Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 12:29, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – рассмотрение эволюции налоговой системы в мире и отдельное изучение эволюции российского налогообложения.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
- характеристика основных этапов возникновения налогообложения;
- исследование становления и развития налоговой системы;
- анализ действующей налоговой системы;
-сопоставление российской системы налогообложения с налогообложением других стран.
-изучение основных проблем в современной налоговой системе;
-вывод предложений по совершенствованию налоговой системы РФ.
Введение…………………………………………………………………………...3
I Эволюция налоговой системы в России.……………………………………..
1.1. Российские налоги от Древнерусского государства до
Средневековья…..…………………………………………………
1.2 Налоговая система России XVII-XIX вв…………………………..
1.3 Налоговая система с начала XX в………………………………...
II Современное состояние налоговой системы России…………….…………
2.1 Общая характеристика……………………………………………..
2.2 Основные недостатки налоговой системы РФ…………………...
2.3 Перспективы и пути совершенствования налоговой системы….
Заключение……………………………………………………………………….
Список литературы …………
МИНИСТЕРСТВО
ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
______________________________
Кафедра финансов и экономического анализа
по налогам и
налогообложению
Тема:
«Общий обзор
эволюции и современного состояния
налоговой системы в Российской Федерации»
Выполнил: курсант
320 уч. взвода
3 «Ж» курса ФЭБ
рядовой полиции
Девнозашвили А.-Е.В.
Проверил: профессор кафедры
кандидат экономических наук
доцент
майор полиции
Бабошко Н.М.
Москва
2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
I Эволюция налоговой системы в России.……………………………………..
1.1. Российские налоги от Древнерусского государства до
Средневековья…..……………………………………
1.2 Налоговая система России XVII-XIX вв…………………………..
1.3 Налоговая система с начала XX в………………………………...
II Современное состояние налоговой системы России…………….…………
2.1
Общая характеристика…………………………………………
2.2 Основные недостатки налоговой системы РФ…………………...
2.3 Перспективы и пути совершенствования налоговой системы….
Заключение……………………………………………………
Список литературы ……………………………………………………………...
Приложение …………………………………………………
Введение
Налоги как основной источник образования государственных финансов через изъятие в виде обязательных платежей части общественного продукта известны с незапамятных времен. Причем налогообложение как элемент экономической культуры свойственен всем государственным системам как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования. В связи с этим о налогообложении можно говорить как о феномене человеческой цивилизации, как о её неотъемлемой части.
История
налогов насчитывает
В развитии налогообложения выделяет три периода [8], каждый из которых характеризуется теми или иными признаками и особенностями, которые будут подробно рассмотрены и изучены в данной работе.
Объектом изучения служит непосредственное развитие налогообложения, а предметом, в свою очередь, налоговые системы на разных этапах развития человечества.
Цель данной курсовой работы – рассмотрение эволюции налоговой системы в мире и отдельное изучение эволюции российского налогообложения.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
-
характеристика основных
-
исследование становления и
- анализ действующей налоговой системы;
-сопоставление
российской системы
-изучение
основных проблем в
-вывод
предложений по
Развитие налоговых систем отражает как уровень развития экономики (динамика изменений и масштабы валового внутреннего продукта, товарный оборот, инвестиции, состояние денежного обращения), так и развитие форм государства (степень развития демократических процессов, форм зависимости государственной власти от общества). В этом отношении теоретический и практический интерес представляет сопоставление эволюции налоговых систем развитых зарубежных стран и отечественной налоговой системы.
I
Эволюция налоговой
системы в России
1.1.
Российские налоги от Древнерусского
государства до Средневековья
Объединение древнерусского государства началось лишь с конца IX в. Основным источником доходов княжеской казны была дань. Это по сути дела сначала нерегулярный, а затем все более систематический прямой налог. Историк С.М. Соловьев сообщает: «Некоторые платили мехами с обитаемого жилища, некоторые по шлягу от рала». Под шлягом, видимо, следует понимать иноземные, главным образом арабские, металлические монеты, обращавшиеся тогда на Руси. «От рала» — т. е. с плуга или сохи.
Дань взималась двумя способами: повозом, когда она привозилась в Киев, и полюдьем, когда князья или княжеские дружины сами ездили за нею.
Известно в Древней Руси было и поземельное обложение.
Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Пошлина «мыт» взималась за провоз товаров через горные заставы, пошлина «перевоз» — за перевоз через реку, «гостиная» пошлина — за право иметь склады, «торговая» — за право устраивать рынки. Пошлины «вес» и «мера» устанавливались соответственно за взвешивание и измерение товаров, что было в те годы довольно сложным делом.
Судебная пошлина «вира» взималась за убийство, «продажа» — штраф за прочие преступления. Судебные пошлины составляли обычно от 5 до 80 гривен. Эти порядки были узаконены в Русской Правде князя Ярослава Мудрого (около 978 — 1054гг).
Помимо «выхода», или дани, были и другие ордынские тяготы. Например, ям — обязанность доставлять подводы ордынским чиновникам. Сюда же следует отнести содержание посла Орды с огромной свитой.
