Налоговый контроль за поступлением платежей с индивидуальных предпринимателей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 01:31, дипломная работа

Описание работы

Цель – изучение теоретических основ налогового контроля за поступлением платежей в бюджет индивидуальных предпринимателей в финансовом и правовом аспектах; оценка эффективности контрольной работы на примере ИМНС Московского района г. Минска; определение направлений совершенствования налогового контроля в современных условиях. Методы исследования: сравнительного анализа, экономико-математические, экспертных оценок. Исследования и разработки: дана оценка контрольной работе за поступлениями платежей в бюджет с плательщиков – индивидуальных предпринимателей на примере инспекции Министерства по налогам и сборам по Московскому району г. Минска, проведен анализ состояния налогового контроля, в результате которого выделены основные проблемы, предложены основные пути их решения.

Содержание работы

Введение 4
1. Теоретические основы организации системы налогового контроля 6
1.1 Понятие и принципы налогового контроля, его место в системе финансового контроля 6
1.2 Формы, виды и методы налогового контроля 16
1.3 Методологические аспекты организации контрольной деятельности налоговых органов 23
1.4 Организация налогового контроля индивидуальных предпринимателей в Республике Беларусь 37
2. Особенности орагнизации налогового контроля за деятельностью индивидуальных предпринимателей в Республике Беларусь на примере инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Московскому району г. Минска 48
2.1 Организация налогового контроля за поступлением платежей индивидуальных предпринимателей в бюджет 48
2.2 Анализ контрольной работы с индивидуальных предпринимателями инспекци Министерства по налогам и сборам по Московксому району г. Минска 56
3. Основные проблемы и направления совершенствования организации системы налогового контроля за поступлением платежей с индивидуальных предпинимателей в Республике Беларусь 71
Заключение 86
Список использованных источников 89

Файлы: 1 файл

Диплом Гот.docx

— 228.47 Кб (Скачать файл)

Акт подписывается проверяющими и налогоплательщиком. Один экземпляр акта остается у плательщика.

Таким образом, основной вид контрольного мероприятия в Республике Беларусь в рамках налогового контроля — налоговая проверка.

Естественно, от эффективной работы контролирующих органов напрямую зависят налоговые  поступления в бюджет государства. И в настоящее время в условиях уклонения от налогов со стороны  субъектов хозяйствования и иных плательщиков стоит задача повышения  эффективности системы налогового контроля в республике.

Контрольная служба налоговых органов за 2010 год  документально проверила более  половины предприятий и более  трети предпринимателей от общего количества состоящих на налоговом учете. Нарушения установлены у 71,5 % и 52,2 % соответственно. По результатам проверок доначислено налогов и других обязательных платежей и применено экономических санкций в сумме 63,7 млрд рублей, из них по юридическим лицам – 59,2 млрд рублей., по индивидуальным предпринимателям – 3 млрд рублей. Из общей суммы взыскано 39,3 млрд рублей, или 78,9 % допричисленных сумм [2].

Что касается контрольной работы налоговых  органов в 2011 году, то, по данным МНС, в первом полугодии 2011 года проверено 23 % налогоплательщиков — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, стоящих на налоговом учете. 54 % из них имеют нарушения.

По  результатам проверок доначислено  налогов и применено финансовых санкций на 54,7 млрд рублей, а в бюджет взыскано 29,4 млрд рублей. Это составляет 0,9 % от общего поступления в бюджет, контролируемого налоговыми органами [2]. То есть результативность налогового контроля оставляет желать лучшего.

При этом почти 60 % всех нарушений приходится на субъекты хозяйствования негосударственной формы собственности. Почти 62% от общего числа проверенных предприятий пришлось на негосударственный сектор. Из них 68 % имеют нарушения. А у государственного сектора этот показатель выше – 76 % [2].

Роль  государства в регулировании  предпринимательской деятельности чрезвычайно высока. Она направлена на создание условий наибольшего  благоприятствования развитию малого предпринимательства и достижения за счет этого максимального социально-экономического эффекта, повышению материального  и духовного потенциала общества. Решение указанных вопросов остается в числе ключевых направлений  дальнейшего реформирования экономики  и требует продолжения работы по совершенствованию подходов и  направлений проводимой государством политики в данном секторе экономики, вывода на более высокий уровень  его государственной поддержки.

