Организация налогового контроля в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 20:08, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в том, чтобы изучить и проанализировать налоговый контроль.

В соответствии с поставленной целью были решены следующие задачи:

1. Рассмотреть и изучить различные классификации налогового контроля;

2. Оценить эффективность налоговых проверок по уплате налогов налогоплательщиками.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4

1. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5

1.1 Формы и методы налогового контроля 5

1.2 Налоговая проверка как основная форма налогового контроля 10

1.4 Общая характеристика Федеральной налоговой службы Российской Федерации. 12

2. РАЗВИТИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 16

2.1 Историческая хроника налогообложения в Российской Империи. 16

2.2. Этапы эволюции налоговой системы в послеоктябрьский период. 18

3. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМИ 21

3.1 Методики оценки эффективности контрольной работы налоговых органов 21

3.2 Повышение качества и эффективности налогового администрирования 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 34

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 87.86 Кб (Скачать файл)

10. Наконец, отдельные специалисты  стали выделять такой вид, как  внутренний налоговый контроль, осуществляемый руководителем или  налоговым экспертом организации-налогоплательщика.  В качестве его целей определяются: аккуратное ведение финансовых  документов; своевременное и правильное  заполнение всех регистров налоговой  отчетности, деклараций и промежуточных  расчетов налоговых платежей, книг  покупок-продаж для расчетов налога  на добавленную стоимость, справок  по авансовым платежам налога  на прибыль и т.п.; защищенность  активов предприятия; обеспечение  достоверности бухгалтерского учета.

Под методом налогового контроля понимаются специфические способы  и приемы, которые, в свою очередь, различаются в зависимости от того, является ли налоговый контроль документальным или фактическим.

Что касается метода налогового контроля, то он включает:

1. Применительно к документальному  налоговому контролю выделяются  следующие приемы:

-формальная, логическая и арифметическая проверка документов;

-юридическая оценка хозяйственных операций, отраженных в документах;

-встречная проверка;

-оценка правильности отражения данных первичного учета в бухгалтерских проводках;

-экономический анализ.

2. Фактический налоговый  контроль предусматривает использование  таких способов, как

-учет налогоплательщиков,

-исследование документов,

-получение объяснений (допрос свидетелей),

-осмотр помещений (территорий) и предметов,

-инвентаризация,

-сопоставление данных о расходах физических лиц и их доходах,

-экспертиза и экстраполяция.

Последняя основывается на праве  налоговых органов определять суммы  налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками  в бюджет (государственные внебюджетные фонды), расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках.

Во многом эффективность  налогового контроля зависит от правильного  выбора форм, методов, способов (приемов) и видов налогового контроля. Оптимальные  их сочетания, которые позволяют  с наименьшими усилиями достигать  наилучших результатов при осуществлении  налогового контроля, как правило, находят  свое закрепление в соответствующих  методиках. Некоторые из них облекаются в форму ведомственных нормативных  правовых актов, методических рекомендаций (указаний). В своей совокупности они и составляют методическую основу налогового контроля. В этой связи  следует отметить, что успех контрольной  деятельности в сфере налогообложения  во многом зависит от качества методик, рекомендуемых для использования  должностными лицами налоговых органов.

           1.2 Налоговая проверка как основная форма налогового контроля

Одной из наиболее распространенных форм налогового контроля является проведение налоговых проверок.

В зависимости от места  проведения налоговой проверки различают  камеральные (проводится в помещении  налогового органа) и выездные (проводится на территории налогоплательщика) налоговые  проверки.

Особо следует сказать  о существовании встречных и  контрольных налоговых проверок. При первой контрольные мероприятия  проводятся сразу в отношении  двух и более организаций, имеющих  договорные отношения (контрагентов). Вторые осуществляются в целях контроля за деятельностью подчиненных налоговых органов вышестоящими должностными лицами.

Основные правила проведения налоговой проверки:

1) налоговой проверкой  могут быть охвачены только  три календарных года деятельности  налогоплательщика, плательщика  сбора и налогового агента, непосредственно  предшествовавшие году проведения  проверки;

2) запрещается проведение  налоговыми органами повторных  выездных налоговых проверок  по одним и тем же налогам,  подлежащим уплате или уплаченным  налогоплательщиком (плательщиком  сбора) за уже проверенный налоговый  период. Исключение составляют случаи, когда такая проверка проводится  в связи с реорганизацией или  ликвидацией организации-налогоплательщика  или вышестоящим налоговым органом  при проведении контрольной проверки.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Для проведения камеральной  налоговой проверки какого-либо специального разрешения (постановления) не требуется. Она проводится уполномоченными  должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями.

