Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 23:42, курсовая работа
Актуальность вопроса налогообложения прибыли банков не вызывает сомнения. Эта тема логично вписывается в общероссийскую дискуссию о проблемах совершенствования налоговой политики в России, разработки и принятия Налогового кодекса и, наконец, формирования национальной налоговой системы. Не случайно в специальной литературе последних лет прослеживается четкая идея: налоговая реформа в России без опоры на банки не возможна, как и интеграция страны в мировое хозяйство.
Банк, понесший убыток (убытки) в предыдущем налоговом периоде или в предыдущих налоговых периодах, вправе уменьшить налоговую базу текущего налогового периода на всю сумму полученного им убытка или на часть этой суммы (перенести убыток на будущее). При этом банк вправе осуществлять перенос убытка на будущее в течение десяти лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток.
Если банк понес убытки более чем в одном налоговом периоде, перенос таких убытков на будущее производится в той очередности, в которой они понесены.
Банк обязан хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка в течение всего срока, когда он уменьшает налоговую базу текущего налогового периода на суммы ранее полученных убытков.
Банк, не являющийся профессиональным участником рынка ценных бумаг и получивший убыток (убытки) от операций с ценными бумагами в предыдущем налоговом периоде или в предыдущие налоговые периоды, также вправе уменьшить налоговую базу, полученную по операциям с ценными бумагами в отчетном (налоговом) периоде (перенести указанные убытки на будущее).
При этом убытки от операций с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, полученные в предыдущем налоговом периоде (предыдущих налоговых периодах), могут быть отнесены на уменьшение налоговой базы от операций с такими ценными бумагами, определенной в отчетном (налоговом) периоде.
При этом убытки от операций с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, полученные в предыдущем налоговом периоде (предыдущих налоговых периодах), могут быть отнесены на уменьшение налоговой базы от операций по реализации данной категории ценных бумаг.
В течение налогового периода перенос на будущее убытков, понесенных в соответствующем отчетном периоде от операций с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, и ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, осуществляется раздельно по указанным категориям ценных бумаг соответственно в пределах прибыли, полученной от операций с такими ценными бумагами.
Доходы, полученные от операций с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, не могут быть уменьшены на расходы либо убытки от операций с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг.
Доходы, полученные от операций с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, не могут быть уменьшены на расходы либо убытки от операций с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг.
Банки, осуществляющие дилерскую деятельность на рынке ценных бумаг (т. е. являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг), формируют налоговую базу и определяют сумму убытка, подлежащего переносу на будущее с учетом всех доходов (расходов) и суммы убытка, которые получены от осуществления предпринимательской деятельности.
- В течение налогового периода перенос на будущее убытков, полученных банками, являющимися профессиональными участниками рынка ценных бумаг, в соответствующем отчетном периоде текущего налогового периода, может быть осуществлен в пределах общей суммы прибыли, полученной от осуществления предпринимательской деятельности[2, с. 58-59].
2.6. Порядок исчисления и сроки уплаты налога
Налог определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Налоговым периодом является календарный год.
Банк вправе выбрать один из двух порядков уплаты налога на прибыль и авансовых платежей.
В первом случае банк признает отчетными периодами по налогу первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
По итогам каждого отчетного (налогового) периода банк исчисляют сумму авансового платежа, исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода.
Если рассчитанная таким образом сумма ежемесячного авансового платежа отрицательна или равна нулю, указанные платежи в соответствующем квартале не осуществляются.
Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.
Ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода, уплачиваются в срок не позднее 28-го числа каждого месяца этого отчетного периода.
Банки, исчисляющие ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли, уплачивают авансовые платежи не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление налога.
По итогам отчетного (налогового) периода суммы ежемесячных авансовых платежей, уплаченных в течение отчетного (налогового) периода, засчитываются при уплате авансовых платежей по итогам отчетного периода. Авансовые платежи по итогам отчетного периода засчитываются в счет уплаты налога по итогам следующего отчетного (налогового) периода.
Банк независимо от наличия обязанности по уплате налога и авансовых платежей по налогу обязан по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы налоговые декларации по налогу на прибыль организаций.
Налоговая декларация по итогам налогового периода представляется банком не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
- Налоговая декларация по итогам отчетного периода представляется банком не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода[1].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе была исследована особенности налогообложения банков налогом на прибыль. Рассмотрев основные вопросы данной работы, раскрыв сущность и основные элементы налога на прибыль, а также роль налога на прибыль можно сделать ряд выводов.
В условиях рыночной экономики существенным методом воздействия государства на социально-экономическое развитие страны является налоговая система, регулирующая экономические взаимоотношения организаций с государством. Она должна строится так, чтобы отвечать принятым требованиям благоприятного развития рыночной экономики. От прогрессивности этой системы, ее четкой направленности на поощрение предпринимательской деятельности в значительной мере зависят темпы экономического роста. Налоговая система должна быть гибкой, стимулировать развитие эффективных производств и, в то же время, не быть тяжелым бременем ни для предпринимателей, ни для населения.
