Общая характеристика налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 12:50, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – раскрыть социально-экономическую сущность налога и рассмотреть налоговые доходы как один из важнейших источников формирования государственного бюджета.
Задачи:
- описать сущность налога, выделить его элементы, функции и классификацию;
- рассмотреть анализ структуры и динамики налоговых доходов федерального бюджета;
- показать основные направления для создания эффективной налоговой системы в республики Казахстан налог доход государство бюджет.

Содержание работы

Введение..............................................................................................................
3
1.Общая характеристика налогов.....................................................................
6
1.1.Понятие о налогах и других обязательных платежах в бюджет.............
6
1.2.Сущность налогов........................................................................................
7
1.3.Функции и классификация налога..............................................................
9
14.Виды налогов и других обязательных платежей в бюджет......................
13
2 Налоговая Система Республики Казахстан..................................................
15
2.1.Понятие о составе налогового законодательства.....................................
15
2.2.Регулирование вопросов поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет............................................................................................

16
2.3Принципы и виды налоговой системы.......................................................
17
2.4 Проблемы налоговой системы...................................................................
3. Общая характеристика налогообложения...................................................
22
23
3.1Структура налогообложения РК.................................................................
23
3.2 Проблемы налоговой системы..................................................................
25
Заключение..................................................................................................
27
Список использованной литературы.......................

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 90.04 Кб (Скачать файл)

Налоги являются неотъемлемой частью общественно-хозяйственной  жизни. От них в значительной части  зависит благополучие граждан, предприятий  и государства в целом.           Налоги в виде конкретной системы  являются экономической категорией. Они исторически связаны с  появлением государства и выполнением  целого ряда общегосударственных функций.

  Налоги нельзя сводить только к денежным отношениям. Это, прежде всего, совокупность финансовых отношений, складывающихся в процессе перераспределения ВВП с целью создания общегосударственного фонда для финансирования общегосударственных функций.

Наиболее  лаконичным и верным с теоретических  позиций можно считать следующее  определение. «Налоги – императивные денежные отношения, в процессе которых  образуется бюджетный фонд, без предоставления субъекту налога какого-либо эквивалента».

Налоги  являются основным источником формирования бюджета. Они представляют собой  часть валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в процессе производства при помощи человеческого труда, капиталов и природных ресурсов. Государство, как правило, обладает незначительной собственностью на средства производства, поэтому формирование бюджета происходит за счет изъятия  части ВВП у других участников производственного процесса. Таким  образом, изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога.

Элементы  налога

Налоговая система  базируется на соответствующем законодательстве, которое устанавливает конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяют конкретные элементы налогов. К элементам налогов относятся:

1) Субъект  налогообложения – это организация  или физическое лицо, на которые  законодательными или иными нормативными  актами возложена обязанность  уплачивать налоги и сборы.

2) Объект  налогообложения – это те юридические  факты (действия, события, состояния), которые обусловливают обязанность  субъекта заплатить налог. Видами  объектов налогообложения как  экономического элемента налогов  выступают: выручка от реализации, доход, прибыль, имущество, определенные  действия и виды деятельности, наступление отдельных событий.

3) Налоговая  ставка – это величина налога  на единицу измерения налоговой  базы. Ставки бывают: твердые и  долевые. Долевые делятся на  пропорциональные, прогрессивные и  регрессивные.

4) Налоговая  база представляет собой стоимостную,  физическую или иную характеристику  объекта налогообложения. Порядок  ее определения по каждому  виду налога устанавливается  законодательно. Она необходима  именно для исчисления налога, но непосредственно не является  обстоятельством, порождающим обязанность  уплатить налог.

5) Налоговый  период – календарный год или  иной период времени применительно  к отдельным налогам, по окончании  которого определяется налоговая  база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате в бюджет.

6) Источник  налога — это средства, используемые  для уплаты налога. Выбор источника  налога строго ограничен: существуют  только два источника, за счет  которых может быть уплачен  налог, - доход и капитал налогоплательщика.

