Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 21:38, курсовая работа
Целью исследования является углубление научных знаний о правовой природе и юридическом механизме: налогообложения акцизами, определение места и роли акцизов в налоговой системе РФ, разработка рекомендаций по совершенствованию нормативно-правового регулирования процесса обложения акцизами для повышения эффективности последнего.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
исследовать сущность акцизов как одного из элементов налоговой системы;
исчисления и изменения налоговых ставок;
изучить роль акцизов в формировании федерального бюджета России.
выявить значимость акцизов и их отличие от налога на добавочную стоимость.
Введение…………………………………………………………………...........3
Глава 1. Понятие и место акцизов в налоговой системе России
Понятие и сущность акцизов……………………………………………5
Глава 2. Теоретические основы акцизов
2.1. Плательщики акцизов и объекты налогообложения акцизами………….8
2.2. Подакцизные товары………………………………………………………11
2.3. Ставки акцизов на 2010 – 2012 гг…………………………………………18
2.4. Порядок исчисления и уплаты акцизов…………………………………...26
Глава 3. Значимость роль акцизов в налоговой системе и федеральном бюджете РФ
3.1. Фискальная значимость акцизов, их принципиальные отличия от
налога на добавленную стоимость……………………………………………32
3.2. Роль акцизов в налоговой системе и федеральном бюджете РФ…….34
Заключение……………………………………………………………………...37
Список использованной литературы…………………………………………..41
2.3. Ставки акцизов на 2010 – 2012 гг.
С 1 января 2010 года вступили в силу существенные поправки, внесенные в главу 22 «Акцизы» Налогового кодекса РФ. В результате изменен порядок исчисления и уплаты акцизов, а их ставки возросли практически по всем видам подакцизных товаров.
Федеральный закон от 28.11.09 №282-ФЗ «О внесении изменений в главу 22 и главу 28 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее Закон №282-ФЗ) разработан и принят во исполнение Основных направлений Налоговой политики РФ на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012годов. Этот закон предусматривает индексацию ставок акцизов на 2010 – 2012 годы, а также внесению ряда изменений, направленных на уточнение действующего порядка налогообложения акцизами, с целью повышения его эффективности. Указанным законом также утверждается новый размер ставок транспортного налога, обсуждение и принятие которых имело большой резонанс в средствах массовой информации.
Рост ставок акцизов.
В связи
с ростом среднего уровня цен на
потребительские товары и прогнозом
уровня инфляции на период с 2010 по 2012 годы
предусматривается ежегодная
Следует
отметить, что табачной и спиртосодержащей
продукции в этом отношении повезло
меньше, чем остальным подакцизным
товарам. По сигаретам с фильтром
индексация произведена на 20%, а по
сигаретам без фильтра и
Значительно возросли ставки акцизов на слабоалкогольную продукцию, натуральные вина, шампанское, газированные и шипучие вина. По пиву налоговые акцизные ставки возросли очень внушительно: в три – четыре раза.
Законом №282-ФЗ внесены поправки непосредственно в порядок исчисления акцизов. Например, ст. 200 НК РФ дополнена положением, в соответствии с которым при исчислении акциза на крепкую алкогольную продукцию (с объемной долей этилового спирта свыше 25%) ограничивается право налогоплательщиков на налоговый вычет акциза, уплаченного при приобретении подакцизных товаров, используемых в качестве сырья. С 2010 года, если производители такой алкогольной продукции используют в качестве сырья спиртосодержащую продукцию, сумма налогового вычета у них будет меньше сумм акциза, фактически уплаченного при приобретении спиртосодержащей продукции. В этом случае сумму вычета необходимо определять исходя из ставки акциза на этиловый спирт.
