Налоговый контроль за поступлением платежей с индивидуальных предпринимателей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 01:31, дипломная работа

Описание работы

Цель – изучение теоретических основ налогового контроля за поступлением платежей в бюджет индивидуальных предпринимателей в финансовом и правовом аспектах; оценка эффективности контрольной работы на примере ИМНС Московского района г. Минска; определение направлений совершенствования налогового контроля в современных условиях. Методы исследования: сравнительного анализа, экономико-математические, экспертных оценок. Исследования и разработки: дана оценка контрольной работе за поступлениями платежей в бюджет с плательщиков – индивидуальных предпринимателей на примере инспекции Министерства по налогам и сборам по Московскому району г. Минска, проведен анализ состояния налогового контроля, в результате которого выделены основные проблемы, предложены основные пути их решения.

Содержание работы

Введение 4
1. Теоретические основы организации системы налогового контроля 6
1.1 Понятие и принципы налогового контроля, его место в системе финансового контроля 6
1.2 Формы, виды и методы налогового контроля 16
1.3 Методологические аспекты организации контрольной деятельности налоговых органов 23
1.4 Организация налогового контроля индивидуальных предпринимателей в Республике Беларусь 37
2. Особенности орагнизации налогового контроля за деятельностью индивидуальных предпринимателей в Республике Беларусь на примере инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Московскому району г. Минска 48
2.1 Организация налогового контроля за поступлением платежей индивидуальных предпринимателей в бюджет 48
2.2 Анализ контрольной работы с индивидуальных предпринимателями инспекци Министерства по налогам и сборам по Московксому району г. Минска 56
3. Основные проблемы и направления совершенствования организации системы налогового контроля за поступлением платежей с индивидуальных предпинимателей в Республике Беларусь 71
Заключение 86
Список использованных источников 89

Файлы: 1 файл

Диплом Гот.docx

— 228.47 Кб (Скачать файл)

      - ставить вопросы о привлечении виновных к ответственности и возмещении ущерба;

       - передавать материалы проверки в судебные органы [36, с. 127].

Вышеперечисленные права являются общими для всех контролирующих органов. Кроме них органы, осуществляющие налоговый контроль, могут обладать и некоторыми специфическими правами, присущими только им. Так, например, налоговые органы имеют право  приостанавливать полностью или  частично операции предприятий и  граждан по их счетам и вкладам  в банках, право в бесспорном порядке  взыскивать платежи, недоимки, финансовые санкции. Также в целях усиления налогового контроля и повышения  ответственности налогоплательщиков Комитет госконтроля имеет право  налагать достаточно большие штрафы на руководителей и главных бухгалтеров  в случаях уничтожения бухгалтерских  и других документов в нарушение  установленных сроков.

Кроме прав, у органов, осуществляющих налоговый  контроль, естественно, имеются и  определенные обязанности. Специалисты  соответствующих органов обязаны:

       - соблюдать Конституцию Республики Беларусь, налоговое, бюджетное, финансовое законодательство, иные нормативные акты, действующие на территории Республики Беларусь;

        - не допускать противоправных действий при проведении контрольных мероприятий;

       - сохранять установленную законодательством коммерческую тайну, тайну вкладов, переписки, а также соблюдать правила хранения информации.        

Использовать  сведения о налогоплательщиках в  служебных целях;

        - знакомить руководителя и главного бухгалтера проверяемого объекта с результатами произведенной проверки. Давать в случае необходимости официальные разъяснения по акту проверки;

          -требовать устранения выявленных нарушений налогового законодательства и контролировать его выполнение [16].

Опять же, это общие обязанности для  всех контролирующих органов, но также  есть и специфические. Например, налоговые  органы, контролируя полноту перечисления налогов в бюджет, обязаны обеспечить полный и своевременный учет субъектов  хозяйствования, иных юридических лиц, граждан в реестре налогоплательщиков.

Законодательно  закрепленные полномочия органов, осуществляющих налоговый контроль, создают условия, гарантирующие возможность проведения контрольных мероприятий, соблюдения при этом прав и проверяющих, и  проверяемых.

Контроль  за соблюдение законодательства о налогах, других обязательных платежах в бюджет и внебюджетные фонды и о предпринимательстве  налоговые и другие уполномоченные органы в Республике Беларусь осуществляют посредством проведения проверок.

ИМНС  по районам и ИМНС по районам в  городах проводят проверки налогоплательщиков, состоящих на налоговом учете в данных инспекциях. ИМНС по городам уполномочены проводить проверки субъектов предпринимательской деятельности, состоящих на налоговом учете в городской инспекции и ИМНС по районам данного города. ИМНС по областям обладают правом проведения проверок всех субъектов предпринимательской деятельности, расположенных на территории области [16].

