Оптимизация налоговой базы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 15:18, лекция

Описание работы

Анализ означает проведение аналитических процедур как обязательного элемента управленческого процесса, предшествующего принятию решения. Наиболее качественное аналитическое обоснование — это обоснование, направленное на перспективу.
Планирование следует за анализом. По результатам аналитических расчетов составляется план действий, в основу которого закладываются некоторые локальные цели. Эти цели могут быть исключительно вариабельны с позиции, как временного фактора, так и весомости возможных последствий.

Файлы: 1 файл

Лекции.doc

— 883.50 Кб (Скачать файл)

5. Прогнозирование и планирование сумм итоговых платежей. В основу такого планирования должны быть положены целевая сумма операционной прибыли предприятия, планируемые объемы операционных доходов и затрат и другие показатели развития операционной деятельности предприятия в предстоящем периоде.

Разработка  эффективной налоговой политики предприятия требует высокой квалификации исполнителей и комплексного участия в этом процессе различных служб предприятия – плановой, финансовой, учетной, юридической и др. Налоговая политика корпорации реализуется посредством сочетания таких элементов налогового менеджмента, как налоговое планирование, налоговый учет и налоговый контроль.

Процесс формирования налоговой политики предприятия осуществляется по следующим основным этапам.

1. Выявление направлений операционной деятельности предприятия, позволяющих минимизировать налоговые платежи за счет разных ставок налогообложения. Государственная система налогообложения предусматривает установление различных ставок налогов по отдельным направлениям операционной деятельности, связанным с ней хозяйственным операциям, видам производимой продукции и т.п.

Формируя  направления и объемы своей операционной деятельности, номенклатуру и ассортимент выпускаемой продукции, предприятие может уже на этом этапе создать необходимые предпосылки для минимизации предстоящих налоговых платежей.

2. Выявление возможностей уменьшения базы налогообложения операционной деятельности предприятия за счет использования прямых налоговых льгот. Эти льготы предоставляются обычно в следующих основных формах: а) уменьшение размера ставок налогообложения (прямое или в процентах к средней ставке); б) предоставление налогового кредита (отсрочки уплаты начисленных налоговых платежей); в) полное освобождение от уплаты налогов.

При использовании  предприятием прямых налоговых льгот следует учесть, что все они носят целевой характер. В соответствии с целью их предоставления и использования в процессе формирования налоговой политики предприятия все прямые налоговые льготы рекомендуется подразделять на три группы:

а) налоговые льготы, предоставляемые отдельным категориям предприятий. К их составу относятся льготы, 
предоставляемые малым предприятиям; предприятиям общественных организаций инвалидов; совместным предприятиям с иностранными инвестициями и т.п.;

б) налоговые льготы, предоставляемые по отдельным видам хозяйственных операций, связанных с операционной деятельностью предприятий. К таким льготам можно относить необлагаемую налогом сумму амортизационных отчислений, начисленную в составе операционных затрат; необлагаемую налогом сумму доходов, накапливаемую на пенсионных счетах при дополнительном пенсионном обеспечении работников (в рамках установленных норм) и т.п.;

в) налоговые льготы, предоставляемые при реализации отдельных видов продукции льготным категориям покупателей или в порядке осуществления внешнеэкономической деятельности. Это относится к льготному налогообложению добавленной стоимости, к ставкам таможенных пошлин и т.п.

В соответствии с такой группировкой предприятие может на альтернативной основе формировать свою налоговую политику, соответствующим образом диверсифицируя организационные формы своих дочерних фирм, виды хозяйственных операций, ассортимент реализуемой продукции.

