Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 14:38, курсовая работа
Задачи, которые предстоит решить:
Изучить специфику коммерческих банков как субъекта налоговых отношений. В налоговых отношениях банк выступает как участник расчетов, как налоговый агент, как плательщик налогов и сборов и как субъект налогового администрирования.
Рассмотреть виды налоговых правонарушений банков, за которые следует административная и уголовная ответственность.
Проанализировать арбитражную практику с участием банков, в которой банк выступает как налогоплательщик.
Введение 3
Глава 1. Специфика коммерческих банков как субъекта налоговых отношений 5
1.1 Обязанности банков как участников расчетов 5
1.2 Особенности банка как налогового агента 8
1.3 Обязанности банка как плательщика налогов и сборов 10
1.4 Обязанности банка как субъекта налогового администрирования 13
Глава 2. Виды налоговых правонарушений банков и ответственность за их совершение 15
2.1 Административные правонарушения в области налогов и сборов 17
2.2 Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов и сборов 21
2.3 Организация налогового контроля кредитных организаций 24
Глава 3. Арбитражная практика по налоговым спорам с участием банков 27
3.1 Арбитражная практика по зависшим платежам в «проблемных» банках 27
3.2 Анализ арбитражной практики 31
Заключение 37
Список используемой литературы 39
Министерство образования и науки Российской Федерации
(МИНОБРНАУКИ РОССИИ)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»
Институт управления финансами и налогового администрирования
Кафедра налоговой политики и налогообложения
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Налогообложение финансового сектора экономики»
на тему:
“Обязанности и ответственность банков в соответствии с частью первой НК РФ”
Выполнил(а) студент(ка)
дневной формы обучения
специальности “Налоги и налогообложение”
4 курса 1 группы
_____________ __________________
(подпись) (инициалы, фамилия)
Руководитель работы
_____________________________
Москва 2013
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Специфика коммерческих банков как субъекта налоговых отношений 5
1.1 Обязанности банков как участников расчетов 5
1.2 Особенности банка как налогового агента 8
1.3 Обязанности банка как плательщика налогов и сборов 10
1.4 Обязанности банка как субъекта налогового администрирования 13
Глава 2. Виды налоговых правонарушений банков и ответственность за их совершение 15
2.1 Административные правонарушения в области налогов и сборов 17
2.2 Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов и сборов 21
2.3 Организация налогового контроля кредитных организаций 24
Глава 3. Арбитражная практика по налоговым спорам с участием банков 27
3.1 Арбитражная практика по зависшим платежам в «проблемных» банках 27
3.2 Анализ арбитражной практики 31
Заключение 37
Список используемой литературы 39
Банковская система является одной из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики.
Банки - специфический сектор экономики, осуществляющий: лицензирование; валютный контроль; обеспечение расчетов между организациями; привлечение и размещение средств организаций и физических лиц. Это незаменимые субъекты финансово-хозяйственных отношений, которые: осуществляют кассовое исполнение бюджета; являются центрами концентрации капитала и, следовательно, практически единственными реальными инвесторами; выполняют функции налоговых агентов в силу повышенных обязательств по сравнению с другими налогоплательщиками, поэтому актуальность вопроса обязанности банков всегда остается важной.
Предметом исследования курсовой работы являются – коммерческие банки в налоговых отношениях.
Объектом исследования выступают – обязанности и ответственность коммерческих банков в налоговых отношениях.
Основной целью курсовой работы является исследование многогранных обязанностей банка и, как следствие, ответственности за неисполнение этих обязанностей.
Задачи, которые предстоит решить:
Теоретической и методологической основой исследования послужили: нормативно-правовые источники, монографии отечественных ученых по изучаемой проблеме, теоретические и практические разработки специалистов.
Обязанность по уплате налога
считается исполненной
Если налогоплательщик совершил все действия по обеспечению поступления соответствующей суммы налога в бюджет, возложенные на него налоговым законодательством (своевременно представил банку надлежаще оформленное платежное поручение на перечисление налоговых платежей в бюджет при наличии денежных средств на счете), банк по платежному поручению налогоплательщика списал с его расчетного счета денежные средства в уплату налогов, но по каким-либо причинам они не были зачислены банком на бюджетный счет (в казначейство), тем не менее считается, что налогоплательщик не имеет задолженности перед бюджетом и, следовательно, к нему не могут быть применены налоговые санкции за несвоевременные расчеты с бюджетом.
При наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, списание осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность), если иное не предусмотрено законодательством.[5]
Кредитная организация обязана осуществить перечисление средств клиента и зачисление средств на его счет не позднее следующего операционного дня после получения соответствующего платежного документа, если иное не установлено Федеральным законом, договором или платежным документом (ст. 31 Закона «О банках и банковской деятельности»). [4]
Предоставление налоговым органам информации о налогоплательщиках, имеющейся в банках, является источником информации для проверки правильности налоговых расчетов и своевременности налоговых платежей в бюджет и внебюджетные фонды, осуществляемых налогоплательщиками.
Согласно законодательству
налоговые органы имеют право
требовать документы для
Данный порядок не противоречит таким понятиям, как «коммерческая тайна» и «банковская тайна».
Налоговые органы также несут
установленную законом
В этих условиях очень важно
четко соблюдать порядок
Обязанность банков по предоставлению информации о финансово-хозяйственных операциях распространяется на организации и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью. Запрашиваемая информация должна быть связана с необходимостью проверки правильности налоговых расчетов (в том числе в процессе встречных проверок налогоплательщиков) и своевременности расчетов с государством (ст. 87 НК РФ). В то же время банк вправе отказать налоговому органу в предоставлении информации, носящей сугубо внутрибанковский характер (например, кредитное досье клиента), а также документов, не имеющих отношения к проверяемому налогоплательщику или его деятельности. Непредставление кредитной организацией информации в таких случаях не образует состава налогового правонарушения.
В перечень сведений, которые могут потребовать налоговые органы, входит, в частности, следующая информация: [5]
В настоящее время период, по которому налоговые органы запрашивают информацию об операциях организаций и индивидуальных предпринимателей, не имеет законодательно установленного временного ограничения (ранее представлялись данные за истекший финансовый год) кроме общего ограничения по налоговым проверкам в три года, предшествующих текущему. Таким образом, сведения могут относиться как к вчерашнему дню, так и к периоду трехлетней давности. Объем запрашиваемой информации также нормативно не ограничен. [5]
Сведения об операциях организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся клиентами банка, по мотивированным запросам налоговых органов банки обязаны представлять в течение пяти дней после его получения.
Налоговые органы не возмещают
расходы банка по представлению
информации. Однако, поскольку ответы
на мотивированные запросы входят в
обязанности банка по законодательству,
то расходы по содержанию дополнительных
работников и другие затраты для
этих целей учитываются при
Для физических лиц, не занимающихся
предпринимательской
Наряду с налогоплательщиками и налоговыми органами в ряде случаев субъектом налоговых правоотношений выступает налоговый агент.
В соответствии со ст. 24 п.1 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.
На налоговых агентов
возлагаются следующие
Применительно к НДФЛ налоговыми агентами являются любые российские организации, индивидуальные предприниматели, постоянные представительства иностранных организации в Российской федерации, а также коллегии адвокатов, адвокатские бюро и юридические консультации, являющиеся источником дохода для физических лиц. Исчисление сумм и уплата налога производится налоговым агентом в отношении всех доходов налогоплательщика, за исключением доходов по операциям с ценными бумагами и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок базисным активом по которым являются ценные бумаги (ст. 214 п.1 НК РФ), доходов полученных индивидуальными предпринимателями и другими лицами, занимающимися частной практикой (ст.227 НК РФ), а также доходов, полученных отдельными налогоплательщиками, указанными в ст. 228 п.1 НК РФ.
Налоговый агент не только удерживает и перечисляет в бюджет налог на доходы физических лиц, но и представляет в определенных случаях налоговые вычеты.
Согласно п.3 ст.218 НК РФ установленные этой статьей стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику одним из налоговых агентов (в ред. Закона РФ от 7 июля 2003 г. № 105-ФЗ), являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты.
Информация о работе Обязанности и ответственность банков в соответствии с частью первой НК РФ