Организация проведения выездных налоговых проверок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 11:42, дипломная работа

Описание работы

Цель работы заключается в исследовании принципов планирования, подготовки организации, проведении выездной налоговой проверки, формировании результатов.
В соответствии с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть виды и социально-экономическую сущность выездной проверки ФНС
Определить особенности проведения, планирования, обсуждения результатов выездной налоговой проверки у налогоплательщиков
Изучить приемы и методы применяемые в выездной проверки у налогоплательщика
Проанализировать результаты контрольной работы ИФНС № 2 по г. Тюмени.

Содержание работы

Введение 4
1. Социально-экономическая сущность выездной налоговой проверки 6
1.1. Особенности выездной налоговой проверки 6
1.2. Виды выездных налоговых проверок 16
1.3. Обжалование решений по результатам выездной проверки 29
2. Особенности проведения выездных налоговых проверок 40
2.1. Характеристика работы ИНФС № 2 по г. Тюмени 40
2.2. Проблемы организации и проведения выездной налоговой проверки 44
2.3. Типичные ошибки налогоплательщиков 55
3. Производство по делу о налоговых нарушениях 63
3.1. Анализ результатов работы налоговых органов 63
3.2. Перспективы работы по улучшению эффективности налогового контроля 66
Заключение 75
Библиографический список 79
Приложения 82

Файлы: 1 файл

Организация проведения выездных налоговых проверок.doc

— 370.00 Кб (Скачать файл)

В случае равноценности объектов выбора для выездных налоговых проверок с точки зрения вероятности выявления  нарушений законодательства о налогах  и сборах предпочтение отдается налогоплательщикам, имеющим наибольшие показатели выручки от продаж товаров (продукции, работ, услуг), численности работающих, суммы причитающихся в бюджет налогов и сборов, а также прогнозируемых возможностей взыскания доначисленных налогов, пени и налоговых санкций.

Этап 5. Итогом отбора налогоплательщиков является формирование годового перспективного перечня налогоплательщиков, подлежащих включению в планы налоговых  проверок.

Не позднее чем за 10 дней до начала квартала, следующего за отчетным кварталом, план проведения выездных налоговых проверок представляется на утверждение руководителю налогового органа.

План проведения выездных налоговых  проверок является конфиденциальным документом. Содержащиеся в нем сведения не подлежат разглашению налоговыми органами и их сотрудниками.

Корректировка плана выездных налоговых  проверок осуществляется на основании  решения руководителя налогового органа. При принятии данного решения  по причине невозможности проведения проверки соответствующего налогоплательщика в запланированные сроки, начальником отдела, ответственного за ее проведение, составляется на имя руководителя налогового органа служебная записка с указанием соответствующих оснований.

Контроль за выполнением плана  проведения выездных налоговых проверок осуществляется руководителем налогового органа. При невыполнении плана проведения выездных налоговых проверок начальником отдела, ответственного за проведение соответствующей выездной налоговой проверки, оформляется служебная записка на имя руководителя налогового органа. По факту невыполнения плана проведения выездных налоговых проверок руководитель налогового органа принимает решение.

Судебная практика показывает, что  при рассмотрении спора между  налогоплательщиком и налоговым  органом, в том числе и по вопросам относительно результатов налоговых проверок, в большинстве случаев выносятся решения в пользу налогоплательщика.5

Любой налогоплательщик (организации, предприятия, учреждения), должен знать правила и порядок проведения проверок, оформления ее результатов, права и обязанности сторон (налогоплательщика и налогового (проверяющего) органа). Тогда ее проведение может и не оказаться таким неожиданным и непредвиденным, а результаты ее проведения такими “ужасающими” и совсем не такими, какими их нужно представить налоговому органу.

Порядок проведения налоговых проверок определяется нормами Налогового кодекса  Российской Федерации. Знание его норм позволяет налогоплательщикам не только видеть ошибки инспекторов, но и эффективно защищать свои права, нарушенные вследствие таких ошибок.

