Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 21:38, курсовая работа
Целью исследования является углубление научных знаний о правовой природе и юридическом механизме: налогообложения акцизами, определение места и роли акцизов в налоговой системе РФ, разработка рекомендаций по совершенствованию нормативно-правового регулирования процесса обложения акцизами для повышения эффективности последнего.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
исследовать сущность акцизов как одного из элементов налоговой системы;
исчисления и изменения налоговых ставок;
изучить роль акцизов в формировании федерального бюджета России.
выявить значимость акцизов и их отличие от налога на добавочную стоимость.
Введение…………………………………………………………………...........3
Глава 1. Понятие и место акцизов в налоговой системе России
Понятие и сущность акцизов……………………………………………5
Глава 2. Теоретические основы акцизов
2.1. Плательщики акцизов и объекты налогообложения акцизами………….8
2.2. Подакцизные товары………………………………………………………11
2.3. Ставки акцизов на 2010 – 2012 гг…………………………………………18
2.4. Порядок исчисления и уплаты акцизов…………………………………...26
Глава 3. Значимость роль акцизов в налоговой системе и федеральном бюджете РФ
3.1. Фискальная значимость акцизов, их принципиальные отличия от
налога на добавленную стоимость……………………………………………32
3.2. Роль акцизов в налоговой системе и федеральном бюджете РФ…….34
Заключение……………………………………………………………………...37
Список использованной литературы…………………………………………..41
Вычеты
суммы акциза по этиловому спирту
из пищевого сырья, использованному
для изготовления виноматериалов, производятся
исходя из объемной доли этилового
спирта, использованного для
В = (Н * Д):100% * О,
где В — сумма налогового вычета; Н — налоговая ставка акциза на этиловый спирт; Д — объемная доля этилового спирта, содержащаяся в приобретенных виноматериалах; О — объем виноматериалов, списанных на производство вина.
Пример: Организация для производства крепленного вина приобрела 200 000 л виноматериалов с объемной долей этилового спирта 20%. На производство вина в налоговом периоде списано 18 500 л виноматериалов. В приведенном примере сумма налогового вычета по акцизу на этиловый спирт, использованный на производство виноматериалов, потребленных в качестве основного сырья и списанных на расходы по изготовлению вина, составит:
В = [(23,5 руб. * 20%) * 18 500 л] / 100% = 86 950 руб.
Сумма налоговых вычетов в отдельные
налоговые периоды может
Уплата
акцизов по операциям реализации
(передачи) произведенных
Исключение предусмотрено для уплаты акциза по операциям с прямогонным бензином и денатурированным этиловым спиртом, которые признаются объектом налогообложения в соответствии с сохраняющимся в 2007 г. особым порядком акцизного налогообложения этих товаров.
Применение особого порядка
налогообложения акцизом
У организации, имеющей свидетельства
на переработку прямогонного бензина,
объект налогообложения возникает
при получении этого
Таким образом, в отличие от общеустановленного порядка налогообложения, у организации, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина, возникает принципиально иной объект налогообложения акцизом этого товара.
Аналогичный особый порядок налогообложения
сохраняется в 2007 г. и в отношении
денатурированного этилового
Уплата акциза по прямогонному бензину и денатурированному этиловому спирту организациями, имеющими соответствующее свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с указанными товарами в соответствии с особым порядком их акцизного налогообложения, производится не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Акцизы, как правило, уплачиваются по месту производства подакцизных товаров. Налогоплательщики по окончании каждого налогового периода обязаны в установленный срок представлять в налоговые органы налоговую декларацию по акцизам по месту своего нахождения и месту нахождения обособленных подразделений.
Глава 3. Значимость роль акцизов в
налоговой системе и
3.1. Фискальная значимость акцизов, их принципиальные отличия от налога на добавленную стоимость
Акцизы, как и налог на добавленную стоимость, — федеральный косвенный налог, выступающий в виде надбавки к цене подакцизного товара. По сравнению с НДС акцизы имеют ограниченную область применения. Они распространяются на весьма узкий перечень товаров отечественного и импортного производства и не затрагивают сферу работ и услуг. Налогообложение акцизами осуществляется применительно к каждому отдельному виду подакцизных товаров, т. е. имеет индивидуальный характер.
В отличие от НДС взимание акциза в отношении конкретного товара производится только один раз на одной из стадий его продвижения. Как правило, это происходит на начальной стадии по выходу товара из производства. При перепродаже товар, по которому акциз был уже уплачен, вновь акцизом не облагается. Сумма акциза, изначально добавленная к отпускной цене товара, на всех последующих стадиях его продвижения становится составной частью цены. Построение акцизов по принципу однократности взимания выгодно отличает их от НДС, так как в определенной мере сдерживает дальнейшее развитие инфляционных процессов.
Акцизы — существенный источник доходов федерального бюджета и территориальных бюджетов субъектов Российской Федерации.
