Назначение акцизов и их место в налоговой системе РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 21:38, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является углубление научных знаний о правовой природе и юридическом механизме: налогообложения акцизами, определение места и роли акцизов в налоговой системе РФ, разработка рекомендаций по совершенствованию нормативно-правового регулирования процесса обложения акцизами для повышения эффективности последнего.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
исследовать сущность акцизов как одного из элементов налоговой системы;
исчисления и изменения налоговых ставок;
изучить роль акцизов в формировании федерального бюджета России.
выявить значимость акцизов и их отличие от налога на добавочную стоимость.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...........3
Глава 1. Понятие и место акцизов в налоговой системе России

Понятие и сущность акцизов……………………………………………5

Глава 2. Теоретические основы акцизов
2.1. Плательщики акцизов и объекты налогообложения акцизами………….8
2.2. Подакцизные товары………………………………………………………11
2.3. Ставки акцизов на 2010 – 2012 гг…………………………………………18
2.4. Порядок исчисления и уплаты акцизов…………………………………...26


Глава 3. Значимость роль акцизов в налоговой системе и федеральном бюджете РФ
3.1. Фискальная значимость акцизов, их принципиальные отличия от
налога на добавленную стоимость……………………………………………32
3.2. Роль акцизов в налоговой системе и федеральном бюджете РФ…….34

Заключение……………………………………………………………………...37
Список использованной литературы…………………………………………..41

Файлы: 1 файл

Курсовая Назначение акцизов и их место в налоговой системе РФ.docx

— 69.43 Кб (Скачать файл)
  1. Налоговые вычеты производятся на основании расчетных документов и счетов-фактур, выставленных продавцами покупателям при реализации подакцизных товаров, либо на основании документов, подтверждающих ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию России.
  2. Вычетам у налогоплательщиков подлежат только суммы акциза, фактически уплаченные на территории РФ продавцам подакцизных товаров или таможенным органам при ввозе подакцизных товаров из-за рубежа.
  3. При оплате подакцизных товаров, использованных в качестве сырья для производства других подакцизных товаров, третьими лицами налоговые вычеты производятся, если в расчетных документах указано наименование организации, за которую произведена оплата. При этом величина указанных налоговых вычетов определяется в размере, приходящемся на стоимость использованных в качестве основного сырья подакцизных товаров, включенную в расходы по производству другой подакцизной продукции, учитываемые при исчислении налога на прибыль организаций.

Вычеты  суммы акциза по этиловому спирту из пищевого сырья, использованному  для изготовления виноматериалов, производятся исходя из объемной доли этилового  спирта, использованного для производства виноматериалов, на момент их приобретения. При этом налогоплательщик, производящий алкогольную продукцию, обязан представить  в налоговые органы договор купли-продажи виноматериалов, платежные документы с отметкой банка подтверждающие факт оплаты приобретенных виноматериалов, списанных в качестве основного сырья на производство алкогольной продукции. Сумму налогового вычета можно определить по следующей формуле:

В = (Н * Д):100% * О,

где В — сумма налогового вычета; Н — налоговая ставка акциза на этиловый спирт; Д — объемная доля этилового спирта, содержащаяся в приобретенных виноматериалах; О — объем виноматериалов, списанных на производство вина.

Пример: Организация для производства крепленного вина приобрела 200 000 л виноматериалов с объемной долей этилового спирта 20%. На производство вина в налоговом периоде списано 18 500 л виноматериалов. В приведенном примере сумма налогового вычета по акцизу на этиловый спирт, использованный на производство виноматериалов, потребленных в качестве основного сырья и списанных на расходы по изготовлению вина, составит:

В = [(23,5 руб. * 20%) * 18 500 л] / 100% = 86 950 руб.

Сумма налоговых вычетов в отдельные  налоговые периоды может превышать  общую сумму акцизов, исчисленную  исходя из сложившейся налоговой  базы. В связи с этим уплаты акцизов  не происходит. Образующаяся сумма  превышения налоговых вычетов подлежит возмещению налогоплательщику путем  зачета в счет уплаты налогов и  сборов, пени, недоимок, сумм присужденных налоговых санкций в отчетном налоговом периоде и трех последующих  налоговых периодах. Налоговые органы производят зачет самостоятельно, а  по налогам, связанным с перемещением подакцизных товаров через таможенную границу РФ, — по согласованию с  таможенными органами. По истечении  трех налоговых периодов, следующих  за отчетным, сумма, оставшаяся незачтенной, подлежит возврату налогоплательщику по его заявлению.

