Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 21:48, курсовая работа
В данной работе рассмотрены понятие и классификация налоговых льгот в РК, теоретические и практические основы применения льгот в налоговой системе РК, налоговые льготы в системе налогового планирования и другие вопросы, что поможет более углубленно познакомиться с ситуацией, касающейся применения налоговых льгот в Казахстане. Одной из главных целей курсовой работы является анализ функционирования налоговых льгот в Республике Казахстан и поиски путей совершенствования налоговой системы в части применения налоговых льгот.
Введение 3
1. Экономическая сущность налоговых льгот 5
1.1 Понятие, классификация, виды налоговых льгот 5
1.2 Значимость налоговых льгот для налоговой системы РК . Особенности налоговых льгот в РК 10
1.3 Особенности применения налоговых льгот в зарубежных странах 12
2.Анализ применения налоговых льгот в налоговой системе РК 15
2.1Механизм применения налоговых льгот для организаций и их влияние на экономическое развитие страны 15
2.2Оценка и эффективность применения инвестиционных налоговых льгот. 23
3.Современные проблемы и пути совершенствования применения налоговых льгот в РК 27
3.1 Проблемы применения налоговых льгот в РК 27
3.2 Совершенствование системы применения налоговых льгот в РК 30
Заключение 32
Список использованной литературы 34
Налоговые льготы являются факультативным элементом налогообложения, поскольку их установление целиком и полностью зависит от усмотрения законодателя. Для отдельных налогов и сборов – например, для налога на игорный бизнес, водного налога – какие-либо льготы могут и не устанавливаться.
Налоговые льготы предоставляются
либо в целях социального
В большинстве случаев
налоговые льготы призваны выполнять
стимулирующую функцию и
Налоговые льготы являются
законными средствами оптимизации
налогообложения, их использование
не может свидетельствовать о
недобросовестности налогоплательщика.
Когда законом
Налоговая льгота – разновидность субъективного права. Поэтому налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов. Однако право налогоплательщика на отказ от соответствующей льготы может быть ограничено законодателем. Дело в том, что налоговая льгота как элемент налогообложения является частью юридической конструкции налога, и в некоторых случаях добровольный отказ налогоплательщика от реализации налоговой льготы до истечения периода ее действия может нарушать механизм исчисления и уплаты налога, чем создавались бы препятствия для реализации конституционной обязанности платить законно установленные налоги и сборы, как того требует ст. 35 Конституции РК, и существенно затруднялся бы налоговый контроль.
Исследуя налоговые льготы, невозможно обойти стороной их классификацию.
Все налоговые льготы можно разделить на три основные группы:
- налоговые освобождения,
- налоговые скидки,
- налоговые кредиты.
В основе такой общей классификации лежат различия в методах льготирования в результате их влияния на изменение какого-либо конкретного элемента структуры налога (объект, субъект, ставка, налоговая база, окладная сумма налога). Кроме того, все налоговые льготы можно классифицировать по ряду признаков на следующие группы:
1) личные и для юридических лиц;
2) общие для всех
3) безусловные и условные налоговые льготы;
4) общеэкономические и социальные налоговые льготы.
В первую группу льгот входят налоговая амнистия, налоговые льготы, налоговые изъятия, налоговые каникулы, понижение налоговых ставок.
Налоговая амнистия - это освобождение лица, совершившего налоговое правонарушение, от соответствующих штрафных санкций за эти нарушения. В настоящее время действует ряд нормативно-правовых актов, в той или иной степени касающихся налоговой амнистии, в том числе и Налоговый кодекс Республики Казахстан. В частности, ст.70 НК РК содержит условия освобождения налогоплательщика от налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений при обнаружении им ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате.
Налоговые льготы - это предусмотренные действующими правовыми актами возможности полного или частичного освобождения от того или иного налога.
Налоговые льготы могут косвенно воздействовать на социально-экономические процессы - поощрение определенных видов деятельности, регулирование внутрихозяйственного распределения прибыли (прежде всего в целях стимулирования ее производительного использования), оказание поддержки определенным социальным группам и т.д. Поэтому можно говорить о льготах как об одном из элементов налогового режима, определяющего возникновение и исполнение налоговой обязанности.
Налоговые изъятия представляют собой выведение из под налогообложения отдельных элементов объекта налога.
Налоговые каникулы - это полное освобождение от налогообложения на определенный период времени.
Понижение налоговых ставок предполагает частичное или полное освобождение от уплаты налога, исчисленного по полной ставке, путем применения льготных размеров ставки.
