Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 21:38, курсовая работа
Целью исследования является углубление научных знаний о правовой природе и юридическом механизме: налогообложения акцизами, определение места и роли акцизов в налоговой системе РФ, разработка рекомендаций по совершенствованию нормативно-правового регулирования процесса обложения акцизами для повышения эффективности последнего.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
исследовать сущность акцизов как одного из элементов налоговой системы;
исчисления и изменения налоговых ставок;
изучить роль акцизов в формировании федерального бюджета России.
выявить значимость акцизов и их отличие от налога на добавочную стоимость.
Введение…………………………………………………………………...........3
Глава 1. Понятие и место акцизов в налоговой системе России
Понятие и сущность акцизов……………………………………………5
Глава 2. Теоретические основы акцизов
2.1. Плательщики акцизов и объекты налогообложения акцизами………….8
2.2. Подакцизные товары………………………………………………………11
2.3. Ставки акцизов на 2010 – 2012 гг…………………………………………18
2.4. Порядок исчисления и уплаты акцизов…………………………………...26
Глава 3. Значимость роль акцизов в налоговой системе и федеральном бюджете РФ
3.1. Фискальная значимость акцизов, их принципиальные отличия от
налога на добавленную стоимость……………………………………………32
3.2. Роль акцизов в налоговой системе и федеральном бюджете РФ…….34
Заключение……………………………………………………………………...37
Список использованной литературы…………………………………………..41
4) ввоз
на таможенную территорию
2.2. Подакцизные товары
Статьёй 181 Налогового Кодекса РФ подакцизными товарами признаются:
1) спирт
этиловый из всех видов сырья,
за исключением спирта
2) спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 %;
Не рассматривается как подакцизные товары следующая спиртосодержащая продукция:
- лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические средства, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения, а также лекарственные, лечебно-профилактические средства (включая гомеопатические препараты), изготавливаемые аптечными организациями по индивидуальным рецептам и требованиям лечебных организаций, разлитые в емкости в соответствии с требованиями государственных стандартов лекарственных средств;
- препараты ветеринарного назначения, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр зарегистрированных ветеринарных препаратов, разработанных для применения в животноводстве на территории Российской Федерации, разлитые в емкости не более 100 мл;
- парфюмерно-косметическая продукция, разлитая в емкости не более 100 мл с объемной долей этилового спирта до 80 процентов включительно и (или) парфюмерно-косметическая продукция с объемной долей этилового спирта до 90 процентов включительно при наличии на флаконе пульверизатора, разлитая в емкости не более 100 мл;
- подлежащие дальнейшей переработке и (или) использованию для технических целей отходы, образующиеся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликероводочных изделий, соответствующие нормативной документации, утвержденной (согласованной) федеральным органом исполнительной власти;
- товары бытовой химии в аэрозольной упаковке;
3) алкогольная
продукция (спирт питьевой, водка,
ликероводочные изделия,
4) пиво;
5) табачная продукция;
6) автомобили
легковые и мотоциклы с
7) автомобильный бензин;
8) дизельное топливо;
9) моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;
10) прямогонный
бензин (бензиновые фракции,
Именно по такой классификации определён порядок подачи налоговых деклараций по акцизам на 2007 г.
Рассмотрим их более подробно.
Алкогольная продукция. Акциз на алкогольную продукцию является наиболее доходным видом акцизных сборов. Его бремя на единицу продукции, как правило, зависит от уровня содержания чистого алкоголя.
Главным источником доходов от акцизов на алкогольную продукцию является акциз на этиловый спирт и спиртосодержащую продукцию. Применение акциза к этиловому спирту, как произведенному в пределах страны, так и импортированному, значительно сокращает потери бюджета, так как фактически избавляет налоговые органы от необходимости контролировать всех производителей алкогольной продукции, использующих в качестве сырья этиловый спирт. Кредитование суммы акциза, уплаченного ранее за спирт, производится лишь при подтверждении уплаты налога, а также в случае денатурирования спирта и использования его для производства неподакцизных товаров.
С 1 января 2001 года согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса денатурированный этиловый спирт признается подакцизным товаром. Не подлежат обложению акцизами лишь операции по реализации этого спирта, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 183 Налогового кодекса.
Подакцизным
товаром признана и спиртосодержащая
денатурированная продукция. Исключена,
во-первых, из числа подакцизных
товаров спиртосодержащая продукция,
отпускаемая аптечными
Табачные изделия.
Наибольшее фискальное значение среди всех табачных изделий имеют сигареты — на них приходится около 90% всех поступлений от табачных акцизов. Ко всем остальным видам табачных изделий применяются дифференцированные ставки, причем к сигарам и табаку для трубок — повышенные, во-первых, в перераспределительных целях — потребление данных видов табачных изделий в большей степени присуще более обеспеченным гражданам, во-вторых, в социальных целях — курение сигар и трубок приносит больший вред здоровью, нежели курение остальных табачных изделий. Большое значение имеет налогообложение курительного табака, используемого для так называемых «самокруток», так как последние способны заместить в потреблении сигареты фабричного производства.
Базой для расчета налога служит розничная цена одной сигареты, сигариллы, сигары, килограмма курительного табака, установленная производителем или импортером, причем эта цена должна быть не меньше розничной цены на аналогичную продукцию. Запрещается продавать табачные изделия по цене выше установленной производителем или импортером и указанной на марке или предъявленной к расчету акциза.
