НДФЛ и налогоые агенты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 18:34, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - рассмотреть налоговых агентов в налогообложении доходов физических лиц.
Задачи данной курсовой: Изучить основы налогообложения доходов физических лиц и функции налоговых агентов в исчислении и удержании НДФЛ. Ознакомиться с методикой расчета НДФЛ налоговыми агентами на материалах организации. Рассмотреть направления совершенствования налогообложения физических лиц в современных условиях.

Содержание работы

Введение 3
1 Основы налогообложения доходов физических лиц и функции налоговых агентов в исчисление и удержании НДФЛ
1.1 НДФЛ в формировании доходов бюджета государства 5
1.2 Налоговые агенты, их права и обязанности 7
2 Методика расчета НДФЛ налоговыми агентами на материалах организации ООО « Квартон- Ритейл»
2.1 Экономическая характеристика налогового агента- организации 11
2.2 Порядок исчисления и уплаты НДФЛ, порядок предоставления налоговых льгот и вычетов при исчислении НДФЛ налоговыми агентами 13
2.3 Налоговый учет доходов физических лиц для целей налогообложения 16
3 Направления совершенствования налогообложения физических лиц в современных условиях 28
Заключение 36
Список использованной литературы 38

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 197.50 Кб (Скачать файл)

В данном разделе указываются  суммы налога, исчисленные и удержанные из налоговой базы, определяемой отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки (по итоговым данным разделов 3, 4, 5 налоговой карточки). В этом же разделе отражается сумма задолженности за физическим лицом или учреждением по налогу на конец отчетного года, подлежащая переносу в налоговую карточку следующего календарного года.

Суммы налога, переданные на взыскание налоговому органу в  течение календарного года, указанные в соответствующих разделах 3, 4, 5 налоговой карточки, также указываются при заполнении итогового расчета.

При расчете общей  суммы налога по итогам календарного года учитываются суммы налога, возвращенные физическому лицу либо зачтенные в счет исполнения налоговых обязательств отчетного периода, по итогам перерасчета за прошлые налоговые периоды.

В разделе 7 «Сведения  о доходах, налогообложение которых  осуществляется налоговыми органами» указываются суммы дохода, выплаченные учреждением физическому лицу - налоговому резиденту Российской Федерации от реализации любого имущества, принадлежащего ему на праве собственности. Код дохода взависимости от вида проданного имущества выбирается из справочника «Виды доходов».

В этом же разделе приводятся данные по выплатам индивидуальным предпринимателям за приобретенные у них товары (выполненные работы, оказанные услуги).

В разделе 8 «Результаты  перерасчета за предшествующие налоговые  периоды» отражаются результаты перерасчетов за любые из трех предшествующих календарных лет. Такие перерасчеты производятся за каждый год в соответствии с применявшимся на тот период налоговым законодательством и в формах отчетности, действовавших в том периоде.

В разделе 9 «Сведения  о представлении справок о  доходах» отражаются сведения о передаче (выдаче) справок о доходах налоговому органу и (или) физическому лицу - получателю доходов, а также о передаче на взыскание неудержанных сумм налога. Соответствующие показатели заполняются по мере представления справок в налоговый орган.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Направления  совершенствования налогообложения  физических лиц в современных условиях

Современный механизм реализации обязанности по уплате налогов  не отличается стабильностью. Нормы  Налогового кодекса Российской Федерации, постоянно изменяются. Государство  находится в поиске оптимальных  форм налогообложения. Нестабильность налогового законодательства порождает механизмы сокрытия доходов, ухода от уплаты налогов, усугубляет противоречия между властью и субъектами налога, что делает налоговую систему малоэффективной.

Имеется достаточно проблем налогоплательщиков с налоговыми органами по уплате НДФЛ. Одна из  проблем, являющаяся актуальной, при которой возникает еще ряд проблем заключается в следующем: при наличии у физического лица оснований для возврата налога с доходов, физическое лицо представляет в налоговый орган по месту жительства декларацию о полученных за истекший налоговый период доходов и расходов. По итогам года декларационной компании многие налоговые органы и как следствие местные бюджеты могут столкнуться с проблемой изыскания средств для возвратов налогов. Данная в настоящие время уже решается через возможность предоставления данных налоговых вычетов на самом предприятии. Проблема усугубляется ещё и тем, что помимо подоходного налога данные организации, как правило, вообще скрываются от налогообложения, но налогоплательщик не может отвечать за действия налогового агента, вследствие чего налоговый орган ежегодно недополучает средства. Вследствие чего можно сделать вывод, что укрывание налогов на доходы физических лиц, хотя и имеют тенденцию к незначительному снижению, все же имеют огромные масштабы.

