Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 18:34, курсовая работа
Цель работы - рассмотреть налоговых агентов в налогообложении доходов физических лиц.
Задачи данной курсовой: Изучить основы налогообложения доходов физических лиц и функции налоговых агентов в исчислении и удержании НДФЛ. Ознакомиться с методикой расчета НДФЛ налоговыми агентами на материалах организации. Рассмотреть направления совершенствования налогообложения физических лиц в современных условиях.
Введение 3
1 Основы налогообложения доходов физических лиц и функции налоговых агентов в исчисление и удержании НДФЛ
1.1 НДФЛ в формировании доходов бюджета государства 5
1.2 Налоговые агенты, их права и обязанности 7
2 Методика расчета НДФЛ налоговыми агентами на материалах организации ООО « Квартон- Ритейл»
2.1 Экономическая характеристика налогового агента- организации 11
2.2 Порядок исчисления и уплаты НДФЛ, порядок предоставления налоговых льгот и вычетов при исчислении НДФЛ налоговыми агентами 13
2.3 Налоговый учет доходов физических лиц для целей налогообложения 16
3 Направления совершенствования налогообложения физических лиц в современных условиях 28
Заключение 36
Список использованной литературы 38
Введение
Система налогообложения в Российской Федерации включает ряд налогов, среди которых важное место занимает налог на доходы физических лиц. Налог на доходы физических лиц это — прямой налог на совокупный доход физического лица, включая доходы, полученные от использования капитала.
Актуальность исследования налога на доходы физических лиц и определение его роли в бюджете заключается в том, что он, наиболее перспективный в плане его продуктивности. То есть, при прочих равных условиях поступления по НДФЛ легче других налоговых платежей контролируются налоговыми органами, и от его уплаты намного сложнее уклониться недобросовестным налогоплательщикам.
Доля НДФЛ в бюджете страны напрямую зависит от уровня развития экономики в целом. В развитых государствах данный налог составляет наиболее значимую часть доходов страны. Удельный вес поступлений по НДФЛ в бюджете РФ в 2011 году составил 21 %, что на 2 % ниже в сравнении с 2010 годом. Доля налога в доходной части бюджета составляет 13-16% .
Подобная ситуация говорит о том, что российская экономика носит развивающийся характер, и основным национальным приоритетом является дальнейшее стимулирование роста. Шкала налогообложения является пропорциональной независимо от уровня доходов, одновременно с тем предусмотрено значительное количество льгот, позволяющих снизить налогообложение малоимущих слоев населения.
Так как НДФЛ напрямую связан с потреблением, то он либо стимулирует потребление, либо сокращает его. Вот почему основная проблема подоходного налогообложения — достижение наиболее оптимального соотношения экономической эффективности и социальной справедливости данного налога. То есть, необходимо установление таких ставок налога, которые обеспечили бы максимально справедливое перераспределение доходов при минимальном ущербе интересам налогоплательщиков.
Цель работы - рассмотреть налоговых агентов в налогообложении доходов физических лиц.
Задачи данной курсовой:
1 Основы налогообложения доходов физических лиц и функции налоговых агентов в исчисление и удержании НДФЛ
1.1 НДФЛ в формировании доходов бюджета государства
Налог на доходы физических лиц занимает центральное место в системе налогов, взимаемых с физических лиц.
Значимость НДФЛ в налоговой политике определяется его удельным весом в доходах бюджета. Он наиболее полно отвечает одному из классических принципов налогообложения – принципу справедливости: его уплачивает тот, кто имеет доход. Кроме того, источник уплаты налога и объект налогообложения совпадают, в отличие от имущественных налогов.
Налог на доходы физических лиц является одним из основных налогов, формирующих бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, так как налог в основном засчитывается в территориальные бюджеты.
Доля НДФЛ в государственном бюджете прямо зависит от уровня развития экономики. В развитых странах он составляет значительную часть доходов государства. К примеру, в США его вклад в бюджет достигает 60%, в Великобритании, Швеции и Швейцарии - 40%, несколько меньше во Франции - 17%.
В нашей стране подоходный налог (как он назывался раньше) занимает более скромное место в доходной части бюджета, так как затрагивает в основном ту часть населения, которая имеет средний уровень доходов или ниже. В последние годы его доля в бюджете не превышала 12-13%.
Важнейшим определяющим моментом является прежде всего то, что объектом обложения данным налогом служит именно доход, реально получаемый налогоплательщиком.
Преимущество этого налога заключается также в том, что его плательщиками является практически все трудоспособное население страны, вследствие чего его поступления могут без перераспределения зачисляться в любой бюджет: от поселкового до федерального. К тому же этот налог - достаточно стабильный и устойчивый доходный источник бюджетов, благодаря чему он в основном зачисляется в бюджеты муниципальных образований, из которых финансируются расходы, связанные с жизнеобеспечением населения.