Необходимость такой поправки была вызвана тем, что в настоящее время одним из способов уклонения от уплаты акцизов на алкогольную продукцию является использование так называемой спиртосодержащей схемы. Суть этой схемы заключается в том, что производители алкогольной продукции в нарушение требований нормативно-технической документации используют в качестве основного сырья для производства крепкой алкогольной продукции не спирт этиловый, как это предусмотрено нормативно-технической документацией, а спиртосодержащую продукцию. При этом ст. 200 НК РФ установлено, что плательщики акцизов имеют право уменьшить сумму акциза, исчисленную по реализованным подакцизным товарам, на сумму акциза, уплаченную ими при приобретении подакцизных товаров, использованных в качестве сырья. То есть неправомерная замена товаров, используемых в качестве сырья, стала причиной завышения суммы акциза, подлежащей налоговым вычетам (возмещению из бюджета).
Как свидетельствуют результаты проверок, проводившихся налоговыми органами, зачастую сумма акциза по спиртосодержащей продукции в бюджет вообще не уплачивалась (то есть эта продукция находилась в нелегальном обороте). Учитывая, что ставка акциза по крепкой алкогольной и спиртосодержащей продукции была установлена на одинаковом уровне, в результате акциз в бюджет вообще не поступал.
Следует
учесть, что изменилась и ставка
акциза на спиртосодержащую продукцию.
Теперь она установлена на одинаковом
уровне со ставкой акциза на алкогольную
продукцию с объемной долей этилового
спирта до 9%. Дело в том, что спиртосодержащая
продукция используются в качестве
сырья при изготовлении слабоалкогольных
напитков. Действовавшее еще в 2009
году соотношение ставок акциза на
спиртосодержащую и слабоалкогольную
продукцию приводило к
Таблица 1
Ставки акцизов с 2010 по 2012 год включительно
Виды подакцизных товаров |
С 01.01.10 по 31.12.10 включительно |
С 01.01.11 по 31.12.11 включительно |
С 01.01.12 по 31.12.12 включительно |
Спирт этиловый из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт-сырец из всех видов сырья) |
30,5 руб. за 1 л безводного этилового спирта |
33,6 руб. за 1 л безводного этилового спирта |
37 руб. за 1 л безводного этилового спирта |
Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9% |
210 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах |
231 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах |
254 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах |
Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта до 9% включительно |
158 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах |
190 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах |
230 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах |
Вина натуральные (за исключением шампанских, игристых, газированных, шипучих вин) |
3,5 руб. за 1 л |
4,8 руб. за 1 л |
6 руб. за 1 л |
Вина шампанские, игристые, газированные, шипучие |
14 руб. за 1 л |
18 руб. за 1 л |
22 руб. за 1 л |
Пиво с нормативным (стандартизованным) содержанием объемной доли спирта этилового свыше 0,5 и до 8,6% включительно |
9 руб. за 1 л |
10 руб. за 1 л |
12 руб. за 1 л. |
Пиво с нормативным (стандартизованным) содержанием объемной доли спирта этилового свыше 8.6% |
14 руб. за 1 л |
17 руб. за 1 л |
21 руб. за 1 л |
Табак трубочный, курительный, жевательный, сосательный, нюхательный, кальянный |
422 руб. за 1 кг |
510 руб. за 1 кг |
610 руб. за 1 кг |
Сигары |
25 руб. за штуку |
30 руб. за штуку |
36 руб. за штуку |
Сигариллы |
360 руб. за 1000 штук |
435 руб. за 1000 штук |
530 руб. за 1000 штук |
Сигареты с фильтром |
205 руб. за 1000 штук + 6,5% расчетной стоимости,
исчисляемой исходя из |
250 руб. за 1000 штук + 7% расчетной стоимости,
исчисляемой исходя из |
305 руб. за 1000 штук + 7,5% расчетной стоимости,
исчисляемой исходя из |
Сигареты без фильтра |
125 руб. за 1000 штук + 6,5% расчетной стоимости,
исчисляемой исходя из |
175 руб. за 1000 штук + 7% расчетной стоимости,
исчисляемой исходя из |
250 руб. за 1000 штук + 7,5% расчетной стоимости,
исчисляемой исходя из |
Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л. с.) и до 112 кВт (150 л. с.) включительно |
23,9 руб. за 0,75 кВт (1 л. с.) |
26,3 руб. за 0,75 кВт (1 л.с.) |
28,9 руб. за 0,75 кВт (1 л.с.) |
Автомобили легковые с мощностью двигателя св. 112,5 кВт (150 л.с.), мотоциклы с мощностью двиг. св. 112 кВт (150 л.с.) |
235 руб. за 0,75 кВт (1 л. с.) |
259 руб. за 0,75 кВт (1л.с.) |
285 руб. за 0,75 кВт (1л.с.) |
Моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей |
3246,1 руб. за 1т. |
3570,7 руб. за 1т. |
3927,8 руб. за 1т. |
Прямогонный бензин |
4290 руб. за 1 т. |
4719 руб. за 1 т. |
5190,9 руб. за 1т. |
Спирт этиловый и спиртосодержащая продукция.
