Налоговые льготы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 21:48, курсовая работа

Описание работы

В данной работе рассмотрены понятие и классификация налоговых льгот в РК, теоретические и практические основы применения льгот в налоговой системе РК, налоговые льготы в системе налогового планирования и другие вопросы, что поможет более углубленно познакомиться с ситуацией, касающейся применения налоговых льгот в Казахстане. Одной из главных целей курсовой работы является анализ функционирования налоговых льгот в Республике Казахстан и поиски путей совершенствования налоговой системы в части применения налоговых льгот.

Содержание работы

Введение 3
1. Экономическая сущность налоговых льгот 5
1.1 Понятие, классификация, виды налоговых льгот 5
1.2 Значимость налоговых льгот для налоговой системы РК . Особенности налоговых льгот в РК 10
1.3 Особенности применения налоговых льгот в зарубежных странах 12
2.Анализ применения налоговых льгот в налоговой системе РК 15
2.1Механизм применения налоговых льгот для организаций и их влияние на экономическое развитие страны 15
2.2Оценка и эффективность применения инвестиционных налоговых льгот. 23
3.Современные проблемы и пути совершенствования применения налоговых льгот в РК 27
3.1 Проблемы применения налоговых льгот в РК 27
3.2 Совершенствование системы применения налоговых льгот в РК 30
Заключение 32
Список использованной литературы 34

Файлы: 1 файл

содержание.docx

— 78.77 Кб (Скачать файл)

1)  налогоплательщиком  допущено нарушение использования  и распоряжения объектом преференций  или условий об учете и назначении  последующих расходов на реконструкцию  или модернизацию объекта преференций;

2)  налогоплательщик или  его правопреемник в случае  реорганизации такого налогоплательщика,  применяя преференции, начал осуществлять: а) деятельность на территории  специальной экономической зоны; б) производство и/или реализацию  подакцизных товаров; или начал  применять специальный налоговый  режим для производителей сельскохозяйственной  подукции, продукции рыбоводства  и сельских потребительских кооперативов.

Учет объектов инвестиционных налоговых преференций, а также  последующих расходов на реконструкцию  или модернизацию осуществляется отдельно от фиксированных активов в течение  трех налоговых периодов, следующих  за налоговым периодом ввода в  эксплуатацию. Объекты инвестиционных налоговых преференций и последующие  расходы на реконструкцию или  модернизацию учитываются в разрезе  каждого объекта, по которому применена  преференция.

Активы, по которым инвестиционные налоговые преференции аннулированы, признаются фиксированными активами со дня их ввода в эксплуатацию. При  аннулировании инвестиционных налоговых  преференций по последующим расходам на реконструкцию или модернизацию они классифицируются как последующие  расходы.

По истечении трех налоговых  периодов, следующих за налоговым  периодом ввода объекта преференций  в эксплуатацию, объект инвестиционных налоговых преференций признается фиксированным активом.

Таким образом, в настоящее  время казахстанский законодатель определил, что инвестиционная налоговая  преференция – это обусловленное  собственным усмотрением право  налогоплательщика  при определении  налогооблагаемого дохода  отнести  на вычет, в том числе единовременно, стоимость и/или сумму последующих  расходов на реконструкцию и/или  модернизацию впервые вводимого  в эксплуатацию на территории Республики Казахстан здания, сооружения производственного  назначения, машины или оборудования.

Однако по своей экономической  природе инвестиционные налоговые  преференции – это не единственные налоговые преференции (льготы), которые  предусмотрены налоговым законодательством  Республики Казахстан. Инвестиции в  производство целого ряда товаров также  стимулируются налоговыми преференциями (льготами). Например, почти аналогичный налоговый режим предоставляется налогоплательщикам, осуществляющим деятельность на территории специальных экономических зон. Так, при производстве на территории специальной экономической зоны  «Астана – новый город» продуктов химической промышленности, резиновых и пластмассовых изделий налогоплательщик вправе:

1)   уменьшить на 100% сумму корпоративного подоходного налога;

2) применить коэффициент 0 к ставкам для исчисления земельного налога;

3) применить коэффициент  0 к ставкам для исчисления  платы за пользование земельными  участками;

4) применить ставку 0% к  среднегодовой стоимости объектов  налогообложения при исчислении  налога на имущество.

Я полагаю, что предоставление неограниченному кругу налогоплательщиков права по собственному усмотрению использовать преференции в наибольшей степени  соответствует провозглашенному Республикой  Казахстан принципу справедливости налогообложения и является его  последовательным воплощением, в отличие  от контрактной системы предоставления инвестиционных налоговых преференций, которая предполагала индивидуализацию и субъективность усмотрения государственных  должностных лиц в предоставлении преференций.