В соответствии с данным нормативным  документом, в ходе проведения налоговых  проверок соответствующие органы должны решать ряд задач:

1) проверка соблюдения  субъектами  предпринимательской деятельности,  обязанными  в соответствии с законодательством Республики Беларусь исчислять и уплачивать  налоги,  сборы и другие обязательные платежи в бюджет, целевые бюджетные и бюджетные и внебюджетные фонды,  законодательства о налогах и предпринимательстве;

2) проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налогов;

3) осуществление контроля  за  полнотой  и своевременностью поступления в доход бюджета денежных средств от реализации имущества, обращенного в доход государства;

4.)выявление,  пресечение и предотвращение правонарушений в сфере законодательства о налогах и предпринимательстве и привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушениях;

5) установление причин и условий, способствующих совершению нарушений законодательства о налогах и предпринимательстве, выявление неиспользуемых резервов повышения эффективности экономической деятельности налогоплательщика в целях увеличения поступления налогов в бюджет,  совершенствования налогового законодательства и организации работы государственных налоговых органов;

6)  принятие  мер по  обеспечению поступления в бюджет допричисленных в ходе проверок налогов, примененных к плательщику экономических санкций и наложенных на физических лиц административных штрафов;

7) осуществление контроля за другими вопросами финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, контроль за которыми возложен на налоговые органы в соответствии с законодательными и другими нормативными правовыми актами, в пределах компетенции налоговых органов [16].

Основной формой налогового контроля  в Республике Беларусь является налоговая проверка. Камеральная налоговая проверка проводится налоговым органом по месту своего нахождения на основе данных налоговых деклараций, расчетов, бухгалтерской отчетности и пояснительных записок к ней, других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, представленных налогоплательщиком, а также объяснений, представленных налогоплательщиком или его представителями, и имеющихся у налогового органа документов и сведений. Камеральная налоговая проверка проводится без выдачи предписания на ее проведение, а также без уведомления налогоплательщика о начале ее проведения [16].

По  результатам камеральной проверки при нарушении действующего законодательства  составляется акт камеральной проверки с указанием нарушенной статьи закона и суммы финансовой санкции. Этот акт рассматривают в течение 5 дней, а затем по нему выносят  решение. Решение составляется в 3-х  экземплярах на специальных бланках. Величина санкций составляет 10 % от суммы за несвоевременно представленные отчеты и несвоевременную уплату налогов [24]. Большинство налогов должно быть уплачено до 22 числа месяца, следующего за отчетным, кроме налога на землю. Этот налог уплачивается до 20 числа каждого месяца. Не требуется оформления акта камеральной проверки при взыскании пени за несвоевременную уплату налогов.

Выездная  налоговая проверка проводится по месту  нахождения налогоплательщика путем  изучения полноты и правильности отражения в бухгалтерском учете  налогоплательщиком операций, оказывающих  прямое или косвенное влияние  на размеры объектов налогообложения, с последующим сравнением выведенных в ходе проверки фактических  размеров  объектов  налогообложения  с  отраженными плательщиком в расчетах по налогам (бухгалтерским отчетам, балансам, декларациям), представлявшихся налоговому органу в течение периода, подвергающегося проверке.

Выездная  налоговая проверка (кроме встречной  проверки, либо выездной налоговой  проверки, проводимой по назначению вышестоящего налогового органа или по постановлению  правоохранительного органа) проводится должностными лицами ИМНС, на учете  в которой состоит налогоплательщик, и (или) должностными лицами МНС, ИМНС по областям (г. Минску), ИМНС по городам, имеющим  районное деление.

Выездная  налоговая проверка может быть плановой или внеплановой. Осуществляется она  по мере необходимости. Практически  до 1998 года налоговые органы своей деятельности руководствовались нормативным документами, в соответствии с которыми ежегодному охвату налоговыми проверками  подлежало не менее 50 % плательщиков от общего числа состоящих на налоговом учете, проверки должны были проводиться не реже раза в два года. Ежегодный рост числа налогоплательщиков и невозможность пропорционального роста численности работников налоговых органов приводили к невыполнению вышеназванных требований и стремлению к количественному выполнению в ущерб качеству проверок. Поэтому был утвержден Порядок перехода на систему выборочного метода проверок финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, согласно которому налоговые органы республики с 1 октября 1997 года перешли на систему выборочных проверок [36, с. 121].