Производство по делам о налоговых  правонарушениях определяется в  статье 101 НК РФ как вынесение решения  по результатам налоговой проверки и представляет собой деятельность налоговых органов по выявлению  налоговых правонарушений, применению налоговой ответственности, взысканию подлежащих уплате недоимок по суммам налогов, то есть функции налоговых органов связанные с налоговым контролем и с применением налоговой ответственности. Именно поэтому в НК производство по делам о налоговых правонарушениях входит в главы 14,15,16. Невозможно рассматривать налоговый контроль в отрыве от применения налоговой ответственности. Кроме того, с производством по делам о налоговых правонарушениях связан и такой элемент как обжалование решений и действий налоговых органов по принудительному взысканию сумм недоимок, наложению ареста на имущество и других действий и решений. Поэтому анализ производства по делам о налоговых правонарушениях возможен только в свете деятельности налоговых органов, предшествующей производству, а также с ней связанного налогового контроля.

Таким образом, можно определить производство по делам о налоговых правонарушениях  как предписанную законом деятельность налоговых органов по выявлению  налоговых правонарушений, применению налоговой ответственности за их совершение, взысканию недоимок по налогу, а также деятельность по обеспечению исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

Из выше сказанного можно сделать  вывод:

Под выездной налоговой проверкой понимается проверка полноты и своевременности исчисления, удержания и перечисления налогов и сборов налогоплательщиками и налоговыми агентами, проводимая по месту нахождения организации, ее филиалов и представительств.

Целью выездной налоговой  проверки является осуществление контроля за соблюдением налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах, выявление налоговых правонарушений. выездная налоговая проверка проводится должностными лицами налоговых органов в соответствии с их служебными обязанностями на основании решения руководителя налогового 
органа.

Выездная налоговая  проверка поводится не чаще 1 раза в  год по одним и тем же налогам за один и тот же период и не может продолжаться более 2 месяцев (в исключительных случаях может быть продлен до 3 месяцев).

    1. Виды выездных налоговых проверок

Существует классификация выездных налоговых проверок (Рисунок 3, Приложение 3).6

  1. По объему проверяемых вопросов налоговые проверки делятся на комплексные, тематические и целевые.

Комплексная проверка - это проверка финансово-хозяйственной деятельности организации за определенный период времени по всем вопросам соблюдения налогового законодательства. В настоящее время частота проведения комплексных проверок не установлена. При наличии у налогового органа оснований предполагать, что учет и уплата налогов (сборов) ведутся с нарушениями, комплексные проверки проводятся не реже одного раза в три года (срок давности по проверяемому периоду). Налогоплательщики, имеющие положительную репутацию, могут не подвергаться комплексной налоговой проверке вообще.

Тематическая проверка - это проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной  деятельности организации (например, проверка правильности исчисления и уплаты налога на прибыль, НДС, налога на имущество, других налогов). Такие проверки проводятся по мере необходимости, определяемой руководителем налогового органа.

Тематическая проверка проводится или как элемент комплексной  проверки, или как отдельная проверка по установленным фактам нарушения  законодательства на основании текущего налогового наблюдения. Соответственно ее результаты оформляются либо отдельным актом, либо отражаются в акте комплексной проверки. Если возникает необходимость в проведении на основе тематической проверки комплексной проверки, должно быть принято дополнительное решение, расширяющее круг проверяемых вопросов.

Целевая проверка - это проверка соблюдения налогового законодательства по определенному  направлению или финансово-хозяйственным  операциям организации. Такие проверки проводятся по вопросам взаиморасчетов с поставщиками и покупателями продукции (услуг), по экспортно-импортным операциям, по определенной сделке, по размещению временно свободных денежных средств, правильности применения льгот и по любым иным финансово-хозяйственным операциям. Результаты целевой проверки используются при комплексной или тематической проверке и оформляются либо в актах этих проверок, либо как отдельные приложения. Возможно проведение целевых проверок и как самостоятельных. Однако в этом случае возникает опасность неполной проверки отдельных вопросов соблюдения налогового законодательства.

2. По способу организации налоговые  проверки делятся на плановые  и внезапные. 

