Оптимизация налоговой нагрузки и налогового бремени организации, на примере ООО «Росклимат

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 10:22, дипломная работа

Описание работы

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы.
Совокупность нормативных актах различного уровня, содержащих налоговые нормы, составляет систему налогового законодательства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИИ 6
1.1 Сущность налоговой системы 6
1.2 Исторический опыт развития налогообложения юридических лиц в России 9
1.3 Влияние зарубежного опыта на становление современной налоговой системы России и перспективы ее развития для юридических лиц 14
1.4 Методы определения налоговой нагрузки предприятия 22
2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «РОСКЛИМАТ» 41
2.1 Историческая справка. Организационно-правовая основа деятельности предприятия 41
2.2 Основные виды деятельности, внешняя и внутренняя среда 44
2.3 Анализ основных экономических показателей ООО «Росклимат» за 2007-2008 гг. 47
3 ОЦЕНКА НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ И НАЛОГОВОГО БРЕМЕНИ ОРГАНИЗАЦИИ ООО «РОСКЛИМАТ» 49
3.1 Анализ финансового состояния и налоговых платежей организации ООО «Росклимат» за 2007-2008 гг. 49
3.2 Характеристика налоговых платежей и расчет налоговой нагрузки ООО «Росклимат» 55
3.3 Предложения по оптимизации налоговой нагрузки 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 75

Файлы: 1 файл

1127249_ABB56_optimizaciya_nalogovoy_nagruzki_i_nalogovogo_bremeni_organiz.doc

— 632.50 Кб (Скачать файл)


Федеральное агентство  по образованию

ГОУВПО «Удмуртский  государственный университет»

Институт Экономики  и Управления

 

 

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему «Оптимизация налоговой нагрузки и налогового бремени организации (на примере ООО «Росклимат»)»

 

 

 

Выполнил студент                                                          

Гр. №ЗС (ИЭиУ)-060400 - 62(к)

 

 

 

Руководитель

к.э.н., доцент                                                                  

 

Допущен к защите в  ГАК «__»_____________ 200_г.                                                                

 

 

 

 

Зав. кафедрой «ФиУ»,

к.э.н., доцент                       

 

 

Содержание


                                                                                                                                  

 

          ВВЕДЕНИЕ

 

Налогообложение в Российской Федерации является важным инструментом государственного регулирования экономики и перераспределения доходов. В связи с этим решение проблем, связанных с налогообложением, являются актуальными, наиболее сложными на этапе проводимых экономических преобразований в стране. Этот аспект экономики постоянно подвергается критике и служит основой для жарких споров и дискуссий. Разработчики ныне действующей налоговой системы считают, что на данном этапе развития рыночных отношений  в стране существующая система отвечает основным ее требованиям, другие же напротив, отмечают ее неэффективность. На мой взгляд, следует быть большим оптимистом, чтобы говорить об идеальности действующей налоговой системы, она противопоставлена реальному сектору экономики, не способствует росту экономического потенциала и стабилизации социальных отношений, не выполняет возложенные на нее функции, не обеспечивает в полной мере потребности государства в средствах на финансирование полной социальной защиты населения.

Государство, выражая  интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и  осуществляет соответствующую политику - экономическую, социальную, экологическую, демографическую и др. При этом в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта государственного регулирования социально-экономических процессов используются финансово-кредитный и ценовой механизмы. Финансово-бюджетная система включает отношения  по поводу формирования и использования  финансов государства - бюджета и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечить эффективную реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Важным источником формирования доходной части государственного бюджета являются налоги. То, что налоги, как форма изъятия части доходов хозяйствующих субъектов и работающего населения в пользу государства, объективно  необходимы, не вызывает сомнения у образованного и законопослушного члена общества. Государству собираемые средства нужны для выполнения принятых на себя функций и  требовать уничтожения налогов значило бы требовать уничтожения самого общества. Поэтому необходимо рассмотрение влияния налоговых ставок в целом на налоговое бремя, тяжесть которого испытывают российские производители.

В данной работе будет  рассмотрено предприятие ООО «Росклимат».

Основной целью деятельности ООО «Росклимат» является розничная продажа и монтаж систем кондиционирования и обогрева для помещений.

Цель дипломной работы - проанализировать налоговую нагрузку и налоговое бремя предприятия ООО «Росклимат»  и предложить рекомендации.

        Задачи:

    • рассмотреть теоретические основы налогообложения предприятия и оценки налоговой нагрузки;
    • охарактеризовать объект исследования ООО «Росклимат»;
    • проанализировать  финансовое состояние ООО «Росклимат» и выявить его особенности;
    • произвести налоговую нагрузку и налоговое бремя ООО «Росклимат» и предложить пути её совершенствования.

Дипломная работа состоит из трех глав.