 

2.2Оценка и эффективность применения инвестиционных налоговых  льгот.

 

Основной проблемой развития инновационного предпринимательства  в РК является то, что налоговая  система носит преимущественно, не стимулирующий, а фискальный характер. И хотя в результате реформирования в стране действуют лишь 13 видов  налогов, 5 видов сборов и четыре специальных налоговых режима, уменьшено  число малоэффективных налогов, заметно снижена налоговая нагрузка на производителей, есть позитивные подвижки в эффективности налогового администрирования  делать вывод об успешном завершении налоговой реформы преждевременно, а может быть в определенной степени  даже опасно .

Тем не менее, для создания эффективной системы стимулирования инвестиционно-инновационного предпринимательства  необходимо формирование комплексного механизма льготного налогообложения, определение направлений его  реализации в среднесрочной и  долгосрочной перспективе.

Оценка эффективности  инвестиционных налоговых льгот  по налогам производится в целях  оптимизации перечня действующих  налоговых льгот и их соответствия общественным интересам, повышения  точности прогнозирования результатов  предоставления налоговых льгот, обеспечения  оптимального выбора объектов для предоставления финансовой поддержки в форме налоговых льгот, сокращения потерь бюджета города.

Порядок проведения оценки эффективности инвестиционных налоговых  льгот налогам определяет объекты  предстоящей оценки эффективности  налоговых льгот по налогам, условия  предоставления налоговых льгот, перечень и последовательность действий при  проведении оценки эффективности налоговых  льгот, а также требования к применению результатов оценки.

В отдельных случаях социальная эффективность может равняться  сумме экономии бюджетных средств  на прямое финансирование выполнения категориями налогоплательщиков социальных задач, трансфертные издержки или выделение  средств на поддержку социально  незащищенных категорий граждан.

Установление налоговых  льгот осуществляется с соблюдением  следующих основных принципов:

а) налоговые льготы устанавливаются  в пределах полномочий органов местного самоуправления, установленных законодательством;

б) налоговые льготы устанавливаются  отдельным категориям налогоплательщиков.

Основными целями предоставления налоговых льгот являются:

а) обеспечение экономической  заинтересованности хозяйствующих  субъектов в расширении приоритетных для города видов хозяйственной  деятельности;

б) стимулирование использования  финансовых ресурсов, направляемых на создание, расширение и обновление производств и технологий по выпуску  необходимой городу продукции (товаров, услуг) и реализацию программ социально-экономического развития города;

в) создание необходимых  экономических условий для развития инвестиционной и инновационной  деятельности в городе;

г) создание благоприятных  экономических условий для деятельности организаций, применяющих труд социально  незащищенных категорий граждан;

д) оказание экономической  поддержки организациям в решении  приоритетных для города социальных задач;

е) оказание поддержки социально  незащищенным категориям граждан.

Объектом предстоящей  оценки является бюджетная и социальная эффективность от предоставления инвестиционных налоговых льгот по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц.

Оценка производится уполномоченным органом в разрезе отдельно взятых видов налогов, в отношении каждой из предоставленных льгот и по каждой категории их получателей  в разрезе отдельных отраслей экономики (видов деятельности).

Оценка эффективности  налоговых льгот производится в  следующие сроки:

а) по планируемым к предоставлению налоговым льготам - в течение  месяца со дня поступления предложений  о предоставлении налоговых льгот;

б) по предоставленным налоговым  льготам по состоянию на конец  отчетного года - в срок до 1 июня года, следующего за отчетным.

Источником информации для  расчетов оценки эффективности налоговых  льгот служат данные налоговой отчетности (отчет о задолженности по налоговым платежам в бюджетную систему РК по форме 4-НМ, отчет о базе налогообложения по основным видам налогов по форме 5-НБ), а также иная достоверная информация. При отсутствии необходимых данных в этих видах отчетности (или их недоступности) используется статистическая отчетность, представляемая органами статистики и Финансовым управлением администрации городов, и иные виды информации, включая оценки экспертов и данные, представленные получателями налоговых льгот или претендующими на их получение по запросу уполномоченного органа.

