Общая характеристика налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 12:50, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – раскрыть социально-экономическую сущность налога и рассмотреть налоговые доходы как один из важнейших источников формирования государственного бюджета.
Задачи:
- описать сущность налога, выделить его элементы, функции и классификацию;
- рассмотреть анализ структуры и динамики налоговых доходов федерального бюджета;
- показать основные направления для создания эффективной налоговой системы в республики Казахстан налог доход государство бюджет.

Содержание работы

Введение..............................................................................................................
3
1.Общая характеристика налогов.....................................................................
6
1.1.Понятие о налогах и других обязательных платежах в бюджет.............
6
1.2.Сущность налогов........................................................................................
7
1.3.Функции и классификация налога..............................................................
9
14.Виды налогов и других обязательных платежей в бюджет......................
13
2 Налоговая Система Республики Казахстан..................................................
15
2.1.Понятие о составе налогового законодательства.....................................
15
2.2.Регулирование вопросов поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет............................................................................................

16
2.3Принципы и виды налоговой системы.......................................................
17
2.4 Проблемы налоговой системы...................................................................
3. Общая характеристика налогообложения...................................................
22
23
3.1Структура налогообложения РК.................................................................
23
3.2 Проблемы налоговой системы..................................................................
25
Заключение..................................................................................................
27
Список использованной литературы.......................

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 90.04 Кб (Скачать файл)

Заслуга Смита в том, что он предложил  считать налоговой справедливостью  соразмерность взимаемого с каждого  гражданина налога размеру его дохода. Иными словами, он ввел за правило  пропорциональность налогообложения. В то время это было большим шагом вперед, поскольку при господствовавших в те времена налогах на основные предметы потребления (соль, сахар, хлеб и т.д.) получатели низких доходов платили в виде этих налогов непропорционально большую часть своего дохода по сравнению с более состоятельными гражданами, в доходах которых расходы на эти облагаемые налогами продукты занимали относительно незначительное место.

 В  настоящее время идея «налоговой  справедливости» продвинулась значительно  дальше – к прогрессивности  в налогообложении, при которой  получатели более высоких доходов  должны платить относительно  большую их долю в виде налогов.

Кроме этих ставших уже классическими норм, современная практика налогообложения  выработала еще ряд не менее важных принципов, которые на практике выражаются в виде так называемых запретов. Среди них выделяют следующие:

1).  Запрет на введение налога без закона;

2).  Запрет двойного взимания налога;

3).  Запрет налогообложения факторов производства;

4).  Запрет необоснованной налоговой дискриминации.

Первый принцип (запрет) чрезвычайно прост: он запрещает государственной власти вводить налоги без ведома и против воли народа. Фактически под этим лозунгом прошли все буржуазные революции, и в настоящее время в любом современном государстве любое налоговое обложение должно быть обязательно одобрено представителями граждан в органах законодательной власти (в парламенте).

Следующий принцип (запрет) имеет дело с ситуацией, когда один и тот же объект за один и тот же отчетный период может облагаться идентичным налогом более одного раза (так называемое юридическое двойное налогообложение). Подобная ситуация обычна для нынешней усложненной системы налогообложения, при которой власти разных государств или разные уровни власти в одном и том же государстве пользуются расширенными (пересекающимися) налоговыми правами.

Важнейшее значение имеет принцип (запрет) привлекать к налогообложению базовые факторы производства. К таким факторам относят труд и капитал. Поскольку этот запрет носит экономический характер, то он не закреплен каким-либо образом в законодательных документах. Однако это не мешает властям во всех достаточно развитых странах следовать ему столь строго, как если бы он был признан на уровне конституционного закона. Фактически всё налоговое законодательство во всех развитых странах формировалось и формируется при непременном соблюдении этого основополагающего запрета.

Для капитала, вложенного в производство, формально  существуют  налог и налоги на доходы от капитала на прибыль. Однако первый налог на деле сконструирован таким образом, что им фактически облагается только капитал, выводимый из производства: капитал, примененный в процессе производства, защищен от налогообложения щедрыми амортизационными льготами, а полученная на этот капитал прибыль практически всегда освобождается от налога, если она реинвестируется на развитие производства в рамках предприятия.