В главе 1 раскрывается сущность налоговой системы, рассматриваются методы определения налоговой нагрузки предприятия. Исследуется зарубежный опыт.

В главе 2 проводится исследование экономико – организационной характеристика ООО «Росклимат». Анализируются результаты финансово – хозяйственной деятельности предприятия за 2007 – 2008 год.

В главе 3 проводится структурно – динамический анализ налоговой нагрузки и налогового бремени ООО «Росклимат», оценивается эффективность использования капитала, разрабатываются мероприятия по снижению налоговой нагрузки.

В заключительной части данной работы обсуждаются  полученные результаты анализа и  делаются предложения и конкретные рецепты по улучшению эффективности  управления капиталом.

При написании дипломной  работы использована учебная литература и периодические издания как отечественных, так и зарубежных авторов. Среди авторов, в чьих трудах хорошо освещены вопросы налоговой нагрузки можно отметить следующих: Девликамова Г.В., Кирова Е.А., Крейнина М.Н., Стоянова Е.С., Трошин А.В., Шеремет А.Д., Сайфуллин Р.С. и др

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА  РОССИИ

1.1 Сущность налоговой системы

 

Налоги являются необходимым  звеном экономических отношений  в обществе с момента возникновения  государства. Развитие и изменение  форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы.

Совокупность нормативных  актах различного уровня, содержащих налоговые нормы, составляет систему  налогового законодательства.

Сyществyют два вида налоговой  системы: шедyлярная и глобальная. В  шедyлярной налоговой системе весь доход, полyчаемый налогоплательщиком, делится на части - шедyлы. Каждая из этих частей облагается налогом особым образом. Для разных шедyл могyт быть yстановлены различные ставки, льготы и дрyгие элементы налога, перечисленные выше. В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и yпрощает планирование финансового резyльтата для предпринимателей. Глобальная налоговая система широко применяется в Западных госyдарствах.

Действующая ныне налоговая  система России практически введена  с 1992 г. и основывалась на более чем двадцати законах, охватывающих, по сути, все сферы экономической жизни государства. По своей структуре и принципам построения налоговая система в основном отражает общераспространенные в мировой практике налоговые системы. Перечень применяемых видов налогов практически соответствует общепринятому в современной рыночной экономике и в значительной части набору налогов и сборов, применявшихся в нашей практике ранее.

Стержнем налоговой  системы является Налоговый Кодекс РФ [3].

В целях определения  прав, обязанностей, ответственности  налогоплательщиков и налоговых  органов законодательные акты определяют элементы налоговой системы:

    • налогоплательщики (субъект налога), то есть юридические лица и другие категории плательщиков и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги;
    • объект налога (прибыль, доход, стоимость отдельных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества добавленная стоимость и другие объекты);
    • налоговые льготы;
    • сроки уплаты налога;
    • бюджет или внебюджетный фонд, в который зачисляется налоговый оклад;
    • источник налога, то есть доход, из которого выплачивается налог.

Налоговая система РФ включает налоги трех уровней: федеральные, субъектов РФ, местные (табл. 1). Одни налоги являются общеобязательными, другие могут вводиться местными органами власти.

 

Таблица 1 - Действующая налоговая система  РФ на 01.01.2009 г. [26, с.7]

Уровень налоговой системы

Виды налогов

Федеральные налоги

Налог на добавленную  стоимость (гл.21 НК РФ)

Акцизы (гл.22 НК РФ)

Налог на доходы физических лиц  (гл.23 НК РФ)

Единый социальный налог  (гл.24 НК РФ)

Налог на прибыль организаций  (гл.25 НК РФ)

Налог на добычу полезных ископаемых  (гл.26 НК РФ)

Государственная пошлина (гл.25.3 НК РФ)


 

Продолжение таблицы 1

Уровень налоговой системы

Виды налогов

Налоги субъектов  РФ

Налог на имущество организаций   (гл.30 НК РФ)

Транспортный налог (гл.28 НК РФ)

Налог на игорный бизнес  (гл.29 НК РФ)

Местные налоги

Налог на имущество физических лиц (Закон РФ от 09.12.1991 г. №2003-1)

Земельный налог (гл.31 НК РФ)

Специальные налоговые  режимы

Единый сельскохозяйственный налог (гл.26.1 НК РФ)

Единый налог при  упрощенной системе налогообложения   (гл.26.2 НК РФ)

Единый налог на вмененный  доход   (гл.26.3 НК РФ)

Система налогообложения  при выполнении соглашений о разделе  продукции (гл.26.4 НК РФ)


 

Федеральные налоги (в том числе размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов) и порядок их зачисления в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории.

Налоги субъектов РФ также устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории. При этом конкретные ставки этих налогов определяются законами субъектов РФ.

