Назначение акцизов и их место в налоговой системе РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 21:38, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является углубление научных знаний о правовой природе и юридическом механизме: налогообложения акцизами, определение места и роли акцизов в налоговой системе РФ, разработка рекомендаций по совершенствованию нормативно-правового регулирования процесса обложения акцизами для повышения эффективности последнего.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
исследовать сущность акцизов как одного из элементов налоговой системы;
исчисления и изменения налоговых ставок;
изучить роль акцизов в формировании федерального бюджета России.
выявить значимость акцизов и их отличие от налога на добавочную стоимость.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...........3
Глава 1. Понятие и место акцизов в налоговой системе России

Понятие и сущность акцизов……………………………………………5

Глава 2. Теоретические основы акцизов
2.1. Плательщики акцизов и объекты налогообложения акцизами………….8
2.2. Подакцизные товары………………………………………………………11
2.3. Ставки акцизов на 2010 – 2012 гг…………………………………………18
2.4. Порядок исчисления и уплаты акцизов…………………………………...26


Глава 3. Значимость роль акцизов в налоговой системе и федеральном бюджете РФ
3.1. Фискальная значимость акцизов, их принципиальные отличия от
налога на добавленную стоимость……………………………………………32
3.2. Роль акцизов в налоговой системе и федеральном бюджете РФ…….34

Заключение……………………………………………………………………...37
Список использованной литературы…………………………………………..41

Файлы: 1 файл

Курсовая Назначение акцизов и их место в налоговой системе РФ.docx

— 69.43 Кб (Скачать файл)

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ ФИЛИАЛ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

 ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

В Г.ИШИМЕ

 

 

 

 

Манакова  Светлана Олеговна

 

КУРСОВАЯ   РАБОТА

По дисциплине: Налоги и налогообложение

На тему: «Назначение акцизов и их место в налоговой системе РФ»

 

 

 

 

 

                                                       Научный руководитель

     ___________ И. И. Огородникова

 

                                        автор работы:

______________ С.  О. Манакова

 

 

 

                           

                  Ишим, 2012

 

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………...........3

Глава 1. Понятие и место акцизов в налоговой системе России

 

    1. Понятие и сущность акцизов……………………………………………5

 

Глава 2. Теоретические основы акцизов

2.1. Плательщики акцизов и объекты  налогообложения акцизами………….8

2.2. Подакцизные товары………………………………………………………11

2.3. Ставки акцизов на 2010 – 2012 гг…………………………………………18

2.4. Порядок исчисления и уплаты акцизов…………………………………...26

 

 

Глава 3. Значимость роль акцизов в налоговой системе  и федеральном бюджете РФ

3.1. Фискальная  значимость акцизов, их принципиальные  отличия от

налога на добавленную  стоимость……………………………………………32

3.2. Роль акцизов в налоговой  системе и федеральном бюджете  РФ…….34

 

Заключение……………………………………………………………………...37

Список использованной литературы…………………………………………..41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Становление современной российской налоговой  системы, создание нормативно-правовой основы ее функционирования, а также  процесс активного законотворчества в сфере налогообложения, развивающийся  в Российской Федерации в течение  последних нескольких лет, вызывают необходимость комплексного научного анализа причин, сущности и последствий  отдельных аспектов происходящих явлений.

      Система косвенных налогов, являясь составной частью налоговой системы, обеспечивает поступление значительной части финансовых ресурсов государства.

      Акцизы — старейшая форма косвенного налогообложения, первое упоминание о них относится к эпохе Древнего Рима. Уже тогда существовали акцизы на соль и некоторые другие предметы массового потребления. С развитием товарно-денежных отношений акцизная форма налогообложения становится доминирующей, хотя в дальнейшем, по мере развития прямого подоходно-имущественного обложения, акцизы несколько сдали свои позиции. Однако и по сей день акцизы используются в налоговых системах практически всех стран и играют заметную роль в формировании финансовых ресурсов государства.

Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что акцизы являются важным источником налоговых поступлений в переходной экономике.

В России в течение более чем шестидесятилетнего периода акцизы не имели самостоятельного значения и были "закамуфлированы" под налог с оборота, будучи по существу его неотъемлемой составной  частью. В 1992 г. в ходе проведения налоговой  реформы в Российской Федерации  акцизы вновь были "восстановлены  в правах" и вошли в качестве самостоятельного налогового платежа  в систему федеральных налогов. В новом Налоговом кодексе  РФ акцизы также выступают важнейшим  элементом системы федеральных налогов.

Целью данной курсовой работы является более глубокое изучение механизма налогообложения акцизами, определение роли акцизов в налоговой системе РФ, а также выявление назначения акцизов в федеральном бюджете Российской Федерации.

