Обязанности и ответственность банков в соответствии с частью первой НК РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 14:38, курсовая работа

Описание работы

Задачи, которые предстоит решить:
Изучить специфику коммерческих банков как субъекта налоговых отношений. В налоговых отношениях банк выступает как участник расчетов, как налоговый агент, как плательщик налогов и сборов и как субъект налогового администрирования.
Рассмотреть виды налоговых правонарушений банков, за которые следует административная и уголовная ответственность.
Проанализировать арбитражную практику с участием банков, в которой банк выступает как налогоплательщик.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Специфика коммерческих банков как субъекта налоговых отношений 5
1.1 Обязанности банков как участников расчетов 5
1.2 Особенности банка как налогового агента 8
1.3 Обязанности банка как плательщика налогов и сборов 10
1.4 Обязанности банка как субъекта налогового администрирования 13
Глава 2. Виды налоговых правонарушений банков и ответственность за их совершение 15
2.1 Административные правонарушения в области налогов и сборов 17
2.2 Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов и сборов 21
2.3 Организация налогового контроля кредитных организаций 24
Глава 3. Арбитражная практика по налоговым спорам с участием банков 27
3.1 Арбитражная практика по зависшим платежам в «проблемных» банках 27
3.2 Анализ арбитражной практики 31
Заключение 37
Список используемой литературы 39

Файлы: 1 файл

НФСЭ курсовая.docx

— 81.28 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

(МИНОБРНАУКИ РОССИИ)

 

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  УПРАВЛЕНИЯ»

 

Институт управления финансами  и налогового администрирования

Кафедра налоговой политики и налогообложения

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Налогообложение финансового сектора экономики»

 

на тему:

 

“Обязанности  и ответственность банков в соответствии с частью первой НК РФ”

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил(а) студент(ка)

дневной формы обучения

специальности “Налоги и налогообложение”

4 курса 1 группы

_____________              __________________

(подпись)        (инициалы, фамилия)

 

 

Руководитель  работы

 

_____________________________              _____________       _________________  (ученая степень, звание)   (подпись)                               (инициалы, фамилия)

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2013

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Специфика  коммерческих банков как субъекта налоговых  отношений 5

1.1 Обязанности банков как участников расчетов 5

1.2 Особенности банка как налогового агента 8

1.3 Обязанности банка как плательщика налогов и сборов 10

1.4 Обязанности банка как субъекта налогового администрирования 13

Глава 2. Виды налоговых правонарушений банков и  ответственность за их совершение 15

2.1 Административные правонарушения в области налогов и сборов 17

2.2 Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов и сборов 21

2.3 Организация налогового контроля кредитных организаций 24

Глава 3. Арбитражная  практика по налоговым спорам с участием банков 27

3.1 Арбитражная практика по зависшим платежам в «проблемных» банках 27

3.2 Анализ арбитражной практики 31

Заключение 37

Список используемой литературы 39

 

 

Введение

Банковская система является одной из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики.

Банки - специфический сектор экономики, осуществляющий: лицензирование; валютный контроль; обеспечение расчетов между организациями; привлечение и размещение средств организаций и физических лиц. Это незаменимые субъекты финансово-хозяйственных отношений, которые: осуществляют кассовое исполнение бюджета; являются центрами концентрации капитала и, следовательно, практически единственными реальными инвесторами; выполняют функции налоговых агентов в силу повышенных обязательств по сравнению с другими налогоплательщиками, поэтому актуальность вопроса обязанности банков всегда остается важной.

Предметом исследования курсовой работы являются – коммерческие банки в налоговых отношениях.

Объектом исследования выступают  – обязанности и ответственность коммерческих банков в налоговых отношениях.

Основной целью курсовой работы является исследование многогранных обязанностей банка и, как следствие, ответственности за неисполнение этих обязанностей.

Задачи, которые предстоит  решить:

  1. Изучить специфику коммерческих банков как субъекта налоговых отношений. В налоговых отношениях банк выступает как участник расчетов, как налоговый агент, как плательщик налогов и сборов и как субъект налогового администрирования.
  2. Рассмотреть виды налоговых правонарушений банков, за которые следует административная и уголовная ответственность.
  3. Проанализировать арбитражную практику с участием банков, в которой банк выступает как налогоплательщик.