При проведении оценки эффективности  налоговых льгот уполномоченным органом используются следующие  показатели:

а) налогооблагаемая база по налогу на начало и конец отчетного  периода;

б) ставка налога;

в) льготная ставка налога (при  предоставлении льготы по пониженной ставке);

г) сумма сокращения базы налога (при полном или частичном  освобождении базы налога от налогообложения) за истекший период отчетного года;

д) фонд оплаты труда на начало и конец отчетного периода;

е) стоимость основных фондов на начало и конец отчетного периода;

ж) сумма начисленных налогов  в бюджет города;

з) сумма уплаченных налогов  в бюджет города;

и) сумма задолженности  по уплате налогов в бюджет города;

к) сведения об отказах налогоплательщиков пользоваться предоставленной льготой;

л) использование средств, высвободившихся в результате предоставления налоговых льгот или полученных налогоплательщиками в счет налоговых  льгот, строго по целевому назначению.

Оценка эффективности  налоговых льгот производится уполномоченным органом в 4 этапа.

По результатам инвентаризации составляется реестр предоставленных  налоговых льгот.

При предоставлении новых  налоговых льгот по налогам, отмене льгот или изменении содержания льготы в реестр вносятся соответствующие  поправки.

На втором этапе определяются потери (суммы недополученных доходов) бюджета города, обусловленные предоставлением  налоговых льгот.

Сводная оценка потерь бюджета  при использовании налоговых  льгот осуществляется по форме.

На третьем этапе производится оценка бюджетной и социальной эффективности  предоставления налоговых льгот.

Бюджетная эффективность  каждой из предоставленных налоговых  льгот по виду налога и по каждой категории налогоплательщиков определяется по формуле:

дельта Р = (дельта Н)Х1 + (дельта Т)Х2 + Э,

где дельта Р - сумма бюджетной  эффективности налоговых льгот, тыс. руб.;

дельта Н - увеличение налогооблагаемой базы по каждому виду налоговых льгот  и по каждой категории налогоплательщиков;

дельта Т - увеличение фонда  оплаты труда;

X (1, 2) - соответствующая ставка  налога (соответствующий коэффициент  межбюджетного регулирования);

Э - снижение расходов бюджета.

На четвертом этапе  производится оценка эффективности  налоговых льгот путем сопоставления  суммы потерь (суммы недополученных доходов) бюджета города, обусловленных  предоставлением льгот, с суммой бюджетной или социальной эффективности  от предоставления налоговых льгот.

Эффективность предоставленной (планируемой к предоставлению) налоговой  льготы определяется по формуле:

Эфф = дельта С / Спб,

где дельта С - сумма бюджетной  или социальной эффективности предоставления налоговых льгот, тыс. тенге;

Спб - сумма потерь бюджета  города по данному налогу, тыс. тенге.

Превышение суммы эффективности  от предоставления налоговых льгот  над суммами потерь бюджета города означает высокую эффективность  оцениваемых налоговых льгот.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Современные проблемы и пути совершенствования применения налоговых льгот в РК

 

3.1 Проблемы применения  налоговых льгот в РК

 

Изменение экономической  ситуации в стране требует радикального изменения системы экономических  льгот. Общий вектор реформирования: минимизация льгот и максимизация доходов.

Несмотря на принятые меры по снижению числа льгот и их упорядочиванию, налоговая система Казахстана по-прежнему характеризуется существованием большого числа льгот. Существующие льготы закреплены не только в соответствующих главах Налогового кодекса Казахстана, но и в неотмененных статьях законов об отдельных видах налогов. Как следствие, определить полный перечень льгот по какому-либо платежу не всегда просто.

В рамках отдельных налогов  системе льгот существенно недостает  упорядоченности: существует значительное число получателей, но нет четкого  разделения причин и оснований для  выделения льготы; в результате реформирования налогового законодательства происходит дальнейшее видоизменение и усложнение структуры, связанное с добавлением  новых льгот и ликвидацией  старых.

Большой, неупорядоченный  объем льгот не только приводит к  потерям доходов, но и значительно  усложняет налоговую систему, что  увеличивает трансакционные издержки по сбору налогов.

В ряде случаев льготы используются нецелевым образом: льгота предоставляется  тем, кто в ней не нуждается (частая ситуация для компенсационных льгот), имеет место использование льготы для ухода от налогообложения, без  достижения тех целей, ради которых  предоставлялась льгота. Наиболее ярко это выражалось в случае с ныне отмененными льготами по налогу на прибыль. В результате проведенной  налоговой реформы возможности  частного сектора по минимизации  налогообложения посредством получения  льгот сократились, но окончательно не исчезли. По-прежнему пользуются спросом  услуги налоговых консультантов, предлагающих механизмы легального снижения налогового бремени с использованием системы  льгот.

Информация о работе Налоговые льготы