Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 20:08, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в том, чтобы изучить и проанализировать налоговый контроль.
В соответствии с поставленной целью были решены следующие задачи:
1. Рассмотреть и изучить различные классификации налогового контроля;
2. Оценить эффективность налоговых проверок по уплате налогов налогоплательщиками.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1.1 Формы и методы налогового контроля 5
1.2 Налоговая проверка как основная форма налогового контроля 10
1.4 Общая характеристика Федеральной налоговой службы Российской Федерации. 12
2. РАЗВИТИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 16
2.1 Историческая хроника налогообложения в Российской Империи. 16
2.2. Этапы эволюции налоговой системы в послеоктябрьский период. 18
3. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМИ 21
3.1 Методики оценки эффективности контрольной работы налоговых органов 21
3.2 Повышение качества и эффективности налогового администрирования 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 34
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1.1 Формы и методы налогового контроля 5
1.2 Налоговая проверка как основная форма налогового контроля 10
1.4 Общая характеристика Федеральной налоговой службы Российской Федерации. 12
2. РАЗВИТИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 16
2.1 Историческая хроника налогообложения в Российской Империи. 16
2.2. Этапы эволюции налоговой системы в послеоктябрьский период. 18
3. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМИ 21
3.1 Методики оценки эффективности контрольной работы налоговых органов 21
3.2 Повышение качества и эффективности налогового администрирования 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 34
Конституцией Российской
Федерации закреплена обязанность
уплаты установленных налогов и
сборов. Налоги и сборы являются
признаком любого государства и,
вместе с тем, необходимым условием
существования самого государства,
они позволяют государству
Значимость налогового контроля
заключается в том, что посредством
его достигается
Цель курсовой работы заключается в том, чтобы изучить и проанализировать налоговый контроль.
В соответствии с поставленной целью были решены следующие задачи:
1. Рассмотреть и изучить
различные классификации
2. Оценить эффективность налоговых проверок по уплате налогов налогоплательщиками.
Методологической основой для написания реферата послужили нормативные правовые акты по организации налогового контроля в РФ, а также научные труды отечественных авторов, статьи, подборки документов, посвященные налоговому контролю.
Налоговый контроль – представляет собой деятельность должностных лиц налоговых органов по контролю за правильностью и своевременностью уплаты законно установленных в Российской Федерации налогов и сборов, осуществляемую в пределах своей компетенции.
Налоговый контроль реализуется
посредством процедурно-
В теории и на практике зачастую допускается смешение форм, методов и видов налогового контроля. Так часто предварительный, текущий и последующий контроль рассматриваются либо как формы, либо как виды или типы контроля. Подобные терминологические расхождения характерны и для толкования таких понятий, как документальный и фактический контроль. В интерпретации разных ученых ревизия, обследование и тематическая проверка являются методами, видами либо формами контроля.
Важнейшим с теоретической точки зрения является вопрос о форме контроля. В науке налогового права мнения насчет этой категории, как уже отмечалось, существенно разнятся. В отдельных работах фактически допускается смешение или отождествление форм, методов и видов налогового контроля. Некоторые авторы под формами контроля понимают его виды – в зависимости от времени осуществления контрольных действий. В свое время в понятие форм включались методологические аспекты хозяйственного контроля, т.е. их предлагалось рассматривать как технику его проведения. В зависимости от признака, лежащего в основе того или иного методологического подхода, выделяют различные формы хозяйственного контроля. К таким признакам отнесены: время проведения контроля, источники контрольных данных и способы его осуществления.
По мнению А.С. Титова (к.ю.н.), следует признать правильным понимание формы налогового контроля как способа конкретного выражения и организации контрольных действий. Специалистами, придерживающимися аналогичной точки зрения, выделяются такие основные формы налогового контроля, как:
1. Ревизия охватывает все
(или почти все) стороны
2. Проверка проводится
по определенному кругу
3. Надзор (наблюдение, мониторинг)
производится контролирующими
Анализ норм, регламентирующих процедуры налогового контроля, позволяет заключить, что основной формой его осуществления является именно проверка, так как ревизия и надзор в законодательстве о налогах и сборах даже не упоминаются. Это отмечают и другие специалисты, указывая, что основной, наиболее эффективной формой налогового контроля является документальная проверка налогоплательщиков. Тем не менее, это не исключает полностью использования, например ревизии в рамках соответствующей контрольной деятельности. Что касается налогового надзора, то он фактически осуществляется органами прокуратуры.
