Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 20:08, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в том, чтобы изучить и проанализировать налоговый контроль.
В соответствии с поставленной целью были решены следующие задачи:
1. Рассмотреть и изучить различные классификации налогового контроля;
2. Оценить эффективность налоговых проверок по уплате налогов налогоплательщиками.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1.1 Формы и методы налогового контроля 5
1.2 Налоговая проверка как основная форма налогового контроля 10
1.4 Общая характеристика Федеральной налоговой службы Российской Федерации. 12
2. РАЗВИТИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 16
2.1 Историческая хроника налогообложения в Российской Империи. 16
2.2. Этапы эволюции налоговой системы в послеоктябрьский период. 18
3. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМИ 21
3.1 Методики оценки эффективности контрольной работы налоговых органов 21
3.2 Повышение качества и эффективности налогового администрирования 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 34
создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;
-разрабатывать и утверждать в установленном порядке образцы форменной одежды, знаков различия и отличия, удостоверений, а также порядок ношения форменной одежды;
Федеральная налоговая служба
РФ не вправе осуществлять в установленной
сфере деятельности нормативно –
правовое регулирование, кроме случаев,
устанавливаемых федеральными законами,
указами Президента Российской Федерации
и постановлениями
Основная и первостепенная задача Федеральной налоговой службы Российской Федерации – обеспечить максимальный контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты, государственные внебюджетные фонды налогов, сборов и иных обязательных платежей всеми налогоплательщиками, осуществляющими свою деятельность в любых сферах.
Налоги как центральный институт доходов государственного бюджета не насчитывают и 200 лет.
Зарождение науки о налогах началось в первой половине XVI века. Многое по созданию налоговой системы в России было сделано в начале XVIII века. В частности, были изданы указы о сборе налогов в годы царствования императора Петра I.
18 декабря 1706 г. – Об учреждении губерний с предписанием начальникам, в тех губерниях о денежных сборах и всяких делах присматриваться, и для подношения Ему, Великому государю, в тех губерниях готовым быть….
22 февраля 1711 г. – Об учреждении Правительствующего Сената и по два комиссара из губернии для спросу и денежных сборах и дела финансового управления.
17 марта 1711 г. – О поручении Правительствующему Сенату положения об устройстве государственных доходов… с предписанием денег как можно собирать… и … учинить фискалов во всяких делах.
Эти указы стали эффективно работать… Необходимо отметить, что в эпоху Петра I налоговая система была достаточно сложной и включала такие налоги, как на топоры, бороды и даже на дубовые гробы.
В годы царствования императрицы Екатерины II были изданы следующие указы о сборе налогов:
7 ноября 1775 г. – Об учреждении губерний Всероссийской Империи и передаче дел по финансовому управлению Казенным палатам в главе с Губернскими стряпчими Казенных дел.
24 октября 1780 г. – Об учреждении Экспедиции о государственных доходах, контроле и ревизии счетов, взыскании недоимок, недоборов и начетов. Отмечается, что в эпоху императрицы Екатерины II налоговая система несколько упростилась.
В дальнейшем в истории России продолжалось совершенствование налоговой системы. В годы царствования Павла I были изданы следующие указы о сборе налогов:
19 ноября 1796 г. – О восстановлении деятельности Петровских Коллегий в сфере финансового управления Империей.
4 декабря 1796 г. – Об учреждении должности Государственного Казначея.
18 декабря 1796 г. – Замена подушной подати, в виде хлебных сборов, денежными платежами.
Начало XIX века знаменательно тем, что доходы бюджета России формировались главным образом за счет налогов крепостного крестьянства. Основные поступления в бюджет: подушная подать, оборочный сбор, питейный доход и всего около 2/3 поступлений. За счет питейного дохода в 60-х г.г. XIX века формировалось до 40% всех бюджетных поступлений. В 1812 г. были введены процентный сбор с доходов от недвижимого имущества, акцизы на предметы массового потребления: 1839 г. – табак; 1848 г. – сахар; 1862 г. – соль; 1872 г. – керосин; 1866 г. – дрожжи; 1887 г. – осветительные нефтяные масла; 1888 г. – спички. В 1883 г. в городах и поселках вводится государственный квартирный налог.
В начале XX века наиболее эффективными источниками пополнения доходной части бюджета были винная монополия – 21-25%, акцизные и таможенные сборы – 20%, поступления от эксплуатации железных дорог – 18-23% государственных доходов. С 1863 г. и до конца 20-х г.г. XX века осуществлялись публикации для всеобщего сведения государственной росписи доходов и расходов.
В годы царствования императора Александра I было издано также несколько указов.
