Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 09:01, автореферат
Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является разработка теоретических и практических предложений по развитию налоговых отношений в социально-экономической системе.
Для реализации данной цели в диссертации были поставлены и решены следующие задачи:
- раскрыть сущность финансового регулирования социально-экономических процессов в рамках модели экономической системы с учетом современных условий хозяйствования;
- исследовать теоретические аспекты налоговой политики как средства регулирования социально-экономических процессов на основе анализа макроэкономических концепций
Происходящие в структуре налоговых доходов изменения показали, что наиболее существенные изменения наблюдаются по поступлениям по налогам на международную торговлю и внешние операции и налогам на собственность почти в 2,4 раза, индивидуальному подоходному налогу в 2,2 раза, акцизам на 71,9 %.
Социальная направленность
налоговой системы реализована
в Налоговом Кодексе, в том
числе через систему
В диссертационном исследовании автором показан размер налоговой нагрузки предприятия, работающего в перерабатывающей отрасли, генерирующего достаточный размер прибыли, а также влияние каждого налога в отдельности (Таблица 3).
Таблица 3 – Налоговая нагрузка (доля в доходах) компании, не осуществляющей операции по недропользованию
Вид налога |
Доля налога (платежа) по методике МФ РК |
Доля налога (платежа) в международной практике* |
КПН |
5,98% |
13,8% |
НДС |
12,27% |
28,4% |
Акциз |
0,00% |
0,0% |
ИПН у источника |
0,41% |
0,9% |
Соц.налог |
0,42% |
0,9% |
Земельный налог (или плата за землю) |
0,00004% |
0,0% |
Налог на транспорт |
0,01% |
0,0% |
Налог на имущество |
0,16% |
0,3% |
Плата за эмиссии в окр.среду |
0,01% |
0,0% |
Прочие налоги |
0,004% |
0,01% |
Всего коэффициент налоговой нагрузки (КНН) |
19% |
4% |
Источник: «Международные углеводородные фискальные системы и Соглашение о разделе продукции» Д.Джонстоун |
При этом размер налоговой нагрузки рассчитан по двум методикам: основной в применении Министерством финансов РК, а также по методике, обычно применяемой в мировой практике. КНН по методике Министерства финансов РК рассчитывается как соотношение суммы налогов и валового дохода. КНН по мировой практике – как соотношение суммы налогов и операционной прибыли.
Аналогичный расчет проведен и для предприятия, осуществляющего деятельность в сфере недропользования, учитывая особую структуру налоговых отношения, установленных Налоговых кодексом для данной категории налогоплательщиков. Как видно из приведенных расчетов, налоговая нагрузка на недропользователей значительно превышает предприятия, работающие в иных сферах деятельности (таблица 4).
Таблица 4 – Налоговая нагрузка (доля в доходах) компании, являющейся недропользователем
Вид налога |
Доля налога (платежа) по методике МФ РК |
Доля налога (платежа) в международной практике |
КПН |
6,60% |
10,00% |
Налог на добычу полезных ископаемых. (НДПИ) |
18,50% |
28,20% |
Рентный налог на экспортируемую сырую нефть (РНЭ) |
10,30% |
15,60% |
Экспортная таможенная пошлина (ЭТП) |
3,80% |
5,70% |
Налог на сверхприбыль (НСП) |
0% |
0% |
Бонус коммерческого обнаружения (БКО) |
0% |
0% |
Исторические затраты |
0% |
0% |
Прочие налоги |
0,20% |
0,30% |
Всего КНН |
39,30% |
59,90% |
Источник: «Международные углеводородные фискальные системы и Соглашение о разделе продукции» Д.Джонстоун |
Прогнозирование отдельных видов налогов РК, графики которых показывают сложившуюся тенденцию до 2009 г. Для описания тенденции развития явлении в исследовании использованы модели кривых роста, представляющие собой различные функции времени y = f (t), которые позволяют получить выровненные или теоретические значения уровней динамического ряда. Моделирование прогнозных значений сделано по четырем блокам: Графический анализ свидетельствует о значительном снижении корпоративного подоходного налога (КПН) с 920,9 млн.тенге в 2008 г. до 644,6 млн. тенге в 2013 г., то есть на 30 % (рисунок 3).
Рисунок 3 – Динамика снижения КПН
Примечание – Авторский анализ статистических данных и прогноз снижения КПН
Налог на добавленную стоимость (НДС). Графический анализ свидетельствует о формировании тенденций роста НДС, максимальный пик которых приходится на 2013 год, при этом ожидаемый рост составляет 22,1% (рисунок 4).
Рисунок 4 – Динамика роста НДС
Примечание – Авторский анализ статистических данных и прогноз роста НДС
Индивидуальный подоходный налог (ИПН). Графический анализ свидетельствует о росте ИПН до 445,3 млн. тенге, то есть на 36% (рисунок 5).