Однако ежегодно фискальная значимость акцизов в доходах бюджетов подвергается существенным колебаниям. Так, например, в доходах федерального бюджета за период с 2000 по 2004 г. диапазон колебаний удельного веса акцизов составлял от 15,0 до 3,6%. Важным показателем фискальной значимости акцизов является их доля в общей сумме налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ, на которую влияют изменения, вносимые в состав подакцизных товаров, объект налогообложения, размеры налоговых ставок, объем льгот, инфляционные процессы.
Таким образом, реальная оценка фискальной
значимости, а также фискального
потенциала акцизов неразрывно связана
с рассмотрением круга
Фискальная значимость акцизов, их принципиальные отличия от налога на добавленную стоимость:
Акцизы, как и налог на добавленную стоимость, — федеральный косвенный налог, выступающий в виде надбавки к цене подакцизного товара. По сравнению с НДС акцизы имеют ограниченную область применения. Они распространяются на весьма узкий перечень товаров отечественного и импортного производства и не затрагивают сферу работ и услуг. Налогообложение акцизами осуществляется применительно к каждому отдельному виду подакцизных товаров, т. е. имеет индивидуальный характер.
В отличие
от НДС взимание акциза в отношении
конкретного товара производится только
один раз на одной из стадий его
продвижения. Как правило, это происходит
на начальной стадии по выходу товара
из производства. При перепродаже
товар, по которому акциз был уже
уплачен, вновь акцизом не облагается.
Сумма акциза, изначально добавленная
к отпускной цене товара, на всех
последующих стадиях его
Акцизы — существенный источник доходов федерального бюджета и территориальных бюджетов субъектов Российской Федерации.
Фискальные
возможности акцизов могут быть
существенно расширены как за
счет изыскания новых сфер их применения,
так и посредством улучшения
администрирования их сбора, особенно
в такой столь значимой в фискальном
отношении области
3.2. Роль акцизов в
налоговой системе и
Акцизы представляют собой федеральный косвенный налог, относящийся к категории индивидуальных налогов (в отличие от НДС — универсального налога). Этим налогом облагаются определенные группы товаров, исчерпывающий перечень которых установлен федеральным налоговым законодательством. Согласно данным по сбору налогов за 2002 г., акцизы занимают третье место по величине поступлений в федеральный бюджет РФ и пятое место среди налоговых доходов консолидированного бюджета РФ.
Существенной особенностью этого
налога является его взимание только
в сфере производства (акцизами не
облагаются работы и услуги). Индивидуальность
взимания этого налога (т.е. обложение
им отдельных товаров и по индивидуальным
ставкам) позволяет использовать акцизы
в качестве инструмента государственного
регулирования деловой
Структура
доходов консолидированного бюджета
Российской Федерации характеризуется
высокой долей косвенных
Стабильность
доходов обуславливается
По данным МНС России около четверти всех поступлений акцизов в консолидированный бюджет РФ составляют акцизы на алкогольную продукцию. Основная их часть приходится на группу "спирт питьевой, водка и ликероводочные изделия", доля которых вместе со спиртом этиловым из пищевого сырья в общих налоговых поступлениях в консолидированный бюджет за последние 7 лет составляла не менее 1,8 %.
По оперативным данным Федеральной налоговой службы, в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2011 г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, (без учета единого социального налога) на сумму 6288,3 млрд. рублей, что на 20,9% меньше, чем за 2010 год. Из них 327,4 млрд. рублей приходится на акцизы по подакцизным товарам, производимым на территории Российской Федерации, что составило 9,96% от общего объема собранных налогов, сборов и иных обязательных платежей. В декабре 2011 г. поступления в консолидированный бюджет составили 635,9 млрд. рублей и увеличились по сравнению с предыдущим месяцем на 33,4% .
Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в 2011 г. обеспечили поступления налога на доходы физических лиц - 26,5%, налога на прибыль организаций - 20,1%, налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации - 18,7%, налога на добычу полезных ископаемых - 16,8% . На акцизы же приходится 5,2% от общего объема.
В 2011 г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, на сумму 327,4 млрд. рублей, что на 4,0% больше по сравнению с 2010 годом. Основную часть поступлений (85,4%) обеспечили акцизы на автомобильный бензин, алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин), табачную продукцию, дизельное топливо. При этом доля поступлений по акцизам на табачную продукцию и автомобильный бензин увеличилась по сравнению с 2008г. соответственно на 3,6 и 0,5 процентного пункта, на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин) и акцизам на дизельное топливо - снизилась соответственно на 2,8 и 0,6 процентного пункта. В декабре 2011г. поступило акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, на сумму 29,9 млрд. рублей, что на 8,0% больше по сравнению с предыдущим месяцем.
Информация о работе Назначение акцизов и их место в налоговой системе РФ