Налоговое регулирование как инструмент развития социально-экономических процессов Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 09:01, автореферат

Описание работы

Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является разработка теоретических и практических предложений по развитию налоговых отношений в социально-экономической системе.
Для реализации данной цели в диссертации были поставлены и решены следующие задачи:
- раскрыть сущность финансового регулирования социально-экономических процессов в рамках модели экономической системы с учетом современных условий хозяйствования;
- исследовать теоретические аспекты налоговой политики как средства регулирования социально-экономических процессов на основе анализа макроэкономических концепций

Файлы: 1 файл

msfganfichqrndgbjcjzcr wjksqlxzvkraqsowaqer is.uo..doc

— 893.00 Кб (Скачать файл)

Апробация исследования. Основные положения диссертационной работы, докладывались и обсуждались на международных научно-практических конференциях: «Тенденции и приоритеты развития мировой и казахстанской экономики в XXI веке» (г. Астана, 2010 г.); «Совершенствование финансово–экономической архитектуры в Казахстане в посткризисный период» (г. Караганда, 2010 г.); «Проблемы развития мировой и Казахстанской экономики в посткризисный период» (г. Кокшетау, 2010 г.).

Часть предложений по совершенствованию налоговой системы и механизмов налогообложения в РК прошли апробацию при работе автора на руководящих должностях налоговой сферы РК.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 9 работ общим объемом 12,75 п.л., в том числе 3 в изданиях, рекомендованных Комитетом по контролю в сфере образования и науки МОН РК.

Структура и объем диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных отечественных и зарубежных источников и приложений.

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 

Суть финансового регулирования как явления общественной жизни сводится, по нашему мнению, к реализации имеющихся у финансов корректирующих свойств. Данная посылка позволила предложить следующую терминологическую трактовку исследуемого явления. Финансовое регулирование социально-экономических процессов представляет собой организуемую государством деятельность по использованию финансовых отношений в целях корректировки параметров социально-экономического развития.

Опыт показал, что порожденное естественной эволюцией социума осуществление данной деятельности постепенно стало неотъемлемым условием нормального функционирования экономики и социальной сферы. Финансовое регулирование социально-экономических процессов, базируясь на использовании конкретных форм и методов мобилизации финансовых ресурсов и конкретных форм и методов осуществления государственных расходов, олицетворяет централизованное влияние государственных структур, являющихся непосредственными субъектами регулирования, на жизнедеятельность участников общественной системы, на их доходы и расходы, которые выступают непосредственными объектами регулирования.

Социально-экономическая система организована на основе рыночной саморегуляции, при которой координация действий осуществляется на основе воздействия на рынок как свободных частных производителей и свободных индивидуальных потребителей, так и государства. При этом социально-экономическая система исходит из требования, что ни государство, ни частный бизнес не вправе иметь полный контроль над экономикой, а должны служить людям. Также и налоговая система, как часть экономического воздействия на рынок, имеющего основную задачу - обеспечение государства финансовыми ресурсами, должна иметь высокую социальную составляющую, стимулирующую развитие бизнеса, и в первую очередь отрасли «важные» для развития и устойчивости экономики, нести социальную нагрузку, путем предоставления привилегий социально важным слоям населения.

В этой связи необходимо провести ретроспективный анализ основных макроэкономических теорий с целью выявления взаимосвязи между налоговыми отношениями и основными макроэкономическими показателями. В частности, следует установить взаимосвязь между налоговыми отношениями (изменением налоговой нагрузки), производственным сектором экономики, уровнем инфляции и социальной дифференциации.

Анализ реформаторских идей в области налогов в основном показывает, что выдвигаемые предложения  касаются в лучшем случае отдельных  элементов налоговой системы (прежде всего размеров ставок, предоставляемых льгот и привилегий; объектов обложения; усиления или замены одних налогов на другие). Предложений же о принципиально новых функциях налогов соответствующей нынешней фазе развития рыночных отношений, практически нет. В этой связи, на наш взгляд, актуальными являются интерпретация следующих новых функций налогов, адекватных сложившимся экономическим отношениям, в том числе осуществляемых в условиях развития экономики РК:

- функция обеспечения финансового равновесия;

- функция горизонтального и вертикального выравнивания региональных, местных бюджетов;

- функция обеспечения сбалансированности;

- интервенционистская функция;

- протекционистская функция;

- учетно-статистическая функция;

- контрольно-защитная функция;

- коммуникативная функция;

- информационная.