Целью исследования является углубление научных знаний о правовой природе и юридическом механизме: налогообложения акцизами, определение места и роли акцизов в налоговой системе РФ, разработка рекомендаций по совершенствованию нормативно-правового регулирования процесса обложения акцизами для повышения эффективности последнего.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

  • исследовать сущность акцизов как одного из элементов налоговой системы;
  • исчисления и изменения налоговых ставок;
  • изучить роль акцизов в формировании федерального бюджета России.
  • выявить значимость акцизов и их отличие от налога на добавочную стоимость.

 

 

  1. ПОНЯТИЕ И МЕСТО АКЦИЗОВ В НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ

 

    1. Понятие и сущность акцизов

 

В настоящее  время имеется множество определений  понятия акциз.

      Акциз - косвенный налог на товары или услуги. Акциз включается в цену товара и изымается в государственный и местный бюджеты.

      Акциз - в РФ - федеральный налог, взимаемый с организаций и иных лиц, если они совершают подлежащие налогообложению операции с подакцизными товарами и/или подакцизным минеральным сырьем.

      Акцизы - вид косвенного налога, преимущественно на предметы массового потребления, а также услуги; включается в цену товаров или тарифы на услуги.

       Акцизы – один из самых старых налогов. Этот вид налогов издавна использовался государями при единоличном установлении источников пополнения своей казны и государством (например, правителями Древнего Рима). В царской России в 1901 г. акцизы давали казне 61% доходов. Акцизы, пожалуй, самая древняя форма налогообложения, не считая пошлин.

        Акцизы – вид косвенных налогов на товары преимущественно массового потребления. Сумма акциза включается в цену товара и тариф.

В настоящее  время акцизы используются в налоговых  системах практически всех стран  рыночной экономики, что связано  с их значительным влиянием на формирование финансовых ресурсов государства. Являясь  федеральным налогом, акцизы выступают  одним из основных источников формирования доходов бюджетов всех уровней, подчеркивая  тем самым свою высокую фискальную значимость. В настоящее время  в доходах федерального бюджета  РФ они занимают третье место таможенных пошлин, удельный вес их в общей  сумме налоговых поступлений  составлял в 2010 году – 19,4%, 2011 г. — 20%.

Следует отметить, что взимаемый в доход  бюджета акциз не является ни показателем качества подакцизной продукции, ни показателем эффективности производства подакцизной продукции. Акцизы устанавливаются на ограниченный перечень высокорентабельных товаров для изъятия в доход государства части сверхприбыли, которую получают производители подакцизных товаров вследствие особых условий их производства и реализации. Акцизы также выступают средством ограничения потребления подакцизных товаров и регулирования спроса и предложения на них. Сумма акциза включается производителем подакцизной продукции в ее цену и фактически перекладывается на потребителя. С целью ослабить его негативное влияние на малообеспеченные слои населения в число подакцизных товаров традиционно включают предметы роскоши и товары, пользующиеся повышенным спросом, производство которых не столь дорогостояще (спиртные и табачные изделия, бензин и т.п.). Таким образом, введение акциза препятствует образованию сверхвысокой прибыли у производителей подакцизной продукции. С этой же целью акцизами облагаются компании, добывающие минеральное сырье. Акцизы в той или иной мере применяются всеми странами ЕС. Как правило, они взимаются в дополнение к НДС, которым облагаются соответствующие товары или услуги. Гармонизация акцизов, несмотря на их относительную простоту и сходство в методах взимания, связана с рядом специфических трудностей. Во-первых, акцизами в основном облагаются товары широкого потребления и их гармонизация затрагивает интересы практически всех слоев населения. Во-вторых, в ряде стран ЕС акцизы являются частью государственной монополии на торговлю некоторыми товарами (например, на торговлю вином и табачными изделиями во Франции). В-третьих, сближение акцизов приходится увязывать с правилами единой политики в области сельского хозяйства (вино, сахар, табак), энергетики и транспорта (нефтепродукты), с условиями соглашений ЕС с отдельными группами развивающихся стран (чай, кофе) и т. д. Нельзя не учитывать также различия в действующих стандартах, требованиях по защите интересов потребителей, национальных традициях и вкусах. В начале 90-х годов Совет ЕС принял директивы по сближению структуры и ставок пяти главных акцизов: на крепкие спиртные напитки, вино, пиво, табачные изделия и нефтепродукты. Директивы устанавливают общие правила взимания перечисленных акцизов: формулу расчета, минимально допустимые ставки, которые периодически пересматриваются, возможности применения льготных ставок и освобождения от налогообложения. Руководствуясь этими критериями, каждое государство-член определяет ставки и порядок взимания акцизов на своей территории, которые обычно фиксируются в национальных законах. В России в течение более чем шестидесятилетнего периода акцизы не имели самостоятельного значения и были "закамуфлированы" под налог с оборота, будучи по существу его неотъемлемой составной частью. В 1992 г. в ходе проведения налоговой реформы в Российской Федерации акцизы вновь были "восстановлены в правах" и вошли в качестве самостоятельного налогового платежа в систему федеральных налогов. В новом Налоговом кодексе РФ акцизы также выступают важнейшим элементом системы федеральных налогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Теоретические основы акцизов

