Операции, влияющие на снижение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль (облагаемые и необлагаемые доходы)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 20:12, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение теоретических аспектов налога на прибыль организации как экономической категории и анализ действующей в России системы налогообложения прибыли организаций и перспектив ее развития в будущем.
В данной работе рассматриваются основные характеристики налога на прибыль. В работе дается описание плательщиков налога, порядка его исчисления, ставок, порядка и сроков уплаты, порядка исчисления налоговой базы. Рассматривается классификация доходов и расходов, критерии определяющие соответствие расходов. Разъясняется что включают в себя расходы связанные с реализацией и на какие группы они подразделяются. Описываются способы уменьшения налогооблагаемой базы. Таким образом, эта работа носит как теоретический, так и частично методический характер.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..………….2
Глава 1. Экономическая сущность налога на прибыль организации……….…………5
1.1 Понятие, сущность и характеристика налога на прибыль……………….…………5
1.2. Порядок признания доходов и расходов для целей налогообложения……..….11
1.2.1 Порядок исчисления налоговой базы налога на прибыль организации…….14
Глава 2. Состав облагаемых и необлагаемых доходов их классификация……….18
2.1 Классификация доходов и расходов, порядок признания их для целей налогообложения…………………………………………………….…………………18
2.2 Планирование расходов как способ уменьшения налогооблагаемой базы…..27
2.3 Отражение НДС в учетной политике………………………………………………38
Заключение……………………………………………………………………………….41
Список использованной литературы…………………………

Файлы: 1 файл

kursovaya_ya переделанн.docx

— 77.60 Кб (Скачать файл)

n – срок полезного  использования объекта амортизируемого  имущества в месяцах.

К объектам амортизируемого  имущества, входящим в I-VII амортизационные  группы, организация вправе применять  нелинейный метод начисления амортизации. Сумма ежемесячных амортизационных  отчислений определяется как произведение суммарного баланса соответствующей  амортизационной группы на начало месяца и норм амортизации (Формула 2).

А = В х (к/100), (2)

где А – сумма начисленной  за один месяц амортизации для  соответствующей амортизационной  группы;

В – суммарный баланс соответствующей амортизационной  группы;

к – норма амортизации  для соответствующей амортизационной  группы.

При нелинейном способе начисления амортизации с месяца, следующего за месяцем, в котором остаточная стоимость объекта амортизируемого  имущества достигнет 20% от его первоначальной стоимости, амортизация по нему исчисляется  в следующем порядке:

- остаточная стоимость  объекта в целях начисления  амортизации фиксируется как  его базовая стоимость для  дальнейших расчетов;

- сумма начисленной за  один месяц амортизации в отношении  данного объекта определяется  путем деления его базовой  стоимости на количество месяцев,  оставшихся до истечения срока  полезного использования. 

«Однако, если ранее можно  было произвольно применять тот  или иной метод начисления амортизации  по каждому конкретному объекту  амортизируемого имущества, то теперь такой возможности нет. По всему  амортизируемому имуществу применяется  либо только линейный, либо только нелинейный метод» [16,с.411].

Прочие расходы, связанные  с производством и реализацией:

1. Суммы начисленных налогов  и сборов,

2. Расходы на сертификацию  продукции и услуг;

3. Суммы комиссионных  сборов и иных подобных расходов  за выполненные сторонними организациями  работы (предоставленные услуги);

4. Суммы портовых и  аэродромных сборов, расходы на  услуги лоцмана и иные аналогичные  расходы;

5. Расходы на обеспечение  нормальных условий труда и  мер по технике безопасности;

6. Расходы по набору  работников, включая расходы на  услуги специализированных организаций  по подбору персонала;

7. Расходы на оказание  услуг по гарантийному ремонту  и обслуживанию, включая отчисления  в резерв на предстоящие расходы  на гарантийный ремонт и гарантийное  обслуживание;

8. Арендные (лизинговые) платежи  за арендуемое (принятое в лизинг) имущество;

9. Расходы на содержание  служебного транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного и  иных видов транспорта);

10. Расходы на командировки;

11. Расходы на юридические  и информационные услуги и  т.д.

В состав внереализационных  расходов включаются обоснованные затраты  на осуществление деятельности, непосредственно  не связанной с производством  и (или) реализацией, также к ним  приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде.