Из местных налогов  общеобязательными являются только два: налог на имущество физических лиц, земельный налог. Конкретные ставки этих налогов, взимаемых на всей территории РФ, определяются законодательными актами республик в составе РФ или решениями органов государственной власти административно- территориальных образований. Все прочие местные налоги могут устанавливаться решениями районных и городских органов государственной власти, сборы по ним зачисляются в местные бюджеты. По ряду местных налогов законодательством ограничивается предельная величина ставки. 

1.2 Исторический опыт развития налогообложения  юридических лиц в России

 

Финансовая система Руси стала складываться в период объединения русских земель. Объединение Древнерусского государства началось лишь с конца IX в. Основным источником доходов княжеской казны была дань. Это, по сути дела, сначала нерегулярный, а затем все более прямой систематический налог. Дань взималась двумя способами: повозом, когда она привозилась в Киев, и полюдьем, когда князья или княжеские дружины сами ездили за нею. Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин [9, c.12].

После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал “выход”, взимавшийся сначала баскаками — уполномоченными хана, а затем самими русскими князьями. “Выход” взимался с каждой души мужского пола и со скота. Уплата “выхода” была прекращена Иваном III (1440—1505) в 1480 г., после чего вновь началось создание финансовой системы Руси. В качестве главного прямого налога Иван III ввел данные деньги с черносошных крестьян и посадских людей. Затем последовали новые налоги: ямские, пищальные — для производства пушек, сборы на городовое и засечное дело, т.е. на строительство засек-укреплений на южных границах Московского государства. Иван Грозный ввел стрелецкую подать на создание регулярной армии и полоняничные деньги для выкупа ратных людей, захваченных в плен, и русских, угнанных в полон. Для определения размера прямых налогов служило сошное письмо. Оно предусматривало измерение земельных площадей. Косвенные налоги взимались через систему пошлин и откупов, главными из которых были таможенные и винные.

Политическое объединение русских  земель относится к концу XV в. Однако стройной системы управления государственными финансами не существовало еще долго. Большинство прямых налогов собирал Приказ большого прихода. Одновременно с ним обложением деления занимались территориальные приказы. В силу этого финансовая система России в XV—XVII вв. была чрезвычайно сложна и запутана.

Несколько упорядочена  она была в царствование Алексея Михайловича (1629—1676), создавшего в 1655 г. Учетный приказ. В 1680 г. доходы составляли 1203 367 руб. Из них за счет прямых налогов обеспечено поступление 29481,5 руб., или 44% всех доходов, за счет косвенных налогов — 641394,6 руб., или 53,3%. Остальную сумму (2,7%) дали чрезвычайные сборы и прочие доходы. Расходы составили 1 125323 руб.

В то же время отсутствие теории налогообложения, необдуманность практических шагов порой приводили  к тяжелым последствиям. Тогда  была предпринята попытка поправить финансовое положение с помощью косвенных налогов. В 1646 г. был повышен акциз  на соль с 5 до 20 коп. за пуд.  Петром 1 был принят ряд мер, чтобы обеспечить, как мы сказали бы сейчас, справедливость налогообложения, равномерную раскладку налоговых тягот. Тяжесть некоторых прежних налогов была ослаблена, причем в первую очередь для малоимущих людей. Для устранения злоупотреблений при переписи дворов введена была подушная подать.

Доходы государства  постоянно росли. В 1710 г. они составили 3134000 руб., в 1722 г. — 7859833 руб., в 1725 г. — 10186707 руб. Во второй половине царствования Петра 1 Российское государство, несмотря на огромные издержки, обходилось собственными доходами и “не сделало ни копейки долгу”.

В 1809 г. расходы государственного бюджета в два раза превышали доходы. В это время была разработана программа финансовых преобразований — “план финансов”, связанная с именем крупного государственного деятеля М.М. Сперанского (1772—1839). Программа предлагала проведение ряда неотложных мер по упорядочению доходов и расходов. Думается, что до сих пор не потеряли актуальности Основные правила расходования государственных средств, предложенные М. М. Сперанским и утвержденные Государственным Советом России в августе 1810 г. Они заключались в следующем.

Расходы должны соответствовать  доходам. Поэтому никакой новый расход не может быть назначен прежде, нежели найден соразмерный ему источник дохода.

Расходы должны разделяться:

    1. по ведомствам;
    2. по степени нужды в них - необходимые, полезные, избыточные, излишние и бесполезные, причем последние не должны допускаться вовсе.
    3. по пространству — общие государственные, губернские, окружные и волостные. Никакой сбор не должен существовать без ведома Правительства, потому что Правительство должно знать все, что собирается с народа и обращается в расходы;
    4. по предметному назначению — обыкновенные и чрезвычайные расходы. Для чрезвычайных в запасе должны быть не деньги, а способы их получения;
    5. по степени постоянства — стабильные и меняющиеся издержки.

Информация о работе Оптимизация налоговой нагрузки и налогового бремени организации, на примере ООО «Росклимат