Оптимизация налоговой базы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 15:18, лекция

Описание работы

Анализ означает проведение аналитических процедур как обязательного элемента управленческого процесса, предшествующего принятию решения. Наиболее качественное аналитическое обоснование — это обоснование, направленное на перспективу.
Планирование следует за анализом. По результатам аналитических расчетов составляется план действий, в основу которого закладываются некоторые локальные цели. Эти цели могут быть исключительно вариабельны с позиции, как временного фактора, так и весомости возможных последствий.

Файлы: 1 файл

Лекции.doc

— 883.50 Кб (Скачать файл)

В целях реализации мероприятий по оптимизации налогового портфеля корпорации формируется вторая группа специалистов, состоящая из сотрудников юридического отдела, бухгалтерских служб, коммерческого и финансового блока. Привлечение сотрудников коммерческого блока (отделов снабжения, продаж, маркетинга, внешнеэкономических связей) вызвано, прежде всего, тем, что эти специалисты непосредственно участвуют в хозяйственно-договорных отношениях и, следовательно, должны учитывать налоговую специфику в контактах с контрагентами корпорации.

Контроль  и оценка эффективности мероприятий  по налоговой оптимизации осуществляется службой внутреннего аудита и финансовым отделом. Функциональное назначение группы состоит в обнаружении отклонений фактических данных от запланированных и обосновании причин этих расхождений. Внутренние аудиторы при этом оценивают данные о фактическом выполнении плана с позиций адекватности действующему законодательству и соответствию избранной налоговой стратегии корпорации. Результаты, полученные в процессе контроля, учитываются при дальнейшем планировании оптимизационных мероприятий.

Рассмотрим более подробно задачи, решаемые указанными на схеме органами управления и службами.

Совет директоров предприятия осуществляет разработку вопросов стратегического налогового менеджмента, исходя из общей стратегии компании и с учетом налоговой доктрины государства.

Разрабатываемая концепция налогового планирования должна быть ориентирована на системное видение социально-экономических проблем компании. На основе общих задач стратегического налогового менеджмента формируются задачи текущего налогового менеджмента, которые реализуются исполнительными органами управления компании.

 



 

Рис. Организация корпоративного налогового менеджмента на предприятии

 

Финансовый  директор является важнейшим лицом в системе корпоративного налогового менеджмента как при разработке налоговой стратегии, так и на этапе ее практической реализации. Финансовый директор организует всю работу по данному направлению, осуществляет контроль за деятельностью служб, связанных с корпоративным налоговым менеджментом. Он осуществляет координацию работы финансово-бухгалтерской службы предприятия с юридической службой и другими подразделениями. Финансовый директор готовит проекты управленческих решений на основе поступающей от служб информации и организует работу по их практической реализации.

Бухгалтерия совместно с другими службами предприятия разрабатывает единую бухгалтерскую и налоговую учетную политику предприятия, систему налогового учета. Она осуществляет текущее ведение бухгалтерского и налогового учета согласно оптимальным с точки зрения налогообложения вариантам. На бухгалтерию возлагается обязанность контроля за дебиторской и кредиторской задолженностью. Бухгалтерия предоставляет отчетность в государственные органы, осуществляет расчеты и обязательные платежи предприятия в государственный бюджет и внебюджетные фонды, а также осуществляет текущий контроль за их полнотой и своевременностью уплаты.

Служба налогового планирования и прогнозирования разрабатывает варианты управленческих решений налогового менеджмента и осуществляет их выбор с точки зрения оптимальности налоговых последствий, осуществляет контроль за реализацией выбранных схем налогового планирования. Данная служба оценивает затраты на внедрение предлагаемых вариантов и определяет финансовые результаты от их реализации. Служба налогового планирования составляет планы налоговых платежей и анализирует причины отклонения фактических показателей от плановых. Она участвует вместе с другими службами в разработке бухгалтерской и налоговой учетной политики. На службу налогового планирования возложена обязанность по подготовке отчетов по всей системе корпоративного налогового менеджмента (в том числе и налоговому планированию).