Налог на прибыль является одним из важнейших федеральных прямых налогов и представляет собой некоторую совокупность результатов деятельности предприятия помноженную на ставку процента. Поступления от налога на прибыль занимают одно из ведущих позиций в доходах бюджета и его регулирование имеет общенациональное значение, как для государства, так и для налогоплательщиков. Налог на прибыль организаций является таким налогом, с помощью которого государство может наиболее эффективно воздействовать на развитие экономики. Он влияет на инвестиционные потоки и процесс наращивания капитала. Налог на прибыль является одним из самых важных источников доходов государства. Поэтому от разработки оптимальной налоговой ставки и других условий уплаты налога будет зависеть не только размер чистой прибыли, но и размер дохода государства, так как меньше организаций будет скрывать свои доходы. Данный налог является весьма эффективным инструментом воздействия на финансовое положение предприятий, повышающим (либо наоборот снижающим) их заинтересованность в развитии производства.
Также не маловажным решением было изменение зачислений налога на прибыль в бюджеты: федеральный и региональный. Так произошло существенное снижение зачислений данного налога в федеральный бюджет с 6,5% до 2%, в региональные бюджеты наоборот произошло повышение на 0,5%, с 17,5% до 18%.
Важным регулирующим органом кредитных организаций является Центральный Банк РФ, который регулирует и контролирует деятельность банков и небанковских кредитных организаций, выдает лицензии, на основании которых возможно осуществление банковской деятельности и др.
Налогообложение прибыли банков и других кредитных организаций, осуществляющих свою деятельность по лицензии Центробанка РФ, принципиальных отличий не имеет от других коммерческих предприятий, так как с 1995 г. порядок формирования налога на прибыль регламентируется общим Законом РФ от 27.12.91 №2116-1 “О налоге на прибыль предприятий и организаций”. При расчете налога на прибыль банков учитываются особенности формирования налогооблагаемой базы, особенности определения доходов и расходов, связанных со спецификой банковской деятельности.
С точки зрения налогового регулирования банковской деятельности особое значение имеют налог на прибыль.
Налогообложение коммерческих банков - проблема чрезвычайно сложная, поскольку коммерческие банки являются не только крупными налогоплательщиками, но и экономическими субъектами, платежеспособность которых имеет большое общественное значение.
От того, как будут развиваться, и функционировать коммерческие банки, во многом зависит их прибыль, а значит и увеличение доходов федерального, региональных и местных бюджетов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ, с изменениями от 7 марта 2011 г.
2. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1«О банках и банковской деятельности» (ред. от 15.11.2010, с изм. 07.02.2011).
3. Федерального закона от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» c изменениями, внесенными Федеральным законом № 175-ФЗ от 27.10.2008 г.
4. Налогообложение организаций финансового сектора экономики: Учебное пособие / Под общ. Ред. Е.Б. Шуваловой. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2010. - 176 с.
5. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение./ В.Г. Пансков.- М.:Финансы и статистика, 2007.- 420с.
6. Романова М.В. О признании доходов и расходов банков для целей налогообложения прибыли/М.В. Романова//Налоговый вестник.-2007.-№11.- с.101-106
7. Гарант Платформа F1 ЭКСПЕРТ-ГАРАНТ-СтройМаксимум +. ПРАЙМ. Версия от 10 ноября 2010 г. © ООО НПП «Гарант-Сервис», 2010.
Приложение 1
Виды доходов (прибыли) | Ставка налога |
Прибыль организаций, за исключением отдельных видов доходов, указанных ниже | 20% |
Доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в РФ через постоянное представительство: · По доходам от использования, содержания или сдачи в аренду (фрахта) судов, самолетов или других подвижных транспортных средств или контейнеров в связи с осуществлением международных перевозок; · По всем остальным доходам | 10% 20% |
Доходы, полученные по операциям с отдельными видами долговых обязательств в виде процентов: · Процентные доходы по государственным и муниципальным ценными бумагам, кроме ценных бумаг, указанных ниже, условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение такого дохода, а также доходы по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным после 1 января 2007г., и доходы учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием после 1 января 2007; · по муниципальным ценным бумагам, эмитированным на срок не менее трех лет до 1 января 2007 г., а также по доходам в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 г., и доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 г.; · по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20 января 1997 г. включительно, а также по доходу в виде процентов по облигациям государственного валютного облигационного займа 1999 г., эмитированным при осуществлении новации облигаций внутреннего государственного валютного займа серии III, эмитированных в целях урегулирования валютного долга РФ и бывшего СССР | 15% 9% 0% |
Доходы, полученные в виде дивидендов: · российскими организациями при условии, что на день принятия решения о выплате дивидендов получающая их организация в течении не менее 365 дней непрерывно владеет не менее 50 % от общей суммы выплачиваемых дивидендов. При этом стоимость вклада или депозитарных расписок должна превышать 500 млн. руб. · от российских и иностранных организаций российскими организациями и физическими лицами — налоговыми резидентами РФ; · от российских организаций иностранными организациями, а также по доходам, полученным в виде дивидендов российскими организациями от иностранных организаций | 0 % 9% 15% |
Прибыль, полученная Центральным банком РФ: · от осуществления деятельности, связанной с выполнением им функций, предусмотренных ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». | 0% 20% |