Налоговые льготы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 21:48, курсовая работа

Описание работы

В данной работе рассмотрены понятие и классификация налоговых льгот в РК, теоретические и практические основы применения льгот в налоговой системе РК, налоговые льготы в системе налогового планирования и другие вопросы, что поможет более углубленно познакомиться с ситуацией, касающейся применения налоговых льгот в Казахстане. Одной из главных целей курсовой работы является анализ функционирования налоговых льгот в Республике Казахстан и поиски путей совершенствования налоговой системы в части применения налоговых льгот.

Содержание работы

Введение 3
1. Экономическая сущность налоговых льгот 5
1.1 Понятие, классификация, виды налоговых льгот 5
1.2 Значимость налоговых льгот для налоговой системы РК . Особенности налоговых льгот в РК 10
1.3 Особенности применения налоговых льгот в зарубежных странах 12
2.Анализ применения налоговых льгот в налоговой системе РК 15
2.1Механизм применения налоговых льгот для организаций и их влияние на экономическое развитие страны 15
2.2Оценка и эффективность применения инвестиционных налоговых льгот. 23
3.Современные проблемы и пути совершенствования применения налоговых льгот в РК 27
3.1 Проблемы применения налоговых льгот в РК 27
3.2 Совершенствование системы применения налоговых льгот в РК 30
Заключение 32
Список использованной литературы 34

Файлы: 1 файл

содержание.docx

— 78.77 Кб (Скачать файл)

По различным оценкам  доля действительно нуждающихся  в общем объеме получателей льгот  составляет лишь 20%. Повышение адресности предоставления льгот будет способствовать росту эффективности социальной системы и снижению нагрузки на бюджеты  всех уровней. Система повышения  адресности должна строиться на двухуровневой  проверке нуждаемости. На первом этапе  происходит определение социального  статуса и степени трудоспособности потенциального получателя. В случае если эти показатели удовлетворяют  критериям льготной категории, необходимо проверить степень нуждаемости  в предоставлении льгот по критерию уровня дохода. Такая система позволяет  исключить из получателей людей, не имеющих острой нужды в получении дополнительной социальной помощи государства. Соответственно, повышение адресности позволяет увеличить средний размер помощи и снизить нагрузку на бюджеты всех уровней.

Очевидно, что данные льготы имели целью упрощение финансовых потоков (исключение налогообложения  выделяемых из бюджета средств) и  стимулирование развития образования, науки, здравоохранения и спорта. На практике многие учреждения предоставляют  землю и помещения в аренду, в том числе и коммерческим организациям. В результате льгота распространяется и на арендаторов: учреждению нет необходимости включать в цену аренды налог на имущество. Наконец, сами бюджетные учреждения очень часто занимаются доходной деятельностью. В этом случае они  получают преимущество перед аналогичными негосударственными организациями, вынужденным  уплачивать налог на имущество.

Неэффективность льгот - это  невыполнение ими своих функций. Льгота может быть неэффективной  даже в том случае, когда предоставляется  и используется по назначению. Особенно это актуально для стимулирующих  налоговых льгот, когда льгота оказывает  незначительное влияние на принятие налогоплательщиком тех или иных решений. К примеру, эффективность предоставляемых населению социальных и имущественных налоговых вычетов по подоходному налогу пока не представляется очевидной. В том случае, когда величина освобождения от уплаты налога намного меньше, чем произведенные налогоплательщиком расходы, значительного влияния на решение о необходимости таких расходов вычет оказать не может.

Несмотря на преобладание чисто социальных льгот, их обоснованность стоит под вопросом. Лишь 20% льгот  реально попадают людям, нуждающимся  в этом. Оставшиеся 80% поступают в  бюджеты достаточно обеспеченных граждан. Такое положение приводит к незначительности влияния социальных льгот на сглаживание  дифференциации населения по доходам. Большое количество получателей  снижает среднюю величину льгот  в денежном выражении, что негативно  влияет на их эффективность.

Доказательством того, что  действующая система социальных льгот является безадресной (в том  смысле, что пользователями льгот  должны быть те, кому они действительно  нужны) является неприемлемо высокая  дифференциация населения по получаемым доходам. Значение дифференциации более  чем незначительно и ее уровень  скорее подходит под определение  бедной страны.

В настоящее время часто  возникает вопрос, к чему же может  привести снижение количества льгот  в стране. И на этот вопрос нет  четкого и однозначного ответа. Ликвидация широкого перечня льгот позволит значительно упростить налоговую  систему, сделать ее более упорядоченной  и прозрачной. Появление дополнительных налоговых доходов в результате отмены льгот создает условия для снижения налоговых ставок.