Из таблицы 1 следует, что ставка акциза на спирт этиловый из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт-сырец) с 1 января текущего года увеличился с 27,7 руб. (за 1 л безводного этилового спирта) до 30,5 руб. (за 1 л безводного этилового спирта). В 2011 и 2012 годах размер ставок также будет увеличиваться и составит соответственно 33,6 руб. и 37 руб. (за 1 л безводного этилового спирта).
На спиртосодержащую
парфюмерно-косметическую
Алкогольная продукция.
По алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9% в 2010 – 2012 годах ставки акцизов будут увеличиваться примерно на 10% ежегодно, а по алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта до 9% включительно – на 20% ежегодно.
Налоговые
ставки по натуральным винам и
по шампанским, игристым, газированным
и шипучим винам в 2010 – 2012 годах
также будут стабильно
В отношении пива с нормативным (стандартизованным) содержанием объемной доли спирта этилового свыше 0,5 и до 8,6% включительно с 2010 года ставка акциза повысилась почти в 3 раза, а по пиву с нормативным (стандартизованным) содержанием объемной доли спирта этилового свыше 8,6% - более чем в 4 раза с ежегодной индексацией этих ставок.
Автомобили.
В отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л. с.) и до 112,5 кВт (150 л. с.), а также свыше 112,5 кВт (150 л. с.) и по мотоциклам с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.) налоговые ставки в 2010 – 2012 годах будут повышаться примерно на 10% ежегодно. За менее мощные легковые машины, с мощностью двигателя до 67,5 кВт (90 л.с.) как и ранее акцизы взиматься не будут, а за автомобили имеющие мощность двигателя в промежутке от 67,5 кВт (90) до 112,5 кВт (150 л.с.) налоговые ставки установлены достаточно щадящие. Десятикратный скачок акцизных ставок имеет место для легковых автомобилей и мотоциклов с мощностью двигателя более 112,5 кВт (150 л. с.). Такая налоговая политика должна оказывать стимулирующее воздействие на производство отечественного легкового автотранспорта, большая часть которого имеет двигатели, мощность которых не превышает 112,5 кВт (150 л.с.).
Нефтепродукты.
Ставки
акцизов на нефтепродукты оставались
без изменения с 2005 по 2009 год. Однако
в связи с кризисной ситуацией
в экономике и снижением
На 2010 год ставки устанавливались в следующих размерах:
В текущем году ставка акциза на моторные масла составила 3246,1 руб. за 1 т, а в 2011 году – 3570,7 руб. и в 2012 году – 3927,8 руб. за 1 т (табл. 1).
С 2011 года предусмотрели дифференциацию ставок акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо, предусматривая их снижение по мере повышения класса топлива примерно на 10% к уровню 2010 года.
Таблица 2
Ставки акцизов по бензину и дизельному топливу
Виды подакцизных |
Налоговые ставки с 01.01.2011 по 31.12.2011 |
Налоговые ставки с 01.01.2012 по 01.12.2012 |
Автомобильный бензин: |
||
не соответствующий классам 3, 4 или 5 |
4624,6 руб. за 1 т |
4948,3 руб. за 1 т |
класса 3 |
4302,2 руб. за 1 т |
4603,4 руб. за 1 т |
классов 4 и 5 |
3773 руб. за 1 т |
4037 руб. за 1 т |
Дизельное топливо: |
||
не соответствующее классам 3, 4 или 5 |
1573 руб. за 1 т |
1683,7 руб. за 1 т |
класса 3 |
1304,4 руб. за 1 т |
1395,7 руб. за 1 т |
классов 4 и 5 |
1067,2 руб. за 1 т |
1142 руб. за 1 т |
Как следует из таблицы 2 с 2011 года система исчисления акцизов на автомобильный бензин, и дизельное топливо была построена по принципу убывающей шкалы ставок в увязке с повышением их качественных показателей (классов), предусмотренных Техническим регламентом «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.02.08 №118.