Помимо укрывания налогов существует ещё одна проблема- это недоимка, образовавшаяся у плательщиков. С ней сложно бороться ввиду многих причин:

  1. Относительно неразвитым законодательством.
  2. Сложившемся менталитетом налогоплательщиков по отношению к налоговым органов.
  3. Не дофинансированием налоговых органов и как следствие: перегрузкой налоговых органов, ограниченное количеством выездных проверок, большой текучестью кадров.
  4. Падением авторитета налоговых органов.
  5. Практически полная безнаказанность налогоплательщиков в отношении некоторых видов налоговых преступлений.
  6. В неполной мере адекватной ответственностью за совершенные налоговые нарушения преступления.
  7. Слабой и неполной базой налогоплательщиков.

Основным фактором позволяющим  увеличить долю налоговых поступлений - это усиление налогового контроля.

Налоговый контроль –  это установленная нормативными актами совокупность приемов и способов по обеспечению соблюдения налогового законодательства.

Практически в любом  современном обществе налоговая система играет очень важную роль. Посредством нее происходит перераспределение значительной доли ВВП, существенным образом изменяются потребительские ориентации, уровень благосостояния граждан. Все это приводит к необходимости построения такой налоговой системы, которая бы наиболее адекватным образом отвечала существующим социально – экономическим потребностям.

Стремление превратить налоговую систему в образец  простоты и эффективности, снять  все преграды на пути экономического роста – таковы основные стимулы реформирования налогообложения во всех развитых странах мира.

Для того чтобы упростить  налоговую систему и снизить  склонность налогоплательщиков к занижению  налоговых обязательств, государство  вынуждено снижать ставки налога на доходы физических лиц.

В идеале налог на доходы физических лиц, должен быть налогом  на чистый совокупный доход физических лиц, которые либо являются резидентами, либо извлекают определенный доход  на территории страны. Налог на доходы связан с потреблением, и он может  либо стимулировать потребление, либо сокращать его. Поэтому необходимы такие ставки налога, которые обеспечивали бы максимально справедливое перераспределение доходов при минимальном ущербе интересам налогоплательщиков от налогообложения.

На разных этапах экономического развития приоритет может отдаваться либо экономической эффективности, либо социальной справедливости, в соответствии, с чем и выбирается шкала налогообложения.

На определенных этапах экономического развития, когда доходы населения невелики, доходы бюджета от налога также незначительны. Причем повышение ставок налога в данном случае неэффективно, поскольку приведет к снижению уровня потребления, что, в свою очередь, повлечет еще большее снижение доходов.

В такой ситуации логичной представляется простая система подоходного налогообложения, в которую входил бы экономически обоснованный, не облагаемый налогом минимум и применялась бы простая ставка, то есть единая ставка ко всему доходу свыше минимального уровня.

Наличие льгот и вычетов  обеспечивает некоторую прогрессивность налога даже при простой ставке, так как чем выше уровень дохода налогоплательщика, тем меньшую долю в его доходе составляет необлагаемая часть и тем выше средняя ставка налога на доходы.

Кроме того, число налогоплательщиков при низких ставках налога будет расти, а по мере роста их дохода будет увеличиваться и сумма уплачиваемого ими налога.

По моему мнению, для  совершенствования налогового контроля, за доходами физических лиц необходимо проводить следующие мероприятия:

  • Информирование налогоплательщиков об активности проводимой работы в деле борьбы с пресечением от уплаты налогов;

Учитывая несоизмеримо более низкие затраты на проведение информационно-разъяснительной работы с налогоплательщиками по сравнению  с контрольной работой государственных органов, представляется необходимым создание особого имиджа налоговых органов как всесильной и могущественной структуры.

  • Проведение работы по формированию слоя «законопослушных налогоплательщиков».

Указанная работа должна со всеми категориями налогоплательщиков, в том числе и потенциальных. Например, сегодняшние школьники и студенты в скором времени наверняка пополнят армию рабочих, служащих и предпринимателей, поэтому необходимо проведение соответствующей разъяснительной работы с данной группой лиц.

  • Увеличение размеров наказания за налоговые правонарушения и преступления.

Дальнейшее развитие налоговой системы, в общем, и  налогообложения доходов физических лиц, в частности, связано с принятием  второй, специальной части Налогового Кодекса РФ. Ему предстоит создать единую комплексную систему налогов в стране, устранить противоречия, найти наиболее оптимальное соотношение прямых и косвенных налогов, налогов на доходы и налогов на капитал, налогов с юридических и физических лиц.