Значительный интерес представляет также классификация налогового контроля по видам, которая может быть осуществлена по различным основаниям.
1. В зависимости от времени
проведения налогового
Предварительный контроль предшествует
совершению проверяемых операций, поэтому
позволяет предупредить нарушение
финансового законодательства и
выявить еще на стадии прогнозов
и планов дополнительные финансовые
ресурсы, пресечь попытки
Текущий (оперативный) контроль
ежедневно осуществляется финансовыми
службами для предотвращения нарушений
финансовой дисциплины в процессе привлечения
или расходования денежных средств,
выполнения организациями обязательств
перед бюджетом. В сфере налогообложения
такой контроль является частью регулярной
работы налоговых органов и
Последующий контроль сводится к проверке финансово-хозяйственных операций за истекший период на основе анализа отчетов и балансов, а также путем проверок и ревизий непосредственно на месте: на предприятиях, в учреждениях и организациях. Последующий контроль отличается углубленным изучением всех сторон хозяйственно-финансовой деятельности, что позволяет вскрыть недостатки предварительного текущего контроля. Принимая во внимание цикличность налогообложения, самым распространенным следует признать именно последующий налоговый контроль, который проводится по окончании определенного отчетного периода. Этот контроль осуществляется, прежде всего, методом документальной проверки, который характеризуется углубленным изучением финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика и позволяет вскрыть имеющиеся недостатки.
2. По объекту налоговый контроль можно разделить на комплексный и тематический:
Комплексная проверка охватывает вопросы правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления всех видов налогов, в отношении которых у налогоплательщика имеются соответствующие обязанности.
Тематическая проверка, как правило, охватывает вопросы правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления отдельных видов налогов. Например, в судебной практике тематической была признана проверка по вопросу правомерности применения льготы по освобождению от налога на добавленную стоимость.
3. По характеру контрольных
мероприятий налоговый
Плановый контроль подчинен определенному планированию. Внеплановый (внезапный) осуществляется в случае внезапно возникшей необходимости. Налоговое законодательство не ограничивает налоговые органы в части осуществления внезапного налогового контроля. Однако преобладающим следует признать плановый контроль.
4. Кроме этого, налоговый
контроль можно также
Сплошной налоговый контроль
основывается на проверке всех документов
и записей в регистрах
Однако если выборочной проверкой
устанавливаются серьезные
5. Также налоговый контроль подразделяется на камеральный и выездной:
Камеральными именуются проверки, проводимые по месту нахождения налогового органа.
Выездными – проверки с выездом к месту нахождения налогоплательщика.
Выездные проверки являются
более эффективными, так как позволяют
налоговому органу использовать разнообразные
методы контрольной деятельности и
соответственно получить больше информации
о финансово-хозяйственной
6. Принимая во внимание
источники данных, предлагается
классифицировать налоговый
Документальный контроль
основан на изучении данных о проверяемом
объекте, содержащихся в первичных
документах. При помощи фактического
контроля достигается всестороннее
исследование деятельности предприятия
и полноценности первичных
Изучение действующего законодательства позволяет констатировать, что налоговые органы теперь наделены полномочиями по осуществлению налогового контроля с использованием различных методов. Видимо, поэтому налоговые органы, прежде осуществлявшие преимущественно документальный контроль, последнее время все чаще прибегают к контролю фактическому.
7. В зависимости от субъектов налогового контроля его можно подразделить на:
контроль налоговых органов,
контроль таможенных органов,
контроль органов
контроль финансовых органов,
контроль иных контролирующих и правоохранительных органов.
8. Налоговый контроль
9. По периодичности проведения
налогового контроля
Первоначальными следует
признать контрольные мероприятия,
проводимые в отношении какого-либо
налогоплательщика впервые за год.
Повторность же возникает в том
случае, когда в течение календарного
года осуществляется две и более
выездные налоговые проверки по одним
и тем же налогам, подлежащим уплате
или уплаченным налогоплательщиком
за один и тот же период. Согласно
ст. 87 НК РФ проведение налоговыми органами
повторных выездных налоговых проверок
запрещается, за исключением случаев,
когда такая проверка проводится
в связи с реорганизацией или
ликвидацией организации-