Общий обзор эволюции и современного состояния налоговой системы в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 12:29, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – рассмотрение эволюции налоговой системы в мире и отдельное изучение эволюции российского налогообложения.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
- характеристика основных этапов возникновения налогообложения;
- исследование становления и развития налоговой системы;
- анализ действующей налоговой системы;
-сопоставление российской системы налогообложения с налогообложением других стран.
-изучение основных проблем в современной налоговой системе;
-вывод предложений по совершенствованию налоговой системы РФ.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
I Эволюция налоговой системы в России.……………………………………..
1.1. Российские налоги от Древнерусского государства до
Средневековья…..…………………………………………………
1.2 Налоговая система России XVII-XIX вв…………………………..
1.3 Налоговая система с начала XX в………………………………...
II Современное состояние налоговой системы России…………….…………
2.1 Общая характеристика……………………………………………..
2.2 Основные недостатки налоговой системы РФ…………………...
2.3 Перспективы и пути совершенствования налоговой системы….
Заключение……………………………………………………………………….
Список литературы …………

Файлы: 1 файл

курсовая 2.doc

— 210.50 Кб (Скачать файл)

     Основы  ныне действующей налоговой системы  Российской Федерации заложены в 1992 г. За прошедшие годы было много отдельных частных изменений, но основные принципы сохраняются.

      Полномочия  властных органов субъектов Федерации  и местных в части установления налогов несколько раз менялись. В первые два года функционирования налоговой системы Российской Федерации региональные и местные налоги весьма жестко регламентировались. Ст. 20 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» позволяла представительной власти субъектов Федерации собирать четыре налога. А ст. 21 того же Закона перечисляла 23 местных налога. По большинству из них Закон устанавливал и предельные ставки налога.

      Затем на три года (1994—1996 гг.) ограничения были отменены. П. 7 Указа Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2268 «О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации в 1994 г.» сыграл крайне негативную роль в формировании налоговой системы России. В нем отменялся закрытый перечень налогов. Количество региональных и местных налогов не ограничивалось.

     Цель  отмены ограничений была ясна: дать возможность региональным и местным властям самим поискать источники доходов и пути выхода из финансового кризиса. Это был своего рода экономический эксперимент.

      Надо  сказать, что в целом он получился с отрицательным результатом, так как на местах власти переусердствовали — начался «бум налоготворчества» в регионах и на уровне местного самоуправления.  

      На  основании названного Указа Президента РФ только в 1994 г. было введено дополнительно, сверх предусмотренных в Законе РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», более 70 видов региональных и местных налогов. В 1995 г. дополнительные налоги взимались в 66 регионах России, а в 1996 г.—в 75. [14]

      Рост  налогов, как показал опыт трех лет, не привел к сбалансированию доходов и расходов региональных и местных бюджетов. Конечно, имелась и положительная практика. Например, в г. Москве не увлекались многими налогами, но ввели два весьма полезных налога, пополнивших городской бюджет: гостиничный сбор, который применяется практически во всех крупных зарубежных городах, и налог на содержание инфраструктуры города, взимаемый с иногородних граждан, прибывающих в столицу на постоянное место жительства.

      18 августа 1996 г. Президент Российской  Федерации издал Указ № 1214, которым отменил с января 1997 г. п. 7 Указа № 2268. Все вернулось к статьям 20 и 21 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».

     Действовавшая с 1992 г. российская налоговая система  оказалась крайне несовершенной.

     К основным недостаткам этой налоговой  системы следует отнести:

     1)противоречивость и запутанность налогового законодательства, его нестабильность и непредсказуемость, не позволяющие предпринимателям видеть перспективы своей деятельности, а также неоднократные, часто существенные изменения законов по отдельным налогам.

     2)сложный порядок определения налогооблагаемой базы большинства налогов;

     3)многочисленность нормативных документов и частое несоответствие законов и подзаконных актов, регулирующих налоговые отношения.

     4)чрезмерно большое количество действовавших налогов в период 1994—1996 гг. (более 100), затрудняющее расчеты налогоплательщиков с бюджетным фондом;

     5)достаточно высокая налоговая нагрузка (более 35% ВВП), не позволяющая реализовать стимулирующую функцию налогов для поощрения инвестиций;

     6)несоблюдение принципа справедливости при распределении налогового бремени; перекладывание налоговых платежей на достаточно узкий круг предприятий; низкое обложение сверхвысоких доходов, супердорогой недвижимости и т. п.;

     7)слишком жесткие финансовые санкции при задержке налоговых платежей;

     8)значительный недобор налоговых доходов в результате массового уклонения от их уплаты; недостаточное соблюдение принципа неотвратимости наказания при совершении налоговых преступлений (в среднем менее 10% соответствующих дел заканчивалось осуждением);

         9)преимущественно фискальная направленность налогообложения.

   Например, фискальная нагрузка только по федеральному бюджету РФ составляла в 1998 г. 12% ВВП, в 1999 г.- 14.5%, в 2000 г.- 16% ВВП. По оценке А. Починка, совокупное налогообложение фонда оплаты труда составляет 70 коп. с рубля. Федеральные налоги, служащие источниками образования дорожных фондов и местный налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы взимались с оборота (выручки) и составляли примерно 4%. При десятипроцентной рентабельности предприятия один процент с выручки соответствует примерно 11% прибыли. Четыре процента — это соответственно примерно 44% прибыли плюс стандартный (до 2001 г.) налог на прибыль (30%). Суммарная нагрузка составляла 74% прибыли. Кроме того, из прибыли выплачивались имущественные налоги предприятий, пошлины, основная часть местных налогов; при этом одновременно многие налоги неэффективны с точки зрения реализации фискальной функции налогов (например, сборы с владельцев собак, за выдачу ордера на квартиру, сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и др.);

        10) заниженное налогообложение пользования природными ресурсами.

