Налоговый контроль за поступлением платежей с индивидуальных предпринимателей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 01:31, дипломная работа

Описание работы

Цель – изучение теоретических основ налогового контроля за поступлением платежей в бюджет индивидуальных предпринимателей в финансовом и правовом аспектах; оценка эффективности контрольной работы на примере ИМНС Московского района г. Минска; определение направлений совершенствования налогового контроля в современных условиях. Методы исследования: сравнительного анализа, экономико-математические, экспертных оценок. Исследования и разработки: дана оценка контрольной работе за поступлениями платежей в бюджет с плательщиков – индивидуальных предпринимателей на примере инспекции Министерства по налогам и сборам по Московскому району г. Минска, проведен анализ состояния налогового контроля, в результате которого выделены основные проблемы, предложены основные пути их решения.

Содержание работы

Введение 4
1. Теоретические основы организации системы налогового контроля 6
1.1 Понятие и принципы налогового контроля, его место в системе финансового контроля 6
1.2 Формы, виды и методы налогового контроля 16
1.3 Методологические аспекты организации контрольной деятельности налоговых органов 23
1.4 Организация налогового контроля индивидуальных предпринимателей в Республике Беларусь 37
2. Особенности орагнизации налогового контроля за деятельностью индивидуальных предпринимателей в Республике Беларусь на примере инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Московскому району г. Минска 48
2.1 Организация налогового контроля за поступлением платежей индивидуальных предпринимателей в бюджет 48
2.2 Анализ контрольной работы с индивидуальных предпринимателями инспекци Министерства по налогам и сборам по Московксому району г. Минска 56
3. Основные проблемы и направления совершенствования организации системы налогового контроля за поступлением платежей с индивидуальных предпинимателей в Республике Беларусь 71
Заключение 86
Список использованных источников 89

Файлы: 1 файл

Диплом Гот.docx

— 228.47 Кб (Скачать файл)

Государственный финансовый контроль представляет собой  один из видов государственного контроля и осуществляется на всех стадиях  финансовой деятельности, то есть в  процессе образования, распределения (перераспределения) и использования  фондов денежных средств.

Эффективный финансовый контроль является неотъемлемым элементом демократического общества и правового государства. Такой  контроль обеспечивает предоставление обществу объективной информации об использовании государственных  финансовых ресурсов, что, в свою очередь, предполагает ответственность государственной  власти за проводимую в стране политику. Он направлен на проверку соблюдения финансового законодательства и  целесообразности деятельности всех государственных  и местных органов власти.

Финансовый  контроль, как правило, рассматривается  в двух аспектах:

      - правовом — то есть как строго регламентированная деятельность специально созданных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов;

      - финансово-экономическом — то есть как неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций.

Оба данных аспекта финансового контроля взаимосвязаны, но различаются целями, методами, субъектами контроля. Если в  первом случае преобладает правовая и количественная сторона контроля, то во втором - внимание акцентируется  на аналитической стороне финансового  контроля.

Вышеназванные экономико-правовые аспекты финансового  контроля позволяют рассматривать  его в широком и узком смысле. В широком смысле государственный  финансовый контроль — это совокупность мер государственного регулирования, обеспечивающих в целях осуществления эффективной финансовой политики экономическую безопасность страны и соблюдение государственных интересов в процессе публичной финансовой деятельности. В узком смысле государственный контроль - это контроль государства в лице компетентных органов за законностью и целесообразностью действий в процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства в целях эффективного социально-экономического развития страны [22, с. 45].

Следовательно, финансовый контроль можно определить как контроль компетентных государственных  органов за законностью, правильностью  и экономической целесообразностью  деятельности участников финансовых отношений  по образованию, распределению и  использованию государственных  денежных средств.

Любая контрольная деятельность в сфере  управления начинается с постановки цели. Главной же целью финансового  контроля признается обеспечение эффективного и целевого использования финансовых ресурсов государства во всех сферах и звеньях экономики.

