Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 12:29, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – рассмотрение эволюции налоговой системы в мире и отдельное изучение эволюции российского налогообложения.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
- характеристика основных этапов возникновения налогообложения;
- исследование становления и развития налоговой системы;
- анализ действующей налоговой системы;
-сопоставление российской системы налогообложения с налогообложением других стран.
-изучение основных проблем в современной налоговой системе;
-вывод предложений по совершенствованию налоговой системы РФ.
Введение…………………………………………………………………………...3
I Эволюция налоговой системы в России.……………………………………..
1.1. Российские налоги от Древнерусского государства до
Средневековья…..…………………………………………………
1.2 Налоговая система России XVII-XIX вв…………………………..
1.3 Налоговая система с начала XX в………………………………...
II Современное состояние налоговой системы России…………….…………
2.1 Общая характеристика……………………………………………..
2.2 Основные недостатки налоговой системы РФ…………………...
2.3 Перспективы и пути совершенствования налоговой системы….
Заключение……………………………………………………………………….
Список литературы …………
Полоняничная подать, которая собиралась время от времени по особому распоряжению, в царствование Алексея Михайловича стала постоянной (по Уложению 1649 г.) и собиралась ежегодно «со всяких людей». Стрелецкая подать была при Иване Грозном незначительным налогом хлебом, а при Алексее Михайловиче выросла до значения одного из основных прямых налогов и уплачивалась как натурой, так и деньгами. Взимались пошлины с различных частных сделок, с просьб в административные учреждения, с выдаваемых оттуда грамот — неокладные сборы.
При Алексее Михайловиче с населения взимали сначала двадцатую, потом десятую, затем пятую деньгу, т.е. прямые налоги «с животов и промыслов» поднялись до 20%. Увеличивать прямые налоги стало сложно. И тогда была предпринята попытка поправить финансовое положение с помощью косвенных налогов. В 1646 г. был повышен акциз на соль с 5 до 20 коп. на пуд. Кстати, эту меру применяли и в других странах. Расчет был на то, что соль потребляют все слои населения и налог разложится на всех равномерно.
В России соляной налог пришлось отменить после народных (соляных) бунтов в 1648 г., и началась работа по упорядочению финансов на более разумных основаниях. Прежде всего, была введена четкая таможенная система вместо случайных таможенных пошлин и льгот. В 1653 г. издан Торговый Устав, имевший явно протекционистский характер.
Большое
распространение получил
Наряду с основными ставками по прямым налогам вводились надбавки целевого назначения: на строительство государственных больших дорог, на устройство водных сообщений, временные надбавки для ускорения уплаты государственных долгов (действовали с 1812 по 1820 гг.).
Существовали
специальные государственные
Действовали пошлины с имущества, переходящего по наследству или по актам дарения. В то время ими облагались только лица, не имеющие прямого права наследования.
Существовали паспортные сборы, в том числе с заграничных паспортов. Облагались полисы по страхованию от пожара. Кроме государственных налогов имелись местные.
Налог на недвижимую собственность был установлен в размере 0,5% с оценки ее, произведенной в 1821 г.
Доходы государства росли, но увеличивались и расходы. В середине 50-х годов финансовое положение страны оказалось в очередной раз подорванным из-за огромных военных расходов, вызванных Крымской войной. [П.3]
Громадный дефицит 1854—1856 гг. пришлось покрывать за счет повышения налогов, займов и работы печатного станка. Финансовая ситуация усугублялась кризисными явлениями в промышленности и торговле, вызванными нехватками капиталов. Для их оживления были снижены таможенные пошлины на ряд материалов, необходимых для развития российской промышленности. Был усилен контроль за расходованием средств. В 1862г. Александр II (1818—1881) утвердил новые бюджетные правила, вводившие единую систему бюджетного учета и отчетности. Все финансовые ресурсы сосредоточивались в казначействе. В губерниях создавались контрольные палаты. Каждое министерство и ведомство было обязано представлять подробные сметы расходов с указанием отдельных статей.