7) Налоговый  оклад — это подлежащая взиманию  сумма налога. Для каждого налога  устанавливаются срок и порядок  уплаты налога. Срок уплаты налога  — это срок, в течение которого  налогоплательщик обязан фактически  внести налог в бюджет. Порядок  уплаты налога представляет собой  нормативно установленные способы  и процедуры внесения налога  в бюджет.

8) Налоговые  льготы – это полное или  частичное освобождение от налогов  субъекта в соответствии с  действующим законодательством.  Налоговые льготы могут быть  разделены на три группы:

1)  изъятие (выведение из-под налогообложения отдельных предметов);

2)  скидки (льготы, которые направлены на сокращение налоговой базы);

3) налоговый кредит- льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки.

           1.3Функции и классификация налогов

 

Функции налога – это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения доходов.

Каждая из выполняемых налогом функций  имеет внутренние свойства, признаки и черты данной экономической  категории. Выделяют две основные функции  налогов: фискальную и регулирующую. А также четыре вспомогательные  функции: распределительная, социальная, стимулирующая и контрольная.

Фискальная  функция состоит в финансировании государственных расходов. Посредством  фискальной функции реализуется  главное общественное назначение налогов  – форсирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной  системе и внебюджетных фондах, необходимых  для осуществления собственных  функций (оборонных, социальных, природоохранных  и других). Формирование доходов  государственного бюджета на основе стабильного и центрального взимания налогов превращает само государство  в крупнейшего экономического субъекта.

Контрольная функция налогов как экономической  категории состоит в том, что  появляется возможность количественного  отражения налоговых поступлений  и их сопоставления с потребностями  государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции  оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, появляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику.

Распределительная функция заключается в том, что  с помощью налогов через бюджет и установленные законом внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную, осуществляет финансирование крупных межотраслевых целевых программ, имеющих общегосударственное значение. Распределительная функция налогов влияет на распределение не только доходов, но и капиталов, инвестиционных ресурсов.

Социальная  функция – поддержание социального  равновесия путём изменения соотношения  между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания  неравенства между ними. Социальная функция налогов проявляется  в применении налоговых методов  поддержки социального обеспечения  и социального страхования. Вычеты на благотворительные цели, на содержание детей и иждивенцев, платежи в  государственные социальные внебюджетные фонды непосредственно направлены на обеспечение социальной защищенности и государственных гарантий членам общества, нуждающимся в первоочередной поддержке.

Стимулирующая функция с помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства. Вводя одни налоги и отменяя другие, государство стимулирует развитие определенных производств, регионов и отраслей, одновременно сдерживая развитие других. Стимулирующая функция налогов является в современной российской практике слабо реализуемой и неэффективно используемой.

Регулирующая  функция налогов проявляется  в государственном регулировании  экономики. Регулирующую роль играет сама система налогообложения, избранная  правительством. Через налоги власти воздействуют на общественное воспроизводство, т.е. любые процессы в экономике  страны, а также социально-экономические  процессы в обществе.

При помощи налогов можно поощрять или сдерживать определенные виды деятельности (повышая  или понижая налоги), направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении. Так  предоставление налоговых льгот  отраслям промышленности или отдельным  предприятиям стимулирует их подъём и развитие. Назначая более высокие  налоги на сверхприбыль, государство  контролирует движение цен на товары и услуги. Предоставляя льготы, государство  решает серьезные, порой стратегические задачи. Например, не облагая налогами, часть прибыли, идущую на внедрение  новой техники, оно поощряет технический  прогресс. А, не облагая налогами, часть  прибыли, идущей на благотворительную  деятельность, государство привлекает предприятия к решению социальных проблем.

Степень реализации функций налогов зависит  от того, каким набором экономических инструментов пользуется государство. В совокупности они представляют собой налоговый механизм, посредством которого реализуется налоговая политика государства.

Используя налоги как инструмент регулирования  государство побуждает экономических агентов что-либо делать (налоги снижаются) или, наоборот, препятствует в осуществлении их деятельности (налоги повышаются).