8 сентября 1802 г. – Манифест об учреждении Министерств и создании Министерства финансов, ведавшего всеми источниками государственных доходов, податями и сборами.
1 мая 1805 г. – Об учреждении Комитета сенаторов для исчисления и распределения общего земского сбора на все губернии, соразмерно их населению и относительно выгодам.
14 июня 1816 г. – Об упорядочении земских повинностей по содержанию почт, мостов, перевозов, дорог и присутственных мест.
В царствование императора Николая I налоговая система несколько претерпела изменения. Были изданы следующие указы:
22 августа 1826 г. – В силу Манифеста о короновании Николая I прощены недоимки подушной подати за три года.
9 ноября 1839 г. – О переложении подушного оклада на серебро и определении размера подати в сумме 95 копеек серебром на душу.
13 июня 1851 г. – Об утверждении Устава и правил о земских повинностях (дорожной, почтовой, квартирной и другие) с возложением контроля на комитет о земских повинностях.
19 февраля 1861 г. – император Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права и Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. Определение порядка взимания выкупных платежей (существовал до 1905 года), казенных земских и мирских повинностях, а 1 января 1863 года – указ Об отмене винного откупа и введении питейного акциза.
Годы царствования императора Александра III ознаменовались следующими указами о сборе налогов:
15 мая 1883 г. – Высочайший Манифест о прощении недоимок по окладным сборам: по подушной подати по всей Империи, по кибиточному сбору и подымной подати Кубанской и Терской областях и в Западной Сибири, по ясачному сбору и оброчной подати…выкупным платежам всех размеров и др..
И, наконец, последний император Николай II издает три указа о сборе налогов:
6 мая 1896 г. – О преобразовании Департамента неокладных сборов (косвенных налогов) в Главное управление неокладных сборов и казенной продажи питей (спиртных напитков).
14 мая 1896 г. – Высочайший Манифест о понижении на десять лет Государственного поземельного налога с ежегодным уменьшением налогового бремени по Европейской России на 7,5 млн. рублей.
Январь 1917 г. – Указ о введении в России подоходного налога.
I этап (1918-1921 г.г.). В этот этап дореволюционная налоговая система практически ликвидируется. После революции основная тяжесть налогов была переложена на имущие классы. В годы гражданской войны главную роль играли не налоговые поступления, а прямая экспроприация буржуазии. Применялась контрибуция с богатых – высокие чрезвычайные революционные разверстки, за счет которых государственная казна пополнялась на 80%. В феврале 1921 года Наркомфин приостановил взимание всех денежных налогов. Был полностью расформирован налоговый аппарат. В первые годы советской власти местные Советы вводили ряд хаотичных налогов: на граммофоны, на бобровые шапки, воротники, на выездных лошадей и т.п. В годы гражданской войны национализация, натурализация заработной платы и другие меры, по существу, ликвидировали все местные доходы. Первые декреты о взимании налогов, утвержденные в годы советской власти, были следующие:
27 ноября (7 декабря) 1917 года – О взимании прямых налогов, об уплате подоходного налога по окладам; штрафных и административных санкций за нарушение сроков внесения налогов (вплоть до конфискации имущества и тюремного заключения) и принуждении к исполнению предписаний Декрета силами Красной гвардии и милиции.
30 октября 1918 года – О введении чрезвычайного революционного налога на сельских хозяев.
26 июня 1921 года – О введении первого государственного промыслового налога.
II этап (1921-1930 г.г.). Данный этап период НЭПа, восстановления и развитие налогообложения. 1921 – 1923 г.г. преобладающее значение получили косвенные налоги. В эти годы были введены акцизы на широкий ряд товаров: соль, сахар, керосин, табачные изделия, спички, чай, кофе, водку. Прямые налоги составляют основу налоговой системы. Государственные предприятия были свободны от поимущественного обложения, но платили подоходный налог в размере 8%. Основным налогом, взимаемым с сельского населения, являлся сельскохозяйственный налог. Он заменил существовавший до весны 1923 года продовольственный налог. В 1923-1927 г.г. сельхозналог дал около половины всех налоговых поступлений, или почти 25% всех средств, мобилизуемых в бюджет. В период НЭПа действовало 86 видов платежей в бюджет. 8 декабря 1922 года вышел Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров об утверждении Положения о государственном поимущественном налоге с текстом шестнадцати обязательных статей.