     Отмеченные  недостатки как раз и обусловили необходимость радикального изменения  налоговой системы и привели  к появлению Налогового кодекса  РФ. [16]

 

      II Современное состояние налоговой системы России 

      2.1 Общая характеристика 
 

      Общие принципы построения налоговой системы, налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи определяют Налоговый кодекс РФ (часть первая) и Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». К понятию «другие платежи» относят обязательные взносы в государственные внебюджетные фонды, такие, как Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования и т.д.

      Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, объем продаж, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты.

      Предусмотрено, что один и тот же объект может  облагаться налогом одного вида только один раз за определенный Законом период налогообложения.

      В законодательном порядке по налогам  могут устанавливаться определенные льготы, к числу которых относятся:

  1. необлагаемый минимум объекта налога;
  2. изъятие из обложения определенных элементов объекта налога;
  3. освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков;
  4. понижение налоговых ставок;
  5. вычет из налогового платежа за расчетный период;
  6. целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взимания налогов);
  7. прочие налоговые льготы.

      Обязанность своевременно и в полной мере уплачивать налоги российским законодательством возлагается на налогоплательщика. В этих целях налогоплательщик обязан:

  1. вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивая их сохранность не менее 5 лет;
  2. представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения;
  3. вносить исправления в бухгалтерскую отчетность в размере суммы сокрытого им заниженного дохода (прибыли), выявленного проверками налоговых органов;
  4. в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, произведенной налоговым органом, представлять письменные пояснения мотивов отказа от подписания этого акта;
  5. выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах.

      Имеется также еще одно обстоятельство. Правительство Российской Федерации участвует в координации налоговой политики с Белоруссией, с другими государствами, входящими в Содружество Независимых Государств, а также заключает международные налоговые соглашения об избежании (устранении) двойного налогообложения с последующей ратификацией этих соглашений Государственной Думой Федерального Собрания. Если международными договорами Российской Федерации или бывшего СССР установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Российской Федерации по налогообложению, то применяются правила международного договора.

      Законом «Об основах налоговой системы  в Российской Федерации» введена трехуровневая система налогообложения предприятий, организаций и физических лиц.

      Первый  уровень — федеральные налоги России. Они действуют на территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета.

     Федеральные налоги устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются по всей территории. Ставки федеральных налогов устанавливаются Федеральным Собранием РФ. При этом ставки налогов на отдельные виды природных ресурсов, акцизов на отдельные виды минерального сырья и таможенных пошлин устанавливаются Правительством России. Льготы по федеральным налогам могут устанавливаться только федеральными законами о налогах. Однако органы законодательной (представительной) власти субъектов РФ и органы местного самоуправления по отдельным налогам могут вводить дополнительные льготы в пределах сумм налогов, зачисляемых в их бюджеты.

     Статус  федерального налога не означает, что  он полностью зачисляется в федеральный  бюджет. В соответствии с законом  о федеральном бюджете на текущий год устанавливаются нормативы отчислений федеральных налогов и сборов в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты. Отчисления, сформированные таким образом, носят название регулирующих доходов бюджетов.

        Как и в других странах, наиболее доходные источники сосредоточиваются в федеральном бюджете.

      К числу федеральных относятся:

-налог на добавленную стоимость;

-налог на прибыль предприятий и организаций;

-акцизы;

-подоходный налог с физических лиц;

-таможенные пошлины.

      Перечисленные пять налогов создают основу финансовой базы государства.

      Второй  уровень — налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов, т. е. региональные налоги. Этот термин был введен в научный оборот несколько лет назад. Сейчас он «узаконен», поскольку используется в  Налоговом Кодексе Российской Федерации. Региональные налоги устанавливаются представительными органами субъектов Федерации исходя из общероссийского законодательства. Часть региональных налогов  относится  к  общеобязательным  на территории   РФ.   В  этом  случае региональные власти регулируют только их ставки в определенных пределах, налоговые льготы и порядок взимания.

      Наибольшие  доходы региональным бюджетам приносит налог на имущество юридических лиц. В основном это соответствует мировой практике, с той разницей, что в большинстве стран не делается различия между налогом на имущество юридических лиц и налогом на имущество физических лиц. Чаще всего это один налог, хотя в некоторых странах имеется и такая практика, как в России. Очень сильно поддерживает финансовую базу региональных бюджетов целевой налог на нужды учреждений народного образования. Именно он дает необходимые средства для развития на региональном уровне этой отрасли. В 1999 г. в качестве региональных налогов начали функционировать налог с продаж и налог на вмененный доход.

      Третий  уровень — местные налоги, т.е. налоги городов, районов, поселков и т. д. В понятие «район» с позиций налогообложения не входит район внутри города. Представительные органы (городские Думы) городов Москвы и Санкт-Петербурга имеют полномочия на установление как региональных, так и местных налогов.

      Среди местных налогов крупные поступления  обеспечивают:

–налог на имущество физических лиц;

–земельный налог;

–налог на рекламу;

–налог на содержание жилищного фонда и социально-культурной сферы;

–большая группа прочих местных налогов.

      Бюджетное устройство Российской Федерации, как  и многих европейских стран, предусматривает, что региональные и местные налоги служат лишь добавкой в доходной части соответствующих бюджетов. Главная часть при их формировании — это отчисления от федеральных налогов.

      Налоговая система Российской Федерации выполняет  важнейшую функцию бюджетного регулирования. Расширение самостоятельности и ответственности 89 национально-государственных и административно-территориальных образований России в решении социально-экономических проблем сопровождается укреплением их финансовой базы, осуществляемым путем перераспределения федеральных налогов.

Информация о работе Общий обзор эволюции и современного состояния налоговой системы в Российской Федерации