Налоговые правонарушения и ответственность за и совершения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 06:20, курсовая работа

Описание работы

Юридическая ответственность налогоплательщиков за налоговые правонарушения – это комплекс принудительных мер воздействия карательного характера, применяемых к нарушителям в качестве наказания в установленных законодательством случаях и порядке. Применение мер ответственности в сфере налогообложения всегда вызывает повышенное внимание налогоплательщиков, так как оно весьма серьезно затрагивает их права и интересы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Общая характеристика налоговых правонарушений. 4
1.1. Налоговые правонарушения: понятие,призна 4
1.2. Причины возникновения налоговых правонарушений 7
2. Анализ привлечения к отвественности за совершение налогового правонарушения 11
2.1.Анализ статистических данных Судебного департамента по привлечению к ответственности за нарушение налогового законодательства 11
2.2. Меры ответственности за совершение налогового правонарушения и обстоятельства влияющие на на назначение наказания 13
3. Направление совершенствования привлечения к ответственности за налоговые правонарушения 254
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………………….47
Список использованной литературы………………

Файлы: 1 файл

kursovaya_33__33__33__33.docx

— 75.67 Кб (Скачать файл)

Таким образом, на современном  этапе выездные и камеральные  налоговые проверки являются основным источником получения информации о  налоговых правонарушениях. Но НК РФ не закрепляет проведение ряда других проверок, которые необходимы для осуществления эффективного контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах. В нем отсутствуют проверки, проводимые с целью выявления организаций, уклоняющихся от постановки на налоговый учет, а также проверки соблюдения правил работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций.

В практике налогообложения  до сих пор остается неразрешенным  вопрос о том, как правильно налогоплательщику  заявить об обнаружившейся переплате  налогов. Переплата может произойти  в результате неиспользования льгот, завышения налоговой базы или  ставки налога и т.п.

Налогоплательщик может  подать в налоговый орган новую  налоговую декларацию, в которой  будет указана итоговая, с учетом исправлений, сумма налога, подать дополнительную декларацию, в которой надо заявить  только о переплаченной сумме  налога, подлежащей возврату или налогоплательщик может не представлять никаких деклараций, а ему достаточно подать в налоговый  орган заявление о возврате или  зачете излишне уплаченной суммы  налога. НК РФ не предусматривает проведения камеральных проверок в отношении  деклараций о переплате (ст. 88 НК РФ). Камеральная проверка - это форма  налогового контроля (ст. 82 НК РФ), позволяющая  налоговым органам оценивать, каким  образом налогоплательщик выполняет  свои обязанности. Поскольку подача декларации о переплатах является правом, а не обязанностью налогоплательщика, и она не влечет возникновения  обязанности по уплате налога, то обоснованность требований налогоплательщика о  возврате (зачете) переплат должна проверяться  в рамках специальных процедур, которые  формами налогового контроля не являются.

Следует учитывать и то, что, проверяя факт переплаты, налоговый  орган не может не затронуть те сведения, которые были отражены в  первоначально поданной декларации. А это уже камеральная проверка, на которую отводится 3-месячный срок, такой же, как и для проверки первоначально поданной налоговой декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ). Это обстоятельство также свидетельствует о необходимости применять специальный порядок, предусмотренный ст. 78 НК РФ.

Если в отношении первоначально  поданной декларации проводилась камеральная  проверка и принималось решение, то проверка дополнительной декларации в полном объеме и вынесение решения  о каких-либо доначислениях (как  в нашем примере) будет означать изменение налоговым органом  им же принятого ранее решения. Однако закон этого не допускает.

С учетом изложенного можно  сделать вывод о том, что в  отношении дополнительно подаваемой налогоплательщиком декларации, в которой  указана меньшая сумма налога, чем в первоначально поданной, не может проводиться камеральная  проверка с составлением акта и вынесением решения о доначислениях и  санкциях. Такая декларация должна быть проверена в порядке ст. 78 НК РФ путем сверки, после чего вынесено решение о возврате (зачете) излишне  уплаченной суммы налога либо об отказе в возврате (зачете).

При осуществлении контрольной  деятельности налоговый орган получает и оценивает большой объем  информации о налогоплательщике, поступающей  из различных внешних источников. Это может быть информации, являющаяся поводом к возбуждению дела, отражающая существование факта, в отношении  которого ставится вопрос о его противоправности, то есть о нарушении законодательства о налогах и сборах, а также  информация, поступающая из государственных  органов в соответствии с возложенной  на них законом обязанностью по своевременному представлению данных, необходимых  для осуществления налогового контроля.