Налог на доходы, пожалуй, самый перспективный в смысле его продуктивности. При прочих равных условиях он легче других налогов контролируется налоговыми органами, от его уплаты сложнее уклониться недобросовестным налогоплательщикам.
Одновременно с этим, именно в налоге на доходы физических лиц наглядно реализуются такие важнейшие принципы построения налоговой системы как всеобщность и равномерность налогового бремени.
Указанные особенности этого налога накладывают на законодательные и исполнительные органы любой страны огромную экономическую и социальную ответственность за построение шкалы налога, установление размера необлагаемого минимума, налоговых льгот и вычетов.
Вместе с тем, в сегодняшних российских условиях подоходный налог с физических лиц не стал доминирующим в налоговой системе страны. Несмотря на то, что его отчисления увеличились в общей сумме всех доходов бюджета по сравнению с централизованной экономикой и по объему поступлений в бюджет он занимает теперь третье место, уступая лишь налогам на добавленную стоимость и на прибыль, все же его доля в доходах консолидированного бюджета - около 12% - явно недостаточна.
Недостаточная роль налога на доходы физических лиц в формировании доходной базы российского бюджета объясняется следующими причинами:
1.2 Налоговые агенты, их права и обязанности
Налоговый агент — в российском налоговом законодательстве лицо, на которое возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджет.
Налоговыми агентами являются российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и постоянные представительства иностранных организаций в РФ, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы.
Перечисленные лица являются налоговыми агентами в том случае, если от них или в результате отношений с ними налогоплательщик получил доходы. Причем в общем случае при выплате доходов налогоплательщику, исчисление, удержание и уплата налога в бюджет производится налоговым агентом в соответствии с правилами статьи 226 НК РФ с зачетом ранее удержанных сумм налога.
Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено налоговым законодательством.
Налоговые агенты исполняют свои обязанности по исчислению, удержанию и перечислению налога вне зависимости от того, являются ли они сами налогоплательщиками уплачиваемого налога. Кроме того, налоговые агенты обязаны:
В отличие от налогоплательщика, на налогового агента формально не возложена обязанность по уплате налога с его собственных доходов и за счёт его собственных средств. Налоговый агент лишь обязан исчислить (рассчитать) сумму налога, подлежащего уплате при осуществлении определённой операции, удержать её (то есть не выплачивать) при выплате денежных средств, причитающихся какому-либо лицу, а также перечислить указанную сумму в бюджет.
Исчисление и уплата налоговыми агентами сумм НДФЛ производится
в отношении всех доходов налогоплательщика,
за исключением доходов по операциям с
ценными бумагами, доходов от деятельности
ИП и других лиц, занимающихся частной
практикой, а также доходов физических
лиц от продажи собственного имущества,
получения выигрышей и некоторые другие
доходы. Порядок и особенности исчисления
указанных доходов установлен соответствующими
статьями главы 23 НК.
Согласно п. 2 статьи 230 НК налоговые агенты обязаны
представить в налоговый орган по месту
своего учета сведения о доходах физических
лиц этого налогового периода и суммах
начисленных и удержанных в этом налоговом
периоде налогов ежегодно не позднее 1
апреля года, следующего за истекшим налоговым
периодом.
При этом не предоставляются сведения
о выплаченных доходах ИП за приобретенные
у них товары, продукцию или выполненные
работы (оказанные услуги) в том случае,
если эти ИП предъявили налоговому агенту
документы, подтверждающие их государственную
регистрацию.
Порядок исчисления суммы НДФЛ налоговым агентом установлен п. 3 статьи 226 НК.1 Исчисление налога производится нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная п. 1 статьи 224 НК (13%), начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога. При применении других ставок сумма НДФЛ исчисляется налоговым агентом отдельно по каждой сумме дохода. При расчете суммы налога не учитываются доходы, полученные налогоплательщиком от других налоговых агентов.
Удержание исчисленного
НДФЛ налоговый агент может
Суммы исчисленного и удержанного налога перечисляются налоговыми агентами:
Согласно п. 3 статьи 45 НК обязанность по уплате налога исполняется в валюте РФ. Однако иностранными организациями и физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, обязанность по уплате налога может исполняться в иностранной валюте.
В соответствии с п. 5 статьи 24 НК за неисполнение или ненадлежащие исполнение возложенных на налогового агента обязательств он несет ответственность в соответствии с законодательством РФ. Согласно статье 123 НК неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению.
Кроме того, поступление суммы НДФЛ не в тот бюджет по причине неправильного указания плательщиком кода бюджетной классификации не свидетельствует о ненадлежащем исполнении налогоплательщиком своих обязательств. Обоснованием служит тот факт, что под уплатой налога согласно статье 45 НК понимается его уплата в соответствующий бюджет, отсюда неправильное указание кода может быть признано неуплатой налога в установленный срок.
2 Методика
расчета НДФЛ налоговыми
2.1 Экономическая
характеристика налогового