Рисунок 5 – Динамика роста ИПН
Примечание – Авторский анализ статистических данных и прогноз роста ИПН
Наблюдается незначительный рост социального налога до 294,1 млн. тенге, то есть на 9,5% (рисунок 6).
Рисунок 6 – Динамика роста социального налога
Примечание – Авторский анализ статистических данных и прогноз роста социального налога
Отсюда следует вывод что рост одних видов налогов, а снижение других уменьшает кумулятивный эффект роста социально-экономических показателей развития страны. Без повышения качества прогнозно - аналитической деятельности в области налоговой политики на различных уровнях государственной власти невозможно оздоровление общеэкономической ситуации в стране.
В качестве предложения
следует рассмотреть
В период экономического кризиса особенного внимания заслуживает бюджетно - налоговое планирование на региональном уровне, в силу того, что в условиях явного дефицита информации эта процедура существенно усложняется. Во избежание негативных экономических тенденций, вызванных дальнейшим углублением кризисных явлений, мы предлагаем следующий организационный механизм регионального бюджетно - налогового планирования (рисунок 7).
Рисунок 7 - Организационный механизм регионального налогового планирования
Примечание – Составлено автором
Результаты проведенного
анализа и классификации
Итак, в качестве показателя налоговой нагрузки необходимо использовать следующий коэффициент:
НН = (Tо – Tф – Tк + Tк* Ed/(Es+Еd)) / (В – M – А) (1)
где,
Tо – сумма всех налогов,
Tф – сумма налога на доходы физических лиц,
Tк – сумма косвенных налогов,
Ed – эластичность спроса на товар по цене,
Es – эластичность предложения на товар по цене,
В – выручка,
М – материальные затраты,
А – амортизация.
Одним из самых спорных моментов при выработке методики налоговой нагрузки является вопрос о включении косвенного налогообложения в ее расчет. Введен и обоснован корректирующий коэффициент, взвешивающий значения косвенных налогов при подсчете уровня налоговой нагрузки, который равен K¹= Ed / (Es + Еd), где Ed – эластичность спроса на товар по цене, Es – эластичность предложения на товар по цене.
Основные направления реформирования налоговой системы сформулированы в концепцию реформирования налоговой системы РК, основанной на совершенствовании способов практической реализации социальной (распределительной) функции налогов.
Концепция реформирования налоговой системы включает в себя следующие основные положения, объединенные в соответствующие блоки:
Блок 1. - Совершенствование
подоходного налогообложения
Блок 2. - Реформирование
системы социального
Блок 3. - Совершенствование системы имущественного и косвенного налогообложения физических лиц с учетом их взаимосвязанности и переложения налогов.
Блок 4. - Создание эффективной системы контроля над соответствием расходов физических лиц уровню их доходов и предоставление налоговым органам механизма выявления уклонения от уплаты налогов физическими лицами.
Расчеты позволяют сформулировать следующие рекомендации по построению прогрессивной шкалы налогообложения доходов:
- максимальная ставка шкалы налогообложения должна быть выше разницы в темпах роста доходов богатых и бедных слоев населения;
- применение
прогрессии с меньшим
- по мере
снижения дифференциации
- период применения повышенных ставок обложения для снижения дифференциации до уровня среднеевропейского при максимальной ставке 35 -45 % может составить 8 - 10 лет.
С учетом мирового опыта в качестве основы для более детальной проработки предложена шкала прогрессивного налогообложения. При определении облагаемого дохода представляется целесообразным рассчитывать доход, приходящийся на одного члена семьи. При этом в целях стимулирования рождаемости предлагается вводить дополнительные коэффициенты, снижающие облагаемый доход с учетом роста числа детей (например, как делается во Франции). Следует коренным образом пересмотреть методику определения прожиточного минимума и привести её в соответствии с рекомендациями Международной организации труда. В этом случае по оценкам экспертов он должен быть в 3 - 4 раза выше существующего.
Исследуя налоговую политику РК за последние годы, нами выделен основной фактор ее воздействия на экономическое положение государства: соотношение величины налоговой нагрузки и экономического роста. Необходимо отметить, что в современных условиях экономического развития страны, когда ко всем внутренним экономическим проблемам добавились еще и общемировые финансовые проблемы, необходимо оптимизировать налоговую нагрузку на сектора экономики государства таким образом, чтобы минимизировать отрицательное воздействие кризисных процессов в экономике.
В этой связи следует принять комплекс мер по совершенствованию налоговой системы и налоговых механизмов для приведения налоговой нагрузки в РК к функционально - эффективному виду, отраженных в диссертации. Причем меры налогового регулирования должны обязательно рассматриваться как возможность создания основы для долгосрочного роста и модернизации экономики, для закладки фундамента новой, после кризисной, структуры экономики.