Наиболее сложным элементом в системе налоговых льгот - это налоговый кредит. Однако налоговый кредит в Налоговом кодексе РК вообще оторван от налоговых льгот и односторонне определяется как изменение срока исполнения налогового обязательства на период от трех месяцев до одного года с поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы кредита, а отсрочка (рассрочка) налогового платежа отрывается от общего понятия налогового кредита.
Инвестиционный налоговый
кредит является наиболее перспективной
формой налогового регулирования. Это
самостоятельный вид целевого налогового
кредита, связанный исключительно
со стимулированием инвестиционной
и инновационной деятельности предприятий.
Понятие, порядок и условия
В соответствии с Налоговым кодексом РК «льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере».
Налоговое законодательство
устанавливает необходимые
Налоговые льготы рассматриваются
практически в каждом учебнике по
налогам и налогообложению
Таким образом, практика показывает,
что государство применяет
Налоговые льготы в современных казахстанских условиях стимулируют экономические процессы через налоговую систему и выражаются:
1) в полном освобождении от уплаты налога и (или) сбора;
2) в уменьшении размера подлежащего уплате налога и (или) сбора;
3) в предоставлении отсрочки,
рассрочки по уплате налога
и (или) сбора,
В экономической литературе предоставляемые казахстанским законодательством льготы обычно классифицируются следующим образом:
1)по номенклатуре продукции
(товары народного потребления,
2) по направлению расходования
средств (благотворительность,
3) по составу работников (льготы для предприятий, на которых трудятся инвалиды);
4) по численности работников (малые предприятия);
Льготы также подразделяются: на личные и для юридических лиц; общие для всех налогоплательщиков и специальные для отдельных категорий; безусловные и условные; общеэкономические и социальные налоговые льготы и другие.
Считаем возможным предложить классификацию налоговых льгот, предоставляемых казахстанским налоговым законодательством в историческом аспекте:
1) первый период рыночных
реформ (1991-1995 гг.) характеризовался
значительным количеством
2) в последующем (1996-2001 гг.) индивидуальные льготы отменяются и устанавливается право местных органов власти и управления устанавливать льготы для отдельных категорий налогоплательщиков;
3) с 2002 г. и по настоящее время наблюдается тенденция ужесточения налоговой политики РК по вопросу льгот.
Налоговые льготы по определению направлены на стимулирование как отдельных видов деятельности, так и эффективного использования прибыли. В основном предприятия используют льготы в чистом виде, но более правильным подходом в рамках проведения грамотного налогового планирования является использование льгот в сочетании с другими приемами: учетной и договорной политикой и т. д[3,54].
Снижение налогового бремени при формально высоких налоговых ставках в Казахстана доступно для большинства организаций, хотя и носит избирательный характер. В частности, существуют особые льготы для предприятий, осуществляющих социально значимые виды деятельности, в рамках которых применяются значительные льготы, вплоть до полной отмены ряда налогов.
Для максимально эффективного
применения в налоговом планировании
льгот, предоставляемых
Набор льгот для каждого
предприятия строго индивидуален и
зависит в значительной степени
от возможности интерпретации
На начальной стадии налогового планирования необходимо из законодательства по налогам и сборам выбрать льготы возможные и целесообразные к применению в конкретной организации. Необходимо также определить, соблюдение каких условий и требований дает налогоплательщикам право на использование соответствующих льгот; какие временные ограничения для этих льгот установлены.
Так как задачей налогового планирования является удовлетворение интересов собственников, в том числе путем максимизации чистой прибыли, то наибольший интерес, представляет изучение льгот инвестиционного характера.
Стимулирование инвестиционной активности с помощью налоговых льгот осуществляется по НДС, налогу на имущество и другим налогам. Анализ налогового законодательства показывает, что из имеющихся в настоящее время более 250 льгот на стимулирование инвестиций направлены только порядка 10. Такое положение вряд ли соответствует ориентации государственной политики Казахстана на экономический рост. Следует отметить, что отрицательное влияние на инвестиционную политику оказывает не только уровень налогообложения, но и высокая ставка процента и рост доли прибыли, выплачиваемой в виде дивидендов.
В условиях, происходящих в мире процессов всесторонней, в том числе налоговой, глобализации необходимо разработать мероприятия по повышению привлекательности налогового кредита и инвестиционного налогового кредита, предусмотренных действующим Казахстанским законодательством. В настоящее время они используются крайне незначительным количеством хозяйствующих субъектов.