Уплата  акцизов по операциям реализации (передачи) произведенных налогоплательщиками  подакцизных товаров производится по истечении каждого налогового периода равными долями в два  срока:

  • не позднее 25-го числа следующего месяца;
  • не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Исключение предусмотрено для  уплаты акциза по операциям с прямогонным  бензином и денатурированным этиловым спиртом, которые признаются объектом налогообложения в соответствии с сохраняющимся в 2007 г. особым порядком акцизного налогообложения этих товаров.

Применение особого порядка  налогообложения акцизом указанных  товаров обусловлено характером их производственного использования. Прямогонный бензин используется в  качестве сырья для производства продукции нефтехимии, которая в  номенклатуру подакцизных товаров  не включается. Лицам, осуществляющим операции с прямогонным бензином в условиях применения особого порядка  его акцизного налогообложения, с 1 января 2007 г. предусматривается выдача свидетельств на производство прямогонного бензина и на его переработку при изготовлении продукции нефтехимии.

У организации, имеющей свидетельства  на переработку прямогонного бензина, объект налогообложения возникает  при получении этого подакцизного товара. Под получением понимается приобретение прямогонного бензина  в собственность. Если организация  имеет собственное производство прямогонного бензина и самостоятельно осуществляет его переработку при наличии соответствующего свидетельства, то у нее также возникает объект налогообложения акцизом по операции получения прямогонного бензина. А передача его из одного структурного подразделения в другое в качестве сырья для изготовления продукции нефтехимии у такой организации не признается облагаемой операцией.

Таким образом, в отличие от общеустановленного порядка налогообложения, у организации, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина, возникает принципиально иной объект налогообложения акцизом этого товара.

Аналогичный особый порядок налогообложения  сохраняется в 2007 г. и в отношении  денатурированного этилового спирта, используемого на производство неспиртосодержащей продукции организациями, имеющими свидетельство на осуществление указанного вида деятельности.

Уплата акциза по прямогонному бензину  и денатурированному этиловому  спирту организациями, имеющими соответствующее  свидетельство о регистрации  лица, совершающего операции с указанными товарами в соответствии с особым порядком их акцизного налогообложения, производится не позднее 25-го числа  третьего месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Акцизы, как правило, уплачиваются по месту производства подакцизных  товаров. Налогоплательщики по окончании  каждого налогового периода обязаны  в установленный срок представлять в налоговые органы налоговую  декларацию по акцизам по месту своего нахождения и месту нахождения обособленных подразделений.

 

 

Глава 3. Значимость роль акцизов в  налоговой системе и федеральном  бюджете РФ

 

3.1. Фискальная значимость акцизов, их принципиальные отличия от налога на добавленную стоимость

 

Акцизы, как и налог на добавленную  стоимость, — федеральный косвенный  налог, выступающий в виде надбавки к цене подакцизного товара. По сравнению  с НДС акцизы имеют ограниченную область применения. Они распространяются на весьма узкий перечень товаров  отечественного и импортного производства и не затрагивают сферу работ  и услуг. Налогообложение акцизами осуществляется применительно к  каждому отдельному виду подакцизных  товаров, т. е. имеет индивидуальный характер.

В отличие от НДС взимание акциза в отношении конкретного товара производится только один раз на одной  из стадий его продвижения. Как правило, это происходит на начальной стадии по выходу товара из производства. При  перепродаже товар, по которому акциз  был уже уплачен, вновь акцизом  не облагается. Сумма акциза, изначально добавленная к отпускной цене товара, на всех последующих стадиях  его продвижения становится составной  частью цены. Построение акцизов по принципу однократности взимания выгодно  отличает их от НДС, так как в определенной мере сдерживает дальнейшее развитие инфляционных процессов.

Акцизы — существенный источник доходов федерального бюджета и  территориальных бюджетов субъектов  Российской Федерации.

Однако  ежегодно фискальная значимость акцизов  в доходах бюджетов подвергается существенным колебаниям. Так, например, в доходах федерального бюджета за период с 2000 по 2004 г. диапазон колебаний удельного веса акцизов составлял от 15,0 до 3,6%. Важным показателем фискальной значимости акцизов является их доля в общей сумме налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ, на которую влияют изменения, вносимые в состав подакцизных товаров, объект налогообложения, размеры налоговых ставок, объем льгот, инфляционные процессы.

Таким образом, реальная оценка фискальной значимости, а также фискального  потенциала акцизов неразрывно связана  с рассмотрением круга подакцизных  товаров и всех составных элементов  механизма исчисления и уплаты акцизов.

Фискальная  значимость акцизов, их принципиальные отличия от налога на добавленную  стоимость:

Акцизы, как и налог на добавленную  стоимость, — федеральный косвенный  налог, выступающий в виде надбавки к цене подакцизного товара. По сравнению  с НДС акцизы имеют ограниченную область применения. Они распространяются на весьма узкий перечень товаров  отечественного и импортного производства и не затрагивают сферу работ  и услуг. Налогообложение акцизами осуществляется применительно к  каждому отдельному виду подакцизных  товаров, т. е. имеет индивидуальный характер.