В следующем году в налоговой системе России произошли существенные изменения. С мещан вместо подушной подати стал взиматься налог с городской недвижимости. Им облагались жилые дома, заводы, фабрики, бани, другие строения, а также пустующие земли.
Не подлежали обложению:
–имущества, содержавшиеся за счет казначейства;
–имущества, принадлежащие земству, духовным ведомствам, благотворительным организациям, ученым обществам, учебным заведениям; имущества, не приносящие дохода;
–малоценные имущества, на которые сумма налога не превысила бы 25 коп.
Указанный
период можно назвать начальным
периодом урбанизации и развития капитализма
в России. Оба этих процесса лишь набирали
силу. Подъем промышленности, торговли,
концентрация производства и капитала,
строительная лихорадка, бурный рост населения
еще впереди. Медленно росли в 90-е годы
и доходы городского бюджета. В 1891 г. как
показано выше, они составили 8,1 млн. руб.,
в 1899 г. — 11,9 млн. руб. со среднегодовым
приростом 475 тыс. руб. Для сравнения скажем,
что за девять лет XX в. (1901 — 1910гг.) среднегодовой
рост доходов города составил 2255000 руб.,
а за последующие три года — 4100000. руб.
Происходили не только количественные,
но и качественные изменения. К 1913 г. Москва
стала по количеству жителей девятым городом
мира и вторым — России.
1.3.
Налоговая система с начала XX в.
Финансовое положение России перед началом Первой мировой войны было довольно устойчивым. По бюджетной росписи на 1914 г. доходы были определены в сумме 3522 млн. руб., расходы — 3303 млн. руб. В общегосударственных доходах одной из наиболее крупных статей был доход от казенной винной монополии — 935,8 млн. руб. Казенные имущества и капиталы приносили 805 млн. руб., среди них наибольшие доходы обеспечивали железная дорога и лесной доход. Налоги планировались по трем подразделениям: прямые налоги — 264,5 млн. руб., косвенные налоги — около 710 млн. руб. и пошлина — более 230 млн. руб. Среди прямых общегосударственных налогов выделялся промысловый налог — 145,8 млн. руб. с ростом к 1913 г. на 12,2 млн. руб., или на 9,1%, что говорит о развитии промышленности в России. Поземельный налог, имущественный налог и подати вместе должны были принести казне 83 млн. руб.
Из
косвенных налогов почти
Прямое налогообложение в России было введено только в годы Первой мировой войны. 6 апреля 1916 г. царским правительством были приняты нормативно-правовые акты о государственном подоходном налоге с физических лиц, а 13 мая того же года — о временном налоге на прирост прибыли. Эти акты позднее были регламентированы постановлениями Временного правительства. 12 нюня 1917 г. были изменены основания взимания и повышены ставки подоходного налога, налога на прирост прибыли и вознаграждений, а также введен «единовременный налог».
Однако все эти акты были приняты с большим запозданием. Несмотря на нормотворческие усилия Временного правительства, подоходный налог в 1917 г. не принес в казну государства практически ни одной копейки поступлений. [16]
Истинное
значение налогов в бюджете
Исполнение бюджета России в 1914 г. не было доведено до конца. Мирное развитие страны прервалось. Мировая война губительно сказалась на финансовом положении страны.
После
февральской революции
Нарастание инфляции в годы Гражданской воины, постепенная натурализация всех хозяйственных связей подрывали смысл любых налогов вообще (не только прямых, но и акцизов). В начале 1921 г. была декларирована отмена всех денежных налогов и сборов.
Определенный этап в налаживании финансовой системы страны наступил после провозглашения новой экономической политики (НЭП), когда были сняты запреты на торговлю, на местный кустарный промысел. Была разработана система налогов, займов, кредитных операций, приняты меры по укреплению денежной единицы.
