Налоговое регулирование как инструмент развития социально-экономических процессов Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 09:01, автореферат

Описание работы

Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является разработка теоретических и практических предложений по развитию налоговых отношений в социально-экономической системе.
Для реализации данной цели в диссертации были поставлены и решены следующие задачи:
- раскрыть сущность финансового регулирования социально-экономических процессов в рамках модели экономической системы с учетом современных условий хозяйствования;
- исследовать теоретические аспекты налоговой политики как средства регулирования социально-экономических процессов на основе анализа макроэкономических концепций

Файлы: 1 файл

msfganfichqrndgbjcjzcr wjksqlxzvkraqsowaqer is.uo..doc

— 893.00 Кб (Скачать файл)

 

Происходящие в структуре налоговых доходов изменения показали, что наиболее существенные изменения наблюдаются по поступлениям по налогам на международную торговлю и внешние операции и налогам на собственность почти в 2,4 раза, индивидуальному подоходному налогу в 2,2 раза, акцизам на 71,9 %.

Социальная направленность налоговой системы реализована  в Налоговом Кодексе, в том  числе через систему преференций  и механизма уменьшения налогового обязательства на установленную величину, отображенных в диссертационном исследовании. Приведенные преференции направлены на развитие производства конечной продукции, применения инноваций, развитие сельского хозяйства и переработки его продукции.

В диссертационном исследовании автором показан размер налоговой  нагрузки предприятия, работающего  в перерабатывающей отрасли, генерирующего  достаточный размер прибыли, а также  влияние каждого налога в отдельности (Таблица 3).

 

Таблица 3 – Налоговая нагрузка (доля в доходах) компании, не осуществляющей операции по недропользованию

 

Вид налога

Доля налога (платежа) по методике МФ РК

Доля налога (платежа) в международной  практике*

КПН

5,98%

13,8%

НДС

12,27%

28,4%

Акциз

0,00%

0,0%

ИПН у источника

0,41%

0,9%

Соц.налог

0,42%

0,9%

Земельный налог (или плата за землю)

0,00004%

0,0%

Налог на транспорт 

0,01%

0,0%

Налог на имущество

0,16%

0,3%

Плата за эмиссии в окр.среду

0,01%

0,0%

Прочие налоги

0,004%

0,01%

Всего коэффициент налоговой нагрузки (КНН)

19%

4%

Источник: «Международные углеводородные фискальные системы и Соглашение о разделе продукции»  Д.Джонстоун


 

При этом размер налоговой  нагрузки рассчитан по двум методикам: основной в применении Министерством  финансов РК, а также по методике, обычно применяемой в мировой практике. КНН по методике Министерства финансов РК рассчитывается как соотношение суммы налогов и валового дохода. КНН по мировой практике – как соотношение суммы налогов и операционной прибыли.

Аналогичный расчет проведен и для предприятия, осуществляющего деятельность в сфере недропользования, учитывая особую структуру налоговых отношения, установленных Налоговых кодексом для данной категории налогоплательщиков. Как видно из приведенных расчетов, налоговая нагрузка на недропользователей значительно превышает предприятия, работающие в иных сферах деятельности (таблица 4).

 

Таблица 4 – Налоговая  нагрузка (доля в доходах) компании, являющейся недропользователем

 

 

Вид налога

Доля налога (платежа) по методике МФ РК

Доля налога (платежа) в международной практике

КПН

6,60%

10,00%

Налог на добычу полезных ископаемых.

(НДПИ)

18,50%

28,20%

Рентный налог на экспортируемую сырую  нефть (РНЭ)

10,30%

15,60%

Экспортная таможенная пошлина (ЭТП)

3,80%

5,70%

Налог на сверхприбыль (НСП)

0%

0%

Бонус коммерческого обнаружения (БКО)

0%

0%

Исторические затраты

0%

0%

Прочие налоги

0,20%

0,30%

Всего КНН

39,30%

59,90%

Источник: «Международные углеводородные фискальные системы и Соглашение о разделе продукции»  Д.Джонстоун


 

Прогнозирование отдельных видов налогов РК, графики которых показывают сложившуюся тенденцию до 2009 г. Для описания тенденции развития явлении в исследовании использованы модели кривых роста, представляющие собой различные функции времени y = f (t), которые позволяют получить выровненные или теоретические значения уровней динамического ряда. Моделирование прогнозных значений сделано по четырем блокам: Графический анализ свидетельствует о значительном снижении корпоративного подоходного налога (КПН) с 920,9 млн.тенге в 2008 г. до 644,6 млн. тенге в 2013 г., то есть на 30 % (рисунок 3).