Теоретической и методологической основой исследования послужили: нормативно-правовые источники, монографии отечественных ученых по изучаемой проблеме, теоретические и практические разработки специалистов.

 

Глава 1. Специфика коммерческих банков как субъекта налоговых отношений

    1. Обязанности банков как участников расчетов

Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления им в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного остатка на счете налогоплательщика. Налог не признается уплаченным в случае отзыва налогоплательщиком или возврата банком налогоплательщику платежного поручения на перечисление суммы налога в бюджет (п.2 ст.45 НК РФ). [5]

Если налогоплательщик совершил все действия по обеспечению поступления  соответствующей суммы налога в  бюджет, возложенные на него налоговым  законодательством (своевременно представил банку надлежаще оформленное  платежное поручение на перечисление налоговых платежей в бюджет при  наличии денежных средств на счете), банк по платежному поручению налогоплательщика  списал с его расчетного счета  денежные средства в уплату налогов, но по каким-либо причинам они не были зачислены банком на бюджетный счет (в казначейство), тем не менее считается, что налогоплательщик не имеет задолженности перед бюджетом и, следовательно, к нему не могут быть применены налоговые санкции за несвоевременные расчеты с бюджетом.

При наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, списание осуществляется в порядке  поступления распоряжений клиента  и других документов на списание (календарная  очередность), если иное не предусмотрено  законодательством.[5]

Кредитная организация обязана  осуществить перечисление средств клиента и зачисление средств на его счет не позднее следующего операционного дня после получения соответствующего платежного документа, если иное не установлено Федеральным законом, договором или платежным документом (ст. 31 Закона «О банках и банковской деятельности»). [4]

Предоставление налоговым  органам информации о налогоплательщиках, имеющейся в банках, является источником информации для проверки правильности налоговых расчетов и своевременности  налоговых платежей в бюджет и  внебюджетные фонды, осуществляемых налогоплательщиками.

Согласно законодательству налоговые органы имеют право  требовать документы для проверки правильности исчисления и своевременности  перечисления налоговых платежей (п. 1 ст. 31 НК РФ), а банки обязаны представлять налоговым органам справки по операциям и счетам организаций  и индивидуальных предпринимателей в порядке, установленном законодательством (п. 2 ст. 86 НК РФ). [5]

Данный порядок не противоречит таким понятиям, как «коммерческая  тайна» и «банковская тайна».

Налоговые органы также несут  установленную законом ответственность  за разглашение полученной информации («Налоговая тайна», ст. 102 НК РФ). Ответственность  за разглашение служебной информации несут работники налоговых органов  согласно законодательству.

В этих условиях очень важно  четко соблюдать порядок предоставления информации. Банк должен отвечать лишь на письменные мотивированные запросы  налоговых инспекций, подписанные  начальником (заместителем начальника) налогового органа и заверенные круглой  печатью.

Обязанность банков по предоставлению информации о финансово-хозяйственных  операциях распространяется на организации  и физические лица, занимающиеся предпринимательской  деятельностью. Запрашиваемая информация должна быть связана с необходимостью проверки правильности налоговых расчетов (в том числе в процессе встречных  проверок налогоплательщиков) и своевременности расчетов с государством (ст. 87 НК РФ). В то же время банк вправе отказать налоговому органу в предоставлении информации, носящей сугубо внутрибанковский характер (например, кредитное досье клиента), а также документов, не имеющих отношения к проверяемому налогоплательщику или его деятельности. Непредставление кредитной организацией информации в таких случаях не образует состава налогового правонарушения.