Что касается способа уплаты налога, то использование акцизных марок при налогообложении табачной продукции, оставаясь средством авансового платежа по налогу, должно иметь важное значение, с точки зрения гарантирования полноты уплаты акциза по каждой конкретной единице товара, а в будущем возможно и инструментом, с помощью которого производится распределение собранных акцизов по регионам реализации. Другим видом обеспечения уплаты акциза могут служить гарантии аккредитованных банков или страховых компаний. В последнем случае, предприятиям, производящем табачную продукцию, маркируемую акцизными марками, будет предоставлена возможность отсрочки по уплате полного обязательства по налогу, то есть стоимости акцизной марки на единицу продукции, как это в настоящий момент применяется по отношению к импортным товарам.
Топливо.
Среди прочих обязательных платежей за пользование автодорогами, наибольшую долю поступления приносят акцизы на горюче-смазочные материалы. В значительной степени это связано с более широкой, по отношению к другим обязательным платежам за пользование автодорогами, налогооблагаемой базой, малой эластичностью спроса на горюче-смазочные материалы по цене, и простотой в администрировании. Следует, однако, отметить, что простота администрирования обуславливается, как правило, применением специфической ставки, что может иметь негативное влияние на уровень поступлений от налогов,
Акцизы на ГСМ помимо своей функции как платежа за пользование автодорогами выполняют фискальную функцию. Привлекательность акцизов на ГСМ с точки зрения их фискальной функции заключается, помимо малой эластичности потребления ГСМ по цене, в эластичности поступлений от этих налогов по ВВП. Данный факт обуславливает увеличение поступлений акцизов на ГСМ при росте ВВП.
Малая эластичность налоговых поступлений от базы может возникать вследствие, например, неиндексируемой специфической ставки. В условиях инфляции реальная величина налога при специфической ставке уменьшается и требует регулярной индексации ставки. Установление адвалорной ставки, обеспечивающей нейтральность реальной величины налоговых сборов от изменения налогооблагаемой базы, представляет значительную трудность , так как требует контролируемого со стороны налоговых органов, но не всегда возможного, расчета налогооблагаемой базы.
Эластичность налоговой базы по эффективной рыночной стоимости потребляемого объема ГСМ может отсутствовать, в принципе, в случае наличия административно регулируемой системы цен. Тогда рост издержек производства ГСМ, инфляция или снижение спроса на ГСМ (когда равновесная рыночная цена ГСМ должна повышаться) не влияет на нормативно установленную фактическую цену и рассчитанную на ее основе налогооблагаемую базу.
Малая эластичность
равновесной рыночной цены по ВВП
может быть выявлена в результате,
например, более экономного использования
ГСМ, снижения или неизменности рыночной
цены топлива при росте ВВП, или
увеличения потребления новых видов
топлива, не подпадающих под
Таким образом,
для достижения высокой эластичности
поступлений от акцизов на горюче-смазочные
материалы следует, во-первых, отказаться
от административного
В то же время акцизы на ГСМ не учитывают таких факторов, как различная скорость передвижения, различные потери от «пробок», различное покрытие автодорог, разное воздействие автотранспорта (в зависимости от веса и габаритов) на интенсивность движения и состояние покрытия автодорог. Учет некоторых из этих факторов требует применения дополнительных обязательных платежей, речь о которых пойдет ниже.
Налогообложение
дизельного топлива имеет свои особенности
ввиду двух следующих причин: дизельное
топливо может использоваться домашними
хозяйствами для обогрева или
для генерации электроэнергии, кроме
того, дизельное топливо
Благодаря тому, что в стране существует относительно ограниченное количество производителей ГСМ, и особенно топлива, а также учитывая необходимость установления специального оборудования для продажи (например, бензоколонок), возможность контроля за реализацией ГСМ выше, нежели у других товаров.
Подакцизные товары.
В настоящее
время адвалорные ставки применяются
для трех видов подакцизных товаров:
автомобилей с объемом
Среди всех
товаров, являющимися подакцизными
в настоящее время и
Адвалорная ставка акциза к природному газу, учитывая тот факт, что он относится к товарам, на которые установлены регулируемые государством цены, фактически является специфической ставкой, что может быть установлено на законодательном уровне.
Адвалорная же ставка по отношению к ювелирным изделиям может быть заменена на специфическую, дифференцируемую в зависимости от драгоценности металлов и камней, использованных при их изготовлении.
Импортные товары.
При внешнеторговых операциях с подакцизными товарами и товарами, произведенными из подакцизных товаров, нормы дифференцированы в зависимости от страны-контрагента. В случае экспорта подакцизных товаров или товаров, в производстве которых использовались подакцизные товары, за пределы СНГ сумма уплаченного налога возмещается или засчитывается в счет предстоящих платежей. При экспорте подакцизных товаров в страны СНГ налог не взимается. В случае импорта подакцизных товаров из-за пределов СНГ акцизы взимаются с полной таможенной стоимости, включая таможенные пошлины и сборы, в полном объеме. При импорте товаров, произведенных на территории СНГ, к зачету принимаются суммы налога, уплаченные в стране происхождения.
Ставки акцизов на импортные товары определяются Постановлениями Правительства РФ или иными законодательными актами и могут расходиться со ставками акцизов на аналогичные российские товары. Объектом обложения при начислении акциза на импортный товар является таможенная стоимость, увеличенная на сумму таможенной пошлины и таможенных сборов.
По подакцизным
товарам, на которые установлены
твердые (специфические) ставки акцизов
(в абсолютной сумме на единицу
обложения) объектом налогообложения
является объем реализованных
На сегодняшний день действует Приказ ГТК РФ от 26. 11. 2001 г. «Инструкция о порядке применения таможенными органами РФ акцизов в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ».
Механизм
уплаты импортных акцизов несколько
отличается от других таможенных платежей
и носит авансовую форму. Суммы,
которые должны быть оплачены таможенным
органам при импорте
Информация о работе Назначение акцизов и их место в налоговой системе РФ