Ликвидация налоговой  льготы - это увеличение налогового бремени, снижение объемов свободных  денежных средств налогоплательщика. Один из налоговых парадоксов состоит в том, что если введение льготы не всегда связано с положительным эффектом, то ее ликвидация может сопровождаться негативными эффектами, особенно ростом цен. Это объясняется желанием налогоплательщиков получить дополнительную прибыль, обосновывая ее необходимостью компенсировать убытки от уплаты ставшего более высоким для них налога. В результате в краткосрочном периоде может происходить рост цен и/или сокращение производства, однако в среднесрочной перспективе негативное влияние отмены льготы практически не ощущается.

Существует множество проблем  в сфере установления и действия льгот, связанных с повышением эффективности  данного инструмента государственной  поддержки. С помощью налогов  государство действительно способно создать более или менее благоприятные  и конкурентоспособные условия  для деловых сфер. Но при этом происходит подавление других сфер. Поэтому  переоценка государством социально-экономического значения некоторых производств  недопустима, так как в противном  случае неизбежно нарушается свобода  конкуренции и принцип справедливости. Следовательно, политика предоставления преференций должна способствовать реализации приоритетов, установленных  государством в объективном порядке (имеется ввиду наличие четких критериев предоставления налоговых  льгот, минимизирующих влияние групп  специальных интересов).

Одна из главных проблем, связанных  с результативностью льгот, —  отсутствие гибкой и целенаправленной государственной политики в деле предоставления и реализации льгот. Существуют и объективные причины. Противоречивость и нестабильность экономической ситуации и правовой системы не могут не оказывать  влияния на противоречивость и нестабильность льгот, которые во многом не упорядочены.

Льготы — это не только инструмент государственной поддержки, но и  предмет особого внимания лоббистов, с помощью которых конкретные слои и группы добиваются выгодных для себя управленческих решений.

Наличие большого количества льгот  и послаблений неизбежно усложняет  налоговую систему и подрывает  ее эффективность, лишает ее необходимой  гибкости, поскольку налоговые льготы с трудом поддаются контролю.

Сторонники упразднения льгот  указывают на то, что предоставление преференций по уплате налогов предприятиям отдельных отраслей, регионов, форм собственности и страны происхождения, другим категориям налогоплательщиков, как правило, предполагает повышение  налогового бремени остальных налогоплательщиков.

Действительно, ежегодный объем  многочисленных налоговых льгот  «превосходит 200 млрд тг.» . Поэтому нельзя не согласиться с установками разработчиков Кодекса на то, чтобы унифицировать льготы, резко сократить их число, сделать их более прозрачными и повысить их стимулирующую и регулирующую роль. Однако, как справедливо отмечается в литературе, прежде чем проводить эти преобразования, необходимо выработать их системную концепцию. В противном случае неизбежны произвольная отмена одних и появление других, новых (прежде всего связанных с преобладанием тех или иных лоббистских интересов) льгот.

Формирование множественности  налоговых режимов, высказанных  в литературе, порождает многообразные  возможности уклонения от уплаты налогов (путем трансферта прибыли  из предприятий, не пользующихся преференциальным режимом, в предприятия, имеющие  льготы).

Вместе c тем в сегодняшнем виде система налоговых льгот не обеспечивает в полной мере социальное регулирование  и поддержку населения c низкими  и средними доходами. Она ведет  к еще большему социальному расслоению и увеличению социальной напряженности  в обществе.

3.2 Совершенствование  системы применения налоговых  льгот в РК

Опыт зарубежных стран  свидетельствует о широком применении налоговых льгот в самых различных  целях. Льготы активно используются в таких развитых рыночных странах  как Великобритания, Германия, Франция. Причем, если социальные льготы носят  более постоянный характер и призваны обеспечивать равенство и справедливость, то льготы, стимулирующие экономическое  развитие, инвестиционную деятельность, гибко изменяются в зависимости  от приоритетного направления развития отраслей производства

В Казахстане практика использования  налоговых льгот развивалась  скорее революционным путем. На первоначальном этапе формирования современной  налоговой системы существовало большое число льгот, которые  не носили целенаправленного характера. Такое положение приводило к  тому, что льготы не реализовывали  стимулирующую функцию налога, а  использовались лишь для снижения налогового бремени. Результатом такого использования  налоговых льгот стало широкомасштабное их сокращение, что не самым лучшим образом повлияло на развитие экономики. В связи с вышесказанным можно отметить, что в Казахстане не было периода рационального и эффективного регулирующего использования налоговых льгот как инструмента налоговой политики, что делает изучение именно такого их аспекта наиболее актуальным и полезным.