 

2.1. Плательщики акцизов и объекты налогообложения акцизами

Плательщиками акцизов являются организации, индивидуальные предприниматели, а также лица, осуществляющие перемещение товаров через таможенную границу РФ. Филиалы и другие обособленные подразделения российских организаций  не включаются в состав налогоплательщиков, а исполняют лишь обязанности  организаций по уплате акцизов по месту своего нахождения. Следует  особо подчеркнуть, что при отнесении  организаций и индивидуальных предпринимателей к числу плательщиков акцизов  необходимо руководствоваться наличием или отсутствием в их хозяйственной  деятельности объекта налогообложения  акцизами. Если он имеется, то непременно возникает и обязанность по уплате акцизов, а следовательно, организации или индивидуальные предприниматели становятся их плательщиками.

Согласно  Налоговому кодексу РФ, объектом обложения  акцизами признаются подлежащие налогообложению  определенные хозяйственные операции, совершаемые с подакцизными товарами.

Объектом  налогообложения признаются следующие  операции:

1) реализация  на территории Российской Федерации  лицами произведенных ими подакцизных  товаров, в том числе реализация  предметов залога и передача  подакцизных товаров по соглашению  о предоставлении отступного  или новации;

2) продажа  лицами переданных им на основании  приговоров или решений судов,  арбитражных судов или других  уполномоченных на то государственных  органов конфискованных и (или)  бесхозяйных подакцизных товаров,  подакцизных товаров, от которых  произошел отказ в пользу государства  и которые подлежат обращению  в государственную и (или) муниципальную  собственность;

3) передача  на территории Российской Федерации  лицами произведенных ими из  давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров собственнику  указанного сырья (материалов) либо  другим лицам, в том числе  получение указанных подакцизных  товаров в собственность в  счет оплаты услуг по производству  подакцизных товаров из давальческого  сырья (материалов);

4) передача  в структуре организации произведенных  подакцизных товаров для дальнейшего  производства неподакцизных товаров, за исключением передачи произведенного прямогонного бензина для дальнейшего производства продукции нефтехимии в структуре организации, имеющей свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, и (или) передачи произведенного денатурированного этилового спирта для производства неспиртосодержащей продукции в структуре организации, имеющей свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом;

5) передача  на территории Российской Федерации  лицами произведенных ими подакцизных  товаров для собственных нужд;

6) передача  на территории Российской Федерации  лицами произведенных ими подакцизных  товаров в уставный (складочный) капитал организаций, паевые фонды  кооперативов, а также в качестве  взноса по договору простого  товарищества (договору о совместной  деятельности);

7) передача  на территории Российской Федерации  организацией (хозяйственным обществом  или товариществом) произведенных  ею подакцизных товаров своему  участнику (его правопреемнику  или наследнику) при его выходе (выбытии) из организации (хозяйственного  общества или товарищества), а  также передача подакцизных товаров,  произведенных в рамках договора  простого товарищества (договора  о совместной деятельности), участнику  (его правопреемнику или наследнику) указанного договора при выделе его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или разделе такого имущества;

8) передача  произведенных подакцизных товаров  на переработку на давальческой  основе;

9) ввоз  подакцизных товаров на таможенную  территорию Российской Федерации;

10) получение  (оприходование) денатурированного этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции.

11) получение  прямогонного бензина организацией, имеющей свидетельство на переработку  прямогонного бензина.

Объектом  налогообложения не признаются следующие  операции:

1) передача  подакцизных товаров одним структурным  подразделением организации, не  являющимся самостоятельным налогоплательщиком, для производства других подакцизных  товаров другому такому же  структурному подразделению этой  организации;

2) реализация  подакцизных товаров, помещенных  под таможенный режим экспорта, за пределы территории Российской  Федерации с учетом потерь  в пределах норм естественной  убыли или ввоз подакцизных  товаров в портовую особую  экономическую зону с остальной  части территории Российской  Федерации;

3) первичная  реализация (передача) конфискованных  и (или) бесхозяйных подакцизных  товаров, подакцизных товаров,  от которых произошел отказ  в пользу государства и которые  подлежат обращению в государственную  и (или) муниципальную собственность,  на промышленную переработку  под контролем таможенных и  (или) налоговых органов либо  уничтожение;

Информация о работе Назначение акцизов и их место в налоговой системе РФ