  1. Учет непрямых налоговых льгот в формировании налоговой политики предприятия. Состав непрямых налоговых льгот определяется возможностями уменьшения базы налогообложения при неизменных его ставках. Примером направленности таких действий является использование метода ускоренной амортизации активной части производственных основных фондов (сокращающее налоговую базу по прибыли); замена живого труда машинами и механизмами (сокращающая налоговую базу 
    уплаты отчислений от фонда оплаты труда) и т.п.
  2. Учет региональных особенностей формирования налоговой политики предприятия. В процессе региональной диверсификации операционной деятельности предприятий возникают возможности использования налоговых преимуществ, действующих на отдельных территориях. При формировании налоговой политики предприятия выделяют, как правило, три группы региональных образований с различной системой налогообложения:

а) специальные (свободные) экономические зоны своей страны. В границах этих зон законодательно устанавливается и действует специальный более льготный налоговый режим;

б) сопредельные страны с более льготной налоговой системой. Такие страны могут быть объектом региональной 
диверсификации операционной деятельности предприятий, в первую очередь, размещенных в приграничных областях;

в) оффшорные территории (зоны). Как правило, для этого выбирают территории с очень низким уровнем 
налогообложения операционной деятельности данного вида (а иногда безналоговые зоны). Выбор конкретной оффшорной территории зависит от целей и направленности хозяйственной деятельности предприятия, налогового режима, развитости коммерческой и финансовой инфраструктуры, наличия межгосударственного соглашения об устранении двойного налогообложения, стоимости инкорпорирования и ряда других условий. Привлекательность открытия оффшорных предприятий (оффшорных дочерних фирм) заключается не только в возможностях легального уменьшения налоговых платежей, но и в других возможностях — обеспечении визовой поддержки государства — регистрации, открытия за рубежом валютного счета и т.п.

  1. Определение методических принципов налогового планирования на предприятии. Для эффективной реализации налоговой политики, оценки альтернативных ее вариантов предприятие должно использовать корректные методы налогового планирования, связанные с особенностями налогообложения конкретной операционной деятельности. Такая методическая база должна быть создана в процессе формирования налоговой политики (ее содержание подробно рассматривается в следующем разделе).

 

3. Оценка эффективности разработанной налоговой политики предприятия.

 

Такая оценка осуществляется в процессе сравнения альтернативных ее вариантов с помощью системы соответствующих показателей. Основными из этих оценочных показателей являются:

а) коэффициент эффективности налогообложения. Он позволяет получить наиболее обобщенную характеристику избранной налоговой политики предприятия, показывая как соотносятся между собой показатели чистой операционной прибыли и общей суммы налоговых платежей. Расчет этого показателя осуществляется по следующей формуле:

         ЧП0

Эн =   ОНО

где    Эн   – коэффициент эффективности налогообложения операционной деятельности предприятия;

ЧП0 – планируемая сумма чистой операционной прибыли предприятия;

ОНО – общая сумма плановых налоговых платежей (совокупные налоговые издержки);

б) коэффициент налогоемкости реализации продукции. Этот показатель позволяет определить общую сумму налоговых платежей, приходящихся на единицу объема реализованной продукции. Расчет этого показателя осуществляется по формуле:

                 ОНО

КНЕр =   ОРП

где КНЕр – коэффициент налогоемкости реализации продукции предприятия;

ОНО – общая сумма плановых налоговых платежей;

ОРП – общий объем реализации продукции предприятием в плановом периоде;

В отношении этого  показателя специалисты по налоговому планированию приводят следующую оценочную шкалу:

  • если значение показателя составляет не более 20%, то налоговое планирование может быть ограничено рамками четкого ведения бухгалтерского учета и внутреннего документооборота, использованием прямых льгот и самообразованием главного бухгалтера;
  • в интервале 20—45% налоговое планирование должно стать частью общего финансового управления и контроля, для чего требуется привлечение специально подготовленного персонала или участие внешних налоговых консультантов (аудиторов);
  • в интервале 45-70% налоговое планирование должно стать важнейшим элементом стратегического планирования, необходимы обязательный налоговый анализ и экспертиза организационных, юридических и финансовых мероприятий и инноваций. Вероятнее всего, потребуется сотрудничество с профессиональными налоговыми консультантами, а также юристами, специализирующимися в области налогообложения и налогового права;
  • если показатель превышает 70%, вряд ли бизнес целесообразен в дальнейшем.