Поводом к возбуждению  дела об административном правонарушении в сфере налогов и сборов данная информация может являться в том  случае, если налогоплательщики - организации, индивидуальные предприниматели и  другие лица, обязанные обратиться в налоговый орган с заявлениями  о постановке на учет либо представить  предусмотренные законом сведения, не исполняют возложенных на них  обязанностей, нарушая порядок осуществления  налогового контроля.

Для установления фактов таких  правонарушений проведения какого-либо расследования не требуется. Поэтому  при наличии информации от указанных  органов решение о начале производства по делу об административном (налоговом) правонарушении должно быть принято  непосредственно после обнаружения  правонарушения.

Возбуждение производства по делам о таких правонарушениях  в отношении должностных лиц  налогоплательщиков-организаций оформляется  составлением протокола об административном правонарушении. Производство по делам  о налоговых правонарушениях, за которые к ответственности привлекаются сами налогоплательщики, в действующем  налоговом законодательстве не урегулировано.

Источниками информации, содержащими  сведения о совершении административных правонарушений в сфере налогов  и сборов являются также материалы  и сообщения, свидетельствующие  об уклонениях от уплаты налогов. Эти  сведения поступают от налоговых  органов по результатам проведенных  ими проверок исполнения налогового законодательства, предусмотренных  п.5 ч.2 ст.36 НК РФ.

В соответствии со ст. 28.1. Кодекса  РФ об административных правонарушениях, дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента  вынесения уполномоченным лицом  решения в форме определения, которое является основанием для проведения административного расследования.

Таким образом, стадия возбуждения  дела заканчивается составлением протокола  об административном правонарушении либо вынесением постановления о прекращении  дела об административном правонарушении до передачи дела на рассмотрение.

Другая не менее важная стадия производства по делам об административных правонарушениях в сфере налогов  и сборов - стадия рассмотрения дела, ее основная задача в объективном  разрешении дела по существу, выяснении  всех обстоятельств совершенного противоправного  деяния.

Порядок рассмотрения данных дел регулируется нормами, главы 29 Кодекса  РФ об административных правонарушениях. Данная стадия совершается в три  этапа: а) подготовка дела к рассмотрению; б) рассмотрение дела по существу; в) принятие решения и его оглашение.

Производство по делу об административном правонарушении на этой стадии осуществляется как в судебном, так и во внесудебном порядке.

Законодательство предусматривает  возможность вынесения решения  в отсутствие лица, в отношении  которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении. Обязательным условием подобного является соблюдение правила о надлежащем уведомлении лица о месте и  времени рассмотрения дела.

Современная судебная практика не признает извещение лица о времени  и месте рассмотрения дела надлежащим только при наличии факта отправления  повестки по почте при отсутствии сведений о ее получении.

По делам об административных правонарушениях в области налогов  и сборов первоначальное уведомление  о месте и времени рассмотрения материалов дела осуществляется должностным лицом инспекции ФНС России при составлении протокола об административном правонарушении, где предусмотрена соответствующая графа.

В соответствии со ст. 23.1. Кодекса  РФ об административных правонарушениях, дела о правонарушениях в области  налогов и сборов (ст. 15.3.15.9., 15.11. Кодекса  РФ об административных правонарушениях), субъектом которых является физическое лицо, рассматриваются мировыми судьями. К подведомственности судей районных судов отнесены дела о правонарушениях  в области налогов и сборов, если по ним проводилось административное расследование.

НК РФ для организаций  и индивидуальных предпринимателей предусматривает иной порядок рассмотрения дел о правонарушениях законодательства о налогах и сборах (ст. 116 - 129.1, 132 - 135.1 НК РФ).

Налоговые органы в соответствии со ст. 101, 101-1 и 104 НК РФ рассматривают  дело по существу и выносят решение  о привлечении лица к ответственности, а взыскание налоговых санкций, производится только в судебном порядке, если лицо, привлекаемое к ответственности, добровольно не уплатит такую  санкцию или пропустит срок уплаты.