Достижение  поставленной цели требует реализации определенных задач финансового  контроля, каковыми являются:

      - обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом и внебюджетными фондами всеми субъектами финансовых правоотношений;

    - содействие эффективному и целевому использованию средств централизованных и децентрализованных денежных фондов, а также рациональному расходованию материальных ценностей на предприятиях, в учреждениях и организациях;

    - обеспечение правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности отчетности;

     - выявление резервов роста финансовых ресурсов, прибыли и рентабельности предприятий и организаций всех форм собственности;

      - пресечение и предупреждение правонарушений в финансовой сфере.

Задачи  финансового контроля постоянно  уточняются и видоизменяются вместе с изменением финансового законодательства.

На  основе многолетнего опыта мировое  сообщество разработало и активно  использует основные принципы государственного финансового контроля, к реализации которых на практике должно стремиться каждое государство, а именно:

     - законность (неуклонное и точное соблюдение норм и правил, установленных действующим законодательством, всеми органами, осуществляющими финансовый контроль и их должностными лицами);

      - независимость (органы финансового контроля независимы в части осуществления контрольно-ревизионной деятельности от иных органов государственной власти);

      - объективность (осуществление финансового контроля высококвалифицированными и компетентными специалистами с использованием фактических документальных данных в установленном законодательством порядке, путем применения методов, обеспечивающих получение полной и достоверной информации);

       - ответственность (к правонарушителям финансового законодательства применяются соответствующие меры юридической ответственности);

        - гласность (открытость и доступность для общества, средств массовой информации, граждан сведений о результатах контрольно-ревизионных и экспертно-аналитических мероприятий, проводимых в рамках финансового контроля, за исключением случаев, когда данные сведения являются предметом государственной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны);

      - системность (единство правовых основ контрольно-ревизионной документации и экспертно-аналитической деятельности, осуществляемой в рамках финансового контроля, нормативно закрепленная организация взаимодействия органов, осуществляющих финансовый контроль, нормативно установленная периодичность его осуществления).

Объектом  финансового контроля выступают  не только денежные средства, но и материальные трудовые и иные ресурсы.

Осуществление финансового контроля как важнейшей  функции государства регламентируется нормами финансового права, совокупность которых образует самостоятельную  подотрасль финансового права. Существуют различные мнения относительно ее расположения в системе финансового права [8, с, 212].

Традиционно финансовый контроль определяется как  институт финансового права, который  относят или к общей, или к  особенной части финансового  права. Ряд ученых полагает, что поскольку  финансовый контроль реально осуществляется в конкретных направлениях финансовой деятельности, следует говорить лишь о специфических его видах, осуществляемых различными органами в сфере, например, налогообложения, бюджета, кредитования, страхования и т.д.

Финансовый  контроль включает в себя: контроль за исполнением бюджета Республики Беларусь; местных бюджетов; бюджетов внебюджетных фондов; контроль за состоянием внешнего и внутреннего долга; государственных  резервов.

Объект  финансового контроля не ограничивается проверкой только денежных средств. В конечном итоге он означает контроль за использованием материальных, трудовых, природных и других ресурсов страны, поскольку в современных условиях процесс производства и распределения  опосредствуется денежными отношениями.

Конкретные  формы и методы финансового контроля позволяют обеспечить интересы и  права как государства и его  учреждений, так и всех других экономических  субъектов.

Таким образом, значение финансового контроля выражается в том, что при его  проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, во-вторых, экономическая  обоснованность и эффективность  осуществляемых действий, соответствие их задачам государства.

  В рамках финансового контроля  выделяют такой его вид, как  налоговый контроль. Его существование  обусловлено наличием объективной  категории налогов и налоговых  отношений, которые являются частью  финансовых отношений.

  Налог — это обязательный индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты [23, с. 9].

Очевидно, что государство заинтересовано в обеспечении полного и своевременного поступления налогов в бюджет, а так как данные платежи носят  принудительный характер, то совершенно естественным является желание плательщиков по возможности отдать государству  меньше денежных средств, чем ему  причитается. То есть интересы государства  и налогоплательщиков в рамках налоговых  отношений противоположны. И чтобы  обеспечить надлежащее исполнение плательщиками  своих налоговых обязательств, государство  создает систему налогового контроля.

  Что касается непосредственно  понятия налогового контроля, то  в современной научной литературе  существует множество его трактовок.  Так, для сравнения следует  привести ряд наиболее часто  встречающихся определений, даваемых  этому виду контрольной деятельности  российскими учеными, так и белорусскими.