III этап (1931-1941 г.г.). Данный этап – ликвидация созданной во время НЭПа системы. Налоговая реформа 1930-1932 г.г. положила конец налоговой системе периода НЭПа. Для государственных предприятий были установлены два крупных платежа – налог с оборота и отчисления от прибыли. Была полностью упразднена система акцизов. Налоговая система стала еще сложнее, это выражалось в множественности налоговых ставок (в середине 1933 года – свыше 400 ставок, в 1937 году их стало 1109, а с учетом поясов по продовольственным товаром и хлебопродуктам – 2444). В 1935 году государство изъяло у села более 45% всей сельхозпродукции, или в три раза больше, чем в 1928 году. В государственный бюджет поступали также таможенные доходы – таможенные пошлины и сборы, налог со зрелищ, лесной доход и другие. Среди налогов, взимаемых с граждан, наибольшее значение имел подоходный налог с населения. После налоговой реформы 1930-1932 г.г. официальный общесоюзный перечень местных налогов включал налог со строений и земельную ренту.
IV этап (1941-1960 г.г.). В этот этап – частичное восстановление налоговой системы, что было связано с необходимостью мобилизации ресурсов во время Великой Отечественной войны и в период восстановления народного хозяйства. В 1941 году с началом Великой Отечественной войны была установлена 100% ставка к подоходному и сельскохозяйственному налогам. С 1942 года эта надбавка заменяется специальным военным налогом, который был отменен в 1946 году. В ноябре 1941 года вводится налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан. В 1942 году были установлены сбор с владельцев транспортных средств, разовый сбор на колхозных рынках, сбор с владельцев скота. В 50-е годы налоги с предприятий и организаций составляли лишь 2% доходов бюджета.
V этап (1960-1964 г.г.). Этот этап – частичная ликвидация налоговой системы, созданной на IV этапе. В 60-е годы вносятся существенные изменения в формы и методы аккумуляции централизованных и децентрализованных фондов денежных ресурсов. Основной доход государственного бюджета стали составлять денежные накопления, поступающие от государственных предприятий и общественных организаций. В 1960 году была предпринята попытка постепенного снижения, вплоть до отмены, налогов с заработной платы рабочих и служащих.
VI этап (1965-1989 г.г.). Этот этап – реформирование налоговой системы. В 1965 году был установлен обязательный платеж государственных предприятий, получивший название плата за основные фонды и оборотные средства. Вводится подоходный налог с колхозов. В 1966 году вводятся рентные платежи, и затем платы за фонды. В 1971-1975 г.г. проведено снижение налогов с населения. Отменены налоги с заработной платы рабочих и служащих, получающих до 70 рублей в месяц. В 80-е г.г. действовали местные налоги: с владельцев строений, земельный налог, налог с владельцев транспортных средств.
VII этап (1990-1998 г.г.). Это этап – начало полномасштабного восстановления налоговой системы. Апрель 1990 год – принятие Закона О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства. Июнь 1990 года – принят Закон О налогах с предприятий, объединений и организаций. Вопросы о принципах налогообложения решаются на основе Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года Об основах налоговой системы. Отдельные изменения в налоговую политику были внесены Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года № 2268 О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с субъектами Российской Федерации с 1994 года. Этим Указом был осуществлен переход от принципа единства налоговой политики к налоговой децентрализации. В дополнении к налогам, установленным федеральным законодательством, органы власти субъектов Федерации и местные органы власти могут устанавливать и вводить в действие любые налоги без ограничения их размера. 21 ноября 1991 года – Указом Президента Российской Федерации № 218 образована самостоятельная Государственная налоговая служба Российской Федерации (ранее она была в составе Министерства финансов). 27 декабря 1991 года – принят Закон Об основах налоговой системы в Российской Федерации. 31 декабря 1991 года утверждено Положение о налоговой службе Российской Федерации.
Действующая ныне налоговая система России практически введена с 1992 года и основывается на более чем 20 законах, охватывающих, по сути, все сферы экономической жизни государства. По своей структуре и принципам построения новая налоговая система в основном отражает общераспространенные в мировой практике налоговые системы. Перечень применяемых видов налогов практически соответствует общепринятому в современной рыночной экономике и в значительной части набору налогов и сборов, применявшихся в нашей практике ранее.
VIII этап (с 1998 года). Этот этап – завершающий этап формирования налоговой системы в Российской Федерации.
Принят Налоговый кодекс Российской Федерации.Принятие Налогового кодекса позволяет систематизировать действующие нормы и положения, регулирующие процесс налогообложения, приводит в упорядоченную, единую, логически цельную и согласованную систему, устраняет такие недостатки существующей налоговой системы, как отсутствие единой законодательной и нормативной базы налогообложения, многочисленность и противоречивость нормативных документов, и отсутствие достаточных правовых гарантий для участников налоговых отношений. 23 декабря 1998 года – Указ Президента Российской Федерации № 1635 О Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам Госналогслужба России преобразована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.