Налоговые правонарушения и ответственность за и совершения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 06:20, курсовая работа

Описание работы

Юридическая ответственность налогоплательщиков за налоговые правонарушения – это комплекс принудительных мер воздействия карательного характера, применяемых к нарушителям в качестве наказания в установленных законодательством случаях и порядке. Применение мер ответственности в сфере налогообложения всегда вызывает повышенное внимание налогоплательщиков, так как оно весьма серьезно затрагивает их права и интересы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Общая характеристика налоговых правонарушений. 4
1.1. Налоговые правонарушения: понятие,призна 4
1.2. Причины возникновения налоговых правонарушений 7
2. Анализ привлечения к отвественности за совершение налогового правонарушения 11
2.1.Анализ статистических данных Судебного департамента по привлечению к ответственности за нарушение налогового законодательства 11
2.2. Меры ответственности за совершение налогового правонарушения и обстоятельства влияющие на на назначение наказания 13
3. Направление совершенствования привлечения к ответственности за налоговые правонарушения 254
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………………….47
Список использованной литературы………………

Файлы: 1 файл

kursovaya_33__33__33__33.docx

— 75.67 Кб (Скачать файл)

Как уже отмечено выше, вторым видом обстоятельств смягчающих ответственность, является  совершение налогового правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в  силу материальной, служебной или  иной зависимости. В таких ситуация либо действуют вынужденно, свобода  его воли определенным образом ограничивается внешним воздействием. Принуждение  может касаться различных сторон жизни лица и быть как физическим (избиение, ограничение свободы), так  и психическим (угрозы причинить  физический вред самому субъекту или  его родным, лишить материальной помощи, разгласить конфиденциальные сведения). Угрозы и принуждение должны быть конкретными, существующими и представлять реальность опасность для лица. Думается, что имеют значение не только содержание и форма угрозы, но и ее субъективное восприятие правонарушителем как обстоятельства, ставящего его в безвыходное  положение.

Материальная, служебная и иная зависимость имеет место, когда  правонарушение совершается по настоянию  другого лица, которое может существенно повлиять на материальное, служебное или моральное положение правонарушителя  (выселить из квартиры, понизить зарплату, уволить, распространить позорящие сведения).

Если судом будет установлено  хотя бы одно смягчающее обстоятельство, размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в два раза по сравнению  с размером, установленным законом  за совершение данного правонарушения (п.3 ст.114 НК РФ). Как видим, Налоговой  кодекс РФ определяет только минимальный  предел уменьшения суммы штрафа, следовательно, суд имеет право снизить размер санкции более чем в два  раза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Направления  совершенствования привлечения  к ответственности за налоговые  правонарушения.

Реализация административной ответственности посредством привлечения  лиц, совершивших правонарушения в  области налогов и сборов, представляет собой совокупность определенных этапов, стадий развития процессуальной деятельности уполномоченных на то государственных  органов (должностных лиц). Эта деятельность включает в себя следующие необходимые  действия: возбуждение административного  дела о нарушении законодательства о налогах и сборах, рассмотрение дела и вынесение постановления, пересмотр постановлений и решений, исполнение постановлений. Указанные  процессуальные действия составляют производство по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах, которое  также является составной частью административной юрисдикции налоговых  органов.

По мнению автора, правовые отношения, складывающиеся в процессе привлечения к административной ответственности, наиболее полно отражает система стадий производства по делам об административных правонарушениях, закрепленная в Кодексе РФ об административных правонарушениях.

Производство по делам  о нарушениях законодательства о  налогах и сборах осуществляется, исходя из общих положений, закрепленных в разделе IV Кодекса РФ об административных правонарушениях и главах 14 и 15 НК РФ.

Как стадия административного  процесса возбуждение дела об административном правонарушении состоит в принятии уполномоченным должностным лицом  решения начать действия, направленные на выяснение всех фактических обстоятельств  правонарушения и установление виновности лица, его совершившего.

В научной литературе понятие  «возбуждение дела об административном правонарушении» рассматривается  как начальная стадия административного  процесса, либо как отдельный процессуальный акт, который влечет за собой возникновение  конкретного административно-процессуального  отношения.