 

 

Рисунок 3 – Динамика снижения КПН

Примечание – Авторский  анализ статистических данных и прогноз  снижения КПН 

 

Налог на добавленную  стоимость (НДС). Графический анализ свидетельствует о формировании тенденций роста НДС, максимальный пик которых приходится на 2013 год, при этом ожидаемый рост составляет 22,1% (рисунок 4).

 

 

Рисунок 4 – Динамика роста НДС

Примечание – Авторский  анализ статистических данных и прогноз роста НДС

 

Индивидуальный подоходный налог (ИПН). Графический анализ свидетельствует о росте ИПН до 445,3 млн. тенге, то есть на 36% (рисунок 5).

 

 

 

Рисунок 5 – Динамика роста ИПН

Примечание – Авторский анализ статистических данных и прогноз роста ИПН

 

Наблюдается незначительный рост социального налога до 294,1 млн. тенге, то есть на 9,5% (рисунок 6).

 

 

 

Рисунок 6 – Динамика роста социального налога

Примечание – Авторский анализ статистических данных и прогноз роста социального налога

 

Отсюда следует  вывод что рост одних видов  налогов, а снижение других уменьшает  кумулятивный эффект роста социально-экономических  показателей развития страны. Без повышения качества прогнозно - аналитической деятельности в области налоговой политики на различных уровнях государственной власти  невозможно оздоровление общеэкономической ситуации в стране.

В качестве предложения  следует рассмотреть возможность  создания специализированных региональных центров прогнозирования налоговой  политики с привлечением специалистов, которые хорошо ориентируются в экономической ситуации своего региона. В таком случае объединенные информационные данные всех центров прогнозирования по стране будут отражать реальное положение дел с бюджетными и налоговыми потоками, что облегчит общегосударственное бюджетно-налоговое прогнозирование. Сведение, таким образом, данных по прогнозам местных бюджетов воедино в специально созданном государственном центре прогнозирования и планирования бюджетно - налоговых показателей, по сути, ознаменует начало прогнозирования всего государственного бюджета.

В период экономического кризиса особенного внимания заслуживает бюджетно - налоговое планирование на региональном уровне, в силу того, что в условиях явного дефицита информации эта процедура существенно усложняется. Во избежание негативных экономических тенденций, вызванных дальнейшим углублением кризисных явлений, мы предлагаем следующий организационный механизм регионального бюджетно - налогового планирования (рисунок 7).

 


 

 

 

 

 


 


 



 


 



 

 

 

 

Рисунок 7 - Организационный механизм регионального налогового планирования

Примечание – Составлено автором

 

Результаты проведенного анализа и классификации методологий  исчисления налоговой нагрузки (по перечню включаемых в расчет налогов, по базе, с которой сравниваются налоговые суммы, а также по методу исчисления величин), показывают необходимость внедрения новой методики ее расчета. В качестве показателя налоговой нагрузки целесообразно использовать отношение суммы всех налогов за минусом налога на доходы физических лиц к вновь созданной стоимости. При этом новый метод обуславливает необходимость включения косвенного налогообложения в расчет налоговой нагрузки. Введен и обоснован корректирующий коэффициент, взвешивающий значения косвенных налогов при подсчете уровня налоговой нагрузки, который равен K¹= Ed / (Es + Еd), где Ed – эластичность спроса на товар по цене, Es – эластичность предложения на товар по цене.

