Предпринимательская деятельность в
области игорного бизнеса в части организации
тотализатора также имеет свои особенности.
Организация, осуществляющая такую деятельность,
может создавать сеть пунктов, объединенных
в единую систему, которые принимают ставки
на исход какого-либо события, а также
выплачивают соответствующие выигрыши.
Общая сумма сделанных ставок может учитываться
как в головном подразделении организации,
организующей тотализатор, так и в самих
пунктах тотализатора.
При определении количества объектов
налогообложения у тотализатора, имеющего
сеть пунктов, объединенных в единую систему,
следует также иметь в виду, что специфика
данного вида предпринимательской деятельности
требует специального оборудованного
места для осуществления приема ставок
и выплат соответствующих сумм выигрышей.
Поэтому, в том случае если, организация
тотализатора позволяет учитывать общую
сумму ставок и подлежащую выплате сумму
выигрыша в каждом территориально обособленном
подразделении, то объектом налогообложения,
подлежащим регистрации, будет являться
каждое территориальное обособленное
структурное подразделение тотализатора.
Если же организация тотализатора не
позволяет учитывать общую сумму ставок
и сумму выигрыша, подлежащую выплате,
в каждом территориально обособленном
подразделении, то объектом налогообложения,
подлежащим регистрации в налоговых органах,
будет являться головное подразделение
организации.
При установке игровых автоматов существуют
следующие особенности: если игровой автомат
расположен вне места нахождения организации
(места нахождения обособленного подразделения
организации), постановка на учет данного
объекта налогообложения осуществляется
в налоговом органе по месту нахождения
организации.
К особенностям осуществления игорного
бизнеса следует отнести законодательно
установленные требования к организаторам
азартных игр, посетителям игорных заведений
и самим игорным заведениям.
В соответствии со ст.6 Федерального
закона РФ N 244-ФЗ:
1. Организаторами азартных игр
могут выступать исключительно
юридические лица, зарегистрированные
в установленном порядке на
территории Российской Федерации.
2. Не могут выступать организаторами
азартных игр юридические лица,
учредителями (участниками) которых
являются Российская Федерация,
субъекты Российской Федерации
или органы местного самоуправления.
3. Организатор азартных игр обязан
предоставлять сведения, необходимые
для осуществления контроля за
соблюдением требований законодательства
о государственном регулировании
деятельности по организации
и проведению азартных игр. Состав
и порядок предоставления таких
сведений устанавливаются Правительством
Российской Федерации.
4. Организатор азартных игр обязан
обеспечивать личную безопасность
участников азартных игр, иных
посетителей игорного заведения,
работников организатора азартных
игр во время их нахождения
в игорном заведении.
5. Организатор азартных игр обязан
соблюдать установленные Правительством
Российской Федерации в соответствии
с настоящим Федеральным законом
правила совершения операций
с денежными средствами при
организации и проведении азартных
игр.
6. Стоимость чистых активов организатора
азартных игр в течение всего
периода осуществления деятельности
по организации и проведению
азартных игр не может быть
менее:
1) 600 миллионов рублей - для организаторов
азартных игр в казино и
залах игровых автоматов;
2) 100 миллионов рублей - для организаторов
азартных игр в букмекерских
конторах и тотализаторах.
7. Для целей настоящего Федерального
закона порядок расчета стоимости
чистых активов организаторов
азартных игр устанавливается
уполномоченным Правительством
Российской Федерации федеральным
органом исполнительной власти.
8. Правительством Российской Федерации
могут быть установлены дополнительные
требования к организаторам азартных
игр [2] .
В соответствии со ст.7 Федерального
закона РФ N 244-ФЗ:
1. Посетителями игорного заведения
являются находящиеся в игорном
заведении участники азартных
игр, а также иные лица, доступ
которых в игорные заведения
не запрещен в соответствии
с настоящим Федеральным законом.
2. Посетителями игорного заведения
не могут являться лица, не
достигшие возраста восемнадцати
лет.
3. Организатор азартных игр вправе
самостоятельно устанавливать правила
посещения игорного заведения, не
противоречащие настоящему Федеральному
закону.
4. По требованию работников организатора
азартных игр посетитель игорного
заведения, нарушающий установленные
в соответствии с настоящим
Федеральным законом правила
посещения игорного заведения, обязан
немедленно покинуть игорное
заведение.
В соответствии со ст.8 Федерального
закона РФ N 244-ФЗ:
1. Игорное заведение должно быть
разделено на зону обслуживания
участников азартных игр и
служебную зону игорного заведения.
