на доходы с физических лиц, НДС и акцизы. То есть успешное функционирование и развитие экономики и инфраструктуры субъекта РФ, его социальной сферы в определяющей степени зависит от налоговой политики, разрабатываемой на федеральном уровне и уровне самого субъекта федерации, а также практических мер, форм и методов ее реализации руководством субъекта РФ.
Ниже представлено планируемое
поступление налогов в
№ |
Налог |
Сумма, млн. руб. |
% от доходов бюджета в 2012г. |
1 |
Налог на прибыль организаций |
371 906,9 |
3,2 |
2 |
Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации |
1 870 088,3 |
15,8 |
3 |
Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации |
348 309,2 |
3 |
4 |
Налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации |
818 704,5 |
7 |
5 |
Акцизы по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию Российской Федерации |
55 554,5 |
0,4 |
6 |
Налог на добычу полезных ископаемых |
2 087 386,0 |
17,7 |
7 |
Регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции (в виде углеводородного сырья) |
22 148,1 |
0,2 |
8 |
Водный налог |
3 186,3 |
0,02 |
9 |
Сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов |
400,0 |
0,003 |
10 |
Поступления государственной пошлины |
98 248,5 |
0,8 |
11 |
Поступления ввозных таможенных пошлин |
803 822,3 |
6,8 |
12 |
Поступления вывозных таможенных пошлин |
3 569 422,5 |
30,3 |
13 |
Поступления таможенных сборов |
35 344,1 |
0,3 |
14 |
Таможенные пошлины, налоги, уплачиваемые
физическими лицами по единым ставкам
таможенных пошлин, налогов или в
виде совокупного таможенного |
453,4 |
0,004 |
ВСЕГО: |
10 084 947 |
85,6 |
Таблица
1. Планируемое поступление
Доходы федерального бюджета запланированы в 2012г. на уровне 11,78 трлн. руб., расходы - на уровне 12,65 трлн. руб. Доля налоговых поступлений занимает 85,6 %. При этом предполагается постепенное снижение доли нефтегазовых доходов федерального бюджета в ВВП и увеличение доли не нефтегазовых доходов, которые должны расти в связи с прогнозируемым увеличением поступлений по налогу на добавленную стоимость и акцизам.
Рисунок 1. Структура прогнозируемых налоговых поступлений в 2012г. (РФ)
В структуре налоговых доходов на 2012 год поступления вывозных таможенных пошлин занимают наибольший удельный вес 35,3 %. Налог на добычу полезных ископаемых занимает второе место в составе и структуре налоговых доходов федерального бюджета. Его доля на 2012 год составила 20,7 %. Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации в составе и структуре налоговых доходов третий. Его удельный вес составляет порядка 18,5 %. Наименьший удельный вес занимают сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов – 0,004%.
Налог |
Сумма, млн.руб |
% от доходов бюджета в 2012г. | |
1 |
налог на прибыль организаций |
70 988,5 |
49,4 |
2 |
налог на имущество организаций |
33 813,3 |
23,5 |
3 |
налог на доходы физических лиц |
29 176,8 |
20,3 |
4 |
остальные налоговые доходы |
51 73,4 |
3,6 |
ВСЕГО: |
139170 |
96,8 |
Таблица 2.Планируемое поступление налогов в бюджет Ханты-Мансийского автономного округа на 2012 г.
Доходы бюджета
Ханты-Мансийского автономного
Рисунок 2. Структура прогнозируемых налоговых поступлений в 2012г. (ХМАО)
В структуре налоговых доходов на 2012 год налог на прибыль организаций занимает наибольший удельный вес - 51,1%. Налог на имущество организаций занимает второе место в составе и структуре налоговых доходов бюджета автономного округа. Его доля на 2012 год составила 24,3%. Налог на доходы физических лиц в составе и структуре налоговых доходов третий. Его удельный вес составляет порядка 21,0%. Доля остальных налоговых доходов занимает в доходах бюджета автономного округа на 2012 год 3,6%.
Прогнозирование
развития налоговой системы в
России, а как следствие, и изменение
динамики налоговых поступлений
можно сгруппировать по отдельным
показателям (блокам). В своей работе
я освещаю преимущество таких
блоков, выделенных ведущими авторами.
В этих блоках включены по группам
макроэкономические показатели, налоговый
потенциал и уровень
Последовательность перечисления блоков вовсе не означает, что именно в таком порядке они подлежат разработке и изучению. Неизменными представляются лишь места первого и последнего блоков. Кроме того, следует иметь в виду, что при разработке одного из срединных блоков может возникнуть потребность корректировки уже разработанных в других блоках прогнозов (в том числе и сценарного характера) в силу значимости выявившихся факторов и условий. Важно только, чтобы при этом обеспечивался действительно системный подход и согласованность всех частей прогноза.
Первый блок — общие принципы построения и функционирования хозяйственного механизма:
отношения собственности;
роль и место государства в управлении экономикой;
роль и место
Применительно к современному развитию экономики особое значение приобретают сценарные условия, определяющие основные целевые параметры, приоритеты и направления экономической политики, ограничения и факторы социально-экономического развития.
Этот блок является определяющим для всех остальных. Необходимость его прогнозирования вытекает из существующих в обществе разных позиций относительно будущего развития национальной экономики.
Естественно, налоговые органы не могут и не должны брать на себя функцию разработки таких сценариев. Их задача — анализ и оценка наработок других структур, выбор наиболее вероятных вариантов с учетом стратегии, достаточно четко сформулированной властными органами, и определение сценариев, которые должны быть разработаны в последующих блоках прогноза.
Второй блок — макропоказатели и параметры социально-экономического развития экономики на перспективу: динамика и структура производимого и используемого ВВП с учетом инфляции, производство продукции (товаров, работ и услуг), промежуточное потребление в ценах производителей и основных ценах, объемы, структура и источники инвестиций, оборот розничной торговли и другие.
Информация о работе Налоговое планирование и прогнозирование