Назначение акцизов и их место в налоговой системе РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 21:38, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является углубление научных знаний о правовой природе и юридическом механизме: налогообложения акцизами, определение места и роли акцизов в налоговой системе РФ, разработка рекомендаций по совершенствованию нормативно-правового регулирования процесса обложения акцизами для повышения эффективности последнего.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
исследовать сущность акцизов как одного из элементов налоговой системы;
исчисления и изменения налоговых ставок;
изучить роль акцизов в формировании федерального бюджета России.
выявить значимость акцизов и их отличие от налога на добавочную стоимость.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...........3
Глава 1. Понятие и место акцизов в налоговой системе России

Понятие и сущность акцизов……………………………………………5

Глава 2. Теоретические основы акцизов
2.1. Плательщики акцизов и объекты налогообложения акцизами………….8
2.2. Подакцизные товары………………………………………………………11
2.3. Ставки акцизов на 2010 – 2012 гг…………………………………………18
2.4. Порядок исчисления и уплаты акцизов…………………………………...26


Глава 3. Значимость роль акцизов в налоговой системе и федеральном бюджете РФ
3.1. Фискальная значимость акцизов, их принципиальные отличия от
налога на добавленную стоимость……………………………………………32
3.2. Роль акцизов в налоговой системе и федеральном бюджете РФ…….34

Заключение……………………………………………………………………...37
Список использованной литературы…………………………………………..41

Файлы: 1 файл

Курсовая Назначение акцизов и их место в налоговой системе РФ.docx

— 69.43 Кб (Скачать файл)

Исходя  из вышесказанного можно сделать  вывод, что доля акцизов в консолидированном  бюджете в челом и по всем видам  отдельно за последние 2 года увеличилась.

Таким образом, видно, что акцизы всегда имели большую  долю в совокупных налоговых поступлениях. Акцизы являются не только важнейшей  строкой доходов федерального бюджета, но это и эффективный способ воздействия  на цену определенных видов товаров. Изменяя акцизы государство может воздействовать на уровень потребления социально вредных товаров или ограничить импорт определенного товара. Так, особое место в системе косвенного налогообложения занимают акцизы, взимаемые на таможне (особый порядок обложения ввозимых товаров, услуг в страны дальнего и ближнего зарубежья).

 

 

Заключение

 

В результате написания работы можно сделать ряд выводов.

Фактически, акцизное налогообложение носит  регрессивный характер, когда налогообложение  равным образом ложится как на обеспеченные, так и на бедные слои населения. Изначально задуманные как  социально направленные налоги, акцизы на данный момент выполняют асоциальные  функции, еще больше увеличивая разрыв между беднейшими и состоятельными слоями общества. Как и любой косвенный  налог, акцизы перекладываются на беднейшую  часть населения и то, что более 20% налоговых поступлений в бюджет составляют акцизы – тревожный знак. Именно косвенные налоги оказывают  значительный сдерживающий эффект на экономику, что еще более опасно в условиях затянувшегося кризиса.

Как и  другие налоги, акцизы являются мощным рычагом регулирования экономики, обращаться с которым следует  очень осторожно и умело, по возможности  прогнозируя последствия производимых изменений.

Наряду  с налогом на прибыль акцизы служат регулирующими источниками, поддерживая  региональные и местные бюджеты.

Начиная с 1997 г. по ряду изделий акцизы устанавливаются  не в процентах, как все эти  года, а в денежном выражении. Впервые  в рублях введены акцизы на алкогольную  продукцию с учетом крепости, на пиво и табачные изделия. Стали платить  акцизы предприниматели без образования  юридического лица.

Акцизы  выступают одними из немногих рычагов  воздействия государства на экономические процессы, имеющие место в обществе. Совершенствование налогообложения в сфере акцизов является одним из важнейших условий улучшения экономической ситуации, пополнения федерального и региональных бюджетов.

Необходимо  отметить, что совершенствование  содержания гл. 22 "Акцизы" НК РФ в  процессе проведения современной налоговой  реформы, несомненно, будет способствовать дальнейшему повышению качественного уровня правового регулирования применения акцизов в Российской Федерации, что имеет важное значение для полного использования государством фискального потенциала этого налога.

В России акцизы всегда играли важную фискальную роль. Прежде всего, это относится  к акцизам на алкогольную продукцию: хмельные напитки – квас, пиво и  питной мед с давних времен считались на Руси неплохим источником пополнения казны. Помимо акцизов на алкогольную продукцию в России издавна широко использовались акцизы на предметы массового потребления.

