Организация проведения выездных налоговых проверок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 11:42, дипломная работа

Описание работы

Цель работы заключается в исследовании принципов планирования, подготовки организации, проведении выездной налоговой проверки, формировании результатов.
В соответствии с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть виды и социально-экономическую сущность выездной проверки ФНС
Определить особенности проведения, планирования, обсуждения результатов выездной налоговой проверки у налогоплательщиков
Изучить приемы и методы применяемые в выездной проверки у налогоплательщика
Проанализировать результаты контрольной работы ИФНС № 2 по г. Тюмени.

Содержание работы

Введение 4
1. Социально-экономическая сущность выездной налоговой проверки 6
1.1. Особенности выездной налоговой проверки 6
1.2. Виды выездных налоговых проверок 16
1.3. Обжалование решений по результатам выездной проверки 29
2. Особенности проведения выездных налоговых проверок 40
2.1. Характеристика работы ИНФС № 2 по г. Тюмени 40
2.2. Проблемы организации и проведения выездной налоговой проверки 44
2.3. Типичные ошибки налогоплательщиков 55
3. Производство по делу о налоговых нарушениях 63
3.1. Анализ результатов работы налоговых органов 63
3.2. Перспективы работы по улучшению эффективности налогового контроля 66
Заключение 75
Библиографический список 79
Приложения 82

Файлы: 1 файл

Организация проведения выездных налоговых проверок.doc

— 370.00 Кб (Скачать файл)

Встречная налоговая проверка проводится на основании статьи 87 НК РФ  в рамках камеральной, выездной или повторной выездной налоговой проверки.

Цель встречной проверки – выявить факты совершения определенной сделки, полноты оприходования полученной по ней продукции или выручки от реализации. В частности, встречная проверка проводится, когда есть основания полагать, что у проверяемого налогоплательщика не приходовались полученные по сделкам товары либо выручка от реализации товаров (работ, услуг). Налоговики могут также проверить, как у контрагента отражены взаимозачетные и иные операции с налогоплательщиком. Встречная проверка может проводиться только в рамках выездной или камеральной налоговой проверки. При этом лицо (контрагент), обладающее необходимой информацией о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, и сам налогоплательщик могут состоять на учете в разных налоговых органах. Таким образом, встречные проверки проводятся как налоговым органом, в котором состоит на учете налогоплательщик – контрагент (по мотивированному запросу другого налогового органа), так и налоговым органом, проводящим выездную или камеральную проверку.

Существуют два условия, при  одновременном выполнении которых  фирма может попасть под встречную проверку:

    • если у контрагента компании проводится камеральная или выездная проверка;
    • когда деятельность предприятия непосредственно связана с деятельностью проверяемого контрагента.

При невыполнении какого-либо из условий  налоговики не вправе требовать  документы в рамках встречной проверки. И все же нередки ситуации, когда инспекторы запрашивают у фирмы бумаги, имеющие отношение не к проверяемому контрагенту, а к другому предприятию, где налоговая проверка не проводится. Налоговикам эти сведения необходимы потому, что данное предприятие сотрудничает с проверяемой фирмой. Однако такие требования судьи признают неправомерными.

Условия, при которых налоговые  органы проводят встречную проверку, в НК РФ не указаны. Налоговые органы должны осуществлять встречные проверки у налогоплательщиков – поставщиков фирм-экспортеров. Налоговики обращаются за сведениями к поставщикам, у которых фирма закупила товары, перепродаваемые за границу, тем самым проверяя вычет НДС по экспортируемым товарам.

НК РФ не регламентирует процедуру проведения встречной проверки, не ограничивает сроков ее осуществления и налоговых периодов, за которые она проводится. Отсутствуют ограничения и по количеству повторных встречных проверок по одним и тем же налогам за проверенный или проверяемый налоговый период.

Однако опыт судебной практики выработал  общий подход к проведению данного  вида проверки. По мнению судей, при  встречной проверке должностное  лицо налогового органа должно соблюдать  общие нормы ст. 93 НК РФ, то есть запрашивать  конкретный перечень необходимых сведений (документов) в письменной форме в виде требования. К данному перечню могут быть отнесены все документы, подтверждающие хозяйственные связи контрагента с проверяемым налогоплательщиком.

Требование может быть передано представителю фирмы лично под расписку или отправлено по почте письмом с уведомлением о вручении. В противном случае нет никаких доказательств, что фирма получила требование, и, следовательно, никаких претензий к ней налоговая инспекция предъявить не сможет.