Последствия повышения налогов

Следует помнить, что налоги оказывают сильное  воздействие на мотивацию экономических  агентов. С одной стороны, введение налога вызывает желание его не платить, т.е. уклониться. Это желание может  быть реализовано либо в виде ухода плательщика в теневой сектор экономики, либо в попытке переложить налоговое бремя. Так, продавец, повышая цену предлагаемой продукции, перекладывает часть налогового бремени на покупателя (на рис. 5.1 это показано как повышение цены с до ).

Рис. 5.1 Введение налога на товарном рынке 

С другой стороны, экономические агенты изменяют свое поведение. Под воздействием налога фирма сокращает объем производства, так как уменьшается ее прибыль, а следовательно и заинтересованность в производстве данного количества продукции. Эта ситуация проиллюстрирована на рис. 5.1.

Если  вводится налог на единицу продукции, например, акцизный сбор, то предложение  товара сократится, кривая сдвинется  в положение  . Вертикальное расстояние между кривыми и равно величине налога на единицу продукции . Как видно из рисунка, цена на товар вырастет, а равновесное количество уменьшится.

Если  повышается налог на заработную плату, то работники могут сократить предложение труда, предпочитая иметь больше свободного времени, либо же, наоборот, увеличат предложение труда, почувствовав себя беднее и решив компенсировать снижение дохода большей зарплатой за больший период рабочего времени. Если же рассматривать рынок капитала, то налог на капитал в какой-либо отрасли экономики вызовет его отток из-за уменьшения прибыльности вложений.

Из всего  сказанного видно, что введение налога на каком-либо из рынков (на рынке товара, труда или капитала) изменит равновесную ситуацию как правило в сторону ухудшения. А это, в свою очередь означает, что возможны потери в эффективности размещения ресурсов.

Налогообложение может привести и к положительному результату, если, например, налогом  облагаются создатели негативных внешних  эффектов.

Классификация налогов

Различные налоги неодинаково действуют на отдельные  группы экономических агентов, кроме  того, они по-разному взимаются. Существует несколько классификаций видов  налогов:

Виды  налогов по объекту:

прямые;

косвенные.

Прямые налоги взимаются непосредственно с физических и юридических лиц, а также с их доходов. К прямым налогам относятся налог на прибыль, подоходный налог, налог на имущество. Косвенными налогами облагаются ресурсы, виды деятельности, товары и услуги. Среди косвенных налогов основными являются налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, импортные пошлины, налог с продаж и др.

Классическое  требование к соотношению систем косвенного и прямого налогообложения таково: фискальную функцию выполняют преимущественно косвенные налоги, а на прямые налоги возложена в основном регулирующая функция. В данном случае фискальная функция — это, в первую очередь, формирование доходов бюджета. Регулирующая функция направлена на регулирование посредством налоговых механизмов воспроизводственного процесса, темпов накопления капитала, уровня платежеспособного спроса населения. Регулирующий эффект прямых налогов проявляется в дифференциации налоговых ставок, льготах. Посредством налогового регулирования государство обеспечивает баланс корпоративных и общегосударственных интересов, создает условия для ускоренного развития определенных отраслей, стимулирует увеличение рабочих мест и инвестиционно-инновационные процессы. Налоги влияют на уровень и структуру совокупного спроса и посредством этого влияния могут содействовать или препятствовать производству. От налогов зависит соотношение издержек производства и цены товаров.

Виды налогов  по принципу целевого использования:

1)маркированные;

2)немаркированные.

Маркировкой называют увязку налога с конкретным направлением расходования средств. Если налог имеет целевой характер и соответствующие поступления ни на какие иные цели, кроме той, ради которой он введен не используются, то такой налог называется маркированным. Примерами маркированных налогов могут быть платежи в пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования, в дорожный фонд и др. Все прочие налоги считаются немаркированными. Преимущество немаркированных налогов заключается в том, что они обеспечивают гибкость бюджетной политики — они могут расходоваться по усмотрению государственного органа по тем направлениям, которые он считает необходимым.

Виды  налогов по характеру налогообложения:

пропорциональные (доля налога в доходе, или средняя ставка налога с ростом дохода);

Информация о работе Общая характеристика налогообложения