Эффективные налоговые отношения должны проявляться в оптимальном исполнении налогами фискальной, регулирующей и информационной функции, при этом приоритеты регулирования определяются социально-экономическими условиями, а также стратегией развития государства, определяемой руководством Казахстана. Причем основы функционирования налогов следует рассматривать в зависимости от состояния экономического базиса и общественно - политической надстройки.

В современной экономической литературе существует множество разнообразных определений налоговой политики государства, что позволило автору сформулировать собственное видение на его определение: Налоговая политика государства – это система мер органов государственной власти и местного самоуправления, носящая императивно-диспозитивный характер, являющаяся частью общей экономической стратегии государства, подразумевающая комплексное решение вопросов налогообложения в соответствии с исторически сложившимися интересами и целями социально-экономического развития.

Реализация налоговой политики государства происходит через налоговый  механизм. Исследование достоинств и недостатков, имеющихся подходов к определению понятия «налоговый механизм», а также изучение содержания этого понятия позволили сформулировать его дефиницию: налоговый механизм государства – это совокупность форм, методов, способов организации и регулирования налоговых отношений, соответствующая исторически сложившимся целям и задачам налоговой политики государства и закреплённая в налоговом законодательстве.

Наличие и действие указанных элементов  налоговой политики государства зависит от конкретной ситуации. Сущность функционирования этих элементов определяется, в основном, необходимостью их формализации для непосредственного включения в налоговый механизм. По нашему мнению, налоговое законодательство и система налогов – это понятия, которые не могут существовать отдельно. Законодательство является материальным носителем, субстратом системы налогов. При этом налоговое законодательство выражает юридическую, предметную сторону налоговых отношений, а система налогов – экономическую, функциональную (выполнение в общем виде функции по расчёту обязательных к уплате платежей). В результате, соотношение ключевых понятий, относящихся к налоговой политике государства, отражено на рисунке 1.

 

 

Рисунок 1- Формирование научного аппарата налоговой политики

Примечание – Составлено автором

 

Подводя итоги, отметим, что основные цели современной налоговой политики государства должны быть адекватны сложившимся условиям развития рыночных отношений.

На развитие налоговой  системы оказывает уровень социально-экономического развития государства, а также стратегия  его дальнейшего развития. Важнейшие показатели социально-экономического развития предыдущих лет характеризуют устойчивую положительную тенденцию в области экономического роста и повышения благосостояния населения. Так, за период 2001 – 2009 гг. ВВП Казахстана вырос с 3250,6 млрд. тенге до 15888,0 млрд.тенге. Правительством целенаправленно проводилась политика, направленная на стимулирование развития несырьевых отраслей экономики и на постепенное снижение зависимости роста экономики и поступлений в бюджет от сырьевого сектора экономики в целом. Начиная с 2005 г. , наблюдаются высокие темпы роста ВВП, как в номинальном, так и реальном исчислении (таблица 1).

 

Таблица 1 - Основные показатели социально-экономического развития Республики Казахстан за 2001- 2009 годы

 

Наименование

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2009*

ВВП, млрд. тенге

3250,6

3776,3

4612,0

5870,1

7590,6

10213,7

12850,8

15888,0

Номинальный темп роста, %

125,0

116,2

122,1

127,3

129,3

134,6

125,8

138,0

Реальный темп роста, %

113,5

109,8

109,3

109,6

109,7

110,7

109,9

101,2

в т.ч. темпы роста нефтяного  сектора, %

112,7

114,6

105,6

107,2

107,3

102,6

100,5

-

темпы роста других секторов экономики, %

113,6

109,3

109,8

109,9

109,8

111,0

111,1

102,1

Примечание – Составлено автором  по данным Агентства Республики Казахстан  по статистике

*по отношению к показателю 2008 года (11613,9)


 

Глобальный финансово - экономический кризис продемонстрировал недостатки существующих моделей финансовых отношений, как в общемировом масштабе, так и на национальном уровне. Слабые стороны были выявлены и в структуре государственного регулирования. Улучшение со второго полугодия 2009 г. внешнего спроса и ценовой конъюнктуры на мировых товарных рынках, а также антикризисные меры Правительства значительно снизили глубину падения экономики, в результате чего наметившиеся признаки восстановления, укрепившись в последнем квартале года, позволили завершить 2009 г. с небольшим ростом.

