Организация налогового контроля в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 20:08, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в том, чтобы изучить и проанализировать налоговый контроль.

В соответствии с поставленной целью были решены следующие задачи:

1. Рассмотреть и изучить различные классификации налогового контроля;

2. Оценить эффективность налоговых проверок по уплате налогов налогоплательщиками.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4

1. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5

1.1 Формы и методы налогового контроля 5

1.2 Налоговая проверка как основная форма налогового контроля 10

1.4 Общая характеристика Федеральной налоговой службы Российской Федерации. 12

2. РАЗВИТИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 16

2.1 Историческая хроника налогообложения в Российской Империи. 16

2.2. Этапы эволюции налоговой системы в послеоктябрьский период. 18

3. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМИ 21

3.1 Методики оценки эффективности контрольной работы налоговых органов 21

3.2 Повышение качества и эффективности налогового администрирования 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 34

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 87.86 Кб (Скачать файл)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4

1. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5

1.1 Формы и методы налогового контроля 5

1.2 Налоговая проверка как основная форма налогового контроля 10

1.4 Общая характеристика Федеральной налоговой службы Российской Федерации. 12

2. РАЗВИТИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 16

2.1 Историческая хроника налогообложения в Российской Империи. 16

2.2.  Этапы эволюции налоговой системы в послеоктябрьский период. 18

3. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМИ 21

3.1 Методики оценки эффективности контрольной работы налоговых органов 21

3.2 Повышение качества и эффективности налогового администрирования 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 34

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Конституцией Российской Федерации закреплена обязанность  уплаты установленных налогов и  сборов. Налоги и сборы являются признаком любого государства и, вместе с тем, необходимым условием существования самого государства, они позволяют государству выполнять  его функции, в том числе социально-значимые. Обязанность по уплате налогов является безусловной, т.е. каждый обязан платить  установленные виды налогов и  сборов. Данная обязанность адресована как гражданам, так и юридическим  лицам. Для обеспечения обязанности  по уплате налогов и сборов созданы  специализированные государственные  органы, уполномоченные по контролю и  надзору в сфере налоговых  правоотношений.

Значимость налогового контроля заключается в том, что посредством  его достигается упорядоченность  налоговых правоотношений. При помощи механизма налогового контроля налоговые  органы проверяют соблюдение налогоплательщиком законодательства о налогах и  сборах, в частности по уплате налогов, выявляют допущенные правонарушения, выставляют требования по уплате налогов, пени и штрафных санкций.

Цель курсовой работы заключается в том, чтобы изучить и проанализировать налоговый контроль.

В соответствии с поставленной целью были решены следующие задачи:

1. Рассмотреть и изучить  различные классификации налогового  контроля;

2. Оценить эффективность  налоговых проверок по уплате  налогов налогоплательщиками.

Методологической основой  для написания реферата послужили  нормативные правовые акты по организации  налогового контроля в РФ, а также  научные труды отечественных  авторов, статьи, подборки документов, посвященные налоговому контролю.

 

  1. ОСНОВЫ  ОРГАНИЗАЦИИ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

  1. Формы и методы налогового контроля

Налоговый контроль – представляет собой деятельность должностных  лиц налоговых органов по контролю за правильностью и своевременностью уплаты законно установленных в Российской Федерации налогов и сборов, осуществляемую в пределах своей компетенции.

Налоговый контроль реализуется  посредством процедурно-процессуальной деятельности налоговых органов, основу которой составляют обоснованные и  адаптированные конкретные приемы, средства или способы, применяемые при  осуществлении контрольных функций.

В теории и на практике зачастую допускается смешение форм, методов  и видов налогового контроля. Так  часто предварительный, текущий  и последующий контроль рассматриваются  либо как формы, либо как виды или  типы контроля. Подобные терминологические  расхождения характерны и для  толкования таких понятий, как документальный и фактический контроль. В интерпретации  разных ученых ревизия, обследование и  тематическая проверка являются методами, видами либо формами контроля.