Взимание прямых налогов в казну самого Русского государства стало уже почти невозможным. Главным источником внутренних доходов были пошлины. Особенно крупными источниками дохода явились торговые сборы. Они существенно возрастали за счет присоединения к Московскому княжеству новых земель
Сборщик пошлин в XII в. в Киеве назывался осьмеником. Он взимал осьмничее — сбор за право торговли. С XIII в. на Руси входит в обиход название «таможенник» для главного сборщика торговых пошлин.
Уплата «выхода» была прекращена Иваном III (1440—1505) в 1480 г., после чего вновь началось создание финансовой системы Руси. В качестве главного прямого налога Иван III ввел данные деньги с черносошных крестьян и посадских людей. Затем последовали новые налоги: ямские, пищальные — для производства пушек, сборы на городовое и засечное дело, т. е. на строительство засек — укреплений на южных границах Московского государства.
Кроме дани источником дохода казны великого князя служили оброки. На оброк отдавались пашни, сенокосы, леса, реки, мельницы, огороды.
Косвенные налоги взимались через систему пошлин и откупов, главными из которых были таможенные и винные.
Деньга в то время равнялась одной второй копейки. В середине XVII в. была установлена единая пошлина для торговых людей — 10 денег (5 копеек с рубля оборота).
Иван Грозный (1530—1584) умножил государственные доходы лучшим порядком в собирании налогов. Земледельцы при нем были обложены определенным количеством сельскохозяйственных продуктов и деньгами, что записывалось в особые книги. Одни давали более, другие менее, смотря по изобилию или недостатку в угодьях.
Со времени Ивана Грозного в промышленных местах раскладка податей стала производиться не по сохам, а «по животам и промыслам». Прямая подоходная подать взималась только с восточных инородцев, у которых каждый работоспособный мужчина был обложен меховой или пушной данью, известной под названием «ясак». Многие натуральные повинности в это время были заменены денежным оброком.
Кроме обычных прямых податей и оброка, при Иване Грозном широко практиковались целевые налоги: ямские деньги, стрелецкая подать для создания регулярной армии, полоняничные деньги — для выкупа ратных людей, захваченных в плен, и русских, угнанных в полон.
Главными косвенными налогами оставались торговые пошлины, взимаемые при любом передвижении, складировании или продаже товаров; таможенные пошлины, которые были в правление Ивана Грозного упорядочены; судебные пошлины. Торговые пошлины часто отдавались на откуп, что служило серьезным препятствием для развития торговли, особенно из-за их искусственного усложнения, придирок и вымогательств со стороны откупщиков и нанятых ими сборщиков.
В 1571 г. была дана таможенная новгородская грамота о сборе пошлин на Торговой стороне в государевой опричнине. И здесь новгородцу дается преимущество перед иногородними. Грамота предупреждает: без весу меду, икры и соли не продавать.
В 1577 г. там же на Торговой стороне были установлены твердые пошлины с дворов гостиных и лавок.
В царскую казну шли сборы с публичных бань, с питейной торговли, так как изготовление и продажа пива, меда и водки составляли исключительно прерогативу государства.
В конце XVI в. особенная царская вотчина, включающая в себя 36 городов с селами и деревнями, доставляла казне Дворцового ведомства помимо денежного оброка хлеб, скот, птицу, рыбу, мед, дрова, сено. Тягло и подать государственная приносили казне 400 тыс. руб. и меха сибирской области. Различные городские пошлины — торговые, питейные, судебные, банные — приносили 800 тыс. руб. в казну Большого Прихода.
Политическое
объединение русских земель относится
к концу XV в. Однако стройной системы
управления государственными финансами
не существовало еще долго. Большинство
прямых налогов собирал Приказ большого
прихода. Одновременно с ним обложением
населения занимались территориальные
приказы: в первую очередь Новгородская,
Галичская, Устюжская, Владимирская, Костромская
чети, которые выполняли функции приходных
касс; Казанский и Сибирский приказы, взимавшие
ясак с населения Поволжья и Сибири; Приказ
большого дворца, облагавший налогом царские
земли; Приказ большой казны, куда направлялись
сборы с городских промыслов; Печатный
приказ, взимавший пошлину за скрепление
актов государевой печатью; Казенный патриарший
приказ, ведающий налогообложением церковных
и монастырских земель. Помимо перечисленных
налоги собирали Стрелецкий, Посольский,
Ямской приказы. В силу этого финансовая
система России в XV — XVII вв. была чрезвычайно
сложна и запутанна.
1.2.
Налоговая система России XVII-XIX вв.
Несколько упорядочена налоговая система была в царствование Алексея Михайловича (1629—1676), создавшего в 1655 г. Счетный приказ. Проверка финансовой деятельности приказов, анализ приходных и расходных книг позволили довольно точно определить бюджет государства. В 1680 г. доходы составляли 1203367 руб. Из них за счет прямых налогов обеспечено поступление 529481,5 руб., или 44% всех доходов, за счет косвенных налогов — 641394,6 руб., или 53,3%. Остальную сумму (2,7%) дали чрезвычайные сборы и прочие доходы. Расходы составили 1125323 руб.