Обязанности и ответственность банков в соответствии с частью первой НК РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 14:38, курсовая работа

Описание работы

Задачи, которые предстоит решить:
Изучить специфику коммерческих банков как субъекта налоговых отношений. В налоговых отношениях банк выступает как участник расчетов, как налоговый агент, как плательщик налогов и сборов и как субъект налогового администрирования.
Рассмотреть виды налоговых правонарушений банков, за которые следует административная и уголовная ответственность.
Проанализировать арбитражную практику с участием банков, в которой банк выступает как налогоплательщик.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Специфика коммерческих банков как субъекта налоговых отношений 5
1.1 Обязанности банков как участников расчетов 5
1.2 Особенности банка как налогового агента 8
1.3 Обязанности банка как плательщика налогов и сборов 10
1.4 Обязанности банка как субъекта налогового администрирования 13
Глава 2. Виды налоговых правонарушений банков и ответственность за их совершение 15
2.1 Административные правонарушения в области налогов и сборов 17
2.2 Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов и сборов 21
2.3 Организация налогового контроля кредитных организаций 24
Глава 3. Арбитражная практика по налоговым спорам с участием банков 27
3.1 Арбитражная практика по зависшим платежам в «проблемных» банках 27
3.2 Анализ арбитражной практики 31
Заключение 37
Список используемой литературы 39

Файлы: 1 файл

НФСЭ курсовая.docx

— 81.28 Кб (Скачать файл)

То есть для применения стандартных налоговых вычетов  налоговому агенту необходимо получить заявление налогоплательщика. Таким  заявлением налогоплательщик как бы подтверждает, что он выбрал  именно этого налогового агента для применения налоговых вычетов по НДФЛ. [6]

    1. Обязанности банка как плательщика налогов и сборов

Коммерческие банки обязаны  уплачивать в бюджет некоторые виды федеральных, региональных и местных  налогов (если законодательством округа предусмотрены такие отчисления), указанные в ст. 13, 14 и 15 части первой Налогового кодекса РФ. К ним относятся: [2]

  1. Налог на прибыль.

С 1 января 2002 года банки исчисляют  и уплачивают налог на прибыль согласно главе 25 НК РФ. В соответствии с нормами главы 25 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль признается реально полученная прибыль, которая определяется как полученный банком доход, уменьшенный на величину произведенных расходов. При этом расходами признаются любые затраты при условии, что налогоплательщик может доказать их обоснованность и необходимость для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Потому законом предусмотрены открытые перечни доходов и расходов, учитываемых при определении налоговой базы. Банки, так же как и другие организации, при формировании налоговой базы применяют общие принципы признания доходов и расходов, но только в отношении специфики банковской деятельности (по банковским операциям и сделкам).

  1. Налог на добавленную стоимость (НДС).

В бухгалтерском учете  кредитных организаций и предприятий  имеются существенные различия, вследствие применения в банках собственного плана  счетов. Одно из них – особенность  исчисления и уплаты налога на добавленную  стоимость. Как известно, в стране с рыночной экономикой большая часть  услуг банков освобождена от уплаты данного налога, что подтверждается главой 21 НК РФ. Это объясняется тем, что большая часть тарифов за услуги банков не основывается на конкретно исчисляемой себестоимости. На их размер влияют конкуренция, а также различные риски (кредитные, валютные, процентные).

  1. Государственная пошлина.

Государственная пошлина уплачивается банками при обращении в суды, арбитражные суды, нотариальные конторы  и иные государственные органы, уполномоченные совершать действия и выдавать документы, имеющие юридическое значение.

В частности, в суде и арбитражном  суде государственная пошлина взимается:

1. С подаваемых в суд исковых  заявлений, заявлений по преддоговорным  спорам,  заявлений (жалоб) по  делам особого производства, кассационных  жалоб. 

2. За выдачу копий (дубликатов) документов.

3. С подаваемых в арбитражный  суд исковых заявлений имущественного  характера, а также исковых  заявлений по спорам, возникающим  при заключении, изменении или  расторжении договоров, контрактов.