Из содержания ст. 28.1 Кодекса  РФ об административных правонарушениях  следует, что стадия возбуждения  дела об административном правонарушении включает процессуальную деятельность по получению информации о правонарушении, ее процессуальному оформлению, а  также проведению административного  расследования, которое рассматривается  в качестве этапа данной стадии и  может назначаться в тех случаях, «когда с достаточной ясностью нельзя заключить о наличии или отсутствии материальных оснований к возбуждению  дела».

Для начала производства по делу об административном (налоговом) правонарушении необходимо наличие  двух условий:

- одного из поводов  к возбуждению дела об административном (налоговом) правонарушении;

- достаточных данных, указывающих  на наличие события административного  (налогового) правонарушения.

Такие условия рассматриваются  в качестве процессуального и  материального оснований к возбуждению  дела об административном правонарушении в области налогов и сборов.

Непосредственное обнаружение  должностным лицом налогового органа факта совершения правонарушения может  иметь место лишь при условии, что налоговый орган, обнаруживший признаки налогового правонарушения, ранее не располагал сообщением о  его совершении. Непосредственное обнаружение  признаков правонарушения приобретает  значение повода только тогда, когда  должностное лицо, полномочное принимать решение о возбуждении дела, убедится в наличии объективных данных, достаточных для вывода о совершении правонарушения.

Информация об отдельных  видах правонарушений может быть получена также из внешних источников, среди которых особо следует  выделить:

- сообщения банков и  регистрирующих органов, содержащие  сведения, указывающие на наличие  события налогового правонарушения. Такие сообщения они обязаны  делать в соответствии с требованиями  ст.ст. 85-86.2 НК РФ независимо от  наличия либо отсутствия какого-либо  специального запроса налогового  органа.

- материалы проверок, поступившие  из правоохранительных органов.

Поводы к возбуждению  дела могут быть конкретизированы в  зависимости от особенностей фактической  стороны правонарушения и непосредственного  объекта посягательства.

Выявлению подобных нарушений  способствует наличие у налоговых  органов, проводящих выездную налоговую  проверку, широкого арсенала правовых средств, направленных на получение  первичной информации о правонарушении и ее оценку.

Первичная информация, позволяющая предположить совершение лицом административного (налогового) правонарушения, может быть получена налоговым органом еще до начала выездной проверки. Но если содержащиеся в ней сведения не указывают на признаки налогового правонарушения, поводом в административно-процессуальном смысле она являться не будет.

В соответствии со ст.89 НК РФ, налоговый орган «не вправе проводить  в течение одного календарного года две выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период». В подобной ситуации основным препятствием для возникновения производства будет являться отсутствие у налогового органа правовых возможностей к получению достаточных данных, указывающих на событие налогового правонарушения.

Несоблюдение указанных  требований ст. 89 НК РФ является достаточным  основанием для законного воспрепятствования проведению выездной налоговой проверки со стороны подлежащего проверке налогоплательщика, либо обжаловании  им принятого по результатам такой  проверке решения. Вышестоящим налоговым  органом в порядке контроля за деятельностью нижестоящего может  быть проведена повторная налоговая  проверка на основании мотивированного  постановления этого органа. Общий  срок, в течение которого должна быть проведена выездная налоговая  проверка - 2 месяца. Этот срок может  быть увеличен в отдельных случаях  на один месяц:

- в исключительных случаях  по мотивированному решению вышестоящего  налогового органа,

- при осуществлении проверки  каждого филиала или представитель  ства проверяемой организации.

Возбуждение дела об административном правонарушении законодательства о  налогах и сборах выражается в  составлении протокола об административном правонарушении, что предусмотрено  п.7 ст. 101 НК РФ.

В соответствии с этой статьей  протокол должен быть оформлен после  составления акта проверки, в котором  зафиксированы правонарушения, и  не ранее представленных налогоплательщиком объяснений и возражений по этому  акту.