Согласно ст. 104 НК РФ до обращения  в суд налоговый орган обязан предложить налогоплательщику добровольно  уплатить соответствующую сумму  санкции. В соответствии с ч. 2 ст. 213 АПК РФ заявление о взыскании  платежей и санкций подается в  арбитражный суд, если не исполнено  требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке  или пропущен срок, указанный в  таком требовании.

Рассмотрение дела об административном правонарушении состоит из подготовительной части, рассмотрении дела по существу, постановлении по делу об административном правонарушении и оглашении постановления. Эти стадии сопровождаются решением конкретных, специфических задач в соответствии с поставленными определенными целями.

Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении в сфере налогообложения включает в себя определение компетенции  по данному делу, выявление обстоятельств, исключающие возможность рассмотрения данного дела, оценку правильности оформления процессуальных документов, наличие ходатайств. В соответствии со ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях подлежат выяснению  следующие обстоятельства: наличие  или отсутствие события административного  правонарушения; причины и условия  его совершения; лицо, совершившее  правонарушение; его виновность в  совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность; последствия, наступившие  в результате совершения правонарушения, в том числе характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие  производство по делу; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного  разрешения дела.

Считаем необходимым, обратить внимание на то, что судья при  подготовке дела к рассмотрению в  случае выявления недостатков составления  протокола об административном правонарушении в сфере налогов и сборов, а  также при невосполнимой неполноте  представленных на рассмотрение материалов имеет право возвратить все материалы  по делу для устранения имеющихся  недостатков.

Налоговый же Кодекс РФ такой  возможности руководителю налогового органа не представляет, хотя она явно необходима, поскольку позволяет  исправить очевидные недостатки материалов проверки. Это было бы лучше, чем направление материалов по результатам  рассмотрения дела по существу на дополнительную проверку в порядке проведения дополнительных мероприятий налогового контроля.

Из смысла ст. 112 НК РФ при  вынесении решения налоговый  орган не вправе учитывать обстоятельства, смягчающие либо отягчающие ответственность, поскольку эти обстоятельства могут  быть установлены только судом.

Данное положение несколько  конкретизировано в Приказе МНС  РФ от 10 апреля 2000г.1М2АП-3-16/138, который  предписывает налоговым органам  выяснять обстоятельства, отягчающие ответственность. В качестве единственного  такого обстоятельства ст. 112 НК РФ квалифицирует  совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекавшимся к ответственности  за аналогичное правонарушение.

Необходимо, на наш взгляд, наделить налоговые органы правом самостоятельно увеличивать или уменьшать размер налагаемых санкций. Иначе возможно применения наказания, несоразмерного тяжести совершенного правонарушения, а также степени вины правонарушителя, а это противоречит указаниям  Конституционного Суда РФ от 11.03.98 №8-П* и от 15.07.99 №11-П, в соответствии с  которыми санкции штрафного характера  должны отвечать вытекающим из Конституции  требованиям справедливости.

Что касается срока давности привлечения к административной ответственности, то в Кодексе РФ об административных правонарушениях  по делам об административных правонарушениях  в области налогов и сборов срок увеличен до одного года со дня  совершения правонарушения, а при  длящемся правонарушении - со дня обнаружения.

Давностный срок, установленный  НК РФ, равен трем годам и начинает исчисляться со дня совершения правонарушения, а по делам о правонарушениях, предусмотренных ст. 120 и 122 НК РФ - со дня, следующего за окончанием того налогового периода, в котором было совершено  правонарушение.

И налоговый орган, и судья  должны рассматривать такие дела в двухнедельный срок со дня получения  ими всех материалов дела. Но при  производстве в порядке, установленном  НК РФ, лицу предоставляется двухнедельный  срок для представления объяснений или возражений по акту налоговой  проверки, а в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях  дело рассматривается судьей непосредственно  в течение двух недель со дня поступления  всех материалов по делу, но указанный  срок может быть продлен не более  чем на месяц, при необходимости  дополнительного выяснения обстоятельств  по делу, либо в случае поступления  ходатайств от участников производства.

По мнению автора, Кодекс РФ об административных правонарушениях наиболее полно и широко регулирует процессуальную деятельность по делам об административных правонарушениях в области налогов и сборов, необходимо распространение соответствующих положений Кодекса РФ об административных правонарушениях на процессуальные отношения по привлечению лица к ответственности в порядке, установленном НК РФ.

Информация о работе Налоговые правонарушения и ответственность за и совершения