При обращении в нотариальные органы госпошлина взимается за совершение любых нотариальных действий в уполномоченных на то государственных учреждениях: за выдачу копий (дубликатов) нотариально  удостоверенных документов и т.д.

Банки также уплачивают лицензионные и регистрационные сборы. Сбор за регистрацию банка и его филиалов относится к числу федеральных  налогов. К примеру, за предоставление лицензии на осуществление банковских операций при создании банка –  взимается пошлина в размере 0,1 %  заявленного уставного капитала создаваемого банка, но не более 40 000 рублей.

Размер платы за регистрацию  банков и их филиалов определяется Центральным банком РФ.

  1. Транспортный налог.

Плательщиками данного налога признаются банки, на которые зарегистрировано хотя бы одно транспортное средство (например, инкассаторский автомобиль или служебная  машина руководства, оформленная на данную организацию).

  1. Налог на имущество организаций.

Объектом налогообложения для  российских банков признается движимое, учтенное на балансе до 1 января 2013 года, и недвижимое имущество (включая объекты, переданные во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенные в совместную деятельность), учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с порядком ведения бухгалтерского учета.

  1. Земельный налог.

Взимание платы за землю является обязательным на всей территории РФ. Поскольку в облагаемую налогом площадь включаются земельные участки, занятые строениями и сооружениями, банки становятся плательщиками платы за землю в двух случаях: когда они являются собственниками зданий, и, соответственно, земельных участков под этими зданиями или когда осуществляют свою деятельность в арендованном здании с участком, на котором оно расположено.

    1. Обязанности банка как субъекта налогового администрирования

В Налоговом кодексе Российской Федерации в качестве субъектов  налоговых отношений названы: налогоплательщики (плательщики сборов), налоговые  агенты, налоговые органы (федеральный  орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области  налогов и сборов, и его территориальные  органы), таможенные органы (федеральный  орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области  таможенного дела, подчиненные ему  таможенные органы Российской Федерации). Таким образом, в специфические самостоятельные участники налоговых отношений банки и кредитные учреждения прямо не выделены. Однако в отдельных статьях Налоговый кодекс РФ устанавливает статус, права и обязанности банков, что фактически определяет их важнейшую роль в отечественной налоговой системе.

Практически при любом  способе уплаты налога (через налогового агента, путем самостоятельной уплаты, через сборщиков налогов и  т.д.) деньги до бюджета доходят путем  безналичных перечислений. При этом налоговое отношение замыкается на банке. [8]

Реализация данного отношения  производится с участием банка, который  осуществляет продвижение суммы  налогового платежа от налогоплательщика  до государства, что завершается  зачислением данных денег в соответствующий государственный денежный фонд (в бюджет или во внебюджетный денежный фонд).

Государство, отстаивая свои фискальные интересы, применило систему  регулирования, посредством налогового законодательства, деятельности банков, связанную с безналичным перечислением  сумм налогов, то есть так или иначе  связанную с налогообложением.

В итоге расчетное правоотношение, связанное с проведением суммы  налогового платежа до соответствующего государственного денежного фонда, приобретает отчетливое налогово-правовое свойство. Выразилось это, в первую очередь, в том, что само перечисление суммы налогового платежа путем  списания этой суммы с банковского  счета налогоплательщика и зачисления ее на бюджетные или иные счета  государства трансформировалось из частноправовой обязанности банка  перед клиентом в публично-правовую обязанность банка перед государством.

В итоге имеет место  следующая система правоотношений: [8]

- материальное налоговое  правоотношение, субъектами которого  являются налогоплательщик и  государство и назначением которого  выступает уплата налога. Данное  отношение в рассматриваемой  системе носит характер основного  правоотношения;

- организационное налоговое  правоотношение, субъектами которого  выступают государство, банк и  клиент банка, выступающий одновременно  налогоплательщиком. Назначение данного  отношения - организация проведения  суммы налогового платежа в  порядке безналичного перечисления  через банк, в котором налогоплательщик  является владельцем счета, от  этого налогоплательщика к государству.  Данное отношение в рассматриваемой  системе носит характер налогового  расчетного правоотношения и  является вспомогательным применительно  к основному, материальному, налоговому  правоотношению.