В соответствии со ст. 28.1 Кодекса  РФ об административных правонарушениях  актом возбуждения дела об административном нарушении налогового законодательства может являться также протокол о  применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении или определение о возбуждении  дела об административном правонарушении при назначении административного  расследования. Например, при необходимости производства экспертизы или иных трудоемких и сложных административно-процессуальных действий производство по делу невозможно без вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, а по окончании расследования должен быть составлен протокол об административном правонарушении либо вынесено постановление о прекращении дела. Иначе говоря, составление протокола об административном правонарушении не всегда совпадает с возбуждением дела об административном правонарушении -в ряде случаев он может рассматриваться и как итоговый документ, подтверждающий окончание административного расследования.

Акт выездной налоговой проверки фактически имеет юридическую силу протокола об административном правонарушении и влечет за собой возникновение  конкретного административно-процессуального  отношения. Но, в отличие от протокола, составление которого может совпадать  с началом производства по делу об административном правонарушении либо свидетельствовать о завершении стадии возбуждения дела и окончании  административного расследования, данный акт всегда имеет «двойственное  процессуальное значение», так как, с одной стороны, фиксирует возбуждение  дела о налоговом правонарушении, а с другой, - подтверждает окончание  его расследования.

Из ст. 88 НК РФ следует, что  при камеральной налоговой проверке основным источником информации, указывающей  на признаки противоправного деяния, являются документы, которые условно  могут быть разделены на три группы:

а) документы налоговой  и бухгалтерской отчетности, представляемые налогоплательщиком в налоговый  орган в соответствии с установленной  в законодательстве периодичностью их представления;

б) документы, которые на основании ст. 93 НК РФ налоговый орган  вправе истребовать у налогоплательщика;

 в) документы, полученные  самостоятельно налоговым органом  от иных государственных органов  и лиц, и в том числе путем  проведения встречной проверки.

В соответствии со ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя налогового органа в отношении одного налогоплательщика (плательщика сбора), налогового агента по одному или нескольким налогам за конкретный период времени. Многие правонарушения в области  налогов и сборов могут быть выявлены только в ходе таких проверок, так  как имеется возможность исследовать  первичные бухгалтерские документы. Причем НК РФ предусматриваются относительно жесткие ограничения на проведение таких проверок. Статья 87 НК РФ предусматривает, что как выездной, так и камеральной  налоговой проверкой, могут быть охвачены только три календарных  года деятельности проверяемого лица, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.

Статьи 91 и 92 НК РФ предусматривают возможность получения дополнительной информации и сбора доказательств, а также должностные лица налоговых органов могут провести в ходе проверки такие процессуальные действия, как осмотр (обследование) территорий, помещений, предметов и документов.

В силу пункта 1 статьи 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика  необходимые для проверки документы.

По смыслу указанных норм налоговый орган вправе затребовать  у налогоплательщика не любые  дополнительные сведения и документы, а только те, которыми подтверждается правильность исчисления и своевременность уплаты данного налога.

Выездная налоговая проверка позволяет со всех сторон исследовать  обстоятельства финансово-хозяйственной  деятельности проверяемого лица, выявить  искажения и несоответствия в  содержании исследуемых документов, фактов нарушения порядка ведения  бухгалтерского учета, составления  отчетности и налоговых деклараций, сформировать доказательственную базу по фактам выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и обеспечить документальное отражение этих нарушений.

Акт выездной налоговой проверки содержит изложение фактов, правонарушений в области налогов и сборов, документально подтвержденных, выявленных в процессе проверки, а также указание на вид совершенных налогоплательщиком правонарушений со ссылкой на статьи НК РФ. Таким образом, акт выездной налоговой проверки можно считать  документом, аналогичным протоколу  об административном правонарушении, посредством которого возбуждается производство по делу о налоговом  правонарушении.

В случае если выявленные нарушения  содержат признаки правонарушения в  области налогов и сборов, предусмотренного Кодексом РФ об административных правонарушениях, то в соответствии со ст. 28.2. и ст. 28.5. Кодекса РФ об административных правонарушениях составляется протокол об административном правонарушении, с оформлением которого связывается  возбуждение производства по делу об административном правонарушении.

Информация о работе Налоговые правонарушения и ответственность за и совершения