Итак, в качестве показателя налоговой нагрузки необходимо использовать следующий коэффициент:

 

               НН = (Tо – Tф – Tк + Tк* Ed/(Es+Еd)) / (В – M – А)         (1)

где,

Tо – сумма всех налогов,

Tф – сумма налога на доходы физических лиц,

Tк – сумма косвенных налогов,

Ed – эластичность спроса на товар по цене, 

Es – эластичность предложения на товар по цене,

В – выручка,

М – материальные затраты,

А – амортизация.

 

Одним из самых спорных  моментов при выработке методики  налоговой нагрузки является вопрос о включении косвенного налогообложения  в ее расчет. Введен и обоснован корректирующий коэффициент, взвешивающий значения косвенных налогов при подсчете уровня налоговой нагрузки, который равен K¹= Ed / (Es + Еd), где Ed – эластичность спроса на товар по цене, Es – эластичность предложения на товар по цене.

Основные направления  реформирования налоговой системы сформулированы в концепцию реформирования налоговой системы РК, основанной на совершенствовании способов практической реализации  социальной (распределительной) функции налогов.

Концепция реформирования налоговой системы включает в себя следующие основные положения, объединенные в соответствующие блоки:

Блок 1. - Совершенствование  подоходного налогообложения физических лиц за счет введения прогрессивного налогообложения и реформирования системы налоговых льгот.

Блок 2. -  Реформирование системы социального обеспечения  и механизма уплаты социальных взносов.

Блок 3. - Совершенствование  системы имущественного и косвенного налогообложения физических лиц  с учетом их взаимосвязанности и  переложения налогов.

Блок 4. - Создание эффективной системы контроля над  соответствием расходов физических лиц уровню их доходов и предоставление налоговым органам механизма  выявления уклонения от уплаты налогов  физическими лицами.

Расчеты позволяют сформулировать следующие рекомендации по построению прогрессивной шкалы налогообложения доходов:

- максимальная  ставка шкалы налогообложения  должна быть выше разницы в  темпах роста доходов богатых  и бедных слоев населения; 

- применение  прогрессии с меньшим значением  максимальной ставки не снижает уровень дифференциации, а только несколько замедляет расслоение населения по уровню доходов;

- по мере  снижения дифференциации доходов  за счет применения прогрессивной  шкалы и снижения неравномерности  в темпах роста доходов максимальная  ставка обложения может быть постепенно уменьшена (такая тенденция достаточно четко прослеживается в развитых странах);

- период применения  повышенных ставок обложения  для снижения дифференциации  до уровня среднеевропейского  при максимальной ставке 35 -45 % может составить 8 - 10 лет.

С учетом  мирового опыта в качестве основы для более  детальной проработки предложена шкала  прогрессивного налогообложения. При определении облагаемого дохода представляется целесообразным рассчитывать доход, приходящийся на одного члена семьи. При этом в целях стимулирования рождаемости предлагается вводить дополнительные коэффициенты, снижающие облагаемый доход с учетом роста числа детей (например, как делается во Франции). Следует коренным образом пересмотреть методику определения прожиточного минимума и привести её в соответствии с рекомендациями Международной организации труда. В этом случае по оценкам экспертов он должен быть в 3 - 4 раза выше существующего.

Исследуя налоговую  политику РК за последние годы, нами выделен основной фактор ее воздействия на экономическое положение государства: соотношение величины налоговой нагрузки и экономического роста. Необходимо отметить, что в современных условиях экономического развития страны, когда ко всем внутренним экономическим проблемам добавились еще и общемировые финансовые проблемы, необходимо оптимизировать налоговую нагрузку на сектора экономики государства таким образом, чтобы минимизировать отрицательное воздействие кризисных процессов в экономике.

В этой связи следует  принять комплекс мер по совершенствованию налоговой системы и налоговых механизмов для приведения налоговой нагрузки в РК к функционально - эффективному виду, отраженных в диссертации. Причем меры налогового регулирования должны обязательно рассматриваться как возможность создания основы для долгосрочного роста и модернизации экономики, для закладки фундамента новой, после кризисной, структуры экономики.

Информация о работе Налоговое регулирование как инструмент развития социально-экономических процессов Республики Казахстан