Таким образом, на протяжении веков акцизы играли важную роль в налоговой системе  России, прежде всего как крупный  фискальный источник.

1. Акцизы являются налогами, которыми облагаются товары, входящие в специальный перечень. Акцизы относятся к косвенным налогам. В этом случае деньги в казну изымаются у населения тонким способом: налогом облагаются производители товаров и торговцы, этот налог включается в цену производимой и продаваемой продукции, и таким образом налоговое бремя несут те, кто покупает данные товары. Эти налоги менее справедливы, чем прямые, потому что бедные и богатые платят одинаковую сумму такого налога: разумеется, в том случае, если у бедных вообще есть возможность покупать обложенные косвенным налогом товары.

2. Отличительной чертой современных акцизов являются два следующих фактора.

Во-первых, налог начисляется либо на стоимость, либо на единицу продукции с поправкой  на инфляцию. Налог в процентах  от стоимости сложно применять на стадии производства из-за трудности  расчета заводской цены на момент отгрузки. Эта проблема может быть решена с использованием справочных рыночных цен, когда налог на стоимость  рассчитывается на основе этой цены, после  чего по этому результату рассчитывается стоимость единицы продукции и взимается налог на стадии производства.

Во-вторых, методы налогообложения добавленной  стоимости используются для кредитования акцизов, уплаченных за ресурсы, использованные для производства подакцизной конечной продукции, например, крепленых вин. Иными словами, следует избегать каскадной схемы акцизов и  использовать методы аналогичные НДС, обеспечивая тем самым взимание акциза как налога только на конечную продукцию.

3. К числу облагаемых акцизами относится достаточно ограниченный список товаров, в число которых входят: алкогольная продукция, табачная продукция и горюче-смазочные материалы, акцизное налогообложение автомобилей, применяемое в качестве платежа за пользование и налог на предметы люксового потребления. Налоги на предметы люксового потребления включают в себя акцизы на ювелирные изделия, антиквариат и т.д., однако применение подобных налогов, как правило, малоэффективно с точки зрения доходов бюджета.

4. В Российской Федерации основным законодательным актом по акцизному налогообложению является глава 22 «Акцизы» Налогового кодекса Российской Федерации, которая введена в действие с 1 января 2001 года.

Статья 181 Налогового Кодекса определяет следующие  виды акцизов:

1. акцизы  на подакцизные товары;

2. акцизы  на алкогольную продукцию; 

3. акцизы  по нефтепродуктам;

4. акцизы  на подакцизное минеральное сырье - природный газ.

5. При  взимании акцизов используются  адвалорная, специфическая и смешанная  ставки акцизов. Каждая из этих  ставок имеет свои преимущества  и недостатки. Для большинства  товаров (табачные изделия, алкогольная  продукция, бензин, нефть) применяется  специфическая ставка акциза, адвалорная ставка используется лишь в отношении ювелирных изделий и автомобилей с объемом двигателя более 90 л.с.

Сумма акциза по подакцизным товарам (в том  числе при ввозе на территорию Российской Федерации), в отношении  которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки, исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы.

Сумма акциза по подакцизным товарам (в том  числе ввозимым на территорию Российской Федерации), в отношении которых  установлены адвалорные (в процентах), налоговые ставки, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

  1. Соловьев В.В., «Акцизы в 2010 году». Бухгалтерские вести №4, 2010
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации
  3. Разовский Ю.В., «Платежи, акцизы и налоги горнодобывающих предприятий». Финансы №8, 2007.

4.  Лыкова Л.Н. Налоговая система России: Общее и особенное. - М.: Наука, 2006.

5.  Цинделиани И.А., Кирилина В.Е., Костикова Е.Г., Мамилова Е.Г., Шарандина Н.Л. Налоговое право России: Учебник. - М.: Эксмо, 2008.

6.  Миляков Н.В. Налоговое право: Учебник. - М.: Инфра-М, 2008.

7.  Крохина Ю.А. Налоговое право: Учебник. - М.: Юнити-Дана, 2008.

8. В.А. Пятаков. Налоги и налогообложение. Конспект лекций. – М.: А-Приор, 2008.

9. www.nalog.ru – Федеральная налоговая служба.

10. www.consultant.ru – Правовой консультант.

11. www.minfin.ru – Министерство финансов Российской Федерации.

12. www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики.

13. www.bibliotekar.ru - Бизнес. Инвестиции. Ценные бумаги. Право.


Информация о работе Назначение акцизов и их место в налоговой системе РФ