Налоговое регулирование как инструмент развития социально-экономических процессов Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 09:01, автореферат

Описание работы

Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является разработка теоретических и практических предложений по развитию налоговых отношений в социально-экономической системе.
Для реализации данной цели в диссертации были поставлены и решены следующие задачи:
- раскрыть сущность финансового регулирования социально-экономических процессов в рамках модели экономической системы с учетом современных условий хозяйствования;
- исследовать теоретические аспекты налоговой политики как средства регулирования социально-экономических процессов на основе анализа макроэкономических концепций

Файлы: 1 файл

msfganfichqrndgbjcjzcr wjksqlxzvkraqsowaqer is.uo..doc

— 893.00 Кб (Скачать файл)

Автором диссертационного исследования предлагается модель оптимального налогового моделирования (Рисунок 8).

 

 

 

Рисунок 8 - Модель оптимального налогового моделирования

Примечание – Составлено автором

 

Сущность предлагаемого метода идеального налогового моделирования заключается в формировании и анализе системы моделей, ключевая из которых – модель «идеального» состояния предприятия, характеризующая «идеальную» точку во множестве возможных вариантов ведения бизнеса. Эта точка полностью соответствует текущей налоговой политике государства, выражена в показателях деятельности предприятия и является в определённой степени ориентиром для развития экономической деятельности.

Таким образом, динамичное развитие экономики республики, а также ориентация на европейскую  и западную модель отношений обуславливают  необходимость дальнейшего совершенствования налогового законодательства, формирования такого налогового законодательства, которое создает благоприятные возможности для интеграции в Европейский союз.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В ходе проведенного исследования сформулированы следующие  научные результаты, выводы и рекомендации:

1. Финансовое регулирование социально - экономических процессов представляет собой организуемую государством деятельность по использованию финансовых отношений в целях корректировки параметров социально-экономического развития. В современной экономической литературе существует множество разнообразных определений налоговой политики государства, что позволило автору сформулировать собственное видение на его определение: Налоговая политика государства - это система мер органов государственной власти и местного самоуправления, носящая императивно - диспозитивный характер, являющаяся частью общей экономической стратегии государства, подразумевающая комплексное решение вопросов налогообложения в соответствии с исторически сложившимися интересами и целями социально - экономического развития.

Реализация налоговой политики государства происходит через налоговый  механизм. Исследование достоинств и  недостатков, имеющихся подходов к  определению понятия «налоговый механизм», а также изучение содержания этого понятия позволили сформулировать его дефиницию: налоговый механизм государства - это совокупность форм, методов и способов организации и регулирования налоговых отношений, соответствующая исторически сложившимся целям и задачам налоговой политики государства и закреплённая в налоговом законодательстве.

2. На развитие налоговой системы оказывает уровень социально-экономического развития государства, а также стратегия его дальнейшего развития. Важнейшие показатели социально-экономического развития предыдущих лет характеризуют устойчивую положительную тенденцию в области экономического роста и повышения благосостояния населения. Так, за период 2001 - 2009 гг. ВВП страны вырос с 3250,6 млрд. тенге до 15888,0 млрд. тенге. Правительством целенаправленно проводилась политика, направленная на стимулирование развития несырьевых отраслей экономики и на постепенное снижение зависимости роста экономики и поступлений в бюджет от сырьевого сектора экономики в целом. Исследуя налоговую политику РК за последние годы, нами выделен основной фактор ее воздействия  на экономическое положение государства: соотношение величины налоговой нагрузки и экономического роста.

3. В исследовании  проведено прогнозирование отдельных  видов налогов РК, графики которых  показывают сложившуюся тенденцию до 2009 г. Для описания тенденции развития явлений в исследовании использованы модели кривых роста, представляющие собой различные функции времени y = f (t), которые позволили получить выровненные или теоретические значения уровней динамического ряда. Моделирование прогнозных значений сделано по четырем блокам: графический анализ свидетельствует о значительном снижении корпоративного подоходного налога (КПН) с 920,9 млн.тенге в 2008 г. до 644,6 млн. тенге в 2013 г., то есть на 30 % . Максимальный пик роста НДС приходится на 2013 г., при этом ожидаемый рост составляет 22,1 %. Прогнозируется рост к 2013 г. ИПН до 445,3 млн. тенге, то есть на 36 % и социального налога до 294,1 млн. тенге, то есть на 9,5 %. Отсюда следует вывод что рост одних видов налогов, а снижение других уменьшает кумулятивный эффект роста социально-экономических показателей развития страны. Следует рассмотреть возможность создания специализированных региональных центров прогнозирования налоговой  политики с привлечением специалистов, которые хорошо ориентируются в экономической ситуации своего региона.