2. В доступном для посетителей
игорного заведения месте должны
быть размещены текст настоящего
Федерального закона, установленные
организатором азартных игр правила
азартных игр и правила посещения
игорного заведения, разрешение
на осуществление деятельности
по организации и проведению
азартных игр в игорной зоне
или лицензия на осуществление
деятельности по организации
и проведению азартных игр
в букмекерских конторах и
тотализаторах.
3. Организация и проведение азартных
игр могут осуществляться исключительно
работниками организатора азартных
игр. Работниками организатора азартных
игр не могут являться лица,
не достигшие возраста восемнадцати
лет.
4. Используемое в игорном заведении
игорное оборудование должно
соответствовать требованиям законодательства
Российской Федерации о техническом регулировании,
технических регламентов, стандартов,
а также иным обязательным требованиям
и находиться в собственности организатора
азартных игр. В помещении игорного заведения
постоянно должны находиться документы,
подтверждающие соответствие игорного
оборудования указанным требованиям.
5. Технически заложенный средний
процент выигрыша каждого игрового
автомата не может составлять
менее чем девяносто процентов [2] .
1.3 Зарубежный опыт налогообложения
игорного бизнеса
Игорными столицами мира считаются
Монте-Карло (княжество Монако), Баден-Баден
(Германия) и, конечно же, Лас-Вегас (США).
Лас-Вегас является огромнейшим
центром мирового развлечения и игрового
бизнеса. В историческом центре города
размещены все основные отели и казино,
это улицы Фримонт-стрит и Лас-Вегас-Стрип.
В городе сосредоточено более ста казино,
тысячи игровых павильонов и большое количество
фешенебельных отелей. Помимо традиционных
игорных на суше, здесь широко распространены
плавучие казино, которые хорошо прижились
на реке Миссисипи и ее притоков. Так курсируют
целые круизные лайнеры с казино на борту.
В настоящее время
практически на всей территории
штатов Америки азартные игры
легализованы. При этом законодательное
регулирование игорного бизнеса
в каждом штате является компетенцией
местных властей. Общее количество
казино в США исчисляется сотнями:
так лишь в индейских резервациях
на американской территории функционируют
более 300 игровых заведений.
Полный запрет на азартные игры
существует лишь в штатах Юта и Гавайи.
Во всех остальных легальный игорный бизнес-
одна из важнейших статей доходов штата.
Впрочем, это не мешает процветанию и черного
рынка. Доходы нелегального Азартного
бизнеса в этой стране оцениваются на
уровне трети от легальных поступлений.
Самым крупным центром игорной
индустрии в США является штат Невада.
Достаточно услышать о таких его городах
как Лас-Вегас, Карсон-Сити и Рино, как
сразу можно представить всю его мощь.
на сегодняшний день в этом американском
штате действует свыше 2000 игорных заведений,
где вниманию игроков предложено более
210 тысяч игровых автоматов и 6 тысяч игровых
столов. Только от функционирования казино
Невады государственная казна в год пополняется
почти на миллиард долларов.
Практически все организации,
так или иначе связанные с игровым бизнесом,
обязаны получить определенные лицензии.
Основной лицензией, разрешающей заниматься
непосредственно организацией и проведением
азартных игр, является лицензия оператора
игорного бизнеса. Этот вид лицензии делится
на подвиды:
1. Ограниченные лицензии
выдаются операторам, имеющим не
более 15 игровых автоматов, им запрещается
устанавливать игровые столы и организовывать
какие-либо другие виды игр. Владельцы
такой лицензии являются как правило
владельцы небольших баров, ресторанов,
развлекательных центров.
2.Неограниченые лицензий
подразделяются на два вида: лицензий,
позволяющие операторам иметь
любое количество игровых автоматов,
игровых столов.
3.Специальные лицензий, позволяющие
владельцам игровых автоматов
размещать их в заведениях (барах,
ресторанах, клубах и т.п.)Обладатель такой
лицензий сам договаривается с владельцем
помещения об условиях взаимовыгодного
сотрудничества.
любое игровое оборудование,
поступающее на рынок, проходит обязательную
проверку (математический тест, тест на
безопасность и т.п.).
лицензированию подлежат все
работники игровых заведений. Данные лицензий
подразделяются на два вида: для служащих,
не занятых в игровом процессе, и для работников,
принимающих участия в игровом процессе
(дилеры, питбоссы, менеджеры и др.). Последние
не могут быт допущены к работе без специального
разрешения, которое выдается местными
органами власти, контролирующими проведение
азартных игр на своей территории.