В перечень сведений, которые  могут потребовать налоговые  органы, входит, в частности, следующая  информация: [5]

  • о наличии и движении средств (дебетовых и кредитовых оборотах) на расчетном (текущем), ссудном, валютном и других счетах с указанием юридических лиц получателей;
  • о кредитах, их погашении и процентах по кредитам;
  • о движении наличных средств и лимите кассовой наличности, в том числе результаты проверок выполнения субъектами правил ведения кассовых операций, например соблюдение ограничений расчетов между юридическими лицами наличными деньгами;
  • выписки из лицевых счетов клиентов и др.

В настоящее время период, по которому налоговые органы запрашивают  информацию об операциях организаций  и индивидуальных предпринимателей, не имеет законодательно установленного временного ограничения (ранее представлялись данные за истекший финансовый год) кроме  общего ограничения по налоговым  проверкам в три года, предшествующих текущему. Таким образом, сведения могут  относиться как к вчерашнему дню, так и к периоду трехлетней давности. Объем запрашиваемой информации также нормативно не ограничен. [5]

Сведения об операциях  организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся клиентами банка, по мотивированным запросам налоговых органов банки  обязаны представлять в течение  пяти дней после его получения.

Налоговые органы не возмещают  расходы банка по представлению  информации. Однако, поскольку ответы на мотивированные запросы входят в  обязанности банка по законодательству, то расходы по содержанию дополнительных работников и другие затраты для  этих целей учитываются при налогообложении. [5]

Для физических лиц, не занимающихся предпринимательской деятельностью  и являющихся клиентами банка, порядок  представления информации принципиально  иной. Находящиеся на счетах в банках денежные средства физических лиц не являются объектами налогообложения, поэтому на них не может быть распространена прямая обязанность банков по представлению  информации в налоговые органы. Но здесь возможны коррективы, связанные  с изменениями в налогообложении  физических лиц, согласно которым объектом обложения стали суммы процентов  по вкладам, превышающие ставку рефинансирования ЦБ РФ. Однако в соответствии с Законом  «О банках и банковской деятельности» (ст. 26) справки по счетам и вкладам  физических лиц могут выдаваться кредитной организацией им самим, судам  и с согласия прокурора - органам  предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве. [5]

    1. Особенности банка как налогового агента

Наряду с налогоплательщиками  и налоговыми органами  в ряде случаев субъектом налоговых  правоотношений выступает налоговый  агент.

В соответствии со ст. 24 п.1 НК РФ налоговыми агентами признаются лица,  на которых в соответствии с НК РФ  возложены обязанности  по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

На  налоговых агентов  возлагаются следующие обязанности  в соответствии с в п. 3 ст. 24 НК РФ:  [6]

  • правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять соответствующие налоги в бюджеты или внебюджетные фонды;
  • в случае невозможности удержать налог у налогоплательщика письменно сообщать об этом в налоговый орган по месту своего учета в течение одного месяца с указанием суммы такой задолженности налогоплательщика перед бюджетом;
  • вести персональный учет выплаченных каждому налогоплательщику доходов и удержанных и перечисленных налогов с этих доходов;
  • представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

Применительно к НДФЛ налоговыми агентами являются любые российские организации, индивидуальные предприниматели, постоянные представительства иностранных  организации в Российской федерации, а также коллегии адвокатов, адвокатские  бюро и юридические консультации, являющиеся источником дохода для  физических лиц. Исчисление сумм и уплата налога производится налоговым агентом в отношении всех доходов налогоплательщика, за исключением доходов по операциям с ценными бумагами и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок базисным активом по которым являются ценные бумаги (ст. 214 п.1 НК РФ), доходов полученных индивидуальными предпринимателями и другими лицами, занимающимися частной практикой (ст.227 НК РФ), а также доходов, полученных отдельными налогоплательщиками, указанными в ст. 228 п.1 НК РФ.

Налоговый агент не только удерживает и перечисляет в бюджет налог на доходы физических лиц, но и представляет в определенных случаях  налоговые вычеты.

Согласно  п.3 ст.218 НК РФ установленные этой статьей стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику одним из налоговых агентов (в ред. Закона РФ от 7 июля 2003 г. № 105-ФЗ), являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты.

Информация о работе Обязанности и ответственность банков в соответствии с частью первой НК РФ