Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 01:31, дипломная работа
Цель – изучение теоретических основ налогового контроля за поступлением платежей в бюджет индивидуальных предпринимателей в финансовом и правовом аспектах; оценка эффективности контрольной работы на примере ИМНС Московского района г. Минска; определение направлений совершенствования налогового контроля в современных условиях. Методы исследования: сравнительного анализа, экономико-математические, экспертных оценок. Исследования и разработки: дана оценка контрольной работе за поступлениями платежей в бюджет с плательщиков – индивидуальных предпринимателей на примере инспекции Министерства по налогам и сборам по Московскому району г. Минска, проведен анализ состояния налогового контроля, в результате которого выделены основные проблемы, предложены основные пути их решения.
Введение 4
1. Теоретические основы организации системы налогового контроля 6
1.1 Понятие и принципы налогового контроля, его место в системе финансового контроля 6
1.2 Формы, виды и методы налогового контроля 16
1.3 Методологические аспекты организации контрольной деятельности налоговых органов 23
1.4 Организация налогового контроля индивидуальных предпринимателей в Республике Беларусь 37
2. Особенности орагнизации налогового контроля за деятельностью индивидуальных предпринимателей в Республике Беларусь на примере инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Московскому району г. Минска 48
2.1 Организация налогового контроля за поступлением платежей индивидуальных предпринимателей в бюджет 48
2.2 Анализ контрольной работы с индивидуальных предпринимателями инспекци Министерства по налогам и сборам по Московксому району г. Минска 56
3. Основные проблемы и направления совершенствования организации системы налогового контроля за поступлением платежей с индивидуальных предпинимателей в Республике Беларусь 71
Заключение 86
Список использованных источников 89
Акт подписывается проверяющими и налогоплательщиком. Один экземпляр акта остается у плательщика.
Таким образом, основной вид контрольного мероприятия в Республике Беларусь в рамках налогового контроля — налоговая проверка.
Естественно,
от эффективной работы контролирующих
органов напрямую зависят налоговые
поступления в бюджет государства.
И в настоящее время в условиях
уклонения от налогов со стороны
субъектов хозяйствования и иных
плательщиков стоит задача повышения
эффективности системы
Контрольная служба налоговых органов за 2010 год документально проверила более половины предприятий и более трети предпринимателей от общего количества состоящих на налоговом учете. Нарушения установлены у 71,5 % и 52,2 % соответственно. По результатам проверок доначислено налогов и других обязательных платежей и применено экономических санкций в сумме 63,7 млрд рублей, из них по юридическим лицам – 59,2 млрд рублей., по индивидуальным предпринимателям – 3 млрд рублей. Из общей суммы взыскано 39,3 млрд рублей, или 78,9 % допричисленных сумм [2].
Что касается контрольной работы налоговых органов в 2011 году, то, по данным МНС, в первом полугодии 2011 года проверено 23 % налогоплательщиков — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, стоящих на налоговом учете. 54 % из них имеют нарушения.
По результатам проверок доначислено налогов и применено финансовых санкций на 54,7 млрд рублей, а в бюджет взыскано 29,4 млрд рублей. Это составляет 0,9 % от общего поступления в бюджет, контролируемого налоговыми органами [2]. То есть результативность налогового контроля оставляет желать лучшего.
При этом почти 60 % всех нарушений приходится на субъекты хозяйствования негосударственной формы собственности. Почти 62% от общего числа проверенных предприятий пришлось на негосударственный сектор. Из них 68 % имеют нарушения. А у государственного сектора этот показатель выше – 76 % [2].
Роль
государства в регулировании
предпринимательской
В
настоящее время необходимо искать
пути совершенствования организации
налогового контроля в республике,
повышения его эффективности. С
этой целью предполагается установить
четкие механизмы и процедуры
исполнения налогового обязательства,
механизм и формы осуществления
налогового контроля, при изменении
(в том числе и при нарушении)
сроков исполнения налогового обязательства
определить механизм и формы осуществления
налогового контроля [29, с. 48]. Особую актуальность
в данном аспекте имеет введение
самостоятельной отрасли
2. Особенности организации налогового контроля за деятельностью индивидуальных предпринимателей в Республике Беларусь на примере инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Московскому району г. Минска
Инспекция Министерства Налогов и Сборов Республики Беларусь по Московскому району города Минска (далее ИМНС РБ по Московскому району г.Минска) является органом государственного управления, входящим в структуру МНС и подчиняется ИМНС РБ по г. Минску.
ИМНС РБ по Московскому району является юридическим лицом, имеет печать, бланки с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием, счет в банке. Финансирование расходов на содержание ИМНС осуществляется за счет средств республиканского бюджета [2].
ИМНС РБ по Московскому району г. Минска возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Министром по налогам и сборам Республики Беларусь. Начальник ИМНС РБ по Московскому району г. Минска имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности начальником ИМНС РБ по Московскому району г. Минска по согласованию с ИМНС РБ по г. Минску.