В настоящее время необходимо искать пути совершенствования организации  налогового контроля в республике, повышения его эффективности. С  этой целью предполагается установить четкие механизмы и процедуры  исполнения налогового обязательства, механизм и формы осуществления  налогового контроля, при изменении (в том числе и при нарушении) сроков исполнения налогового обязательства  определить механизм и формы осуществления  налогового контроля [29, с. 48]. Особую актуальность в данном аспекте имеет введение самостоятельной отрасли законодательства — налогового права, в рамках которого были бы четко оговорены вопросы налогового контроля.

 

 

 

 

2. Особенности организации налогового контроля за деятельностью индивидуальных предпринимателей в Республике Беларусь на примере инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Московскому району г. Минска

2.1 Организация налогового контроля за поступлением платежей индивидуальных предпринимателей в бюджет

 

Инспекция Министерства Налогов и Сборов Республики Беларусь по Московскому району города Минска (далее ИМНС РБ по Московскому району г.Минска) является органом государственного управления, входящим в структуру МНС и подчиняется ИМНС РБ по г. Минску.

ИМНС  РБ по Московскому  району является юридическим лицом, имеет печать, бланки с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим  наименованием, счет в банке. Финансирование расходов на содержание ИМНС осуществляется за счет средств республиканского бюджета [2].

ИМНС  РБ по Московскому району г. Минска возглавляет начальник, назначаемый  на должность и освобождаемый  от должности Министром по налогам  и сборам Республики Беларусь. Начальник  ИМНС РБ по Московскому району г. Минска имеет заместителей, назначаемых  на должность и освобождаемых  от должности начальником ИМНС РБ по Московскому району г. Минска по согласованию с ИМНС РБ по г. Минску.

ИМНС  РБ по Московскому району города Минска структурно состоит из следующих  структурных подразделений:

  1. Руководство
  2. Управления и самостоятельные отделы

Начальник ИМНС РБ по Московскому району г. Минска:

         -руководит деятельностью инспекции, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на инспекцию задач и функций;

       - информирует ИМНС РБ по г. Минску об основных направлениях и результатах деятельности ИМНС РБ по Московскому району г. Минска;

       - распределяет обязанности между своими заместителями;

       - утверждает положения о структурных подразделениях ИМНС РБ по Московскому району г. Минска;

     - назначает на должность и освобождает от должности работников ИМНС, утверждает их должностные инструкции;

     - издает в пределах своей компетенции приказы, распоряжения, дает указания, обязательные для исполнения работников инспекции;

     - привлекает в соответствии с законодательством должностных лиц ИМНС РБ по Московскому району г. Минска к дисциплинарной ответственности за допущенные нарушения;

        - осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.

Рассмотрим  структуру и основные задачи управлений и самостоятельных отделов.

В структуру Управления  учета и  контроля за поступлением платежей входят:

1) начальник управления

2) отдел учета и камеральных проверок организаций;

3) информационно - аналитический отдел;

4) отдел контроля за поступлением платежей;

5) отдел по взысканию платежей и работе с конфискованным имуществом, сектор по работе с конфискованным имуществом.

Работники инспекции работают на основании прав и обязанностей, установленных действующим законодательством  и обязанностей возложенных занимаемой ими должностью. Начальник ИМНС РБ утверждает должностные инструкции всех работников инспекции.

Начальники отделов в  свою очередь производят распределение  обязанностей внутри отделов.

Одними  из важнейших функций инспекции  являются:

        - контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов в бюджет, а также взыскание не внесенных в установленные сроки налогов в бюджет;

      - контроль за соблюдением порядка декларирования физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств;

      - контроль за соблюдением установленного порядка приема наличных денежных средств при реализации продукции (работ, услуг) [2].

Кроме этого, необходимо отметить, что в  структуру ИМНС Республики Беларусь Московского района г. Минска входят и ряд других отделов, которые  способствуют более эффективно организовать контрольную деятельность инспекции. Например, административно-хозяйственный  отдел, задачами которого являются создание необходимых условий для эффективной  работы отделов инспекции, осуществление  материально-технического обеспечения, обеспечение надлежащего состояния  служебных помещений в соответствии с правилами и нормами санитарной и пожарной безопасности.

В структуру инспекции входит отдел  консультаций, который создан в помощь налогоплательщикам. Данный отдел проводит консультационную работу с налогоплательщиками  по разъяснению порядка применения законодательства по налогам, сборам и  другим платежам в бюджет, проводит семинары-совещания с налогоплательщиками  по вопросам правильности применения налогового законодательства и оказывает  некоторую другую помощь в пределах своей компетенции.