Важное место в системе  корпоративного налогового менеджмента занимает юридическая служба. На нее возлагается оценка правовых последствий управленческих решений, разработка юридических заключений по проектам этих решений. Она осуществляет юридическое оформление хозяйственных операций, разработку типовых договоров и соглашений по сделкам, а также участвует в работе по ликвидации дебиторской задолженности. Важнейшей функцией службы является ведение налоговых споров и отстаивание интересов предприятия в судах.

Служба  внутреннего налогового контроля и  аудита призвана осуществлять контроль за правильностью расчета налогов и своевременностью их уплаты, а также выявлять и устранять допущенные ошибки и налоговые правонарушения до их установления налоговыми органами. Она должна осуществлять текущий финансовый и налоговый мониторинг деятельности предприятия, выявляя «узкие места» в принятых управленческих решениях по налоговому планированию. Служба внутреннего налогового контроля и аудита участвует в разработке учетной политики, разрабатывает предложения по технологии организации и проведения налогового контроля на предприятии на всех этапах реализации принятых управленческих решений. На службу внутреннего контроля и аудита возлагается обязанность контроля за организацией учета в филиалах дочерних компаний, за своевременностью подготовки и представления отчетности филиалами и дочерними структурами, за внедрением в них принятой технологии налогового контроля и его результатами.

Информационно-аналитическая  служба обеспечивает информационно-аналитическую поддержку принимаемых решений в сфере корпоративного налогового менеджмента. С этой целью она обеспечивает материально-техническую базу для внедрения на предприятия современных информационных технологий и создает базы данных для выполнения следующих основных функций:

  1. Контроль за изменениями налогового, административного, гражданского законодательства, а также общей экономической ситуации в стране и в сфере деятельности компании;
  2. Автоматизация бухгалтерского и налогового учета, а также внутреннего контроля и аудита;
  3. Сбор и анализ информации о партнерах, оценка степени их надежности;

4. Проработка сложных вопросов налогообложения в государственных органах исполнительной и законодательной власти и средствах массовой информации

Правильный  выбор организационной структуры  налогового менеджмента, организация  документооборота между ее элементами только создают предпосылки для эффективной работы и ого подразделения. Службу налогового менеджмента необходимо укомплектовать квалифицированными специалистами, правильно распределить обязанности между ними и наделить необходимыми правами. Должностные инструкции специалистов, занятых в налоговом менеджменте, должны содержать специальные требования, предъявляемые к ним. К таким требованиям, прежде всего, относится знание налогового законодательства и смежных с ним отраслей права. Для малых и средних предприятий создание специализированных налоговых служб нецелесообразно, однако данное направление менеджмента не должно игнорироваться ими. Поэтому возможен вариант расширения должностных обязанностей специалистов предприятий (главного бухгалтера, руководителя экономической службы и других), а также привлечение консультантов в данной сфере деятельности. В зарубежной практике консультирование по вопросам налогового планирования, получившее название «аутсорсинг», весьма распространено.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АНАЛИЗ НАЛОГОВ

 

  1. Налоговое бремя
  2. Способы расчета налоговой нагрузки (налогового бремени) и оценка эффективности налоговой политики предприятия
  3. Методика налогового анализа деятельности предприятий

 

  1. Налоговое бремя

 

Показатель налогового бремени, или налоговой нагрузки, на налогоплательщика является достаточно серьезным измерителем качества налоговой системы страны. Оптимальная налоговая система, обеспечивая финансовыми ресурсами потребности государства, не должна снижать стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности, одновременно обязывая его к постоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствования.

Налоговое бремя представляет собой показатель совокупного воздействия налогов на экономику страны в целом, отдельный хозяйствующий субъект или иного плательщика.

Исчисление налогового бремени осуществляется на двух уровнях: макро- и микроуровне.

Макроуровень подразумевает исчисление тяжести налогообложения всей страны в целом или, другими словами, налоговой нагрузки на экономику. Здесь же оцениваются распределение налогового бремени между группами однородных предприятий, т.е. отраслями производства, и налоговая нагрузка на население страны.

Микроуровень  включает определение налоговой нагрузки на конкретные предприятия, а также исчисление налоговой нагрузки на работника.