Объем ВВП в текущих  ценах по оперативным данным в 2009 г. достиг 15,9 трлн. тенге. Темп реального роста ВВП по сравнению с 2008 г. составил 1,2%. В структуре ВВП по прежнему большая часть приходится на услуги (54,8%), при этом с 2002 г. их доля устойчиво превышает половину объема ВВП (рисунок 2).

 

 

Рисунок 2 – Структура ВВП РК за 2002 – 2009 годы

 

Примечание – данные Агентства Республики Казахстан по статистике

 

Сегодня в основной отрасли экономики  – промышленности – наблюдается значительный разброс темпов роста отраслей, свидетельствующий о наличии диспропорций масштабов вклада и общей эффективностью результата их деятельности. Так, наибольший масштаб вклада традиционно остается за добычей нефти, имеющей наибольшую долю в своем секторе, а темпы ее роста по сравнению с другими отраслями находятся на среднем уровне. При этом, несмотря на низкую долю некоторых отраслей, эффективность их деятельности является значительно выше «лидирующих» отраслей, что создает определенные возможности по увеличению их вклада в общий экономический рост и диверсификацию экономики. С другой же стороны, риск замедления отраслей с низкой долей не должен иметь существенного отрицательного эффекта на общий результат промышленности.

В рамках проводимой государственной  политики по диверсификации экономики и отходу от сырьевой ее направленности выявляются ряд проблем.

Опережающие темпы роста  ВВП в предшествующие годы, как известно, произошли за счет быстрого роста сырьевого сектора, обусловленного увеличением объема добычи и резкого повышения мировых цен на углеводороды. Наибольший поток инвестиций по-прежнему направляется в добывающий сектор. Причем более 30 % от общего объема инвестиций в основной капитал были направлены в отрасли добычи нефти и газа, в то время как доля обрабатывающей промышленности составила 11,3 %.

Фискальная политика в Республике Казахстан в 2005 - 2009 гг. была направлена на обеспечение устойчивого роста экономики, главными факторами которого должны стать эффективность проводимых в стране реформ, рост производительности труда, инноваций и человеческого капитала.

В процессе дальнейшего совершенствования налоговых отношений в 2008 г. произошла полная замена Налогового Кодекса 2002 на новый документ. С 1 января 2009 г., по существу сформировался единый, взаимоувязанный документ, который позволяет комплексно оценивать всю систему налоговых отношений, а также данным документом были установлены новые уровни налоговой нагрузки для налогоплательщиков:

  1. более высокие для сырьевых отраслей экономики;
  2. более низкий для остальных секторов экономики.

Данные основополагающие нормы  были введены в соответствии с  Посланием Президента народу Казахстана, с целью поддержания несырьевых отраслей, малого и среднего бизнеса, проектов, имеющий инновационную составляющую, а также социального сектора, в период глобального финансового кризиса.

Анализ поступления налоговых доходов позволяет получить представление о динамике налоговой нагрузки на экономику (таблица 2).

 

Таблица 2 – Поступление налогов в доходную часть государственного бюджета Республики Казахстан за 2005-2009 годы, млн. тенге

 

Виды налогов 

2005

2006

2007

2008

2009

Темп роста 2009 к 2005 году, в %

Корпоративный подоходный налог

834,3

776,6

758,3

920,9

643,7

77,2

НДС

343,9

489,6

629,3

641

515,9

150,0

Индивидуальный подоходный налог

123

165

221

267,4

268,7

2,2 раза

Социальный налог

197,3

236,6

295,7

251,2

232,8

118,0

Налоги на международную торговлю и внешние операции

62,2

109,9

150,4

421,4

152,2

2,4 раза

Налоги на собственность

51,6

65,2

82,9

103,3

123

2,4 раза

Акцизы

33,4

47,4

58,8

56,5

57,4

171,9

Прочие налоги

16,9

17,8

27,4

26,7

33,7

2 раза

Поступления за использование природных  и других ресурсов

335,7

301

132,2

131,1

201,2

59,9

Итого

1998,3

2209,1

2356

2819,5

2228,6

111,5

Примечание – Составлено автором по данным Налогового Комитета Республики Казахстан

Информация о работе Налоговое регулирование как инструмент развития социально-экономических процессов Республики Казахстан