Срок камеральной налоговой  проверки ограничивается тремя месяцами со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством  о налогах и сборах не предусмотрены  иные сроки.

Если камеральной проверкой  выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, об этом сообщается налогоплательщику  с требованием внести соответствующие  исправления в установленный  срок.

При проведении камеральной  проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика  дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

На суммы доплат по налогам, выявленные по результатам камеральной  проверки, налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей  суммы налога и пени.

Основным документом, санкционирующим  проведение выездной налоговой проверки, является решение руководителя (его  заместителя) налогового органа о ее проведении.

Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) может проводиться по одному (например, НДС) или нескольким (например, НДС  и акцизам) налогам.

В течение одного календарного года налоговый орган не вправе проводить  две и более выездные налоговые  проверки по одним и тем же налогам  за один и тот же период.

Срок проведения выездной налоговой проверки ограничен двумя  месяцами. Лишь в исключительных случаях  вышестоящий налоговый орган  может увеличить продолжительность  выездной налоговой проверки до трех месяцев. При проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и  представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства.

Срок проведения проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика, плательщика  сбора или налогового агента. В  указанные сроки не засчитываются  периоды между вручением налогоплательщику (налоговому агенту) требования о представлении  документов в соответствии со ст. 93 НК РФ и представлением им запрашиваемых  при проведении проверки документов.

Налоговые органы вправе проверять  филиалы и представительства  налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) независимо от проведения проверок самого налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора).

Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, плательщика сбора – организации, а также вышестоящим налоговым  органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, может проводиться независимо от времени проведения предыдущей проверки.

    1. Общая характеристика Федеральной налоговой службы Российской Федерации.

Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору  за соблюдением законодательства о  налогах и сборах, за правильностью  исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных  законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий  бюджет иных обязательных платежей, а  также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.

Служба является уполномоченным  федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную  регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным  органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве  и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и  требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации. Федеральная  налоговая служба руководствуется  в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и  Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми  актами Министерства финансов Российской Федерации. Федеральная налоговая  служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и  государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и  иными организациями. Служба и ее территориальные органы – управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам  в городах, городам без районного  деления, инспекции Службы межрайонного уровня составляют единую централизованную систему налоговых органов.

Федеральную налоговую службу возглавляет руководитель, назначаемый  на должность и освобождаемый  от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра финансов Российской Федерации. Руководитель Федеральной налоговой службы несет  персональную ответственность за выполнение возложенных на Службу задач и  функций. Руководитель Федеральной  налоговой службы имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых  от должности Министром финансов Российской Федерации  по представлению  руководителя Службы. Количество заместителей руководителя Службы устанавливается  Правительством Российской Федерации. Руководитель Федеральной налоговой  службы распределяет обязанности между  своими заместителями.

Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы являются юридическими лицами, имеют бланк  и печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, эмблему, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Место нахождение Федеральной налоговой службы – город Москва.

Федеральная налоговая служба РФ осуществляет контроль и надзор за:

- соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей;

- предоставлением деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

 - выделением и использованием квот на закупку этилового спирта, произведенного из пищевого и непищевого сырья;

- фактическими объемами производства и реализации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

- осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями;

 - соблюдением требований к контрольно – кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения;

 - полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей;

- проведением лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей;

Федеральная налоговая служба РФ осуществляет: 

- государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;

- установку и пломбирование контрольных спиртоизмеряющих приборов на предприятиях и в организациях по производству этилового спирта из сырья всех видов;

Федеральная налоговая служба РФ с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

  -организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления контроля и надзора в установленной сфере деятельности;

-запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

-давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

-осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций;

-привлекать в установленном порядке для проработки вопросов,  отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, ученых и специалистов;

-применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также санкции, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими и физическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации;

Информация о работе Организация налогового контроля в РФ