Важнейшим с теоретической  точки зрения является вопрос о форме  контроля. В науке налогового права  мнения насчет этой категории, как уже  отмечалось, существенно разнятся. В отдельных работах фактически допускается смешение или отождествление форм, методов и видов налогового контроля. Некоторые авторы под формами  контроля понимают его виды – в  зависимости от времени осуществления  контрольных действий. В свое время  в понятие форм включались методологические аспекты хозяйственного контроля, т.е. их предлагалось рассматривать как  технику его проведения. В зависимости  от признака, лежащего в основе того или иного методологического  подхода, выделяют различные формы  хозяйственного контроля. К таким  признакам отнесены: время проведения контроля, источники контрольных  данных и способы его осуществления.

По мнению А.С. Титова (к.ю.н.), следует признать правильным понимание формы налогового контроля как способа конкретного выражения и организации контрольных действий. Специалистами, придерживающимися аналогичной точки зрения, выделяются такие основные формы налогового контроля, как:

1. Ревизия охватывает все  (или почти все) стороны деятельности  объекта контроля.

2. Проверка проводится  по определенному кругу вопросов  или теме путем ознакомления  с определенными сторонами деятельности.

3. Надзор (наблюдение, мониторинг) производится контролирующими органами  за хозяйствующими субъектами  на предмет соблюдения последними  установленных правил и нормативов.

Анализ норм, регламентирующих процедуры налогового контроля, позволяет  заключить, что основной формой его  осуществления является именно проверка, так как ревизия и надзор в  законодательстве о налогах и  сборах даже не упоминаются. Это отмечают и другие специалисты, указывая, что  основной, наиболее эффективной формой налогового контроля является документальная проверка налогоплательщиков. Тем не менее, это не исключает полностью  использования, например ревизии в  рамках соответствующей контрольной  деятельности. Что касается налогового надзора, то он фактически осуществляется органами прокуратуры.

Значительный интерес  представляет также классификация  налогового контроля по видам, которая  может быть осуществлена по различным  основаниям.

1. В зависимости от времени  проведения налогового контроля  по отношению к проверяемой  финансово-хозяйственной операции  выделяют предварительный, текущий  (оперативный) и последующий налоговый  контроль:

Предварительный контроль предшествует совершению проверяемых операций, поэтому  позволяет предупредить нарушение  финансового законодательства и  выявить еще на стадии прогнозов  и планов дополнительные финансовые ресурсы, пресечь попытки нерационального  использования средств. Предварительный  контроль призван, кроме того, помочь предпринимателям в организации  учета и отчетности и не нацелен исключительно на выявление нарушений.

Текущий (оперативный) контроль ежедневно осуществляется финансовыми  службами для предотвращения нарушений  финансовой дисциплины в процессе привлечения  или расходования денежных средств, выполнения организациями обязательств перед бюджетом. В сфере налогообложения  такой контроль является частью регулярной работы налоговых органов и представляет собой проверку, проводимую в отчетном периоде для оценки правильности отражения различных операций и  достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности, представляемых плательщиками. Примером может служить  контроль за объемами производства и реализации этилового спирта, алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции, за ее экспортно-импортными поставками с целью недопущения занижения налогооблагаемой базы и уклонения от уплаты налогов, который осуществляется Межрегиональной государственной налоговой инспекцией.

Последующий контроль сводится к проверке финансово-хозяйственных  операций за истекший период на основе анализа отчетов и балансов, а  также путем проверок и ревизий  непосредственно на месте: на предприятиях, в учреждениях и организациях. Последующий контроль отличается углубленным изучением всех сторон хозяйственно-финансовой деятельности, что позволяет вскрыть недостатки предварительного текущего контроля. Принимая во внимание цикличность налогообложения, самым распространенным следует признать именно последующий налоговый контроль, который проводится по окончании определенного отчетного периода. Этот контроль осуществляется, прежде всего, методом документальной проверки, который характеризуется углубленным изучением финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика и позволяет вскрыть имеющиеся недостатки.

2. По объекту налоговый  контроль можно разделить на комплексный и тематический:

Комплексная проверка охватывает вопросы правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления всех видов  налогов, в отношении которых  у налогоплательщика имеются  соответствующие обязанности.

Тематическая проверка, как  правило, охватывает вопросы правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления отдельных видов налогов. Например, в судебной практике тематической была признана проверка по вопросу правомерности  применения льготы по освобождению от налога на добавленную стоимость.