Труд как фактор производства свободен от налогообложения во всех развитых странах. Фактически это обеспечено установлением не облагаемого налогом минимума дохода на таком уровне, который превосходит нормальную для этой страны стоимость воспроизводства рабочей силы ( для США ~ $5-6 тыс. в год). На этом минимальном прожиточном уровне дохода работник может всю жизнь быть свободным от налога и получать еще при этом за счет средств бюджета широкий круг социальных пособий. В целом же не следует считать жертву властей для таких случаев слишком значительной. На самом деле, освобождение от налогообложения предоставляется только в отношении прямых налогов, поскольку эти же работники и так уплачивают в бюджет в виде, например, акцизов и налога на добавленную стоимость до 30% и более от суммы их доходов.

Фактически  в большинстве западных стран  в настоящее время принята  следующая градация при налогообложении  доходов граждан: для доходов  в пределах минимального прожиточного (вполне достойного) уровня – нулевая  ставка обложения; для «заработанных» трудовых доходов – налоговые  ставки в пределах 15 – 20%; для «заработанных» предпринимательских доходов –  обложение только чистого дохода по налоговым ставкам в 20-35% (но часто  со снижением до нуля для реинвестируемых  прибылей); для доходов от вложения капиталов (для рантье) – обложение общей (валовой) суммы дохода по ставкам в 25-30%; для «незаработанных» (даровых) доходов, к которым относятся дары, наследства, выигрыши по лотереям и т.д. – максимальные налоговые ставки, достигающие 50-75%.

Наконец, последний запрет касается, в основном, международных отношений и отражает ту известную реальность, что в настоящее время граждане и капиталы широко мигрируют между странами, и сотни тысяч и даже миллионы граждан живут, работают, занимаются бизнесом и получают доходы в разных странах. В большинстве этих стран государство использует в отношении граждан и не граждан принцип резидентства (постоянного местожительства). Соответственно, в этих условиях сама жизненная необходимость требует отказаться от какой-либо налоговой дискриминации иностранцев (хотя бы в расчете на встречную взаимность).

Таким образом, семь  (включая первые принципы Смита) основополагающих принципов налогообложения во всех развитых странах мира соблюдаются уже на протяжении многих десятилетий. Конечно, нельзя отрицать, что в отдельных странах и в отдельные критические периоды власти – вынужденно или произвольно – отходили от этих принципов и даже прямо нарушали.

Европы  вводились чрезвычайно жесткие  налоги в отношении иностранцев, применялись особые формы налогообложения  – в виде долгосрочных принудительных займов и т.д. Но такие отклонения носили подчеркнуто временный характер, и с прекращением таких особых условий власти обычно без промедления  восстанавливали прежние порядки.

Таким образом, для обеспечения стабильного  развития всякая страна должна учитывать  и строго соблюдать все вышеперечисленные  базовые принципы налогообложения.

На них  должна основываться налоговая политика страны, налоговые законы не должны приниматься и проводиться в  нарушение этих принципов, суды должны разрешать налоговые споры в  духе этих налоговых принципов, даже если они и не выражены прямо в  форме конкретной нормы закона или  иного правового документа (если налоговые правила допускают  неоднозначные толкование  или намеренно оставляют вопрос на усмотрение исполнительной власти).

Если  взять эти базовые принципы налогообложения  за основу, то мы увидим, что для проводимой в настоящее время в Российской Федерации налоговой реформы главным является достижение оптимального соотношения между стимулирующей и фискальной ролью налогов. В этом случае, очевидно, основными задачами налоговой реформы являются более справедливое распределение налогового бремени, переход к оптимальным налоговым ставкам и общее упрощение налоговой системы. И при этом система администрирования налогов должна обеспечивать снижение уровня издержек исполнения налогового законодательства, как для государства, так и для налогоплательщиков.

На протяжении всей истории человечества ни одно государство не смогло существовать без налогов. Налоговый опыт подсказал  и главный принцип налогообложения: “Нельзя резать курицу, несущую  золотые яйца”, т.е. как бы ни были велики потребности в финансовых средствах на покрытие мыслимых и  немыслимых расходов, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности.

Для того, чтобы глубоко вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложения. Качества, с экономической точки зрения желательные в любой системе налогообложения, были сформулированы Адамом Смитом в форме четырех положений, ставшими классическими принципами, с которыми, как правило, соглашались последующие авторы. Они сводятся к следующему:

Подданные государства должны участвовать  в покрытии расходов правительства, каждый по возможности, т.е. соразмерно доходу, которым он пользуется под  охраной правительства. Соблюдение этого положения или пренебрежение  им ведет к так называемому  равенству или неравенству обложения.