Должностные инструкции работников инспекции составлены в соответствии с правилами морально-этического поведения должностных лиц государственных  налоговых органов РБ, утвержденных Постановлением коллегии ГНК РБ 23.04.1999 года № 4, инструкцией о порядке организации и проведения проверок налоговыми органами, утвержденной Постановлением МНС Республики Беларусь от 29.12.2003 №124 (с изменениями и дополнениями) (в редакции от 04.09.2007), и содержат следующие требования и принципы:

        -приоритетность государственных интересов над соображением личностной или корпоративной заинтересованности;

      - приверженность высшим нравственным ценностям и нормам;

    - неуклонное соблюдение норм профессиональной этики, защита и сохранение высокого морального авторитета налоговых органов РБ;

       - личная ответственность за выполненную работу;

    - доброжелательность, внимательное отношение к проблемам налогоплательщиков [2].

Основные  задачи, функции, права и обязанности, порядок деятельности инспекции  МНС и ее должностных лиц определяются Общей частью Налогового кодекса  Республики Беларусь, иными актами законодательства, Положением об инспекции.

        В  структуре ИМНС по Московскому  району  г. Минска камеральные проверки осуществляет отдел учета и камеральных проверок индивидуальных предпринимателей. Специалисты этого отдела проводят проверку:

     - наличия установленной формы налоговых деклараций (расчетов) и всех необходимых реквизитов;

      - своевременности предоставления налоговых деклараций (расчетов);

      - арифметическую проверку;

      - полноты и своевременности поступления налогов в бюджет.

         Основная цель камеральной проверки — установление правильности и полноты исчисления налога, путем сравнения данных плательщика с данными, имеющимися у налоговой инспекции.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и других документов, представленных плательщиком (иным обязанным лицом) и связанных с налогообложением, а также документов о деятельности плательщика (иного обязанного лица), имеющихся у налогового органа.

В ходе камеральной налоговой  проверки устанавливаются правильность исчисления плательщиком (иным обязанным  лицом) налогов, обоснованность применения льгот, своевременность перечисления удержанных налогов в бюджет, соблюдение плательщиками (иными обязанными лицами) установленного порядка формирования уставного фонда, а также соответствие стоимости чистых активов плательщика (иного обязанного лица) установленному в учредительных документах размеру  уставного фонда.

При проведении камеральной  налоговой проверки налоговый орган  вправе истребовать у плательщика (иного обязанного лица) дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, сборов (пошлин).

Камеральная налоговая проверка проводится без выдачи предписания  на ее проведение. В случае установления фактов нарушения налогового законодательства результаты камеральной проверки оформляются  актом проверки. Порядок вручения актов камеральных проверок, их регистрации  и учета, вынесения по ним решений  и их обжалования производится аналогичным  образом, как и при выездной проверке.

При отсутствии нарушений  налогового законодательства должностным  лицом налогового органа данные из налоговой декларации (расчета) заносятся  в компьютерную базу данных без составления  справки проверки и на представленных плательщиком (иным обязанным лицом) налоговых декларациях (расчетах) этим лицом собственноручно учиняется  запись: "Проверено" и ставится личная подпись, после чего декларации приобщаются к делу плательщика.

Не требуется оформления акта камеральной проверки при взыскании  с плательщика (иного обязанного лица) пени за несвоевременное исполнение налогового обязательства.

Далее делается отметка в  налоговой декларации о том, что  она камерально проверена и подшивается  в дело плательщика.

При наличии нарушений  к плательщику применяется административная ответственность в соответствии с нормами Кодекса Республики Беларусь «Об административных правонарушениях» от 21.04.2003 г. № 194-З с изменениями  и дополнениями.

Выездная налоговая проверка проводится по месту нахождения плательщика (иного обязанного лица) (либо в помещении  Инспекции Министерства по налогам  и сборам в случаях предусмотренных  Инструкцией от 29.12.2003 №124) путем  изучения полноты и правильности отражения в бухгалтерском учете  плательщиком операций, оказывающих  прямое или косвенное влияние  на суммы налогов, с последующим  сравнением определенных в ходе проверки фактических размеров сумм налогов  с отраженными плательщиком в  налоговых декларациях (расчетах) и  других документах, связанных с исчислением  налоговых, представлявшихся налоговому органу в течении периода , подвергающегося  проверке.

Информация о работе Налоговый контроль за поступлением платежей с индивидуальных предпринимателей