Оптимизация налоговой базы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 15:18, лекция

Описание работы

Анализ означает проведение аналитических процедур как обязательного элемента управленческого процесса, предшествующего принятию решения. Наиболее качественное аналитическое обоснование — это обоснование, направленное на перспективу.
Планирование следует за анализом. По результатам аналитических расчетов составляется план действий, в основу которого закладываются некоторые локальные цели. Эти цели могут быть исключительно вариабельны с позиции, как временного фактора, так и весомости возможных последствий.

Файлы: 1 файл

Лекции.doc

— 883.50 Кб (Скачать файл)


  1. УПРАВЛЕНИЕ НАЛОГАМИ НА  ПРЕДПРИЯТИИ

1. Корпоративный налоговый менеджмент

Устойчивость функционирования любого предприятия обеспечивается за счет формирования в нем некоторой системы управления, структурно состоящей из двух подсистем: управляющей (субъект управления) и управляемой (объект управления).

Управление представляет собой процесс целенаправленного, систематического и непрерывного воздействия управляющей подсистемы на управляемую с помощью общих функций управления, образующих замкнутый и бесконечно повторяющийся управленческий цикл (рис.1).

 

Учет



 

   Организация


 

Контроль


 

Планирование 

 

Регулирование



Анализ


 

Рис.1.Взаимосвязь функций управления

Анализ означает проведение аналитических процедур как обязательного элемента управленческого процесса, предшествующего принятию решения. Наиболее качественное аналитическое обоснование — это обоснование, направленное на перспективу.

Планирование следует за анализом. По результатам аналитических расчетов составляется план действий, в основу которого закладываются некоторые локальные цели. Эти цели могут быть исключительно вариабельны с позиции, как временного фактора, так и весомости возможных последствий.

Организация позволяет осуществлять реальное наполнение планов, их ресурсное обеспечение и использование. Данная функция исключительно важна как подтверждение реальности и реализуемости планов.

Учет означает введение в систему управления специфической подсистемы организации фиксации результатов текущего использования плановых заданий. Как правило, это оперативный, бухгалтерский и статистический виды учета.

Контроль предполагает организацию системы отслеживания соответствия текущей ситуации плановым ориентирам.

Регулирование дополняет предыдущую функцию и предполагает наличие в управленческой структуре компании системы реагирования на зафиксированные отклонения (система обратной связи). В зависимости от существенности отклонений, а также изменения внутренних и внешних факторов в рамках этой системы вносятся корректировки в плановые задания, ресурсное обеспечение, технологический процесс и др.

Результативность  и эффективность действующего предприятия  зависит от умения его руководителей  задействовать весь спектр доступных ресурсов и факторов. Немаловажно и то обстоятельство, что успешность функционирования предприятия в целом в значительной степени определяется разумностью его финансовой политики.

Решать проблемы управления финансовыми и налоговыми отношениями предприятий и организаций с государством, возникающих в связи с исполнениями ими обязанностей по уплате налогов и сборов призван корпоративный налоговый менеджмент. Он является важнейшей частью общей системы менеджмента организации.

Налоговый менеджмент представляется большинством исследователей как особый научно-практический процесс, направленный на обеспечение заданного законом функционирования налогового механизма, он емок по своему содержанию, целевым установкам и условиям организации.

Многозначность  налогового менеджмента определяется многими причинами: сложностью объекта  управления, ориентацией на реализацию различных функций управления (планирование, регулирование, организация, контроль и анализ), многоуровневостью и многоаспектностью системы управления налогообложением.

Налоговый менеджмент



 

Государственный   налоговый   менеджмент

 

Корпоративный   налоговый   менеджмент


 

Рис. 1. Сфера налогового менеджмента

 

Сфера налогового менеджмента неоднородна: она распадается на государственный налоговый менеджмент (управление налогообложением на уровне государства) и корпоративный налоговый менеджмент (управление налогообложением на уровне хозяйствующего субъекта). Решая задачи налогового менеджмента, следует принимать во внимание, что управление налогообложением – это наиболее социально выраженная сфера управленческих решений. Это объясняется не только тем, что основные участники налоговых отношений – налогоплательщики и государство – имеют разнонаправленные интересы при уплате налогов и сборов, но и тем, что недостатки в управлении налогообложением затрагивают своими последствиями все общество: отрасли непроизводственной сферы, межбюджетные отношения регионов с федеральным центром, непосредственно каждого члена общества.

Он развивается  как на самих предприятиях и в  организациях, путем создания соответствующих организационных структур, так и путем образования рыночной инфраструктуры в виде аудиторских и консультационных фирм, оказывающих соответствующие услуги в сфере налогообложения по договорам с налогоплательщиками.

Предметом изучения корпоративного налогового менеджмента являются процессы управления финансовыми отношениями с государством, потоками ресурсов предприятий и организаций в виде обязательных и безэквивалентных платежей (налогов и сборов), порядок осуществления которых строго регламентирован налоговым законодательством.

Объектом  изучения корпоративного налогового менеджмента является система отношений, возникающая при организации на уровне предприятий денежных потоков в виде обязательных и безэквивалентных платежей (налогов и сборов) от субъектов налогообложения в бюджеты разных уровней.

Корпоративный налоговый менеджмент как составная  часть менеджмента организации должен выполнять все основные управленческие функции:

  • анализ налогов;
  • налоговое планирование;
  • налоговое регулирование;
  • организацию налогового менеджмента;
  • налоговый контроль
  • анализ и оценка результатов.

Основная  задача корпоративного налогового менеджмента заключается в грамотном и законном в правовом отношении уменьшении налогового бремени для каждого налогоплательщика.