Все участники игорного бизнеса
Невады, имеющие соответствующие лицензий,
обязаны неукоснительно соблюдать игорное
законодательство штата, условие своих
лицензий (не разрешать играть лицам моложе
21 года; лицам, которые занесены в специальный
список, составляемый Комиссией ( связанные
или подозреваемые в связях с криминалом)
и т.п.).Они периодически отчитываются
о своей деятельности перед контролирующими
органами. Совет штата по контролю за азартными
играми имеет право в любое время провести
аудит или расследование в отношений той
или иной компаний, и как результат рекомендовать
комиссий ограничить или аннулировать
лицензию.
1. Для операторов, обладающих
ограниченными лицензиями (не более
15 игровых автоматов ), устанавливаются
следующие ставки: ежегодный сбор,
составляющий 250 долларов с каждого
игрового автомата.
2. Операторы, имеющие неограниченные
лицензий, обязаны ежемесячно производить
определенные отчисления, базирующиеся
на сумме валового дохода заведения. С
первых 50 тыс.долларов - 3,5 %, со следующих
84 тыс. долларов - 4,5%, далее с суммы превышающей
134 тыс. долларов 6,25%. Кроме этого для них
установлены следующие ставки фиксированных
сборов:
А) с игровых автоматов:
- ежеквартальный сбор, составляющий
20 долларов с каждого игрового
автомата;
-ежегодный сбор, составляющий
250 долларов с каждого игрового автомата;
Б) с игровых столов:
-ежегодные сборы;
-ежеквартальные сборы.
Весь игорный бизнес в Неваде
контролируется специально уполномоченными
отделами:
- Администрирования;
- Аудита;
- Принуждения;
- Расследования;
- Налогов и лицензий;
- Технологий.
Но хотя Лас-Вегас давно стал
именем нарицательным и по праву считается
центром мирового азарта, игорная индустрия
зародилась в Европе.
Первые казино появились в Италии,
Германии и Франции. Сегодня во Франции
игорные заведения разрешены в курортных
местах — преимущественно на Лазурном
берегу и в крупнейших городах страны.
В Париже и других крупных городах, не
являющихся туристическими центрами,
игорная деятельность запрещена. Так государство
оберегает собственных граждан от негативных
последствий пристрастия к азартным играм
и зарабатывает на туристах.
Совершенно по-другому обстоят
дела в Италии. Пять казино, которые сейчас
принадлежат муниципалитетам, были специально
построены в пограничных городах, дабы
«перехватить» азартно настроенных итальянцев,
направляющихся поиграть в Монте-Карло,
в заведения Словении и Швейцарии.
Наиболее эффективной считается
английская модель регулирования игорного
бизнеса. Казино в Великобритании можно
открывать в более чем полусотне специальных
зон.
Стремление Евросоюза жить
по общим правилам распространяется и
на игорную сферу. Например, законодательством
ЕС предусматриваются открытые границы
для свободного входа онлайн-операторов.
Так, консервативная Германия, ранее разрешавшая
минимум азартных игр в Сети, сегодня пересматривает
свои законы и открывается для онлайн-азарта.
2 МЕХАНИЗМ ВЗИМАНИЯ
НАЛОГА НА ИГОРНЫЙ БИЗНЕС
2.1 Механизм исчисления
и уплаты налога на игорный
бизнес
Плательщиками налога на игорный
бизнес являются организации и индивидуальные
предприниматели, осуществляющие деятельность
в сфере игорного бизнеса [1; стр 676].
Организации и предприниматели,
занимающиеся игорным бизнесом, не вправе
применять упрощенную систему налогообложения
. Если же помимо игорного бизнеса они
осуществляют иные виды деятельности,
то по ним применяется обычная система
налогообложения (в соответствующих случаях
— ЕНВД).
Законодательно определен перечень
объектов игорного бизнеса, которые облагаются
налогом и подлежат регистрации в налоговом
органе. К ним относятся:
-игровой стол;
-игровой автомат;
-касса тотализатора или
букмекерской конторы.
Налог на игорный бизнес относится
к региональным налогам. Он обязателен
к уплате на территории тех субъектов
России, где принят соответствующий региональный
закон. Регионам предоставлено право устанавливать
конкретные ставки налога в пределах,
установленных Налоговым кодексом.