Более низкие ставки акцизов на автомобильные бензины и дизельное топливо, отвечающие по своим экологическим характеристикам требованиям 3, 4 и 5 классов, позволят налогоплательщикам получить дополнительный доход. Это позволит сократить сроки окупаемости дополнительных капитальных вложений, связанных с организацией и увеличением объемов производства более экологичных автомобильных бензинов и дизельного топлива.
Появились изменения в правилах уплаты акциза. Статьей 204 НК РФ в редакции, действовавшей до 2010 года, установлен порядок, согласно которому уплата акциза при реализации (передаче) налогоплательщикам произведенных ими подакцизных товаров производится за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, и не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным месяцем.
С 1 января 2010 года этот порядок упростился. Федеральным законом от 28.11.09 №282-ФЗ установлена единая дата уплаты налога – не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем.
2.4. Порядок исчисления и уплаты акцизов
Налогоплательщики самостоятельно осуществляют расчет суммы акцизов, подлежащей уплате в бюджет по итогам каждого налогового периода, путем составления налоговой декларации по установленной форме.
Общими составными элементами в методике исчисления суммы акцизов по отдельным видам подакцизных товаров являются: расчет налоговой базы за истекший налоговый период; расчет суммы акциза исходя из сложившейся налоговой базы за тот же налоговый период.
Сумма акциза определяется как произведение налоговой ставки по соответствующему виду подакцизных товаров на величину исчисленной налоговой базы. Полученные результаты суммируются, и таким образом рассчитывается общая сумма акциза, вытекающая из объема облагаемых операций за истекший налоговый период. Подобный метод исчисления суммы акциза возможен лишь на основе ведения раздельного учета облагаемых операций по видам и наименованиям подакцизных товаров применительно к установленным ставкам налогообложения.
Это особенно важно в тех случаях, когда внутри одного и того же вида подакцизных товаров применяются различные ставки налогообложения.
Сумма акциза, исчисленная исходя из налоговой базы, не всегда совпадает с суммой акциза, подлежащей уплате в бюджет. Это объясняется тем, что НК РФ предусматривается уменьшение начисленной суммы акцизов по облагаемым операциям на величину налоговых вычетов.
Рассмотрим
виды и порядок применения налоговых
вычетов, уменьшающих начисленную
сумму акцизов по операциям с
подакцизными товарами и отдельно по
операциям с нефтепродуктами. Уменьшение
общей начисленной суммы
Аналогичный вычет осуществляется и при изготовлении подакцизной продукции из давальческого подакцизного сырья, по которому был уплачен акциз на территории России. Вычет предоставляется изготовителю такой продукции по операциям ее передачи собственнику давальческого сырья. Налоговые вычеты в указанных случаях могут быть произведены только при условии, если ставка акциза на подакцизные товары, использованные в качестве сырья, определена на ту же единицу измерения налоговой базы, что и налоговая ставка по подакцизной продукции, произведенной из этого сырья; приобретении этилового спирта из пищевого сырья для изготовления виноматериалов, использованных в дальнейшем в производстве алкогольной продукции. Вычету подлежит сумма уплаченного акциза по этиловому спирту, использованному для изготовления виноматериалов; возврате покупателем подакцизных товаров или отказе от них. Вычету подлежит сумма акциза, уплаченная налогоплательщиком по этим товарам. Порядок применения налоговых вычетов регламентируется НК РФ. Его основополагающие моменты, относящиеся к плательщикам акцизов по подакцизным товарам, состоят в следующем:
Информация о работе Назначение акцизов и их место в налоговой системе РФ