Как продолжение традиций дореволюционной России в налоговой системе нэпа разграничивалось налогообложение деревни и города. Однако проведение денежной реформы, активизация торговли побуждали крестьянство производить наиболее выгодные виды продукции и продавать их за устойчивые деньги. В результате с 1 января 1924 г. все натуральные и трудовые повинности были отменены, а продналог стал взиматься только в денежной форме. Тем самым еще раз были продемонстрированы возможности и эффективность саморегулирования рыночного хозяйства.
Важнейшими видами обложения в городе были промысловый и подоходно-поимущественный и налоги
Общими характерными чертами налоговой системы нэпа можно считать:
а)классовый подход,
б)относительно низкие ставки налогов (например, ставка уравнительного сбора в 1923 г. составляла 3,5%; ставка гербового сбора — 0,2—0,25% от облагаемой суммы), что, правда, сопровождалось произвольным применением норм налогообложения на местах.
Организационно-правовым оформлением свертывания нэпа и перехода к плановому хозяйству явилась налоговая реформа, проведенная в 1930—1931 гг.
Ее основные положения таковы. Во-первых, акциз и промысловый налог сливались в единый налог с оборота. Фактически налог с оборота оказался ближе к акцизу, чем к истинному налогу с оборота, так как неравномерно ложился на разные отрасли производства.
Во-вторых, налоги, уплачиваемые государственными предприятиями, консолидировались в единый платеж — отчисления от прибыли; этот платеж отождествлялся с ведомственным распределением прибыли.
В-третьих, были отменены другие важные формы налогообложения (рента с городских земель, гербовый сбор с внутрихозяйственных операций), так как была ликвидирована экономическая основа для указанных форм налога.
В-четвертых, налоги граждан, которые они платили со своих низких доходов, не играли существенной роли в доходах госбюджета.
Эволюция мировой налоговой практики, начиная с 30-х, годов носила не просто иной, но противоположный характер:
–косвенные налоги эволюционировали к равномерному распределяемому налогу на добавленную стоимость (в настоящее время НДС взимается более чем в 60 странах);
–сложилось единообразное налогообложение фирм (так, в результате налоговых реформ 1980-1990-х гг. произошло устранение ряда налоговых льгот), были сокращены действовавшие налоговые ставки и т. д.;
–все большую роль в налогообложении стали играть личные доходы граждан.
В СССР денежные накопления народного хозяйства складывались из следующих источников:
а) прибыли хозрасчетных предприятий,
б) налога с оборота,
в) прочих поступлений (в том числе подоходного налога с граждан, государственных и таможенных пошлин и т. д.). [15]
В дальнейшем финансовая система нашей страны эволюционировала в направлении, противоположном процессу общемирового развития. От налогов она перешла к административным методам изъятия прибыли предприятий и перераспределения финансовых ресурсов через бюджет страны. Полная централизация денежных средств и отсутствие какой-либо самостоятельности предприятий в решении финансовых вопросов лишали хозяйственных руководителей всякой инициативы и постепенно подводили страну к финансовому кризису. Кризис разразился на рубеже 80-х—90-х годов. Для 1988—1990 гг.был характерен наиболее сложный механизм распределения когда стали действовать первая и вторая модели хозяйственного расчета, получившие свое название в соответствии с тем, что подлежало распределению на уровне предприятия — прибыль или доход.
Налоговая система России периода рыночных реформ была изначально сформирована в соответствии с Законом РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 406 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями), вступившим в силу с 1 января 1992 г. Налоговые органы и их структура были предусмотрены Законом РСФСР от 21 марта 1991 г. №943-1 «О Государственной налоговой службе РСФСР». Налоговая полиция как самостоятельный правоохранительный орган стала функционировать с 15 июля 1993 г. после вступления в силу Закона РФ «О федеральных органах налоговой полиции». Взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей возложено на Государственный таможенный комитет РФ (ГТК РФ). [16]