К таким расходам относятся, в частности:

1. Расходы на содержание  переданного по договору аренды (лизинга) имущества (включая амортизацию  по этому имуществу);

2. Расходы в виде процентов  по долговым обязательствам любого  вида, в том числе процентов,  начисленных по ценным бумагам  и иным обязательствам, выпущенным (эмитированным) налогоплательщиком;

3. Расходы на организацию  выпуска собственных ценных бумаг; 

4. Расходы, связанные с  обслуживанием приобретенных налогоплательщиком  ценных бумаг, в том числе  оплата услуг реестродержателя, депозитария, расходы, связанные  с получением информации в  соответствии с законодательством  Российской Федерации, и другие  аналогичные расходы;

5. Расходы в виде отрицательной  курсовой разницы, возникающей  от переоценки имущества в  виде валютных ценностей и  требований (обязательств), стоимость  которых выражена в иностранной  валюте, в том числе по валютным  счетам в банках, проводимой в  связи с изменением официального  курса иностранной валюты к  рублю Российской Федерации, установленного  Центральным банком Российской  Федерации; 

6. Расходы на ликвидацию  выводимых из эксплуатации основных  средств, включая суммы недоначисленной  в соответствии с установленным  сроком полезного использования  амортизации, а также расходы  на ликвидацию объектов незавершенного  строительства и иного имущества,  монтаж которого не завершен (расходы  на демонтаж, разборку, вывоз разобранного  имущества), охрану недр и другие  аналогичные работы;

7. Расходы, связанные с  консервацией и расконсервацией  производственных мощностей и  объектов, в том числе затраты  на содержание законсервированных  производственных мощностей и  объектов;

8. Судебные расходы и  арбитражные сборы;

9. Расходы в виде признанных  должником или подлежащих уплате  должником на основании решения  суда, вступившего в законную  силу, штрафов, пеней и (или)  иных санкций за нарушение  договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение  причиненного ущерба;

10. Другие обоснованные  расходы.

 

 

 

 

2.2 Планирование  расходов как способ уменьшения  налогооблагаемой базы.

В случае если руководство  организации преследует целью снизить  платежи по уплате налога на прибыль, налога на добавленную стоимость  с получаемых от контрагентов сумм, как правило, принимается решение  об осуществлении предприятием расходов, предусмотренные налоговым законодательством. В текущей деятельности многие бухгалтера, владельцы бизнеса задаются вопросом о направлениях этих «оптимизационных» затрат. Однако осуществление подобных расходов имеет массу особенностей, рассмотрению которых посвящена эта статья.

Для целей налогообложения  принимаются расходы, отвечающие требованиям, предусмотренным пунктом 1 статьи 252 НК РФ. Общеизвестно, что расходы  должны быть обоснованными и документально  подтвержденными, и при этом произведены  для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. При этом под обоснованными расходами  понимаются экономически оправданные  затраты, оценка которых выражена в  денежной форме. Под экономически оправданными расходами следует понимать затраты, преследующие целью получения доходов, соответствующие принципу рациональности.

Под документально подтвержденными  расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, при выборе вида затрат важно не только обосновывать их связь с текущей деятельностью  предприятия, но и уделять внимание письменной форме их результатов.

Варианты расходов, уменьшающих  налогооблагаемую прибыль.

Перечень расходов, приведенный  в тексте cтатьей главы 25 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ), не является закрытым. Однако, как показывает практика, осуществление затрат, не поименованных в законодательном акте, несет значительный риск непризнания их проверяющими органами как уменьшающих налогооблагаемую базу. Поэтому основное внимание целесообразно уделить рассмотрению расходов, указанных в главе 25.

1.Первый вариант расходов  подразумевает использование норм  статьи 264 НК, пункта 1:подп. 15 и 27.

«Расходы на консультационные и иные аналогичные услуги» и  «Расходы на текущее изучение (исследование) конъюнктуры рынка, сбор информации, непосредственно связанной с  производством и реализацией  товаров (работ, услуг)» соответственно.

Реализация услуг в  этой области, как правило, именуется  маркетингом. Обычно под маркетингом  подразумевается деятельность по изучению характеристик рынка и определению  тенденций к его изменению, позволяющая  выработать наиболее эффективную стратегию  предпринимательской деятельности.