в) коэффициент налогообложения операционных доходов. Этот показатель позволяет судить об уровне налогообложения операционных доходов предприятия соответствующими видами налогов и сборов, входящими в цену продукции. Расчет этого показателя осуществляется по следующей формуле:

                 Нц

КНод =   ОРо

где КН – коэффициент налогообложения операционных доходов;

Нц – общая сумма плановых налоговых платежей, входящих в цену продукции (сумма налога на добавленную стоимость, акцизного сбора и др.);

ОРО – общий объем реализации продукции предприятием в плановом периоде. В торговле в этих целях можно использовать планируемую сумму реализованных торговых надбавок;

г) коэффициент налогообложения операционных затрат. Этот показатель характеризует уровень налогов, относимых на себестоимость (издержки), к планируемой общей сумме этой себестоимости (издержек). Расчет этого показателя осуществляется по следующей формуле:

                 Нс

КНоз =   Ио

где КН03 – коэффициент налогообложения операционных затрат;

Нс – общая сумма плановых налоговых платежей, относимых на себестоимость (издержки) продукции;

Ио – общая сумма плановых операционных затрат (издержек) предприятия.

д) коэффициент налогообложения операционной прибыли. Этот показатель характеризует уровень налогов, уплачиваемых за счет валовой операционной прибыли предприятия. Расчет этого показателя осуществляется по следующей формуле:

                 Нп

КНоз =   ВП0

где КН – коэффициент налогообложения операционной прибыли;

Нп – общая сумма плановых налоговых платежей, осуществляемых за счет валовой операционной прибыли;

ВП0 – общая сумма плановой валовой операционной прибыли предприятия;

е) коэффициент льготного налогообложения операционной деятельности. Этот показатель позволяет определить, насколько эффективно предприятие использует предоставленные законодательством льготы по налогам, связанным с его операционной деятельностью (этот коэффициент позволяет судить и об эффективности использования льгот по отдельным видам налогов). Принципиальная формула расчета этого показателя имеет следующий вид:

                      ∑НЛ0

Клн=     ∑НЛ0 + ОН0

где   Клн – коэффициент льготного налогообложения операционной деятельности;

∑НЛ0 –общая сумма налоговых льгот, используемых предприятием в процессе осуществления операционной деятельности; ОН0 – общая сумма плановых налоговых платежей.

С помощью  вышеприведенной системы показателей оцениваются альтернативные варианты разработанной налоговой политики предприятия, сравнение которых позволяет избрать для реализации наиболее эффективный ее вариант.

 

4.  Организация корпоративного налогового менеджмента на предприятии

 

Налоговый менеджмент является составной частью финансового менеджмента и при этом подчиняется общей стратегии и тактике управления корпорацией. Следовательно, при построении организационной структуры налогового менеджмента необходимо учитывать, что, с одной стороны, управление налоговыми обязательствами корпорации должно осуществляться в рамках финансового менеджмента. С другой стороны, предназначение налогового менеджмента заключается не только в упорядочении процесса выплаты налогов в соответствии с задачами финансового менеджмента, но и в оптимизации их, исходя из предоставленных налоговым законодательством вариантных допущений. Этот аспект налогового менеджмента предполагает использование прямой помощи юридических, экономических, коммерческих и ревизионных (контролирующих) служб корпорации, которые обычно лишь опосредованно участвуют в управлении налогообложением.

Таким образом, при построении организационной  структуры налогового менеджмента необходимо руководствоваться двумя принципами:

  1. Налоговый  менеджмент является  неотъемлемой  составляющей   организационной   структуры   финансового   менеджмента корпорации.
  2. Организационная структура налогового менеджмента может включать иные службы корпорации, нежели те, которые участвуют в процедурах финансового менеджмента. В.В. Муравьев предлагает для осуществления процесса налогового менеджмента создавать на предприятиях три независимые налоговые группы, задачами которых, соответственно, являются – налоговое планирование, реализация налогового плана, внутренний налоговый контроль.

Функциональное  назначение первой группы заключается в разработке оптимизационных мероприятий, а также в составлении плана налоговых платежей (а в рамках оперативного финансового планирования – графика налоговых платежей). Исходя из задач группы, в ее состав целесообразно включить специалистов, занятых формированием финансовых планов корпорации (бюджетов): экономистов планово-экономической службы корпорации, работников бухгалтерии, финансистов, юристов. Результирующие данные выработанного плана мероприятий по оптимизации налоговых платежей накладываются на график налоговых платежей и отражаются в бюджете корпорации.

Информация о работе Оптимизация налоговой базы