Корпоративный налоговый менеджмент основывается на сочетании стратегических и тактических решений. Стратегия налогового менеджмента может быть достаточно точно определена только в условиях стабильной социально-политической и экономической ситуации, устойчивости и отработанности всего комплекса смежных законов. Тактические решения в данной сфере объективно необходимы в любых условиях с целью оптимизации налоговых платежей, соблюдения налогового законодательства, избежания финансовых рисков и процедуры банкротства.

Управление  налогообложением предприятия осуществляется при помощи специальных приемов и методов. При этом большое значение имеет состав и характер инструментов налогового менеджмента (рис. 2).

 

Инструменты налогового менеджмента



 

Разработка рациональной учетной политики предприятия

 

Использование льгот по уплате налогов

 

Текущий внутренний налоговый  контроль


 

Рис. 2. Основные инструменты налогового менеджмента

Наибольший  эффект достигается при комплексном  использовании инструментов налогового менеджмента.

Снижение налогового бремени связано в первую очередь с полноценным использованием всех налоговых льгот, предоставляемых законодательством. Возможности налогоплательщиков по использованию льгот зачастую существенно снижаются из-за нарушений в организации налогового учета на предприятии, а также из-за нерациональной учетной политики.

Учетная политика оказывает значительное влияние  на финансовые результаты деятельности предприятия. Квалифицированная проработка приказа об учетной политике позволит предприятию выбрать оптимальный вариант учета, эффективный и с точки зрения налогообложения.

Сроки уплаты налогов  жестко регламентированы действующим законодательством. Нарушение установленных предельных сроков влечет за собой финансовые санкции в виде пени.

Эффективность корпоративного налогового менеджмента может оцениваться различными способами, в том числе и посредством ряда коэффициентов.

Грамотное использование  этих инструментов позволяет оптимизировать величину налоговых платежей, соответственно, неумелое их использование либо игнорирование их способно оказать крайне негативное влияние на финансовую устойчивость предприятия.

Большое значение в процедуре управления налогами на предприятии имеет определение налогового поля.

Налоговое поле – это перечень налогов и сборов, плательщиком которых является данное предприятие, сроки их выплат, перечень возможных льгот по отдельным видам налогов, прогнозные величины налогов.

2. Налоговая политика предприятия

 

Классический  набор функций управления в теории менеджмента предполагает прогнозирование, постановку целей с формированием стратегий их достижения, планирование, принятие решений, контроль, анализ и оценку результатов. Причем при вводе оценки как новой информации в процесс корректировки прогнозов замыкается контур обратной связи и начинается очередной цикл. Корпоративный налоговый менеджмент наиболее ярко проявляется при реализации таких функций управления, как корпоративное налоговое планирование и корпоративный налоговый контроль. Одной из основных задач управления финансами предприятия является обеспечение гармоничной увязки результатов его деятельности с общественными задачами, что возможно только при безусловном выполнении налогового законодательства. Составной частью финансовой политики предприятия является налоговая политика, основная цель которой заключается в минимизации налоговых издержек.

Налоговое политика предприятия – это составная часть финансовой стратегии предприятия, заключающаяся в выборе наиболее эффективных вариантов уплаты налоговых платежей при альтернативных вариантах его хозяйственной деятельности

Налоговая политика оказывает  существенное влияние на финансовые результаты и на эффективность финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Кроме того, она оказывает влияние и на формирование учетной политики, поскольку именно на основе бухгалтерской информации формируются отчеты перед фискальными органами.

В мировой  практике известны три возможных варианта налоговой политики предприятия:

1) нелегальная, предполагающая уклонение от уплаты налогов на основе сознательного использования уголовно наказуемых методов учета доходов и имущества и намеренного искажения бухгалтерской и налоговой отчетности;

  1. легальная, основанная на корректировке хозяйственной деятельности и методов ведения учета и использовании предоставленных законодательством;
  2. полулегальная, использующая коллизии, недоработки и противоречия действующих законов и подзаконных актов.

Формирование  эффективной налоговой политики предприятия базируется на ряде принципов, среди которых наиболее важными являются следующие:

  1. Строгое соблюдение действующего налогового законодательства. Реализация этого принципа обуславливает исключение возможностей уклонения от налогов, которые должны быть уплачены в соответствии с реальными финансовыми результатами хозяйственной деятельности предприятия. Ни одна из противозаконных форм уклонения от уплаты налогов не может быть использована предприятием, которое заботится о своей деловой репутации.
  2. Соотнесение задачи минимизации  налоговых платежей  с  целями  общей  политики управления  прибылью предприятия. Реализация этого принципа означает, что минимизация суммы налоговых платежей не является самоцелью – такая минимизация легко могла бы быть обеспечена за счет сокращения объема операционной деятельности. Поэтому минимизация налоговых платежей всегда должна быть направлена на рост суммы чистой операционной прибыли, т.е. соотноситься с целями ее формирования.
  3. Поиск и использование наиболее эффективных хозяйственных решений, обеспечивающих минимизацию базы налогообложения в процессе операционной деятельности. Это предопределяет  целенаправленное  воздействие  на  различные элементы базы налогообложения в разрезе источников уплаты отдельных налогов, широкое использование установленной системы прямых и косвенных налоговых льгот.
  4. Оперативная реакция на изменения в налоговом законодательстве. Разработанная предприятием налоговая политика, а в отдельных случаях и виды хозяйственных операций, связанных с осуществлением операционной деятельности, должна оперативно корректироваться с учетом изменений в законодательстве.

Информация о работе Оптимизация налоговой базы