В конкретной ситуации все зависит от того, законно ли налоговиками запрошены сведения или нет.

Если инспекторы оформили требование по всем правилам, и у них действительно  есть основания для встречной  проверки, то документы представить  необходимо. Иначе налоговая инспекция может наложить на фирму и ее должностных лиц штраф в размере 5000 руб. и от 300 до 500 руб., а затем все равно потребовать нужные сведения. Однако налоговой инспекции передаются не оригиналы документов, а заверенные должным образом копии (на них должна стоять подпись руководителя), печать фирмы (нотариально заверять документы необязательно). Документы можно отвезти в налоговую инспекцию лично либо отправить по почте в течение пяти рабочих дней (отсчет ведется со дня, следующего за тем, когда фирма получила требование).

В случае, когда документы запрашиваются  незаконно, фирма вправе не выполнять  требований налоговой инспекции. Однако рекомендуем написать мотивированный отказ, чтобы избегнуть штрафа и  судебного разбирательства.

В ходе встречной проверки контрагента обнаружилось искажение в учете налогоплательщика отдельных финансово-хозяйственных операций, влияющих на определение налоговой базы. Тогда материалы проведенной проверки прилагаются к акту камеральной (выездной) налоговой проверки или к решению, принятому по результатам их рассмотрения, и используются в качестве доказательства по делу о налоговом правонарушении в отношении проверяемого налогоплательщика.

При составлении акта, вводная часть  акта выездной налоговой проверки должна содержать сведения:

    • о встречных налоговых проверках;
    • производстве выемки документов и предметов;
    • проведении экспертизы, инвентаризации имущества налогоплательщика, осмотра его территорий и помещений;
    • об иных действиях, произведенных в ходе налоговой проверки.

Приложения к акту выездной налоговой  проверки включают в себя материалы  встречных проверок (в случае их проведения).

Б). Формальная проверка - проводится внешний осмотр документа, проверяется наличие в нем всех необходимых реквизитов, каких либо посторонних записей, пометок. При арифметической проверке контролируется правильность подсчета итоговых сумм в документе как по горизонтали, так и по вертикали.

В). Арифметическая проверка дает возможность проверить правильность арифметического подсчета того или иного показателя, например, налогооблагаемой прибыли, суммы налога и т. п.

Из выше изложенного можно сделать  вывод, о том что существуют следующие  виды выездных проверок, которые классифицируются по сферам:

1). По способу организации плановые и внеплановые.

При плановой проверке подразделение налогового органа направляет налогоплательщику  письменное  уведомление о ее проведении.  Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.

Внезапная (внеплановая) проверка - это разновидность  выездной налоговой проверки, проводимой без предварительного уведомления налогоплательщика.

2). По объему проверяемых вопросов налоговые проверки делятся на комплексные, тематические и целевые.

    • Комплексная проверка направлена на всестороннее изучение и оценку состояния и результатов деятельности проверяемых подразделений по исполнению основных задач, возложенных на них в соответствии с требованиями действующего законодательства.
    • Тематическая проверка направлена на изучение и оценку состояния работы проверяемых подразделений по исполнению основных задач, возложенных на них в соответствии с требованиями действующего законодательства, распорядительных и иных актов Минюста России и Росрегистрации, относящихся к их компетенции, по отдельным направлениям или отдельным вопросам деятельности.
    • Целевая проверка - это проверка соблюдения налогового законодательства по определенному направлению или финансово- хозяйственным операциям организации

3). НК РФ предусмотрены виды повторная и контрольная.

    • Повторная - это проверка по тем же видам налогов и по тем же налоговым периодам, по которым проводилась предыдущая проверка
    • Цель контрольной проверки - установить факт некачественного проведения ранее проведенной проверки должностными лицами налоговых органов.

4). По объему проверяемых документов проверки.

Встречная проверка может  проводиться только в рамках выездной или камеральной налоговой проверки. При этом лицо, обладающее необходимой  информацией о финансово-хозяйственной  деятельности налогоплательщика, и  сам налогоплательщик могут состоять на учете в разных налоговых органах. Таким образом, встречные проверки могут проводиться как налоговым органом, в котором состоит на учете налогоплательщик - контрагент (по мотивированному запросу другого налогового органа), так и налоговым органом, проводящим выездную или камеральную проверку.