4. Социальная направленность  налоговой системы реализована  в Налоговом Кодексе, в том  числе через систему преференций  и механизма уменьшения налогового  обязательства на установленную величину, отображенных в диссертационном исследовании. Приведенные преференции направлены на развитие производства конечной продукции, применения инноваций, развитие сельского хозяйства и переработки его продукции.

Результаты проведенного анализа и классификации методологий исчисления налоговой нагрузки (по перечню включаемых в расчет налогов, по базе, с которой сравниваются налоговые суммы, а также по методу исчисления величин), показывают необходимость внедрения новой методики ее расчета. В качестве показателя налоговой нагрузки целесообразно использовать отношение суммы всех налогов за минусом налога на доходы физических лиц к вновь созданной стоимости. При этом новый метод обуславливает необходимость включения косвенного налогообложения в расчет налоговой нагрузки.

5. Концепция  реформирования налоговой системы,  по мнению автора, включает в  себя следующие основные положения,  объединенные в соответствующие  блоки: совершенствование подоходного  налогообложения физических лиц  за счет введения прогрессивного налогообложения и реформирования системы налоговых льгот; реформирование системы социального обеспечения и механизма уплаты социальных взносов; совершенствование системы имущественного и косвенного налогообложения физических лиц с учетом их взаимосвязанности и переложения налогов; создание эффективной системы контроля над соответствием расходов физических лиц уровню их доходов и предоставление налоговым органам механизма выявления уклонения от уплаты налогов физическими лицами.

6. Автором проведен  анализ налоговой нагрузки по двум методикам: основной в применении Министерством финансов РК, а также по методике, обычно применяемой в мировой практике. Приведенные расчеты показывают, что налоговая нагрузка на недропользователей значительно превышает нагрузку предприятий, работающих в иных сферах деятельности. Однако налоговая нагрузка казахстанских предприятий - недропользователей по сравнению с зарубежными значительно ниже.

7. Следует принять  комплекс мер по совершенствованию  налоговой системы и налоговых механизмов для приведения налоговой нагрузки в РК к функционально - эффективному виду, среди которых: приведение налогового законодательства к соблюдению принципа определенности, то есть сделать нормы налогового законодательства понятными для применения; устранить в налоговом законодательстве нормы, противоречащие экономической логике, в том числе практику применения вмененных доходов; провести существенное облегчение налогового бремени малого бизнеса и несырьевых отраслей промышленности; ввести взамен общих ссылок на МСФО, подробное описание налоговых механизмов и т.д. Автором диссертационного исследования предлагается модель оптимального налогового моделирования.

 

Список опубликованных работ по теме диссертации

 

1. Налогообложение в условиях социализации рыночной экономики: зарубежный опыт// Вестник Финансовой академии. – 2010. – № 1. – С.31-37;

2. Антикризный механизм налогового регулирования экономики Республики Казахстан// Вестник регионального развития. – 2010. – №3. – С.118-121;

3. Социальные платежи как необходимые условия снижения дифференциации населения по уровню доходов// Вестник ЕНУ имени Л.Н. Гумилева, Серия экономическая. – 2010. – №1. – С.9-10;

4. Социальные экономические проблемы налоговой системы РК в современных условиях// Вестник КЭУ.– 2010. – №2. – С.65-67;

5 Зарубежный опыт подоходного налогообложения физических лиц// Сборник материалов Международной научно – практической конференции «Тенденции и приоритеты развития мировой и казахстанской экономики в XXI веке».– Казахский университет экономики, финансов и международной торговли, 14- 15 сентября 2010. – С.112-115;

6. Основные тренды  развития  налоговой модели Казахстана// Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Совершенствование финансово-экономической архитектуры в Казахстане в посткризисный период». – Караганда. – 2010. – С.248-251;

7. Прогрессивная система налогообложения – фактор повышения уровня жизни населения // Сборник материалов Международной научно –практической конференции «Проблемы развития мировой и Казахстанской экономики в посткризисный период». – 29- 30 октября 2010. – С.405-408;

8. Обзор нефтегазовой отрасли стран каспийского региона и Узбекистана// Издательский дом «Акырман-медиа», – 2009-2010. – С.79-82, 245-251;

9. Казахстанские стандарты по аудиту. – Алматы: Изд. «Каржы-Каражат», – 1995. – С.152.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Елшібеков Серікбек Кеңесбекұлы

 

Салықтық реттеу - Қазақстан Республикасының әлеуметтік-экономикалық процестерін дамыту құралы 

 

Экономика ғылымдарының кандидаты ғылыми дәрежесін алуға арналған диссертация

08.00.10 – Қаржы, ақша айналымы және кредит

 

ТҮЙІНДЕМЕ

 

Зерттеу объектісі - Қазақстан Республикасындағы әлеуметтік-экономикалық процестерді салықтық реттеу.  