  Российский экономист  Стасенко подходит к характеристике налогового контроля с двух точек зрения: «Сущность налогового контроля можно рассматривать с двух позиций: во-первых, как функцию или элемент государственного управления экономикой, во-вторых, как особую деятельность по исполнению налогового законодательства. …Эти стороны налогового контроля находятся в неразрывном единстве что позволяет представить налоговый контроль в виде классической кибернетической системы, сочетающих в себе разнообразие статических элементов и их динамическое взаимодействие, непрерывное развитие и совершенствование» [13, с. 33].

Российский  правовед А. В. Брызгалин считает, что «налоговый контроль — это специализированный (только в отношении налогов и сборов) надведомственный (вне рамок ведомств) государственный контроль…» [11, с. 308].

«Налоговый контроль можно определить как установленную законодательством совокупность приемов и способов деятельности компетентных органов, обеспечивающую соблюдение субъектами налогового права налогового законодательства и правильность исчисления, полноту и своевременность внесения налога в бюджет или внебюджетный фонд» [41, с. 33].

Из  вышеприведенных определений налогового контроля можно сделать вывод, что  авторы, раскрывая понятие данного  феномена, сходятся в том, что налоговый  контроль имеет целью обеспечить полноту, своевременность уплаты налогов  и сборов в бюджет, соблюдение налогового законодательства, применение мер ответственности  за эти нарушения. Также следует  обратить внимание на то, что все  авторы отмечают юридический аспект данной контрольной деятельности, подчеркивая, что она регламентируется соответствующими правовыми нормами.

Налоговый контроль — это система мер по контролю за исполнением налогового законодательства, осуществляемая должностными лицами налоговых органов в пределах их полномочий посредством учёта плательщиков(иных обязанных лиц), проверок, опроса плательщиков и других лиц, проверки данных учёта и отчётности, осмотра движимого и недвижимого имущества, помещений и территорий, где могут находиться объекты, подлежащие налогообложению или используемые для извлечения дохода(прибыли), и в других формах, предусмотренных налоговым и иным законодательством [23, с. 71].

Налоговые контрольные действия охватывают всю  систему налогообложения, а также  осуществляются в разрезе отдельных  налогов, налоговых групп, групп  налогоплательщиков, территорий. Налоговый  контроль пронизывает всю экономику, обеспечивая соблюдение правил бухгалтерского учета и отчетности, законодательных  основ налогообложения [26, с. 116].

Появление налогового контроля вызвано объективными причинами. Налогоплательщик, обладая  определенным имуществом на праве собственности  или ином вещном праве, всегда стремится  защитить свой частный имущественный  интерес от налоговых изъятий. При  этом желание налогоплательщика  уменьшить размер налоговых платежей затрагивает имущественный интерес  и другой стороны налоговых отношений —государства. В такой ситуации государство, защищая публичные интересы в налоговых отношениях, вынуждено выработать специальный механизм своего взаимодействия с каждым конкретным налогоплательщиком или обязанным лицом, который бы в конечном итоге обеспечил надлежащее поведение каждого лица по исполнению им обязанности по уплате налогов и сборов и иных обязательств, предусмотренных налоговым законодательством.

Очевидно, что для охраны своих имущественных  интересов в налоговой сфере  государство должно, во-первых, создать  специальный государственный орган  или органы и наделить их соответствующими властными полномочиями по отношению  к лицам, обязанным уплачивать налоги и сборы. Во-вторых, законодательным  путем установить порядок, формы  и методы осуществления деятельности созданных уполномоченных органов, а также виды воздействия данных органов на поведение обязанных  лиц, обеспечивающие в совокупности не только надлежащее поведение налогоплательщиков, но и поступление налоговых платежей в соответствующий бюджет. При  этом государство путем законодательного регулирования системы взаимоотношений  уполномоченных органов и налогоплательщика (а также иных обязанных лиц) должно обеспечить определенный баланс публичного и частного интереса, учитывая конституционные  ограничения на вмешательство в  экономическую деятельность субъекта налоговых правоотношений в условиях рыночной экономики [41, с. 37].

Информация о работе Налоговый контроль за поступлением платежей с индивидуальных предпринимателей