ИМНС РБ по Московскому району города Минска структурно состоит из следующих структурных подразделений:
Начальник ИМНС РБ по Московскому району г. Минска:
-руководит деятельностью инспекции, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на инспекцию задач и функций;
- информирует ИМНС РБ по г. Минску об основных направлениях и результатах деятельности ИМНС РБ по Московскому району г. Минска;
- распределяет обязанности между своими заместителями;
- утверждает положения о структурных подразделениях ИМНС РБ по Московскому району г. Минска;
- назначает на должность и освобождает от должности работников ИМНС, утверждает их должностные инструкции;
- издает в пределах своей компетенции приказы, распоряжения, дает указания, обязательные для исполнения работников инспекции;
- привлекает в соответствии с законодательством должностных лиц ИМНС РБ по Московскому району г. Минска к дисциплинарной ответственности за допущенные нарушения;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.
Рассмотрим структуру и основные задачи управлений и самостоятельных отделов.
В структуру Управления учета и контроля за поступлением платежей входят:
1) начальник управления
2) отдел учета и камеральных проверок организаций;
3) информационно - аналитический отдел;
4) отдел контроля за поступлением платежей;
5) отдел по взысканию платежей и работе с конфискованным имуществом, сектор по работе с конфискованным имуществом.
Работники инспекции работают
на основании прав и обязанностей,
установленных действующим
Начальники отделов в свою очередь производят распределение обязанностей внутри отделов.
Одними из важнейших функций инспекции являются:
- контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов в бюджет, а также взыскание не внесенных в установленные сроки налогов в бюджет;
- контроль за соблюдением порядка декларирования физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств;
- контроль за соблюдением установленного порядка приема наличных денежных средств при реализации продукции (работ, услуг) [2].
Кроме
этого, необходимо отметить, что в
структуру ИМНС Республики Беларусь
Московского района г. Минска входят
и ряд других отделов, которые
способствуют более эффективно организовать
контрольную деятельность инспекции.
Например, административно-хозяйственный
отдел, задачами которого являются создание
необходимых условий для
В
структуру инспекции входит отдел
консультаций, который создан в помощь
налогоплательщикам. Данный отдел проводит
консультационную работу с налогоплательщиками
по разъяснению порядка применения
законодательства по налогам, сборам и
другим платежам в бюджет, проводит
семинары-совещания с
Должностные
инструкции работников инспекции составлены
в соответствии с правилами морально-
-приоритетность государственных интересов над соображением личностной или корпоративной заинтересованности;
- приверженность высшим нравственным ценностям и нормам;
- неуклонное соблюдение норм профессиональной этики, защита и сохранение высокого морального авторитета налоговых органов РБ;
- личная ответственность за выполненную работу;
- доброжелательность, внимательное отношение к проблемам налогоплательщиков [2].
Основные задачи, функции, права и обязанности, порядок деятельности инспекции МНС и ее должностных лиц определяются Общей частью Налогового кодекса Республики Беларусь, иными актами законодательства, Положением об инспекции.
В структуре ИМНС по Московскому району г. Минска камеральные проверки осуществляет отдел учета и камеральных проверок индивидуальных предпринимателей. Специалисты этого отдела проводят проверку:
- наличия установленной формы налоговых деклараций (расчетов) и всех необходимых реквизитов;
- своевременности предоставления налоговых деклараций (расчетов);
- арифметическую проверку;
- полноты и своевременности поступления налогов в бюджет.
Основная цель камеральной проверки — установление правильности и полноты исчисления налога, путем сравнения данных плательщика с данными, имеющимися у налоговой инспекции.
Камеральная налоговая проверка
проводится по месту нахождения налогового
органа на основе налоговых деклараций
(расчетов) и других документов, представленных
плательщиком (иным обязанным лицом)
и связанных с
В ходе камеральной налоговой проверки устанавливаются правильность исчисления плательщиком (иным обязанным лицом) налогов, обоснованность применения льгот, своевременность перечисления удержанных налогов в бюджет, соблюдение плательщиками (иными обязанными лицами) установленного порядка формирования уставного фонда, а также соответствие стоимости чистых активов плательщика (иного обязанного лица) установленному в учредительных документах размеру уставного фонда.
При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе истребовать у плательщика (иного обязанного лица) дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, сборов (пошлин).
Камеральная налоговая проверка проводится без выдачи предписания на ее проведение. В случае установления фактов нарушения налогового законодательства результаты камеральной проверки оформляются актом проверки. Порядок вручения актов камеральных проверок, их регистрации и учета, вынесения по ним решений и их обжалования производится аналогичным образом, как и при выездной проверке.
При отсутствии нарушений
налогового законодательства должностным
лицом налогового органа данные из
налоговой декларации (расчета) заносятся
в компьютерную базу данных без составления
справки проверки и на представленных
плательщиком (иным обязанным лицом)
налоговых декларациях (расчетах) этим
лицом собственноручно
Не требуется оформления акта камеральной проверки при взыскании с плательщика (иного обязанного лица) пени за несвоевременное исполнение налогового обязательства.
Далее делается отметка в налоговой декларации о том, что она камерально проверена и подшивается в дело плательщика.
При наличии нарушений
к плательщику применяется
Выездная налоговая проверка
проводится по месту нахождения плательщика
(иного обязанного лица) (либо в помещении
Инспекции Министерства по налогам
и сборам в случаях предусмотренных
Инструкцией от 29.12.2003 №124) путем
изучения полноты и правильности
отражения в бухгалтерском
Информация о работе Налоговый контроль за поступлением платежей с индивидуальных предпринимателей