Встречная проверка проводится путем истребования соответствующих  документов, для этого составляется письменное требование налогового органа. Четкой формы такого требования налоговое  законодательство не содержит. Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок.

Если при проведении выездных налоговых проверок у налоговых  органов возникает необходимость  получения информации о деятельности налогоплательщика, связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц (контрагентов) документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика. В этом случае налоговые органы осуществляют встречную проверку налогоплательщика.

В последнее время существенно  возросла роль встречных налоговых  проверок. Это связано в основном с тем, что в большинстве случаев при проведении камеральной или выездной налоговой проверки  у налоговых органов  возникает  необходимость получения  информации о деятельности проверяемого налогоплательщика, связанной с иными лицами (например, его контрагентами).7

Встречная налоговая  проверка проводится на основании статьи 87 НК РФ  в рамках камеральной, выездной или повторной выездной налоговой проверки.

Цель встречной проверки – выявить факты совершения определенной сделки, полноты оприходования полученной по ней продукции или выручки от реализации. В частности, встречная проверка проводится, когда есть основания полагать, что у проверяемого налогоплательщика не приходовались полученные по сделкам товары либо выручка от реализации товелятся на:

    • Сплошные (когда проводится проверка всех документов организации, без пропусков и предположений об отсутствии нарушений).

Сплошные проверки чаще всего проводятся в небольших организациях либо в  организациях, где необходимо восстановить учет ( при его отсутствии или  уничтожении первичных документов).

    • Выборочные (когда проверяется только часть документации).

Выборочная проверка может перерасти  в сплошную в случае установления в проверяемой выборке нарушений, которые могут быть присущи всему  массиву документации организации.

5. По методу установления доверенности.

А). Встречная проверка может проводиться только в рамках выездной или камеральной налоговой проверки. При этом лицо, обладающее необходимой информацией о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, и сам налогоплательщик могут состоять на учете в разных налоговых органах. Таким образом, встречные проверки могут проводиться как налоговым органом, в котором состоит на учете налогоплательщик - контрагент (по мотивированному запросу другого налогового органа), так и налоговым органом, проводящим выездную или камеральную проверку.

Цель встречной проверки – выявить факты совершения определенной сделки, полноты оприходования полученной по ней продукции или выручки от реализации. В частности, встречная проверка проводится, когда есть основания полагать, что у проверяемого налогоплательщика не приходовались полученные по сделкам товары либо выручка от реализации.8

Б) формальная проверка - проводится внешний  осмотр документа, проверяется наличие  в нем всех необходимых реквизитов, каких либо посторонних записей, пометок. При арифметической проверке контролируется правильность подсчета итоговых сумм в документе как по горизонтали, так и по вертикали.

В) арифметическая проверка дает возможность  проверить правильность арифметического подсчета того или иного показателя, например, налогооблагаемой прибыли, суммы налога.

    1. Обжалование решений по результатам выездной проверки

Акт выездной налоговой проверки должен быть составлен уполномоченными  сотрудниками налоговой инспекции  не позднее двух месяцев после окончания проверки. Акт включает описание документально подтвержденных фактов налоговых правонарушений, выявленных в процессе проверки, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений. Выводы о допущенных плательщиком налоговых правонарушениях должны быть подкреплены ссылками на положения соответствующих статей НК РФ, других законодательных и нормативных правовых актов.

В случае несогласия с фактами, изложенными  в акте проверки, а также с выводами и предложениями налоговых органов, налогоплательщик вправе в двухнедельный срок со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или представить возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. Возражения налогоплательщика могут быть оформлены в форме протокола разногласий по акту выездной налоговой проверки.9

При этом налогоплательщик может приложить  к возражениям или в согласованный  срок передать налоговому органу документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы отказа от подписания акта проверки. Это могут быть не только бухгалтерские и иные документы, связанные с хозяйственной деятельностью налогоплательщика, но и судебные акты различных судов по рассмотрению аналогичных ситуаций по налоговым спорам. Доводы налогоплательщика будут иметь больший вес, если они подкреплены ссылками на судебные прецеденты.

Если налогоплательщик представил в налоговый орган возражения к акту проверки и обосновывающие их документы и сведения после истечения двухнедельного срока, то в этом случае возможны два варианта развития событий.

Информация о работе Организация проведения выездных налоговых проверок