Естественно, в такой ситуации возникает проблема выбора субъекта налогового контроля на основе проведения предварительного анализа состояния налогоплательщиков по имеющимся в налоговых органах  сведениям, документам. Последующему налоговому контролю в обязательном порядке подлежат те налогоплательщики, которые по имеющимся данным, в том числе и сообщениям граждан, преднамеренно уклоняются от уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, допускают нарушения налогового законодательства, выявляемые при камеральных проверках. При этом используется информация о налогоплательщиках, подлежащих первоочередной проверке по результатам проверки правильности исчисления налогооблагаемых показателей.

Ранее плановая выездная налоговая проверка проводилась на основе ежемесячных  или квартальных графиков проверок, утвержденных приказом или распоряжением  начальника (заместителя начальника) ИМНС. Теперь графики проверок полугодовые. Плановая документальная проверка проводится на основании графика проверок, утверждаемого руководителем налогового органа в срок не позднее 40 календарных дней до начала следующего полугодия [44, с. 51]. Основанием для проведения плановой проверки являются результаты анализа налоговых расчетов налогоплательщика, а также иные сведения, собираемые и накапливаемые налоговыми  органами  в порядке,  устанавливаемом Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь.

Графики проверок не являются документами для  служебного пользования и могут  быть доступными для ознакомления налогоплательщиками. Налоговые органы извещают налогоплательщика  о включении в график проверки не позднее месяца до  даты намечаемой плановой выездной налоговой проверки [16].

При обращении налогоплательщика или  его представителей и при наличии  у плательщика уважительных причин (отсутствие по болезни или находящихся  в очередном отпуске ответственного должностного лица, нахождение ответственного должностного лица в командировке, проведении проверки аудиторской организацией и др.) плановая выездная  налоговая  проверка может быть перенесена руководителем (его заместителем) инспекции ИМНС на более поздний период.

Плановые  выездные налоговые проверки одного и того же налогоплательщика проводятся не более одного раза в год. Изменения  в Положении предусматривают, что  плановая выездная налоговая проверка проводится один раз в три года при одновременном наличии трех условий:

       - соответствия  удельного веса общей суммы уплаченных налогов по отношению к полученной выручке средней налоговой нагрузке, сложившейся в отчетном году по конкретному виду экономической деятельности;

      - отсутствие задолженности по начисленным налоговым платежам;

     - наличие до 1 июля безусловно положительного аудиторского заключения достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за предыдущий год [44, с. 52].

Внеплановая выездная налоговая проверка проводится по поручению Президента Республики Беларусь, Совета по координации контрольной  деятельности в Республике Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Государственного секретариата Совета безопасности Республики    Беларусь,    Комитета    государственного    контроля, правоохранительных,  судебных  и  иных  уполномоченных  на  то государственных органов, а в исключительных случаях — по поручению руководителя ИМНС. Внеплановая выездная налоговая проверка проводится на основании письменного приказа (распоряжения) руководителя (его заместителя) ИМНС.

Перед началом проверки проводится тщательная подготовительная работа, в ходе которой  анализируются имеющиеся у ИМНС данные о налогоплательщике, и на основании такого анализа разрабатывается  программа проверки, предусматривающая  перечень вопросов, подлежащих проверке, а также период, подлежащий проверке.

На  проведение выездной налоговой проверки выдается предписание в письменной форме, содержащее ряд реквизитов, в  том числе наименование налогового органа, наименование, адрес, УНН проверяемой  стороны; фамилия, имя, отчество. должность  контролеров, цель и сроки выездной проверки. Предписание заверяется подписью руководителя и печатью ИМНС. Срок проверки обычно не должен превышать 30 календарных дней. В отдельных  случаях он может быть продлен [38, с. 78].

В ходе проведения проверки выясняются вопросы, зафиксированные в программе  проверки, а также все иные аспекты  финансово-хозяйственной деятельности, существенные для принятия обоснованного  решения.

По  результатам выездной налоговой  проверки составляется акт. Ответственность  за достоверность данных, содержащихся в акте, несут проверяющие. В изложении  акта должны быть соблюдены объективность, ясность и точность описания выявленных фактов. Не допускается включение  в акт проверки различного рода не  подтвержденных документами предположений  и данных о деятельности проверяемого субъекта. В необходимых случаях  для подтверждения изложенных в  акте фактов к нему прилагаются копии  или выписки из документов (счетов, ведомостей, ордеров, банковских поручений, чеков, нарядов, актов, приказов, писем и тому подобное), а также справки и расчеты, составленные на основании проверенных документов.

Информация о работе Налоговый контроль за поступлением платежей с индивидуальных предпринимателей