3. По характеру контрольных  мероприятий налоговый контроль  подразделяется на плановый и внеплановый (внезапный):

Плановый контроль подчинен определенному планированию. Внеплановый (внезапный) осуществляется в случае внезапно возникшей необходимости. Налоговое законодательство не ограничивает налоговые органы в части осуществления внезапного налогового контроля. Однако преобладающим следует признать плановый контроль.

4. Кроме этого, налоговый  контроль можно также определить  как сплошной и выборочный:

Сплошной налоговый контроль основывается на проверке всех документов и записей в регистрах бухгалтерского учета. Выборочный налоговый контроль предусматривает проверку части  первичных документов в каждом месяце проверяемого периода или за несколько  месяцев.

Однако если выборочной проверкой  устанавливаются серьезные нарушения  налогового законодательства или злоупотребления, то проверяющим предписывается на данном участке деятельности предприятия  провести сплошную проверку.

5. Также налоговый контроль  подразделяется на камеральный и выездной:

Камеральными именуются проверки, проводимые по месту нахождения налогового органа.

Выездными – проверки с выездом к месту нахождения налогоплательщика.

Выездные проверки являются более эффективными, так как позволяют  налоговому органу использовать разнообразные  методы контрольной деятельности и  соответственно получить больше информации о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. Проверки непосредственно  на предприятиях способствуют повышению  уровня организации бухгалтерского учета и платежной дисциплины плательщиков налогов. Однако такой  контроль не может быть преобладающим, поскольку сравнительно небольшой  аппарат работников налоговых органов  не в состоянии одновременно проверить  значительное число состоящих на учете налогоплательщиков. Преимущество же камерального контроля в том, что  он позволяет с наименьшими затратами  времени и усилий налогового органа проверить большое число налогоплательщиков на основе представленных ими налоговых  деклараций и других документов.

6. Принимая во внимание  источники данных, предлагается  классифицировать налоговый контроль  на документальный и фактический:

Документальный контроль основан на изучении данных о проверяемом  объекте, содержащихся в первичных  документах. При помощи фактического контроля достигается всестороннее исследование деятельности предприятия  и полноценности первичных документов.

Изучение действующего законодательства позволяет констатировать, что налоговые  органы теперь наделены полномочиями по осуществлению налогового контроля с использованием различных методов. Видимо, поэтому налоговые органы, прежде осуществлявшие преимущественно  документальный контроль, последнее  время все чаще прибегают к  контролю фактическому.

7. В зависимости от субъектов  налогового контроля его можно  подразделить на:

контроль налоговых органов,

контроль таможенных органов,

контроль органов государственных  внебюджетных фондов,

контроль финансовых органов,

контроль иных контролирующих и правоохранительных органов.

8. Налоговый контроль подразделяется  также на обязательный и необязательный (инициативный). По общему правилу налоговый контроль не является обязательным, т.е. налоговые органы вправе не проверять налогоплательщика сколько угодно долго. Тем не менее, в отдельных случаях он неизбежен. Так, налоговый инспектор обязан осуществить проверку наличия у индивидуального предпринимателя декларации за отчетный период и подтверждения уплаты налога при снятии его с налогового учета в случае прекращения деятельности. При снятии с учета организации в связи с ее ликвидацией, закрытием филиала (представительства) или прекращением права собственности на недвижимость структурные подразделения налоговой инспекции, осуществляющие контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью перечисления налогов в бюджет, в обязательном порядке проводят камеральную и выездную налоговые проверки.

9. По периодичности проведения  налогового контроля различаются  первоначальный и повторный.

Первоначальными следует  признать контрольные мероприятия, проводимые в отношении какого-либо налогоплательщика впервые за год. Повторность же возникает в том  случае, когда в течение календарного года осуществляется две и более  выездные налоговые проверки по одним  и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком за один и тот же период. Согласно ст. 87 НК РФ проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок запрещается, за исключением случаев, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или  ликвидацией организации-налогоплательщика  или вышестоящим налоговым органом  в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.

Информация о работе Организация налогового контроля в РФ