Во исполнение принципа экономической  оправданности затрат следует обосновать необходимость подобных расходов. Предлагается следующий вариант оснований  и механизма использования данной нормы:

Руководство компании испытывает опасения замедления развития компании на фоне возрастающей рыночной конкуренции. Заключается договор с консалтинговой компанией на осуществление анализа  стабильности положения компании Клиента, возможностей будущего развития, выработку  рекомендаций по снижению рисков вымещения  компании Клиента конкурентами.

Необходимость такого исследования лучше закрепить Приказом руководителя, разъясняющим его актуальность.

Анализ может быть во многом общим, содержать примеры сложностей компаний, работающих в той же сфере  деятельности. Результатом должен стать  письменный отчет. В целом, отчет  может иметь следующую структуру:

- сфера деятельности Заказчика; 

- поставленные задачи  перед исследованием; 

- характер исследования;

- способы сбора данных, его масштаб, временные границы; 

- способы оценки информации;

- резюме по собранным  данным;

- выводы;

-рекомендации;

В любом преуспевающем  бизнесе действует правило 80\20: 80% клиентов приносят 20% прибыли. То есть у абсолютного большинства компаний есть ряд клиентов, утрата которых  является настоящей угрозой для  жизнедеятельности бизнеса.

 Выводы исследования  помимо прочих должны быть  следующими:

-существует угроза разорения  \ приостановки текущей деятельности в случае сложностей у компании

-при нестабильности макроэкономической  и политической ситуации в  стране существует возможность  изменений порядка договорных  отношений со стороны Клиента,  снижение его деловой активности( проводится аналогия «делом ЮКОСА»)

-ограниченный перечень (либо  большой перечень) номенклатуры  товаров компании Клиента в  том числе снижает уровень  гибкости реакции компании на  последствия, указанные в предыдущих  выводах 

Сделаны рекомендации:

-осуществить исследование  на тему актуальности предложения  по продаже товаров компании  Клиента другим потенциальным  Покупателям 

-составить базу потенциальных  покупателей на случай неблагоприятного  развития отношений с существующим  основным контрагентом 

-диверсифицировать товарный  ряд, бизнес в целом (возможно  описание конкретных перспективных  позиций, видов деятельности). Либо  сократить товарные позиции, вывести  некоторые в отдельное юридическое  лицо с целью формирования  узкоспециализированного бренда.

Другой консалтинговой компании поручается непосредственно осуществить  реализацию двух первых рекомендаций. Содержание предмета договора и конечного  отчета Исполнителя должно быть более  конкретным. Обоснованным будет включение  в текст общих рыночных условий  торговли в этой сфере, характеристики конкурентов, опасностей их роста, характеристика потенциальных потребителей (общий портрет, конкретные организации), методы поиска Покупателей, условия продвижения продукции, тенденции развития, выводы.

Соответственно столь  значительные исследования сопровождаются очень затратными расходами.

По причинам злоупотребления  российскими налогоплательщиками  маркетинговыми исследованиями как  статьей расходов в целях занижения  налогооблагаемой базы проверка обоснованности затрат осуществляется налоговыми инспекторами с пристрастием. Поэтому, помимо соблюдений принципов ст. 252, важно доказать взаимосвязь услуг «непосредственно … с производством и реализацией  товаров (работ, услуг)» (подп. 27 п.1 ст. 264 НК). Имеется в виду, что если осуществляется исследование, например, основой сфере бизнеса, деятельность в которой только планируется, инспектор, наверняка, не признает данные расходы в целях уменьшения налоговой базы в данном налоговом периоде. В этом случае, по мнению налоговой инспекции, имеют место расходы будущих периодов. Затраты на услуги учитываются изначально по дебету счета 97 "Расходы будущих периодов" с последующим списанием на себестоимость продаж по мере использования результатов проведенных маркетинговых исследований в предпринимательской деятельности в соответствии с вариантом списания, принятым в приказе по бухгалтерской учетной политике. Поэтому при подготовке договорной базы и отчетов по данным сделкам особое внимание необходимо уделять обоснованию актуальности этих услуг в текущий момент.

Информация о работе Операции, влияющие на снижение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль (облагаемые и необлагаемые доходы)