Зерттеу мәні - Қазақстанның экономикасын салықтық реттеу процесінде туындайтын экономикалық қатынастар жиынтығы.

Зерттеу мақсаты мен міндеттері. Диссертация жұмысының мақсаты әлеуметтік-экономикалық жүйеде салықтық қатынастарды дамыту жөніндегі теориялық және практикалық ұсыныстар әзірлеу болып табылады.

Осы мақсатты іске асыру үшін диссертацияда мынадай міндеттер қойылып, олар шешілді: 

- қазіргі заманғы шаруашылық жүргізу шарттарын ескеріп, экономикалық жүйе моделі шеңберінде әлеуметтік-экономикалық процестерді қаржылық реттеу мәнін анықтау;

- макроэкономикалық тұжырымдамаларды талдау негізінде әлеуметтік-экономикалық процестерді реттеу құралы ретінде салық саясатының теориялық аспектілерін зерттеу;

- кейіннен оны жергілікті жағдайға бейімдеу үшін әлемдік салық салу тәжірибесін зерттеу; 

- Қазақстанның әлеуметтік-экономикалық дамытудың негізгі үрдістерін зерттеу;

- ҚР қолданыстағы салық заңнамасының нормаларын, сондай-ақ оның қоғам мен мемлекеттік әл-ауқатын арттыруды қамтамасыз ететін әрі қарай даму жолдарын қарау; 

- экономиканың әр түрлі секторларында салық ауыртпалығы деңгейін есептеу үшін қолданылатын салық жүктемесін есептеу әдісін әзірлеу;  

- ҚР экономикасын теңдестірілген дамыту, инфляцияны азайту және әлеуметтік саралау мақсатында салық жүйесін жетілдіру жөнінде практикалық ұсынымдар әзірлеу.

Зерттеудің  теориялық және әдістемелік базасы. Экономикалық теория классиктерінің еңбектері, қазіргі заманғы шетелдік және отандық ғылымдардың зерттеулері, Қазақстан Республикасының салық салу саласындағы нормативтік құқықтық актілері, мемлекеттік даму бағдарламалары осы зерттеудің теориялық негізі болып табылады. Зерттеудің ақпараттық базасын ҚР Статистика агенттігінің, ҚР Қаржы министрлігінің, ҚР заңнамалық базасының, ҚР Экономика және бюджеттік жоспарлау министрлігінің деректері, мерзімдік баспасөз материалдары және Интернет ресурстары құрайды. 

Осы зерттеудің әдістемелік  базасы Қазақстан Республикасында  болып жатқан әлеуметтік-экономикалық, салықтық және макроэкономикалық процестердің мәнін ашуға мүмкіндік беретін  себеп-салдар және функционалдық-құрылымдық талдау бірлігінде диалектикалық логика қағидаттарына негізделген. Салық жүйесінің жұмыс істеуінің және оны құрудың теориялық тұжырымдамасын қорытқан кезде жүйелендіру, дедукция және индукция әдістері, сондай-ақ тарихи әдіс қолданылды. Салық саясатының әлеуметтік-экономикалық процестерге ықпал ету тетігін анықтаған кезде талдау және синтездеу, дедукциялау және индукциялау, нақтылау, салықтыру, ғылыми абстракциялау әдістері және логикалық заңдар қолданылды. Диссертациялық зерттеуге функцияларда, графиктерде, кестелерде, схемаларда көрініс тапқан математикалық инструментарий қолданылды.       

Ғылыми жаңашылдық салық тетігінің Қазақстан Республикасының әлеуметтік-экономикалық жүйесінің дамуына әсеріне байланысты проблемаларды шешу жөнінде ұсынымдар мен ұсыныстар әзірлеуге бағытталған.

Зерттеу барысында  алынған неғұрлым елеулі нәтижелер  және олардың ғылыми жаңашылдығы  мыналарға негізделген: 

- қаржылық реттеу, салық саясаты, сондай-ақ салық тетігі және оның әлеуметтік-экономикалық процестердің дамуына әсер етуі сияқты ұғымдардың экономикалық мәні мен мазмұнын нақтылау;

- әлеуметтік-экономикалық процестердің теңгерімділігін қамтамасыз ету тұрғысынан қазіргі заманғы салық саясатының негізгі бағыттары анықталды;

- қолданыстағы салық салу жүйесінің және оның тетіктерінің қоғам мен мемлекеттің дамуына әсер етуінің негізгі аспектілері талданды және әлеуметтік төлемдер жүйесін реформалау жөнінде ұсыныстар әзірленді;

Информация о работе Налоговое регулирование как инструмент развития социально-экономических процессов Республики Казахстан