Глава 2. Виды налоговых правонарушений банков и ответственность за их совершение

Налоговые правонарушения —  это противоправные деяния, нарушающие требования, установленные нормами  налогового права, т.е. когда не исполняются (или исполняются ненадлежащим образом) обязанности, нарушаются права и законные интересы субъектов налоговых правоотношений, за совершение которых предусмотрена юридическая ответственность. За нарушение налогового законодательства существуют следующие виды юридической ответственности: финансовая (налоговая), административная, уголовная, дисциплинарная, которые характерны для различных отраслей права.

В соответствии со ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновное совершенное противоправное (в нарушение законодательства о  налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и их представителей, за которые кодексом установлена  ответственность.

В указанной конструкции  понятия можно выделить следующие  признаки налогового правонарушения:

  • противоправность деяния, которое установлено в форме действия или бездействия, нарушающего норму права;
  • виновность деяния, характеризуемого совершением противоправного действия (или бездействия) умышленно или по неосторожности;
  • наказуемость деяния, т.е. наличие установленной законом ответственности за совершение данного налогового правонарушения

Согласно ст. 114 НК РФ мерой  ответственности за совершение налогового правонарушения является санкция. Налоговые  санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных статьями главы 16 НК РФ.

Штраф — это денежное взыскание имущественного характера, которое выражается в получении  с налогового правонарушителя в  доход государства определенной законом суммы денежных средств. Следовательно, по характеру воздействия  эти санкции носят опосредственное наказание, т.е. не приносят имущественного вреда налогоплательщику, лишь уменьшают его доходы на перспективу или в какой-то степени ограничивают его предпринимательскую деятельность (арест счетов, приостановление деятельности организации и т.п.). Размер штрафов по НК РФ резко снижен по сравнению с их размером, указанным в ранее действовавшем законодательстве, что означает отказ государства от способов принудительного пополнения бюджета. В существующем налоговом законодательстве отсутствуют санкции непосредственного воздействия на плательщика налогов, его имущественное состояние (лишение свободы, конфискация объектов обложения и т.д.), т.е. за совершение налоговых правонарушений предусмотрена лишь налоговая ответственность.

Налоговый кодекс РФ предусматривает 13 видов налоговых правонарушений, детально определяя их признаки (ст. 116— 129 Н К РФ), к которым относятся  следующие: [1]

  • нарушение срока постановки на учет в налоговом органе;
  • уклонение от постановки на учет в налоговом органе;
  • нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке;
  • непредоставление налоговой декларации и иных документов;
  • грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения;
  • нарушение правил составления налоговой декларации;
  • неуплата или неполная уплата сумм налога;
  • невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов;
  • незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа на территорию или в помещение;
  • непредоставление налоговому органу сведений о налогоплательщике;
  • отказ от представления документов и предметов по запросу налогового органа и др.

Налоговые санкции за совершение налоговых правонарушений предусмотрены  в виде взысканий (штрафов), выраженных в разных формах и размерах: в  твердых денежных суммах (от 50 до 15 тыс. руб.) и в процентах к определенным суммам (от 5 до 40%). Например, нарушение налогоплательщиком срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб. или неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налогооблагаемой базы или неправильного исчисления налога по итогам налогового периода влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога, а при умышленном совершении — 40%.

В главе 18 Налогового кодекса  РФ предусмотрены нарушения законодательства о налогах и сборах, совершаемые  банками не в качестве самостоятельных  налогоплательщиков или налоговых  агентов, а в качестве агентов  Правительства РФ, через которых  производятся платежи налогов в  бюджет или внебюджетные фонды. [1]

 

    1. Административные правонарушения в области налогов и сборов

Информация о работе Обязанности и ответственность банков в соответствии с частью первой НК РФ