При плановой проверке подразделение  налогового органа, отвечающее за проведение проверки, направляет налогоплательщику  письменное уведомление о ее проведении.

Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.

При плановой проверки организации  отправляется извещении о проведении проверки.

По общему правилу, плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года. В исключительных случаях, а именно: в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются Правительством РФ.

Внезапная (внеплановая) проверка - это  разновидность выездной налоговой  проверки, проводимой без предварительного уведомления налогоплательщика.

Цель внезапной (внеплановой) проверки - установить факт совершения правонарушения, который может быть сокрыт при проведении обычных проверок. Внезапные (внеплановые) проверки проводятся не часто. В то же время многие неналоговые проверки, допустим, проверки применения ККТ, в большинстве случаев проводятся как внезапные.

Предметом внеплановой (внезапной) проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

Внеплановая (внезапная) проверка проводиться на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя налогового органа.

Кроме того, внеплановые (внезапные) выездные проверки в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства могут проводиться только после согласования с органами прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

3. HК РФ предусматривает также возможность проведения контрольных и повторных проверок.

Цель контрольной проверки - установить факт некачественного проведения ранее  проведенной проверки должностными лицами налоговых органов. До 1 января 1999 года контрольные проверки проводились другими сотрудниками того же налогового органа либо сотрудниками вышестоящего налогового органа, или же органами налоговой полиции. С 1 января 1999 года контрольные проверки могут проводиться только вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью нижестоящего органа. Результаты их проведения отражаются как на налогоплательщике, так и на проверяемых работниках налоговых органов. Так, если будут установлены факты нарушения законодательства проверяемым налогоплательщиком, к нему будут применены соответствующие санкции. Если же нарушения были допущены должностными лицами налоговых органов, то такие лица должны быть привлечены к дисциплинарной (уголовной) ответственности.

Повторная проверка - это проверка по тем же видам налогов и по тем же налоговым периодам, по которым проводилась предыдущая проверка. В НК РФ предусмотрены ограничения на проведение повторных налоговых проверок. Так, согласно статье 87 НК РФ, запрещается проведение повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период. В настоящее время повторные выездные налоговые проверки проводятся, как правило, в виде контрольных проверок.

4. По способу контроля проверки  делятся на:

    • сплошные (когда проводится проверка всех документов организации, без пропусков и предположений об отсутствии нарушений);
    • выборочные (когда проверяется только часть документации).

Сплошные проверки чаще всего проводятся в небольших организациях либо в организациях, где необходимо восстановить учет ( при его отсутствии или уничтожении первичных документов).

Выборочная проверка может перерасти  в сплошную в случае установления в проверяемой выборке нарушений, которые могут быть присущи всему массиву документации организации.

5. По методу установления доверенности:

А) встречные;

Б) формальные;

В) арифметические.

А). Встречная проверка может проводиться только в рамках выездной или камеральной налоговой проверки. При этом лицо, обладающее необходимой информацией о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, и сам налогоплательщик могут состоять на учете в разных налоговых органах. Таким образом, встречные проверки могут проводиться как налоговым органом, в котором состоит на учете налогоплательщик - контрагент (по мотивированному запросу другого налогового органа), так и налоговым органом, проводящим выездную или камеральную проверку.

Встречная проверка проводится путем  истребования соответствующих документов, для этого составляется письменное требование налогового органа. Четкой формы такого требования налоговое законодательство не содержит. Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок.

Если при проведении выездных налоговых  проверок у налоговых органов  возникает необходимость получения  информации о деятельности налогоплательщика, связанной с иными лицами, налоговым  органом могут быть истребованы  у этих лиц (контрагентов) документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика. В этом случае налоговые органы осуществляют встречную проверку налогоплательщика.

В последнее время существенно  возросла роль встречных налоговых  проверок. Это связано в основном с тем, что в большинстве случаев при проведении камеральной или выездной налоговой проверки  у налоговых органов  возникает  необходимость получения  информации о деятельности проверяемого налогоплательщика, связанной с иными лицами (например, его контрагентами).

Информация о работе Организация проведения выездных налоговых проверок