Часть авторов рассматривают  налоговые льготы только *как; факультативный элемент налога, другие считают важным их использование в качестве инструмента  налоговой политики. Также существуют мнения о налоговых льготах как  косвенных расходах бюджета. Недостаточная  теоретическая разработанность  принципов установления и их классификации  приводит к противоречиям в законодательстве и нарушению принципов. налогообложения. Непроработанность механизмов отдельных  видов льгот влечет за собой их неэффективное использование, что  лишает данный инструмент истинного  регулирующего смысла.

Налоговые льготы являются одним из элементов налоговой  политики и преследуют социальные и  экономические цели.

Во внешнеэкономической  сфере налоговые льготы наиболее широко применяются для поощрения  иностранных инвестиций.

Чаще всего льготы устанавливаются  для благотворительных организаций, инвалидов, пенсионеров, детских и  образовательных учреждений; предприятий, осуществляющих деятельность крайне необходимую  в интересах государства; предприятий  и предпринимателей в сфере малого бизнеса; предприятий, оказавшихся  в крайне тяжелом финансовом положении  по не зависящим от них причинам.

Однако, поскольку получение  налоговых льгот сулит существенную дополнительную прибыль, их предоставление иногда фальсифицируется и используется в корыстных целях. Особо следует  отметить, что формирование множественности  налоговых режимов, высказанных  в литературе, порождает многообразные  возможности уклонения от уплаты налогов (путем трансферта прибыли  из предприятий, не пользующихся преференциальным режимом, в предприятия, имеющие  льготы).

В целях совершенствования  института налоговых льгот необходимо:

1. Провести «инвентаризацию»  закрепленных в нормативных актах  налоговых льгот;

2. Выработать их системную  концепцию;

3. Установить надлежащий  контроль за установлением налоговых  льгот и их реальным осуществлением.

 

 

Заключение

В настоящее время определение  налоговой льготы: это предоставляемые  отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими  налогоплательщиками, возможность  не уплачивать налог или уплачивать его в меньшем размере.

Таким образом, в заключении данной курсовой работы хотелось бы сделать  следующие выводы:

1. Действующее законодательство  о налогах и сборах не позволяет  сделать однозначный вывод о  том, какие явления законодатель  относит к категории налоговой  льготы. Подробное изучение налоговых  норм позволило выявить два  существующих в налоговом законодательстве  подхода к пониманию налоговой  льготы -содержательный и формальный.

2. Существование налоговых  льгот обусловлено социально-экономической  функцией налога. Целью любой  налоговой льготы является предоставление  некоего преимущества, которое в  первую очередь имеет определенное  имущественное выражение. Содержательный  подход к пониманию налоговой  льготы опирается на сущность  правовых явлений, а не на  их законодательное оформление. Использование такого подхода  при анализе части второй Налогового  кодекса приводит к выводу  о том, что законодатель не  ликвидирует, а трансформирует  налоговые льготы, определенным  образом «встраивая» их в любые  используемые им при установлении  конкретных налогов конструкции,  характеризующие либо субъект  налога, либо любой из его элементов.  С одной стороны, содержательный  подход выявляет бесконечное  разнообразие форм данного правового  явления. Такая многовариантность  форм не позволяет сконструировать  какой-либо единый правовой режим  налоговой льготы, поскольку каждая  «встроенная» форма приобретает  свойства соответствующего элемента  налога. С другой стороны, следуя  тому же содержательному подходу,  ныне действующее налоговое законодательство  обнаруживает три вида налоговых  льгот: 1) явления, являющиеся по  сущности и по форме (названию) налоговыми льготами; 2) явления,  являющиеся по сущности налоговыми  льготами, но таковыми не названные,  при этом схожие с ними по  своему правовому регулированию; 3) явления, являющиеся налоговыми  льготами только по сущности, так называемые «встроенные»  налоговые льготы.

3. Налоговая льгота, признаваемая  одним из самостоятельных элементов  налога, предполагает наличие собственного  статуса и, в силу этого статуса,  определенных формальных признаков.  Данный тезис соответствует формальному  подходу к пониманию налоговой  льготы. Содержательный подход более  емок и охватывает собой и  налоговые льготы, выдержанные в  формальном отношении, и «встроенные»  налоговые льготы. Последние при  этом теряют статус самостоятельного  элемента налога, ибо они предстают  перед нами в качестве составной  части тех элементов налогообложения,  в которые они оказываются  «встроенными», и, соответственно, подпадают под правовой режим  соответствующих элементов. 

4. Законодатель своим  высокой степени абстракции определением налоговой льготы создает универсальный инструмент для «встраивания» налоговой льготы в структуру налога. Использование такого инструмента в свою очередь позволяет законодателю достигать любых требуемых целей при установлении налогов - регулирующих, стимулирующих, социальных.

Информация о работе Налоговые льготы