Налоговая декларация учитывает только доходы гражданина, но не его расходы, а в связи с нею следует подумать о переходе от декларации о личных доходах к декларации о доходах семьи. Нужно ли применять системный подход к уплате различных налогов, плательщиками по которым выступают физические лица, необходимо разобраться, единственное, на что хотелось бы обратить внимание в этой связи, это учитывать суммы уплаченных налогов в составе вычетов из налогооблагаемой базы для подоходного налогообложения. Возможно, сейчас они не очень значительны, но в дальнейшем, с развитием имущественного налогообложения, это было бы справедливым решением.

Конечно, теоретически можно  попытаться обнаружить реальные доходы у наших богатых людей, которых  в России не так уж и мало. Но документально  это подтвердить практически невозможно. Поэтому сейчас нужно исходить из реальных возможностей государства – постараться уменьшить привлекательность уклонения от налогов, путем более жесткого контроля за доходами физических лиц.

Нужно сказать, что я  разделяю мнение многочисленных сторонников повышенных ставок, для сверх доходов, потому что крупный доход, крупное имущество обладает по сравнению с малым доходом, с малым имуществом прогрессивно возрастающей экономической силой, большей силой накопления, но сейчас не время гнаться за высокой прогрессией. Нужно поступиться пока этой идеей, чтобы выиграть нечто большее – легализация доходов и благоприятный инвестиционный климат. А о более прогрессивной шкале налоговых ставок можно будет вспомнить после принятия, реализации и практического воплощения некоторых мер:

  1. Создать законодательные предпосылки для развития систем безналичных расчетов с использованием компьютеров, перехода от наличных расчетов к расчетам посредством чеков и кредитных карт.
  2. Постепенно перейти к системе идентификационных номеров налогоплательщиков - физических лиц, параллельно постоянно улучшая техническое оснащение налоговых органов.
  3. Принять программу по созданию общегосударственного информационного комплекса с целью организации контроля за денежными операциями населения страны. При этом максимально использовать опыт создания и функционирования подобной системы в США.

После реализации этих мер  можно будет говорить о контроле за соответствием крупных расходов на потребление, фактически получаемым физическими лицами доходам. 

Налоговый контроль за расходами  физических лиц осуществляется на основании  положений ст. 86.1-86.3 НК РФ, согласно которым налоговому контролю подлежат расходы физических лиц – резидентов РФ, приобретающих в собственность  имущество. Целью налогового контроля за расходами физических лиц является установление соответствия крупных расходов физических лиц их доходам.

С  целью обеспечения своевременности и полноты поступления подоходного налога, С.Г. Пепеляев в своей работе предлагает придать процессу уплаты налога некоторые черты лотереи.

Согласно этой идее, к  розыгрышу допускаются декларации, поданные к установленному сроку. Выигравшие получают призы в размерах, кратных  суммам, указанных в поданных ими  декларациях. Причем шансов выиграть больше у того, кто подал декларацию в более ранние сроки. Размер выигрыша также корректируется с учетом сроков предоставления декларации. Большие выигрыши предлагается не выдавать, а обращать в долгосрочные государственные займы, проценты по которым не выплачиваются, но на соответствующую сумму уменьшается налог в следующие годы до полного погашения займа. Вопреки кажущейся несерьезности этого предложения, можно провести такой налоговый эксперимент на отдельно взятой области, чтобы оценить этот метод по его результатам.

На основании всего  выше сказанного построим SFOT-анализ рис. 2.

Сильные стороны:

Слабые стороны:

Принятие Налогового Кодекса в 2001г.

Растущие налоговые  начисления.

Растущие налоговые  поступления.

Благоприятные экономические  условия.

Централизованная политика Государства

Слабое законодательство

Неэффективность налоговой  системы судебной практике

Недофинансированность налоговых органов.

Развитая бюрократия

Отсутствие полной базы налогоплательщиков

Возможности

Угрозы

Проведение реформ в  сфере налогового контроля

Принятие долгосрочной и открытой политики поддержки законопослушных  физических лиц осуществляющих предпринимательскую  деятельность.

Совершенствование налогового законодательства.

Повешение авторитета налоговых  органов.

Увеличение финансирования налоговых органов.

Ужесточение законодательства за налоговые преступления.

Проведение семинаров  и разъяснительных работ с  налогоплательщиками.

Отсутствие согласованной  и целенаправленной политики привлечения  налогоплательщиков

Несогласованность регистрирующих и контролирующих органов.

Несовершенная система  защиты информационных ресурсов и баз  данных налоговых органов

Уход от налогообложения  всеми возможными способами.

Информация о работе НДФЛ и налогоые агенты