В отличие  от НДС взимание акциза в отношении  конкретного товара производится только один раз на одной из стадий его  продвижения. Как правило, это происходит на начальной стадии по выходу товара из производства. При перепродаже  товар, по которому акциз был уже  уплачен, вновь акцизом не облагается. Сумма акциза, изначально добавленная  к отпускной цене товара, на всех последующих стадиях его продвижения  становится составной частью цены. Построение акцизов по принципу однократности  взимания выгодно отличает их от НДС, так как в определенной мере сдерживает дальнейшее развитие инфляционных процессов.

Акцизы  — существенный источник доходов  федерального бюджета и территориальных  бюджетов субъектов Российской Федерации.

Фискальные  возможности акцизов могут быть существенно расширены как за счет изыскания новых сфер их применения, так и посредством улучшения  администрирования их сбора, особенно в такой столь значимой в фискальном отношении области хозяйствования, как производство и оборот этилового  спирта и алкогольной продукции, которая непременно должна находиться под эффективным контролем государства. Акцизы имеют вполне реальные перспективы дальнейшего повышения своей фискальной значимости в формировании доходов государства.

 

3.2. Роль акцизов в  налоговой системе и федеральном  бюджете РФ

 

Акцизы представляют собой федеральный  косвенный налог, относящийся к  категории индивидуальных налогов (в отличие от НДС — универсального налога). Этим налогом облагаются определенные группы товаров, исчерпывающий перечень которых установлен федеральным налоговым законодательством. Согласно данным по сбору налогов за 2002 г., акцизы занимают третье место по величине поступлений в федеральный бюджет РФ и пятое место среди налоговых доходов консолидированного бюджета РФ.

Существенной особенностью этого  налога является его взимание только в сфере производства (акцизами не облагаются работы и услуги). Индивидуальность взимания этого налога (т.е. обложение  им отдельных товаров и по индивидуальным ставкам) позволяет использовать акцизы в качестве инструмента государственного регулирования деловой активности на рынках отдельных товаров.

Структура доходов консолидированного бюджета  Российской Федерации характеризуется  высокой долей косвенных налогов  — за последние семь лет она  не опускалась ниже 34 %, а доля акцизов  в общей сумме налоговых доходов  была выше 11 %.

Стабильность  доходов обуславливается высокой  собираемостью акцизов, а также введением их на товары, широко используемые либо во внешнеторговом, либо в потребительском обороте внутри страны. Собираемость - как отношение суммы фактически поступивших в консолидированный бюджет акцизов к сумме начисленных — за последние семь лет не опускается ниже 74 %.

По данным МНС России около четверти всех поступлений  акцизов в консолидированный  бюджет РФ составляют акцизы на алкогольную продукцию.  Основная их часть приходится на группу "спирт питьевой, водка и ликероводочные изделия", доля которых вместе со спиртом этиловым из пищевого сырья в общих налоговых поступлениях в консолидированный бюджет за последние 7 лет составляла не менее 1,8 %.

По оперативным  данным Федеральной налоговой службы, в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2011 г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, (без учета единого социального налога) на сумму 6288,3 млрд. рублей, что на 20,9% меньше, чем за 2010 год. Из них 327,4 млрд. рублей приходится на акцизы по подакцизным товарам, производимым на территории Российской Федерации, что составило 9,96% от общего объема собранных налогов, сборов и иных обязательных платежей. В декабре 2011 г. поступления в консолидированный бюджет составили 635,9 млрд. рублей и увеличились по сравнению с предыдущим месяцем на 33,4% .

Основную  часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета  в 2011 г. обеспечили поступления налога на доходы физических лиц - 26,5%, налога на прибыль организаций - 20,1%, налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации - 18,7%, налога на добычу полезных ископаемых - 16,8% . На акцизы же приходится 5,2% от общего объема.

В 2011 г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, на сумму 327,4 млрд. рублей, что на 4,0% больше по сравнению с 2010 годом. Основную часть поступлений (85,4%) обеспечили акцизы на автомобильный бензин, алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин), табачную продукцию, дизельное топливо. При этом доля поступлений по акцизам на табачную продукцию и автомобильный бензин увеличилась по сравнению с 2008г. соответственно на 3,6 и 0,5 процентного пункта, на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин) и акцизам на дизельное топливо - снизилась соответственно на 2,8 и 0,6 процентного пункта. В декабре 2011г. поступило акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, на сумму 29,9 млрд. рублей, что на 8,0% больше по сравнению с предыдущим месяцем.

Информация о работе Назначение акцизов и их место в налоговой системе РФ