Налог, который  обязан уплачивать каждый, должен быть точно определен, а не произволен. Размер налога, время и способ его  уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и  всякому другому.

Каждый налог  должен взиматься в такое время  и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика.

Каждый  налог должен быть так устроен, чтобы  он извлекал из кармана плательщика  возможно меньше сверх того, что  поступает в кассы государства.

Принципы  Адама Смита, благодаря их простоте и ясности, не требуют никаких  иных разъяснений и иллюстраций, кроме тех, которые содержатся в  них самих, они стали “ аксиомами  ” налоговой политики.

Сегодня эти  принципы расширены и дополнены  в соответствии с духом нового времени. Современные принципы налогообложения таковы:

Уровень налоговой  ставки должен устанавливаться с  учетом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным. Принцип  этот соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах  рассчитываются пропорционально.

Необходимо  прилагать все усилия, чтобы налогообложение  доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или  капитала недопустимо. Примером осуществления  этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где  обложение оборота происходило  по нарастающей кривой, на НДС, где  вновь созданный чистый продукт  облагается налогом всего один раз  вплоть до его реализации.

Обязательность  уплаты налогов. Налоговая система  не должна оставлять сомнений у налогоплательщика  в неизбежности платежа.

Система и процедура выплаты налогов  должны быть простыми, понятными и  удобными для налогоплательщиков и  экономичными для учреждений, собирающих налоги.Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно - политическим потребностям.

Налоговая система  должна обеспечивать перераспределение  создаваемого ВВП и быть эффективным  инструментом государственной экономической  политики. 

 

2.4 Проблемы  налоговой системы  

 

Разработанная правительством Казахстана система  налогообложения к сожалению недостаточно эффективна, так как она отрицательно сказывается на развитие предпринимательства, что значительно сокращает внутренний потребительский рынок.

Нечеткость  механизма налогообложения, некорректность деятельности многих работников приводит к развитию спекуляции (в самом  негативном смысле этого слова), уклонение  от налогов, коррупции и взяточничеству.

В этой связи  налоговая система требует комплексного совершенствования, причем следует  в корне изменить подход к налогообложению, как к методу государственного регулирования, с тем чтобы она выполняла все необходимые для рыночной экономики функции.

Именно исходя из сложившегося на сегодняшний день экономической, политической и социальной ситуации в Казахстане концепция налогообложения в первую очередь должна решить следующие основные задачи:

-устойчивость  и сбалансированность государственного  бюджета

-формирование  антиинфляционного механизма и  обеспечения стабильности собственной  валюты

- обеспечение  широко масштабных инвестиции

- всемерное  стимулирование деловой активности  всех субъектов хозяйствования  независимо от форм собственности.

При современной  сложившейся экономической конъюнктуре  обеспечить ощутимое снижение налогового бремени невозможно экономически и  не рационально политически.

Существенное  снижение налогов возможно только тогда, когда будет преодолен рост государственных расходов и они будут стабильно зафиксированы хотя бы на сегодняшнем достаточно высоком уровне при динамично возрастающем объеме валового национального продукта.

Но в тоже время крайне необходимо упорядочить  и логически систематизировать  все виды налогов.

При исчислении  прибыли, облагаемой налогом, важно  обеспечить политику ускоренной амортизации, так как   имеющееся разрешение на увеличение амортизационных отчислений по старым фондам в два раза не решает проблемы восстановления действующего оборудования.

Инфляция обуславливающая опережающие темпы роста цен по сравнению с нормой амортизации, требует возмещения этих потерь из прибыли.

Совершенствование системы налогообложения должно быть направлено сейчас на всемирную  активизацию процессов инвестирования всех  видов.

Это крайне необходимо для становления и  развития рынка ценных бумаг и  финансового капитала, являющихся центральным  звеном рыночного хозяйства регулируемого  типа.

Необходимо  произвести переоценку основных фондов предприятий для увеличения финансовых ресурсов предприятий и индексацию амортизационных отчислений, что  позволит предприятиям осуществить  грамотное акционирование и создать  хорошую базу для инвестирования.

Информация о работе Общая характеристика налогообложения