Налоговое бремя на экономику, как правило, представляет собой отношение всех поступивших в стране налогов к созданному ВВП. Экономический смысл этого показателя состоит в оценке доли ВВП, перераспределенной с помощью налогов.

Роль и значение показателя налогового бремени состоят в  следующем.

Во-первых, данный показатель необходим государству для разработки налоговой политики. Вводя новые налоги и ликвидируя старые, изменяя налоговые ставки и налоговые льготы, государство обязано определить и не переступить предельно допустимые уровни давления на экономику, за границами которых могут возникнуть негативные экономические процессы. Показатель налогового бремени на макроуровне используется государством также для прогноза доходов бюджета, развития налоговой базы в целом по экономике страны и оценки эффективности влияния налоговой системы на социально-экономическое развитие.

Во-вторых, исчисление налогового бремени на общегосударственном уровне необходимо для сравнительного анализа налоговой нагрузки в разных странах и принятия решений хозяйствующими субъектами о размещении производства, распределении инвестиций и в конечном счете о переливе капитала. Данное положение можно распространить и на анализ налоговой нагрузки внутри страны по регионам, но это положение возможно лишь при условии, что регионы имеют определенное, установленное законом право формирования на своей территории налоговой политики и. как следствие, регулирования соответствующей доли налогового бремени.

В-третьих, показатель налогового бремени необходим для анализа влияния налоговой системы страны на формирование социальной политики государства. Изучение и практический анализ всеобщности и справедливости налогообложения в отношении населения страны, тяжести налогообложения между различными социальными группами дает возможность государству более справедливо распределить тяжесть налогообложения между различными социальными группами для стабилизации социально-экономической ситуации в стране.

В-четвертых, показатель налогового бремени используется в качестве индикатора экономического поведения хозяйствующих субъектов. Именно от уровня этого показателя в значительной мере зависит принятие хозяйствующими субъектами решений о вложении собственных финансовых ресурсов в развитие того или иного производства, в ту или иную отрасль народного хозяйства. От этого показателя в решающей степени зависит также финансовое положение каждого конкретного субъекта хозяйствования.

Важным является сравнительная  оценка налогового бремени населения и отдельной семьи как субъекта налоговых отношений. Налоговое бремя на население в целом представляет собой отношение всех уплаченных налогов на душу населения к среднедушевому доходу населения страны, включая денежную оценку полученных им материальных благ.

Показатель уровня налогового бремени на население можно рассчитать по следующей формуле:

Бр = Н: Чн

       Д:  Чн

где    Бр - уровень налогового бремени;

Н - все уплаченные населением налоги, включая косвенные;

Чн - численность населения страны;

Д - сумма полученных населением доходов.

 

Налоговое бремя на работника фактически равно экономической ставке налога на доходы, поскольку в большинстве стран именно этот налог является единственным налогом, который уплачивается непосредственно работником. Данный показатель используется для сравнения уровня подоходного налогообложения в разных странах.

То касается показателя налогового бремени хозяйствующего субъекта, то следует отметить, что не существует какого-то одного, универсального показателя. Вместе с тем, комплексная оценка налогового бремени хозяйствующего субъекта дает ясную картину того, как влияет уровень налогового бремени на его экономическую активность. Методика определения налогового бремени на конкретное предприятие состоит в установлении соотношения между суммой уплачиваемых налогоплательщиком налогов и полученного им дохода. Различие применяемых в мировой практике показателей заключается в разных оценках определения дохода хозяйствующего субъекта.

Многовековая практика построения налоговых систем в странах  с развитой рыночной экономикой выработала определенные показатели, за пределами  которых невозможна эффективная предпринимательская деятельность. Мировой опыт налогообложения показывает, что изъятие у налогоплательщика 1/3 его дохода - та черта, за пределами которой начинается процесс сокращения сбережений и тем самым инвестиций в экономику. Если же ставки налогов и их число достигают такого уровня, что у налогоплательщика изымается более 40% его доходов, то это полностью ликвидирует стимулы к предпринимательской инициативе и расширению производства.

Информация о работе Оптимизация налоговой базы